Голем, Буратино и Железный Дровосек.

Мироприемлющие элементы гностицизма

Сообщение Иван Чёрный 07 июл 2013, 12:07

Максим Медоваров писал(а):У гностиков как раз очень ясное и последовательное мироотрицание.

гностики задаются целью монистического истолкования мира, вечно колеблясь между дуализмом и пантеизмом. Стремление к монистическому построению характеризует гениальные системы Василида и Валентина, и только оно объясняет развитую и сложную иерархию эманации и промежуточных божеств … Попытаемся, … уловить за противоречивыми и неясными свидетельствами об офитах их основную религиозно-философскую идею. … Первоначало, источник всего и в космологическом, и в логическом смысле, едино по существу... . Это - ... мир в божественной основе своей, а потому и "Первочеловек" или "Адам". … Отметим сейчас же: Первоначало мыслится как не различенное и неразличимое единство Бога и мира, т. е. пантеистически, и как единое... . …из "Первочеловека" или абсолютного Бытия, рождается само собою Второе начало или Второй человек, как Мышление, Мысль, Логос или Дух Беспримесный. Это уже модус разъединенности, а следовательно, и постижимости первоначала, первораскрытия Абсолютного, образ или идея мира, его творческое начало и существо. … материя, как нечто изменяющееся и тленное, обречена на гибель. Если она вечна, так только в последнем своем основании - как хаос или море. Поэтому и созданный сочетанием трех начал мир временен и, в развитии своем, в видимом бытии своем - божественен.
…Наряду с подменою идеи триединства идеею единства потенциальности, умаляющей свою абсолютность в онтологически-временном тройственном самораскрытии, стоит пантеистическая идея. ... Конечно, вскрывая диалектику системы, я не стану отрицать и того, что у офитов пантеистическое устремление сплеталось с исконным дуализмом морального и космического умозрения…. Я только считаю само это "сплетение" не следствием случайного сочетания противоречивых традиций и склонностей, но следствием недостаточного углубления в основную интуицию, которую не позволяет опознать мотив синкретизирующей мысли.
Дух-жена … став Светлым центром материи, она оказалась ее пленницей и в борьбе за освобождение образовала из нее видимый мир.
В силу пантеизма офитов абсолютное у них имманентно миру, ощущаемое в закономерности мирового развития, которым управляют божественные силы - астрономические сферы, планеты, стихийные духи.
для гностиков закрыт путь резкого и принципиального дуализма: созерцая мир, они воспринимают единое начало всего и делают основанием своих умозрений пантеистическую идею. Таким образом, природа гносиса определяется для нас как противоречивое сочетание этико-метафизического дуализма, натуралистического пантеизма и связанного с моральной идеей и жаждою спасения антропоцентризма. Гносису приходится раскрывать себя в атмосфере синкретизирующей религиозности, под постоянным воздействием и влиянием эллинистической религиозно-философской мысли и христианства
верен Симон и пантеистической тенденции гносиса. Раскрывая себя, Божество создает духовный мир для того, чтобы потом так же создать материальный, начало которого в Человеке...
…мир ... как некоторым образом существующее, должен включаться в абсолютное бытие.
…Знаменательным образом Василид характеризует первую потенциальность панспермии как "сыновство" и выдвигает какое-то особенно близкое, интимное родство панспермии с Первоначалом…. Не внешне, а внутренне, порождением связаны Первоначало и мир.

У Василида
…Дух - благоухание Божества, отблеск Его и одухотворяющее начало мира, который именно поэтому в дальнейшем развитии панспермии и должен воспроизвести образ Не-Сущего.
…система самого Василида, несмотря на суровый ее аскетизм, глубоко оптимистична, а совершившееся в Иисусе откровение тайны Божества и начало разделения вносят в нее радость и свет. …Вне сыновства у мира нет ни цели, ни смысла, и все материальное, душевное и даже "духовное чуждо гностикам. Впрочем, ПО МНЕНИЮ ВАСИЛИДА, ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО МИР ВРАЖДЕБЕН БОГУ И В СЕБЕ САМОМ - ЗЛО. ПО-СВОЕМУ И ОТНОСИТЕЛЬНО - ВСЁ МИРОВОЕ ЦЕЛОЕ - ПРЕКРАСНО И БЛАГО, А ТО, ЧТО НАРУШАЕТ ПОРЯДОК - ВРЕМЕННО, ИСКУПАЕМОЕ СТИХИЙНЫМ РАЗВИТИЕМ МИРА
по Василиду, даже абсолютное начало вовсе не так уж трансцендентно и вовсе не так уж лишено нисходящей раздельности. Более того, тут же возникает небо и даже много небес; и, значит, все реальное бытие есть не что иное, как эманация все того же сверхбытия. Ясно, что здесь уже аннулируется всякое христианство с его творением из ничего и вместо него вводится чисто языческий принцип пантеизма.
Василид говорит об "единосущии" трех сыновств исходному и неизреченному первоначалу; и это, конечно, эманатизм и пантеизм. (Карсавин).

Что касается Василида, то эту его противоречивость нельзя понять иначе, как попытку совместить христианский креационизм и языческий эманатизм. Совмещение это логически невозможно (ИАЭ).
путь, уже откровенно пантеистический. На него вступил Валентин (Карсавин).
(У Валентина)"церковь" мыслится здесь, очевидно, тоже сверхкосмически, то есть предвечно. Это – характеристика не космоса, но самого божества, которое здесь не только "очеловечено", но которое является также еще и человеческим коллективом, который именуется здесь как "церковь". Эта "церковь" здесь пока еще сам же бог, но только на весьма конкретной ступени своего развития.
Демиург – существо доброе. … Демиург спасается через Иисуса…
Дух Святой отождествляется здесь с Софией или, вернее, с тем ее моментом, который в кеноме единственно сохранил природную связь с плеромой.
Первый признак (гностицизма у) Б.Ферстера – это непримиримый антагонизм между миром и Богом. Мы никак не можем согласиться с этим, поскольку острый антагонизм между идеальным и материальным можно сколько угодно наблюдать и вообще во всей античной философии.
…не просто персонализм, но какой-то уже космологический персонализм… натуралистический персонализм … (ИАЭ).
Иван Чёрный

 
Сообщений: 473
Зарегистрирован: 24 фев 2013, 00:45

Пред.

Вернуться в ИЕАД им. Р. Броуна


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron