Хаос или Порядок?

Хаос или Порядок?

Сообщение Александр Волынский 15 фев 2013, 08:39

http://philosophy-sd.narod.ru/synergetics.htm
Синергетика – (греч. sinergeia – совместное действие) одно из ведущих направлений современной науки, представленое такими исследователями, как Г.Хакен, Г.Николис, И.Пригожин, И.Стенгерс, А.Баблоянц, С.П.Курдюмов, Е.Н.Князева и др. Синергетика изучает нелинейные процессы развития неравновесных систем.
В равновесном состоянии для системы возможен лишь один вариант эволюционного движения, предполагающий, что состояние системы в момент времени Tn обусловлено ее состоянием в момент времени Tn-1 и, в свою очередь, обусловливает состояние Tn+1 (и потому перспективы эволюции вполне прогнозируемы). Если равновесие системы нарушено, переход системы из состояния, соответствующего моменту Tn, в состояние, соответствующее Tn+1, рассматривается не как результат однозначной причинно-следственной связи, но как интегральный итог пересечения различных тенденций, конкретные конфигурации которого в момент Tn зависят не только от исходного состояния системы (состояния в момент Tn-1), но и от случайных факторов и флуктуаций, а потому оказываются принципиально непредсказуемыми.
Если в рамках линейной парадигмы случайные факторы могли интерпретироваться в качестве несущественных помех реализации доминантного вектора эволюции, которыми можно было пренебречь, то в рамках анализа неравновесных систем именно случайные флуктуации оказываются одним из решающих факторов эволюции.
Фундаментальным механизмом, обеспечивающим реализацию нелинейности развития, выступает в синергетике бифуркационный механизм. Если в равновесном (или слабо неравновесном) состоянии применительно к исследуемой системе может быть зафиксировано лишь одно стационарное состояние, то при удалении от равновесия (в сильно неравновесном состоянии) система достигает так называемого порога устойчивости, за которым для системы открывается несколько возможных ветвей развития. Момент достижения порога устойчивости называется точкой бифуркации (англ. fork – вилка: бифуркационная диаграмма имеет форму вилки). Это означает, что система может иметь несколько устойчивых стационарных состояний. По наблюдению А.Баблоянц, "эта ситуация напоминает бегуна, который покинул свой дом и достиг пересечения трех дорог. Прямая дорога продолжается через шаткий мостик. Если бегун будет продолжать путь через мостик, он может потерять равновесие и упасть на одну из "твердых" дорог, пересекающихся под ним". Таким образом, бифуркационный переход – это выбор системой одного из возможных вариантов развития, каждый из которых предполагает переход системы в состояние, радикально отличные от исходного. В точке бифуркации происходит резкая смена характера процесса, смена пространственно-временной организации системы, ее качественное изменение. [1]
Отвергая однозначную причинно-следственную связь между этапами развития неравновесной системы (типа Tn-1 → Tn → Tn+1), синергетика, тем не менее, утверждает, что в ситуации бифуркационного ветвления "выбор" системой новой траектории в некоторой степени зависит от того, каким именно путем она попадает в точку бифуркации: "поведение ... систем зависит от их предыстории". [2]
Точка бифуркации выступает одновременно и в качестве точки максимальной чувствительности системы как ко внешним, так и ко внутренним импульсам. Вблизи бифуркационной точки сильно неравновесная система оказывается особо чувствительной и к незначительным флуктуациям ("нарушениям" или "возмущениям") того или иного параметра (условия) процесса. В случае неравновесных процессов имеет место феномен так называемого "усиления флуктуации". В российской школе синергетических исследований данный феномен получает название "разрастания малого". Классическим примером, используемым в синергетике для иллюстрации "усиления флуктуации", выступает сформулированный Г.Николисом и Пригожиным (и фактически повторяющий известный сюжет с бабочкой у Р.Брэдбери) тезис о том, что в принципе, полет мухи в Кембридже может привести к общему изменению климата в Индии. В непосредственной близости от точек бифуркации в соответствующей системе наблюдается значительное число флуктуации, и, по выражению Пригожина и И.Стенгерс, система как бы "колеблется" перед выбором из возможных путей развития, – в этом случае "небольшая флуктуация может послужить началом эволюции в совершенно новом направлении, которое резко изменит все поведение макроскопической системы". Таким образом, малое возмущение в системе, находящейся вблизи бифуркационной точки, может привести к возникновению нового организационного порядка системы – подобный феномен фиксируется в синергетике посредством понятия "порядка через флуктуацию". В своем предисловии к работе Пригожина и И.Стенгерс "Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой" Тоффлер следующим образом описывает эту процедуру: "можно сказать, что вся система содержит подсистемы, которые непрестанно флуктуируют. Иногда отдельная флуктуация или комбинация флуктуаций может стать (в результате положительной обратной связи) настолько сильной, что существовавшая прежде организация не выдерживает и разрушается. В этот переломный момент (который ... называют точкой бифуркации) принципиально невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие: станет ли состояние системы хаотическим или оно перейдет на новый, более дифференцированный и более высокий уровень упорядоченности". Таким образом, разработанные современной синергетикой концептуальные "модели "порядка через флуктуацию" открывают перед нами неустойчивый мир, в котором малые причины порождают большие следствия".[2]
Отвечая на вопрос, каков механизм "выбора" системой того или иного пути развития из веера возможных, синергетика постулирует фундаментальный статус в этом процессе феномена случайности: "по какому пути пойдет дальнейшее развитие системы после того, как она достигнет точки бифуркации?.. Каким образом система "выбирает"?.. В этом выборе неизбежно присутствует элемент случайности: макроскопическое управление не в состоянии предсказать, по какой траектории пойдет эволюция системы. Не помогает и обращение к микроскопическому описанию... Перед нами – случайные явления, аналогичные бросанию игральной кости". [2]
При изучении процессов самоорганизации было зафиксировано то обстоятельство, что среди возможных ветвей эволюции системы далеко не все являются вероятными, "что природа не индифферентна, что у нее есть "влечения" по отношению к некоторым состояниям", – в связи с этим синергетика называет конечные состояния этих систем "аттракторами" (лат. attractio – притяжение). Аттрактор определяется как состояние, к которому тяготеет система. «Результаты синергетики как бы возвращают нас к идеям древних о потенциальном и непроявленном. В частности, они близки к представлениям Платона о неких первообразцах и совершенных формах в мире идей, уподобиться которым стремятся вещи видимого, всегда несовершенного мира. Или же к представлениям Аристотеля об энтелехии, о некой внутренней энергии, заложенной в материи, вынуждающей ее к обретению определенной формы».[3]
Выступая в качестве состояния, к которому с течением времени эволюционирует система, аттрактор определяется в синергетике как "устойчивый фокус, к которому сходятся все траектории динамики системы" (Г.Хакен). Как это было зафиксировано на I Международной конференции Немецкого Общества Сложных Систем, аттрактор выступает как своего рода "стабильное состояние порядка".[1]

Согласно интегральной формулировке основателя синергетики Пригожина, "порядок и беспорядок... оказываются тесно связанными – один включает в себя другой. И эту констатацию мы можем оценить как главное изменение, которое происходит в нашем восприятии универсума сегодня".[1] Так, по утверждению Пригожина, "сегодня мы знаем, что увеличение энтропии не сводится к увеличению беспорядка, ибо порядок и беспорядок возникают и существуют одновременно". И дело здесь не только в наличии различных систем отсчета, дающих нам понять, что "порядок и беспорядок сосуществуют как два аспекта одного целого и дают нам различное видение мира". Классическим для синергетики является в данном случае пример Пригожина о наличии двух взглядов на Венецию: с одной стороны, с высоты птичьего полета (макроописание), когда открывается панорама упорядоченной городской структуры, с другой – изнутри (описание на микроуровне), когда городская жизнь предстает как хаотическое движение.

В рамках синергетического видения реальности хаос часто выступает как фактор самоорганизации. При нарушении равновесия может происходить автономная самоорганизация материи, т.е. достижение более упорядоченного состояния с резким понижением энтропии – переход к «порядку» из «хаоса». По формулировке Г.Хакена, "во многих случаях самоорганизация возникает из хаотических состояний", т.е. именно "из хаотических состояний возникают высокоупорядоченные … пространственно-временные структуры". Таким образом, по оценке Е.Н.Князевой и С.П.Курдюмова, "хаос на микроуровне – это не фактор разрушения, а сила, выводящая на ... тенденцию самоструктурирования нелинейной среды".[1]
«В процессах самоорганизации открытых нелинейных систем явным образом обнаруживается … двойственная природа хаоса. Он то конструктивен, то разрушителен. Хаос выступает как двуликий Янус». [4] 1.Порядок возникает благодаря хаосу и из него, хаос лежит в основе выхода на одну из тенденций самоструктурирования сложной системы. 2.«Возникающие сложные структуры лишь относительно устойчивы. Длительное время, вдали от момента обострения, они существуют метастабильно. Но вблизи момента обострения они имеют тенденцию спонтанно распадаться, ибо становятся чувствительными к малым возмущениям, флуктуациям. Микрохаос рано или поздно прорывается на макроуровень и разрушает то, что он сам строил». [4]

Практически все естественно-научные сферы так или иначе адаптировали основные положения синергетики к специфике своей предметной области, о чем свидетельствует широкий предметный диапазон 28-томного издания "Synergetics" (сколь регулярного, столь же и фундаментального) издательства "Springer". И если стоящую перед синергетикой цель Пригожин и И.Стенгерс определяют как заключающуюся в том, "чтобы в необычайном разнообразии естественных наук попытаться найти путеводную нить, ведущую к какой-то единой картине мира", то цель эта может считаться фактически достигнутой: становление синергетической парадигмы в современном естествознании по всем критериям может быть оценено как становление новой картины мира. Как отмечено самими Пригожиным и И.Стенгерс, "не будет, по-видимому, преувеличением сказать, что наш период допустимо сравнивать с эпохой греческих атомистов или Возрождения, когда зарождался новый взгляд на природу". В настоящее время уже предприняты попытки создания универсальной концептуальной модели мирового процесса самоорганизации: в англоязычной литературе – К.Майнцером, в русскоязычной – Н.Н.Моисеевым. Как пишет последний, "глобальный эволюционный процесс развития Суперсистемы и ее отдельных составляющих – это процесс самоорганизации". Вопрос о перспективах аппликации идей самоорганизации на социально-гуманитарную сферу остается до настоящего времени открытым: если на уровне прикладных исследований эти аппликации активно осуществляются в самых различных гуманитарных областях, то на концептуально-методологическом уровне столь же активно ведутся дискуссии о правомерности, корректности и даже самой возможности использования синергетического подхода к феноменам социо-гуманитарного порядка. В рамках этих дискуссий, с одной стороны, формируется своего рода вектор позитивной оценки перспектив использования идей самоорганизации при исследовании феноменов социального и гуманитарного порядков. По мнению Пригожина и И.Стенгерс, в ходе разворачивания синергетической исследовательской матрицы "неизбежно напрашивается аналогия с социальными явлениями и даже с историей". [1]
Однако на этом мажорном фоне Пригожин и И.Стенгерс формулируют предупреждение против непосредственного заимствования социальными науками понятий и методов синергетики. По их мнению, прямая "аналогия между ними и социальными или экономическими явлениями" и непосредственное апплицирование синергетической методологии на материал социально-исторического характера не могут рассматриваться в качестве корректных. Оценивая непосредственные практические аппликации синергетической методологии на материал социально-гуманитарного плана, они пишут: "понятие структурной устойчивости находит широкое применение в социальных проблемах. ... Однако, ... всякий раз речь идет о сильном упрощении реальной ситуации". На I Международной конференции Немецкого Общества Сложных Систем также было высказано, наряду с другими, и мнение о том, что экстраполяция синергетического подхода на социогуманитарную сферу, в целом, неправомерна. [1]


Заслуги синергетики и ее заблуждения.


Главной заслугой синергетики является открытие ею процессов самоорганизации. Безусловно, это шаг вперед в нашем познании мира. И хотя авторы синергетики вначале подметили явления самоорганизации только для отдельных физических и химических процессов, но в дальнейшем синергетика была распространена практически на все уровни иерархии Вселенной. При этом все выводы, сделанные авторами синергетики в части причин и условий синергетических процессов, автоматически были перенесены на новые области. В результате … наша Вселенная стала неустойчивой, а основным фактором ее эволюции стала случайность. Вместе с тем анализ показывает, что самоорганизация – это не кооперация под воздействием случайных факторов в состоянии неустойчивости, а процессы, причины которых заложены в природе. Эти процессы происходят на всех уровнях иерархии Вселенной и обеспечиваются всеми действующими в ней законами и силами. [5]

Сторонники же синергетики отводят случайности главенствующую роль в эволюционном процессе. Так, И.Пригожин называет детерминистские законы физики карикатурой на эволюцию[6], а Г.Н.Дульнев пишет, что случайность и бифуркация являются источником морфогенеза, «…случайность есть творческое конструктивное начало. Она строит мир» [7]. Сами авторы синергетики и их последователи, заявив о главенствующей роли случайности, в дальнейшем на основании исследуемых ими же процессов, делали совсем противоположные заключения. Так И.Пригожин признает, что «в промежутке от бифуркации до очередной бифуркации главенствует детерминистическое описание»[6], а путь аттрактора предопределен. Что в химической кинетике «вблизи неустойчивости распределение неупруго сталкивающихся частиц перестает быть случайным»,[6] (это относится к столкновениям молекул, в результате которых молекулы вступают в химическую реакцию). Другой автор В.Эбелинг говорит, что после начального толчка «дальнейшее движение системы носит закономерный характер». [8] О случайности начального толчка В.Эбелинг пишет: «Эта случайность случайна для наблюдателя на данном уровне. Но нельзя утверждать, что этот толчок абсолютно случаен, а не вызван законом или некоторой силой, которую мы не знаем». И, действительно, даже на основе примеров процессов самоорганизации, рассмотренных авторами синергетики, можно говорить о неслучайной природе тех воздействий, под влиянием которых эти процессы происходят. Разве когерентное излучение лазера возникает самопроизвольно? Нет. Лазер излучает когерентно тогда и только тогда, когда на него подается вполне определенное напряжение питания. Ячейки Бенара образуются в слое жидкости только при создании вполне определенного перепада температуры между ее поверхностями. В жидкости появляются турбулентные вихри только, если созданы условия течения жидкости, соответствующие определенному числу Рейнольдса и т.д. Все эти процессы воспроизводимы, и это еще раз подтверждает неслучайную природу этих процессов, по крайней мере, на макроуровне. Здесь подчеркивается макроуровень, потому что предсказать поведение конкретных молекул, атомов, испускание фотонов и др. на микроуровне невозможно. Эта невозможность проистекает не из случайности протекающих на микроуровне процессов, а из незнания нами всех тех сил и законов, которые на нем действуют. Это справедливо для всех процессов, а не только для синергетических. Еще меньше места случайности в развитии биологических объектов. [5]

Синергетика открыла процессы самоорганизации в природе, но посчитала их природу случайной, не заметив, что самоорганизация охватывает все уровни Вселенной и является ее законом. С точки зрения синергетики, Вселенная – система, находящаяся вдали от точки равновесия. Вместе с тем, все во Вселенной стремится к равновесию, к устойчивости, а гармония сил сохранения, разрушения и созидания обеспечивает жизнь и эволюцию во Вселенной. Синергетика, объявив Вселенную открытой, близко подошла к признанию существования нематериального мира и его воздействия на наш мир, но не сделала последнего шага, посчитав причиной эволюции случайность, необратимость и неустойчивость. [5]




Литература


1. Можейко М.А. "Синергетика". Новейший философский словарь. – М.: "Книжный Дом", 2003

2. Пригожин И., Стенгерс И. "Порядок из хаоса". – М., 1986

3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. "Эволюция вселенной с точки зрения синергетики"

4. Князева Е.Н. "Мыслить синергетически значит мыслить диалектически"

5. Ушаковская Е.Д. "Синергетика и причины эволюции Вселенной"

6. Пригожин И. "От существующего к возникающему". – М.: «УРСС», 2002

7. Дульнев Г.Н. "Введение в синергетику". – СПб: Проспект,1998

8. Эбелинг В. "Образование структур при необратимых процессах". – М.: Мир, 1979
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9394
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Хаос или Порядок?

Сообщение Александр Волынский 15 фев 2013, 08:54

Принципы устойчивого развития социальных систем.
В.В. Белояров


Наш мир находится в настоящее время в глубоком экологическом и общественном кризисе. К концу второго тысячелетия стало ясно, что тот путь развития, по которому уже несколько веков идет западная цивилизация, а за ней и весь остальной мир, рано или поздно приведет в тупик. Любому образованному человеку известно, что запасы ресурсов на планете ограничены и стремительно сокращаются, что биосфера не справляется с переработкой загрязнений, что разрушение природных экосистем становится причиной негативных изменений природной среды в масштабах всей планеты. Развитие природы и общества стало неустойчивым, на повестке дня остро стоит вопрос о выживании человечества и сохранении окружающей его среды.

Создатели концепции устойчивого развития, выдвинутой на конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году, видят причины кризиса в следующих диспропорциях и противоречиях:

1. Повышение уровня жизни приводит к уничтожению природы;
2. Удовлетворение потребностей ныне живущего человечества осуществляется с нанесением ущерба для будущих поколений;
3. Двадцать процентов населения развитых стран потребляют восемьдесят процентов энергетических ресурсов планеты;
4. Велика диспропорция в размере доходов различных слоев населения как в экономически развитых, так и в развивающихся странах.


Определение устойчивого развития было сформулировано в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее»:

«Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Оно включает два ключевых понятия:
– понятие потребностей, в частности потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета;
– понятие ограничений, обусловленных состоянием технологии и организацией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности». [12]

В докладе подчеркивается: «С развитием связано прогрессивное преобразование экономики и общества; устойчивость может быть обеспечена лишь при условии, что при разработке политики развития уделяется внимание таким вопросам, как изменения в доступе к ресурсам и в распределении затрат и доходов между различными слоями населения. Даже при узком понимании физической устойчивости развития предусматривается забота о социальной справедливости по отношению к разным поколениям, забота, которая логически должна быть распространена на отношения справедливости к различным слоям населения в пределах каждого поколения. (…) Мир, в котором процветают бедность и несправедливость, всегда будет подвержен экологическим и другим кризисам». [12]

Здесь стоит отметить, что широко употребляемое понятие "устойчивое развитие" – весьма неточный перевод англоязычного термина. Более точно "sustainable development" переводится как сбалансированное развитие. «Некоторые исследователи делали акцент на этимологическом значении слова "sustainable", отмечая, что в самом общем виде оно наводит на мысль о способности противодействовать давлению и нажиму со стороны каких-либо сил». [13] Это полностью согласуется с изложенными выше законами диалектики, на основе которых можно сформулировать общие принципы развития социальных систем, направленные на повышение их устойчивости:

1. Необходимо создавать противоположности процессам, которые не имеют противодействия и тем самым нарушают равновесие системы;
2. Поддерживать баланс, равновесие противоположных сил и процессов;
3. Устранять диспропорции и непримиримые противоречия;
4. Ограничивать и контролировать процессы самоорганизации;
5. Планомерно готовить условия для необходимых качественных изменений организации общества, чтобы свести к минимуму влияние случайности.

Устойчивое развитие общества предполагает планомерные эволюционные качественные изменения, направленные на совершенствование его организации и повышение устойчивости. Безответственно полагаться лишь на процессы самоорганизации, неизбежным условием которых является нестабильность, хаос и случайность. Как отмечает В.Эбелинг: «Существующие диспропорции являются результатом ни в чем не приторможенной самоорганизации и неконтролируемой нестабильности, за которые фактически ответственны человек и созданные им технические и экономические системы; Решающее изменение должно состоять в том, что все изобилие изобретательских возможностей эволюции человека направляется не на оптимизацию краткосрочного комфорта, как это было раньше, а на поиск долгосрочных выходов из кризиса; оставить развитие будущих событий на самотек было бы безответственной позицией по отношению к нашим детям, внукам и правнукам. Нравственный императив обязывает нас на базе имеющихся в нашем распоряжении знаний активно содействовать оформлению будущего нашей планеты…»[14]
И в этом нам поможет знание законов диалектики. В статье «Что такое диалектика» К.Поппер, справедливо критикуя диалектику Г.Гегеля, предлагает как альтернативу метод проб и ошибок. Но в наш век все углубляющегося мирового экологического и социального кризиса у человечества нет времени нащупывать оптимальную организацию мира методом проб и ошибок. Надо ясно понимать законы развития природы и общества, чтобы обеспечить будущее планете и человечеству.




Литература

1. Поппер К. "Что такое диалектика" «Вопросы философии» 1/1995.

2. Мантатова Л.В. "Философия устойчивого развития"

3. Князева Е.Н. "Мыслить синергетически значит мыслить диалектически" Актуальные вопросы
диалектики (историко-философские аспекты). - М.: Кафедра философии РАН, 2000.С.113-117.

4. Федосин С.Г. Физика и философия подобия от преонов до метагалактик. - Пермь: Стиль-МГ, 1999.

5. Пригожин И.Р Порядок из хаоса. - М. «Прогресс»,1986.

6. Философский словарь. Под ред. М.М.Розенталя, - М. 1975. Ст. «Развитие», с.77.

7. Философская энциклопедия. Под ред. Ф.В.Константинова, - М. «Советская энциклопедия»,
1967, т.4, с.188.

8. Богданов А.А. "Очерки организационной науки"

9. Философская энциклопедия. Под ред. Ф.В.Константинова, - М. «Советская энциклопедия»,
1962, т.2, с.108.

10. Ивин А.А. "Логика"

11. Можейко М.А. «Синергетика». Новейший философский словарь. - М.: "Книжный Дом", 2003

12. «Наше общее будущее». Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). - М.: Прогресс, 1989.

13. Косов Ю.В. "Генезис концепции устойчивого развития" «Экология и образование», 1-2/2002

14. Эбелинг В. "Самоорганизация – глобальные стратегии оформления будущего"
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9394
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Хаос или Порядок?

Сообщение Александр Волынский 15 фев 2013, 09:01

ФИЛОСОФИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Л.В. Мантатова


В отечественной литературе устойчивое развитие определяется как форма такого взаимодействия (коэволюции) общества и природы, при котором сохраняется биосфера и обеспечивается выживание и неопределенно долгое развитие человечества. Мантатов В.В. рассматривает устойчивое развитие как закон Вселенной. Этот закон отражает фундаментальное свойство всех явлении и процессов во Вселенной: динамическое равновесие, характеризующееся соответствием между устойчивостью и изменчивостью. Вещи оказываются устойчивыми не сами по себе, а только по отношению к определенным совокупностям изменений (преобразований); и, наоборот, изменения вещей необходимо предполагают устойчивость бытия, поскольку процесс изменений есть не что иное, как развертывание (самораскрытие) устойчивой субстанции.

Процесс развития идет – как минимум – двумя противоположными путями: изменчивости и устойчивости, хаоса и порядка, инволюции и эволюции. В этом единстве и взаимопереходе противоположных моментов развития понятие устойчивого развития делает акцент на эволюции, согласованности и направленности изменений. Процессу такого развития присущи порядок и безопасность, выживаемость и сохраняемость структур в противовес хаосу и катастрофичности. Словом, устойчивое развитие – это такая творческая эволюция системы, при которой никакие преобразования внутри системы, никакие внешние возмущающие факторы не могут вывести ее из состояния динамического равновесия.

Наиболее общая закономерность устойчивого развития – это раздвоение единого на противоположности и синергетическое равновесие между ними. Устойчивое развитие имеет место там, где противоположности не достигают антагонизма, где имеет место самоорганизация системы, «разрешимость» ситуации. В свою очередь, логика самоорганизации предполагает коэволюцию, то есть когерентное взаимодействие противоположностей. Эту диалектику устойчивого развития наиболее адекватно выражает понятие гармонии (в гераклитовской интерпретации). Гармония, по Гераклиту, есть внутренняя связь, скрытая согласованность, то есть равновесие, получающееся в результате «схождения» неослабевающего «расхождения» противодействующих сил. Образ гераклитовской реки, символизирующей всеобщий миропорядок (космос), выражает оба противоположных аспекта бытия: изменение вещей и их устойчивость. В самом деле, чтобы оставаться самой собой, река должна все время течь. Это значит, что каждая вещь пребывает в состоянии тождества с самим собою и одновременно постоянного изменения, то есть представляет собой единство противоположностей. Это скрытая гармония вещей есть божественный порядок, нарушение которого недопустимо и влечет за собой справедливое наказание.

В философии Гераклита, как и во всей древнегреческой мысли, господствовало понятие космической справедливости, которая «предотвращает возможность того, чтобы борьба противоположностей когда-либо завершилась полной победой одной из сторон».[1]

Справедливость – это космический принцип, выражающий сбалансированность, мерную определенность всего сущего. Следовательно, безмерность есть нарушение справедливости и она наказуема. Прекрасна надлежащая мера во всем, как говорили античные мудрецы. Справедливость, понимаемая как закон меры, является имманентной характеристикой космического порядка. В обществе такой мерой, на наш взгляд, является степень удовлетворения разумных потребностей человека. Опасно как сверхпотребление богатых, так и недопотребление бедных. Поэтому главная проблема устойчивого развития общества предстает как проблема справедливости.

Закон устойчивого развития и есть закон космической справедливости. В мире все уравновешено и гармонизировано, то есть в мире царит справедливость, или порядок. И этот справедливый порядок не может быть нарушен. Как говорил Анаксимандр, вещи должны быть осуждены за свою несправедливость сообразно «порядку времени». Но общество, в котором мы живем, страшно неустойчиво, дисгармонично и несправедливо. Человеческий порядок разошелся с порядком космическим. Необходима гармонизация человеческого бытия, согласование его с космическим порядком, с «великой динамикой природы, различные части которой созвучно резонируют одна с другой». [2]

Устойчивое развитие общества возможно только в том случае, если гармонизированы отношения как внутри общества, так и с окружающей средой в соответствии со Стратегией Разума.

В докладе Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию, известном как «Доклад Брундтландт», также отмечается, что «стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой».[3] После «Доклада Брундтландт» устойчивое развитие общества понимается как сбалансированное во всех отношениях развитие, и естественно, такое развитие немыслимо без принятия концепции справедливости. Новый подход к проблемам мироустройства, предложенный концепцией устойчивого развития, связан именно с пониманием места и роли справедливости в историческом процессе. «Наша неспособность добиться признания и принятия концепции общих интересов, что необходимо для процесса устойчивого развития, – говорится в докладе Комиссии ООН, – часто является результатом относительного пренебрежения экономической и социальной справедливости внутри стран и между странами». [4] Опыт истории подтверждает: ни одно общество не может быть устойчивым, если его основы не опираются на справедливость. Концепция устойчивого развития распространяет заботу о справедливости на будущие поколения людей, которое логически предусматривает также и охрану природы.

Литература

1. Рассел Б. История западной философии. Т.1. М: «Миф», 1993.С.63
2. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1973. С.121.
3. «Наше общее будущее». М.: Прогресс, 1989. С.68.
4. Там же. С.55
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9394
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Хаос или Порядок?

Сообщение Александр Волынский 15 фев 2013, 09:02

ФИЛОСОФИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ(продолжение)

В.В. Мантатов, Л.В. Мантатова


Понятие устойчивого развития ассоциируется, как правило, с длительным (неопределенно долгим и непрерывным) существованием человечества на планете Земля. Философия устойчивого развития – это философия диалектического реализма, для которой длительность есть сама ткань реальности и самая глубинная реальность. Устойчивое развитие мира, сущность которого составляет субстанциональная длительность, по сути дела совпадает с процессом духовной эволюции.
В человеческом обществе устойчивое развитие достигается за счет реализации новых идей, возникающих в головах людей, за счет духовного возвышения потребностей человека. Требование устойчивого развития на современном этапе глобального эволюционизма предстает как необходимость перехода человечества от материально-потребительского общества к духовно-творческой цивилизации. Между тем часто встречается весьма упрощенное представление об устойчивом развитии, суть которого сводится к обеспечению нового качества экономического роста (на основе «высоких технологий»). Никакие технологические инновации, никакие экономические реформы сами по себе не обеспечат устойчивого человеческого развития, если не произойдет переоценка ценностей, если не утвердится в обществе высокое ценностное сознание.
Устойчивое развитие – это революция в ценностях, и смысл этой революции состоит в духовном преображении личности. Это предполагает осознание гармонии и целостности мира; гармония – самое, быть может, глубокое и сокровенное, что таит в себе Вселенная. Ценностные ориентиры устойчивого развития можно охарактеризовать следующим образом: гармония человека с природой, для чего человечество должно остановить свою экспансию в природу; гармония человека с обществом, для чего индивид должен уравновешивать свои эгоистические притязания с интересами коллектива, социума, государства; гармония человека с самим собой, что предполагает обретение смысла жизни и счастья. Устойчивое развитие общества возможно только в том случае, если гармонизированы отношения как внутри общества, так и с окружающей средой в соответствии со Стратегией Разума. И основу этой Стратегии может дать формирование новой философии диалектического реализма.
Диалектический реализм – новая философская парадигма, основанная на законе космической гармонии и признании факта творческой эволюции Вселенной, понимаемой как восходящий поток духа. С точки зрения диалектического реализма мир духовных ценностей представляет собой высшую реальность. Это такое целостное мировоззрение, стоя на почве которого, можно быть истинным реалистом, то есть мыслить себя в реальном единстве с природою, но вместе с тем утверждать и самоценность человеческого разума с его постулатом о сверхприродном, идеальном бытии. Это такое диалектическое миропонимание, которое сочетает свободу человеческого творчества с космическим порядком бытия, а субстанциональность природы с признанием духовной сущности Вселенной. Это такая система понятий, которая отражает реальность в терминах диалектики Единого и полагает перспективы глобальной цивилизации. Первым шагом на пути создания новой философии диалектического реализма должен стать творческий синтез философских идеологий Востока и Запада. Это должна быть такая философия, которая могла бы стать духовной основой единения всего рода человеческого на принципах устойчивого развития.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9394
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Хаос или Порядок?

Сообщение Александр Волынский 15 фев 2013, 09:49

У кого нет времени на "слишком много букв".
Синергетика не смогла доказать, что Порядок возникает из Хаоса сам по себе. Аттракторы и факторы порядка в любом случае детерминируют состояние системы на длительном этапе развития на макроуровне. Хаос только обеспечивает динамику, т е без Хаоса система не может достигнуть состояния Порядка, что приводит к заключению, что Хаос и Порядок это диалектические категории, дополняющие друг-друга в эволюционном синтезе.
Справедливость это состояние устойчивого развития, где все противоположности уравновешены. В этом определении она близка к определению Красоты, как Гармонии, и Истины, как соответствия объективного и субъективного.
Диалектический реализм – новая философская парадигма, основанная на законе космической гармонии и признании факта творческой эволюции Вселенной, понимаемой как восходящий поток духа. С точки зрения диалектического реализма мир духовных ценностей представляет собой высшую реальность. Это такое целостное мировоззрение, стоя на почве которого, можно быть истинным реалистом, то есть мыслить себя в реальном единстве с природою, но вместе с тем утверждать и самоценность человеческого разума с его постулатом о сверхприродном, идеальном бытии. Это такое диалектическое миропонимание, которое сочетает свободу человеческого творчества с космическим порядком бытия, а субстанциональность природы с признанием духовной сущности Вселенной. Это такая система понятий, которая отражает реальность в терминах диалектики Единого и полагает перспективы глобальной цивилизации. Первым шагом на пути создания новой философии диалектического реализма должен стать творческий синтез философских идеологий Востока и Запада. Это должна быть такая философия, которая могла бы стать духовной основой единения всего рода человеческого на принципах устойчивого развития.

Фундаментальная проблема всех сторонников "единения всего рода человеческого" в том, что субъектом такого единения они видят ЛИЧНОСТЬ, причем личность творческую, рефлексирующую, поэтическую. Но в социальном развитии гармония достигается только когда личность взаимодействует с социумом. Устойчивый социум координирует волю миллионов людей и механизмы этой координации отрабатывались веками.
Сегодня старые механизмы координации перестают работать, гармония нарушается слишком быстрым темпом развития и Хаос уже стоит на пороге.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9394
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Хаос или Порядок?

Сообщение Александр Волынский 15 фев 2013, 14:24

СИНЕРГЕТИКА И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
В.А. Белавин

Синергетический подход расширяет научное видение мира, дополняя его такими важнейшими элементами, как сложность, системность, целенаправленность . Синергетика открывает необычные стороны мира нелинейных диссипативных систем: его нестабильность и режимы с обострением (режимы гиперболического роста, когда характерные величины многократно, на много порядков возрастают за конечный, достаточно небольшой в масштабах всего периода эволюции системы, промежуток времени), нелинейность и открытость (наличие в системе нескольких потенциальных структур-аттракторов - различных вариантов ее будущего), возрастающую сложность формообразований и способы их объединения в эволюционирующие целостности (законы коэволюции)
Сложноорганизованная система должна иметь большое число различных структур-аттракторов. Так, например, имеется около сотни видов атомов, лежащих в основе всей нашей Вселенной. Количество белков, участвующих в построении биологических объектов, составляет десятки и сотни тысяч, а число различных видов клеток, существующих или когда-либо существовавших, исчисляется миллионами.

Синергетический подход позволяет во многих случаях оценить количество возможных в системе устойчивых структур-аттракторов и как количество их меняется при изменении параметров системы.

Характер современной стадии развития человеческой цивилизации определяется во многом именно приближением демографической системы к моменту обострения Tf. Это ускорение мировых процессов, возрастающая нестабильность, множество возможных, угрожающих миру глобальных опасностей (экологическая катастрофа, разгул терроризма, ядерный катаклизм). Важно понять, что проблема эволюционных кризисов носит общечеловеческий (системный) характер. Эволюционные кризисы и неустойчивость угрожают сегодня не только России или отдельным странам, но и всему миру в целом.

Следует заметить, что режим с обострением имеет интересную особенность: ход процессов в них имеет две существенно отличающиеся друг от друга стадии. Первая из них - это длительная метастабильная стадия, когда все характеристики процессов растут чрезвычайно медленно и незначительно. Все локальные флуктуации, возникающие на этом этапе, не меняют качественно хода эволюции системы, проявляясь лишь в небольшом изменении момента обострения. Все накопившиеся на этом этапе, и в особенности в переходный период (см. рис.1, выделенная область на временной оси), несогласованности в развитии различных частей системы проявляются на второй стадии - стадии асимптотической неустойчивости вблизи момента обострения, когда возникает угроза стохастического, "радиоактивного" распада любых сложных образований. Вблизи момента обострения сколь угодно малые локальные флуктуации способны нарушить согласованность темпа развития внутри сложной структуры, в результате чего последняя подвергается реальной угрозе распада.

Асимптотическая неустойчивость сложных организаций, развивающихся в режиме с обострением, приводит к бифуркациям, к появлению нескольких возможных сценариев дальнейшего хода событий: гибели цивилизации, распада сложных структур или "фазового перехода", выхода системы на новый режим развития. Что касается первого, пессимистического исхода, то это, по сути, глобальная версия известного исторического феномена - крушения империй. Крах Греческой и Римской империй, крушение кайзеровской Германии в 1918 г., после окончания Первой мировой войны, распад колониальных систем Великобритании, Франции и Испании после Второй мировой войны, распад СССР после периода "холодной войны" - все эти локальные катастрофы представляют собой, вероятно, проявления общей исторической закономерности краха империй. Как известно, историки не обсуждают вопроса, почему империи распадаются вообще, они исследуют только конкретные социальные причины и условия краха отдельных империй. Синергетические модели позволят, возможно, получить общее математическое обоснование этого исторического феномена: распад империи приводит к децентрализации населения, информации, материальных ценностей, гомогенизации социальной системы, устраняющей последствия возрастающей неустойчивости интенсивного роста.

Но возможен ли такой путь для человечества в целом, может ли сложная организация человеческого общества избежать распада и гибели, "замыкание" цикла эволюции социальной системы? Оказывается, такую возможность предоставляют нам флуктуации, но не локальные, разрушающие синхронность процессов в различных регионах и ведущие к распаду сложных структур, а глобальные, влияющие на поведение системы в целом. Это в первую очередь изменение глобальных параметров системы, характеризующих хаотические диссипативные процессы.

Изменение интенсивности нелинейных обратных связей приводит только к сдвигу во времени момента обострения всей системы в целом, тогда как флуктуации интенсивности диссипативных процессов могут привести к существенному изменению в характере эволюции системы. Было показано , в частности, что подобные флуктуации небольшой величины могут объяснить периодичность смены исторических эпох на протяжении всей истории развития человечества . Более существенные (или произошедшие в момент большей неустойчивости) флуктуации могут стать причиной смены режима эволюции системы, перевести развитие с режима ускоряющегося роста на режим замедления роста и стабилизации численности населения.

Усиление диссипативных процессов ведет к эффективному увеличению характерного размера устойчивых динамических структур системы. В этом случае развитие человечества может принять экстенсивный характер, характеризующийся уменьшением максимальной плотности населения и кардинальным замедлением прироста полного числа людей. При этом тенденции развития будут определяться не только (и не столько) общей численностью народонаселения, сколько характером его пространственного распределения. Распространение и уменьшение концентрации населения ведет к симметризации системы, нивелируя рассогласованность различных регионов, накопившуюся в процессе роста в режиме с обострением. Однако анализ возможных эволюционных процессов показывает, что такой путь развития не может длиться сколь угодно долго. В результате эволюции система неизбежно должна снова перейти с него в режим роста и концентрации.

Динамика развития сложных социальных организаций и структур связана, таким образом, с периодическим чередованием режимов убыстрения процессов и их замедления, режимов кристаллизации и стирания различий, частичного распада и восстановления структуры, с периодическим смещением фокуса влияния от центра к периферии и обратно. Попятное движение по времени, частичный возврат к старому, к культурным и историческим традициям является, вероятно, необходимым условием поддержания сложной социальной организации.

Тем не менее экстенсивный путь содержит в себе опасность для любой сложной системы, приближая ее к состоянию термодинамического равновесия, состоянию "тепловой смерти" - максимально простому стабильному состоянию системы. Существует только некоторый конечный отрезок времени, в течение которого структура системы будет сохраняться в первую очередь благодаря нелинейности диссипативных процессов в системе. Таким образом, изменение параметров системы должно быть не слишком сильным, чтобы время экстенсивного развития системы не превысило времени устойчивости существующих в системе структур.

Синергетический подход расширяет научное видение мира, дополняя его такими важнейшими элементами, как сложность, системность, целенаправленность . Синергетика открывает необычные стороны мира нелинейных диссипативных систем: его нестабильность и режимы с обострением (режимы гиперболического роста, когда характерные величины многократно, на много порядков возрастают за конечный, достаточно небольшой в масштабах всего периода эволюции системы, промежуток времени), нелинейность и открытость (наличие в системе нескольких потенциальных структур-аттракторов - различных вариантов ее будущего), возрастающую сложность формообразований и способы их объединения в эволюционирующие целостности (законы коэволюции).

Синергетика позволяет снять некие психологические барьеры, страх перед сложными системами. Сверхсложная бесконечномерная система может описываться небольшим числом фундаментальных идей и образов, определяющих общие тенденции развертывания процессов в ней. На основании этого появляется возможность прогнозирования, исходя:

"из целей" процессов (структур-аттракторов системы),
"от целого", исходя из общих тенденций развертывания процессов в сложных системах, и тем самым
из идеала, желаемого человеком и согласованного с собственными тенденциями развития процессов в данной системе
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9394
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Хаос или Порядок?

Сообщение Александр Волынский 15 фев 2013, 14:55

Сложноорганизованная система должна иметь большое число различных структур-аттракторов.

Аттракторы создают некий спектр устойчивых состояний. Этот спектр напоминает квантование уровней энергии электронов в веществе, когда возникают разрешенные и запрещенные уровни.
Каждый устойчивый этнос это один из таких аттракторов в спектре этносферы. Этносы более устойчивы чем государства и империи ибо империя распределена в пространстве,а этнос во времени.
Динамика развития сложных социальных организаций и структур связана, таким образом, с периодическим чередованием режимов убыстрения процессов и их замедления, режимов кристаллизации и стирания различий, частичного распада и восстановления структуры, с периодическим смещением фокуса влияния от центра к периферии и обратно. Попятное движение по времени, частичный возврат к старому, к культурным и историческим традициям является, вероятно, необходимым условием поддержания сложной социальной организации.

Это и есть обоснование традиционализма, как теории стабилизации.
Сверхсложная бесконечномерная система может описываться небольшим числом фундаментальных идей и образов, определяющих общие тенденции развертывания процессов в ней. На основании этого появляется возможность прогнозирования, исходя:

"из целей" процессов (структур-аттракторов системы),
"от целого", исходя из общих тенденций развертывания процессов в сложных системах, и тем самым
из идеала, желаемого человеком и согласованного с собственными тенденциями развития процессов в данной системе

Этногенез это процесс формирования "целей" т е идей которые организуют бытие. Устойчивое развитие социума обеспечивается соответствием целей его членов и внешними силами.
Либерализм насильственно разрушает систему этнических целей и оставляет только одну - Капитал.
Кризис капитализма при тотальной либерализации и стирании этнических различий ведет к полному социальному распаду. Но поскольку люди постоянно воспроизводят устойчивые архетипы, то даже после катастрофы они начнут строить именно ТРАДИЦИОННУЮ систему человеческих отношений.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9394
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль


Вернуться в Традиция и Наука


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron