В.Б. Кудрин о риторической теории числа С.Е. Шилова

В.Б. Кудрин о риторической теории числа С.Е. Шилова

Сообщение Максим Медоваров 22 мар 2013, 20:09

РИТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЧИСЛА

(Рецензия на кн: Шилов С.Е. Риторическая теория числа.
М.: ЛЕНАНД, 2013. 800 с.)

В.Б. Кудрин (г. Москва)

В душе каждого человека живёт уверенность в том, что память хранит в неизменной форме всю воспринятую индивидом информацию, что вспоминая, мы взаимодействуем не с неким туманным и удаляющимся от нас "прошлым", а с данным нам "здесь и сейчас" фрагментом вечно пребывающего в настоящем континуума памяти, существующим в каких-то "параллельных" видимому мiру измерениях. Память – не есть нечто внешнее (добавочное) по отношению к жизни, а само содержание жизни, остающееся живым и после прекращения видимого существования предмета в вещественном мiре. Однажды воспринятое впечатление, будь то впечатление от сгоревшего ныне храма, слышанного когда-то музыкального произведения, название и фамилия автора которого давно забыто, фотографии из пропавшего семейного альбома, – не пропали, и могут быть воссозданы из "небытия".
"Телесными очами" мы видим не сам мiр, а лишь происходящие в нём изменения. Видимый мiр представляет собой поверхность (оболочку), в которой происходит формирование и наращивание мiра невидимого. То, что привычно называют "прошлым", всегда присутствует в настоящем, правильнее было бы именовать "происшедшим", "состоявшимся", "наставшим", или даже применять именно к нему понятие "настоящего".

Гипотеза о физическом мiре как взаимодействии двух потоков времени – прямого и обратного, содержится ещё в книге Норберта Винера "Кибернетика". Если принять её, то акт Сотворения мiра можно помещать не в "прошлом" (в Точке Альфа), а в будущем (в Точке Омега). В любом случае, весь мiр являтся результатом Акта Сотворения мiра, независимо от того, куда направлены временные оси, и сколько их. Сами понятия "прошлое" и "будущее" можно понимать как условные, так как Причину Совершившегося (вызвано ли оно прошлыми или будущими событиями) мы привычно склонны помещать в "прошлое", даже если эта Причина – телеологическая (по терминологии Лейбница).

На протяжении XX столетия было убедительно доказано, что человеческая память хранит в неизменной форме всю воспринятую индивидом сенсорную информацию. Всем известен феномен, когда повторное прослушивание музыкального произведения дает слушателю больше, чем первое. Сознание слушателя продолжает обогащать музыкальное произведение, хранящееся в памяти, не только во время слушания, но и в промежутках между прослушиваниями, и эта совместная жизнь слушателя и музыкального произведения никогда не прекращается. Вновь переживая уже некогда пережитое, мы взаимодействуем не с "прошлым", а с фрагментом вечно пребывающего в настоящем континуума памяти. В континууме памяти нет ни пространственных, ни временных расстояний, а есть сосуществование всех совершившихся событий.

Прослушивание музыкального произведения – это не механическая передача "эмоций" композитора слушателю, а реальное общение их душ, при котором произведение выполняет функцию "канала связи" между душами, некоего "кода", сродни коду генетическому, делающему воспоминания композитора нашими воспоминаниями. При слушании музыки возникают яркие зрительные образы, которые, казалось бы, никак не соотносятся с самой музыкальной тканью. Внезапно разрешаются проблемы, казалось бы, не имеющие никакого отношение к теме прослушиваемого произведения, проблемы чисто математические! Неожиданно становятся ясными пути разрешения вопросов, неразрешимых "на словесном уровне". При этом их зачастую так и не удаётся сформулировать вербально, но слушатель начинает интуитивно делать именно то, что нужно!

Современная "поствозрожденская" позитивистская наука до сих пор занимается не реальными явлениями, происходящими в пространстве, а лишь рядом сменяющих друг друга событий, происходящих на трёхмерной поверхности этого пространства в момент его формирования. Это подобно тому, как если бы изучение реального исторического события было бы заменено изучением киноплёнки, на которую это событие было заснято, а смена кадров этой киноплёнки выдавалась бы за реальное течение этого события. При этом утверждалось бы, будто само событие, если и имело место, то "кануло в Лету", а единственное, что от него осталось – это как раз предъявленная киноплёнка, а когда киноплёнка сгорит, то от него не останется совершенно ничего, и будет совершенно безразлично, происходило ли оно вообще когда-нибудь, или нет!

Ясно, что созданные на основе такого "киноплёночного" представления о Мiре математические модели не годятся для моделирования процессов, реально происходящих в нём. Реальное физическое пространство имеет временное измерение. Соответствующая ему математическая модель тоже должна иметь его.

Пифагорейцы понимали под математикой (от греческого μάθημα "изучение через размышление"), не отдельную предметную область знаний, а "точное выражение чего-либо, достигнутое путём размышления". При этом математика оставалась для них неотъемлемой частью философии. Выделение математики в отдельную от философии предметную область привело, уже в Новое время, к изменению смысла этого понятия на прямо противоположное, когда математика стала ассоциироваться даже не с опытной наукой, а с экспериментальной технологией – "допрашиванием природы путём эксперимента". Но именно выход за пределы чувственного опыта, как это ни парадоксально, даёт возможность приобретения точного знания о реальном мiре, так как мысль – это не приложение к реальности, не "надстройка" над ней, а сама суть реальности.

Числа, в которые входит "некая сплошная качественность, которая невыразима никакими количественными переходами и рядами", Лосев первоначально назвал идеальными. Впоследствии в работе "Музыка как предмет логики", написанной в 1927 г., он назвал их гилетическими (от греческого слова hyle). Может показаться странным противопоставление понятий "гилетический" и "вещественный": ведь "hyle" как раз и означает вещество, а вещественные числа успешно применяются в математике уже более пяти тысяч лет! Но значения этих слов имеют существенные оттенки, позволяющие строго их различать. Гилетическое число можно понимать как уникальную совокупность всех моментов существования вещественного числа. Гилетическое число – это число, осуществившееся во времени и, тем самым, – осуществившееся в Вечности.

Вещественное число – это мгновенная временная координата гилетического числа в числовом пространстве.

В одной из завершающих глав "Диалектических основ математики" Лосев писал: "Четырехмерное пространство является первым полным пространством с точки зрения диалектики". Подобно пространству, первым полным числом является число гилетическое, – не результат абстрагирования от мiра вещей, а то многомерное Целое, проекции которого в трёхмерный мiр являются нам в виде отдельных предметов. Именно таким образом реализуется мысль Пифагора о порождении мiром чисел мiра явлений.

Геометрическое представление гилетического числа есть объемное тело, по крайней мере, – четырехмерное, – в качестве четвертого измерения выступает "луч памяти" гилетического числа – "опространственное" время.
Если событиями жизни элементарной частицы можно считать квантовые преобразования, то для гилетического числа такими событиями являются производимые с ними математические операции. И, совершенно так же, как пара фотонов может составлять единое целое, находясь в состоянии квантовой корреляции, даже находясь в противоположных точках метагалактической Гиперсферы, так и пара гилетических чисел может оставаться единым объектом, имеющим несколько локализаций (или проекций) в самых различных областях числового пространства, даже если с момента последней операции прошло как угодно длительное время.

Время – это созидание Памяти. Hyle – это вещество памяти, тогда как materia – это вещество мгновения, вещество "стоп-кадра".

Числовое пространство – это и есть точно выраженное (в пифагорейском смысле) физическое пространство, – то же самое физическое пространство, выраженное языком математики.

Жизнь числа есть совокупность операций с ним, вовсе не сводящихся лишь к тривиальным "четырём арифметическим действиям". Видов операций столько же, сколько самих чисел, то есть их количество актуально трансфинитно. Наиболее важные операции суть: запоминание, выделение, преобразование, актуализация.
Память любого числа – не простое произведение сомножителей, а уникальная совокупность всех произведённых над ним операций (умножение – лишь одна из них) и всех участвующих в этих операциях исходных чисел. Результат операции не сводится к произведению в виде "обычного" итогового числа, записанного цифрой или рядом цифр, так как, наряду с этим итоговым числом, в памяти гилетического числа продолжают жить и все исходные числа, участвовавшие в операции.

Интуиция подсказывает, что именно так устроена память любого живого существа. Процессы запоминания, мышления и воспроизведения памяти не могут быть полностью сведены к элементарным арифметическим операциям: мощность несводимых операций неизмеримо превосходит счётное множество сводимых, до сих пор являющихся базой современной информатики.

"Математика несводимых операций", математика "кодов души" станет точным выражением реального мiра – не мiра "исчезающих мгновений", а мiра Вечности, в которой реальны все события, восприятия, чувства, мысли и молитвы.

Записью конечного числа является конечный ряд цифр. Записью иррационального числа – алгоритм его вычисления. Записью гилетического числа можно считать и партитуру музыкального произведения, через восприятие которого происходит общение души композитора с душами слушателей, то есть передача им гилетического числа. Нотная запись – это не запись самого числа, а запись алгоритма его "вычисления" на языке музыки.

В классической теории информации, базирующейся на классической математике и "доквантовой" физике, рассматривается передача информации "из точки A в точку B", но не ея рождение и пребывание в пространстве Совершившегося. Все до сих пор применявшиеся и применяющиеся сегодня средства хранения и передачи информации имели дело лишь с препарированной информацией – копиями совершившихся событий на традиционных носителях – бумаге, лазерных дисках, в электронных файлах. Но воспроизведение памяти ("вспоминание") – это не "проигрывание" или "считывание" информация, а новая локализация события, придание ему геометрической формы, реализованной в пространстве (предмет изобразительного искусства, письменный текст) или во времени (музыка, устная речь).

Представляемая читателю книга С.Е. Шилова – итог многолетних размышлений автора о возможности создания нового формализма мышления – математически-физического аппарата естествознания, названного автором Риторической теорией числа.

По мысли автора, "Риторическая теория числа осуществляет семиотический проект математизации лингвистики, раскрывая априорный континуум математических суждений как первый язык, первую форму слововости, изначальную систему колировок, связывающих мышление и существование в темпоральном цикле. Число (значение само по себе, значение в чистом виде) раскрывается как число риторическое, как непосредственное языка самого по себе, языка в чистом виде. Первый язык, язык числа и есть неотрефлексированное тотальное основание языка как основания человека" [с. 541].

"Риторика – это не искусство говорить красиво, а прежде всего проблема тождества мышления и реальности, заключенная в сущности языка (проблема поиска истины посредством развития такой техники этого поиска-добычи-производства, как язык, речь). В конце концов, что значат высказывания физиков о красоте формулы (решения), как не риторический аргумент о красоте суждения физико-математического языка? Где применимы все эти красивые формулы, скажем, большинство релятивистских формул Вселенной или математических формализмов высокого уровня? Однако же, мы ценим эту красивую риторику, усматривая за красотой некую причастность закону разумного мироустройства"[с. 634].

"Риторика, выходя из тени логики, которая ранее претендовала на представление подлинного формализма мышления, сбрасывает ветхие одежды «ораторского искусства и украшательства речи» и, как в русской сказке, оборачивается «красной девицей», «царицей наук», понимаемых как различные вариации единого языка природы, разные «рассказы», истории природы… Риторика – это научно исторический метод познания и продуктивного освоения действительности, материей которой является язык, историцирующий независимую от нас (неделимую по нашим предписаниям) реальность как данную нам во времени действительность" [с. 715].

В книге С.Е. Шилова убедительно показана необходимость перехода от "конвенциональной" математики, сложившейся в западной Европе на протяжении XVII – XX столетий, – к математике, созвучной новейшим данным естественных наук.

На с. 211 автор утверждает: "Естествознание, осознавая факт первичной подмены доказательства представлением и стремясь последовательно учитывать необходимый факт этой подмены на всех этапах вывода и формирования научно-истинного суждения, тем не менее не владеет средством «автоматического учета данной подмены» и скатывается К НЕЯВНОМУ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, смиряя научное сознание с этим фактом как «с необходимостью» естественнонаучного познания. Именно эта подмена «вылезла» в дискуссиях Эйнштейна и Бора о детерминизме и была легитимизирована как «объективно необходимая» в принципе неопределенности Гейзенберга. Истина мышления требует ОТСУТСТВИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В НАЧАЛЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, иначе – представление само себя «доказывает», показывает, обманывая самые проницательные формы внимания, осознанно фиксирующие факт подмены и стремящиеся к ее учету, последовательно «вычитающие» данную подмену из совершаемой научно-доказательной мыследеятельности как ее простое вспомогательное средство. Отсутствие представления в начале доказательства есть сложнейшее и в то же время основное дело мышления. Доказательство, которое на деле есть спекулятивная связь представления, находящегося в «начале» «доказательства» как некоторой техники мышления, с представлением, находящимся в «конце» такого «доказательства» – это показ (самопоказ) представления, в котором представление самоутверждается, демонстрирует себя как истинное. Дело доказательства как дело поиска истины в таком самопоказе представления предано забвению".

Истинными "элементарными частицами" мiра автор считает неделимые и нередуцируемые индивидуальности (сродни монадам Лейбница), отождествляемые С.Е. Шиловым с простыми числами натурального ряда.
Автор утверждает тезис о конечности множества простых чисел. Простое число можно считать элементом числового пространства, так как оно неразложимо на сомножители, кроме самого себя и единицы. Это относится и к множествам, имеющим мощность континуума, так как его элементы также не подвержены дальнейшему разложению. Поскольку в реальном физическом мiре не существует элементов памяти для представления натуральных чисел, превышающих количество этих элементов, то не может быть "построено" множество натуральных чисел, превышающее десять в девяностой степени (предполагаемое современной космологией число элементарных частиц во Вселенной). Для достаточно больших натуральных чисел не существует способов сравнения их друг с другом (с целью обнаружения равенства – неравенства), перемножения их друг с другом, прибавления к ним единицы.

"Существование множества простых чисел – это их коммутация, в результате которой создаются и одновременно уникализируются (как уникальные наборы простых сомножителей) все целые числа. Таким образом, математика природы – это математика умножения, произведения, а не вейерштрасовская математика сложения и деления. Это также целочисленная математика, то есть она достаточна для неограниченного количества уникальных описаний объектов, их свойств, связей, элементов, состояний («всего того, что есть»), ибо есть неограниченное число целых чисел, индексирующих «то, что есть» и универсальная процедура их уникализации, фиксирующая «как есть и как стало быть то, что есть»), а также есть процедура темпорализации «того, что есть», понимаемая (процедура) как закон движения целочисленного континуума" [с. 652].

"Понятия, умозаключения – это формализмы, не способные к порождению нового и тем более истинного знания. Математико-логические формализмы умозаключений (логические исчисления), будучи применены в кибернетике, являются только командами операций, но не порождают нового знания. Яркий тому пример – неудача японского проекта компьютера пятого поколения, когда оказалось, что логическая формализация математических операций не создает нового качества вычислений, являет собой просто громоздкую и бесполезную систему дублирования матопераций" [с. 706].

"Современная математика не видит субстанции/плана содержания относительного существующего натурального ряда, поскольку не понимает его как план выражения какого-то языка. Для такой математики натуральный ряд – это предельно простое, не нуждающееся в определениях внеязыковое образование. Для риторической теории числа субстанция содержания, субстанцией выражения которой и является натуральный ряд, существует. Иначе говоря, за натуральным рядом, как некоторым существованием, стоит мысль, которой он обязан этим существованием. Натуральный ряд имеет генезис и структуру, то есть является внешним представлением языково-мыслящей системы" [с. 724].

Представление конвенциональной математики о безконечном числовом пространстве возникло а ней по аналогии с безконечным пространством дорелятивистской физики. Но, как мы знаем теперь, реальное физическое пространство неоднородно и замкнуто. Плоского безконечного пространства, используемого "по умолчанию" в конвенциональной математике, вообще не существует, так как не существует чисел, способных образовать такое пространство.

"Этой истине субстанционального времени соответствует истинная математика, математика качественностей. В основе этой математики – формализм отношений бытия и ничто, представляющий механизм работы времени как языка бытия. Высказывание, суждение, «фрейм» языка бытия – это порождение качественности в акте отношения бытия и ничто. Именно эта качественность и есть истинный момент времени, момент творения пространственной качественности (первофизической качественности).

В математике времени, в отличие от математики пространства, знакомство с которой мы начинаем с арифметики начальных классов, единица – в качестве представления бытия перед ничто – это субстанциональная, полнокачественная единица, самое большое число сущего. Принцип математики времени: «единица – больше всего, все остальное – меньше единицы (все числа – это количества частей единицы)». В математике времени как в первом языке (языке числа), языке бытия «больше» - это значение единицы, а «меньше» - это значение «не-единицы», другого, иного единице. Ноль – это пространственная качественность единицы. Ноль – это значение пространственности по отношению к субстанциональному времени.

Ноль создан для того, чтобы на него РЕЗУЛЬТАТИВНО делить единицу. Последовательное деление единицы на ноль дает совокупность (последовательность) простых чисел, первых чисел натурального ряда, первокачественностей чистой пространственной структуры, источаемой временем" [с. 629].

По меткому замечанию С.Е. Шилова, "Мы используем человеческую память не намного лучше, чем дикарь использует найденный им и установленный кем-то на одну полезную функцию компьютер" [с. 196].
Став точным выражением формирования, сохранения и актуализации памяти, математика сможет выполнить своё предназначение = ἀνάμνησις ("припоминание" в платоновском смысле), которое и есть Истинное Познание. Отпадёт необходимость "проигрывать запись", как это делают сегодняшние воспроизводящие устройства, так как Совершившееся уже вечно пребывает в памяти, и нам надлежит лишь вспомнить Его.
В конце книги приведена программа экспериментальной проверки Риторической Теории Числа.
Книга С.Е. Шилова убеждает в том, что работа по созданию новой математической парадигмы непременно должна быть продолжена!

[Рецензия напечатана в Межвузовском сборнике научных трудов "Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты", выпуск 17, Сочи, 2012, С. 220 – 227].
Россия слишком величественна, чтобы проводить национальную политику... ее дело в мире есть политика рода человеческого... (П.Я. Чаадаев)
Аватара пользователя
Максим Медоваров

 
Сообщений: 7729
Зарегистрирован: 03 фев 2010, 16:53
Откуда: Россия, Нижний Новгород

Re: В.Б. Кудрин о риторической теории числа С.Е. Шилова

Сообщение Александр Волынский 22 мар 2013, 20:50

Теория важная.
Трудно сказать что-то конкретное на основании рецензии, но в принципе направление правильное.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9389
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: В.Б. Кудрин о риторической теории числа С.Е. Шилова

Сообщение Максим Медоваров 23 мар 2013, 18:06

ЖЖ Шилова: http://sergey-shilov.livejournal.com/

Как легко заметить, Шилов очень близок к иудаизму.
Россия слишком величественна, чтобы проводить национальную политику... ее дело в мире есть политика рода человеческого... (П.Я. Чаадаев)
Аватара пользователя
Максим Медоваров

 
Сообщений: 7729
Зарегистрирован: 03 фев 2010, 16:53
Откуда: Россия, Нижний Новгород


Вернуться в Традиция и Наука


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron