ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ

ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ

Сообщение Олег Гуцуляк 09 ноя 2015, 12:00

УДК – 94.(32).04.
Николаева Н.А.
Московский государственный областной университет

Происхождение мифов «северного цикла» древних греков, иранцев и индийцев в свете позднеиндоевропейской и арийской прародин в Центральной Европе.

N.A. Nikolaeva
Moscow State Regional University

The origin of
Аncient Greek, Iranian and Indian myths of the «Polar cycle» in the light of the late Indo-European and Aryan homelands
in Central Europe.

Аннотация. Знания об Арктике, обнаруживаемые в мифологическом наследии древних греков, индийцев, иранцев, получают свое объяснение с позиции археологии. В свете концепции В.А. Сафронова о трех индоевропейских прародинах [11] полярные явления могли непосредственно наблюдать только праиндоевропейцы, достигшие Скандинавии (носители культуры воронковидных кубков). Вернувшись в Подунавье в связи с наступившим похолоданием, часть их потомков образовала с южными праиндоевропейцами -- носителями культуры Лендель IV/V союз, известный как греко-армяно-арийская общность. Археологическим эквивалентом арийской составляющей этого союза стала древнеямная культура с плоскодонной керамикой. Недоступная Арктика из реалистических рассказов мигрантов была со временем переосмыслена как страна богов. И это представление как сокровенное знание сохранялось с распадом общности в течение тысячелетий в древней литературе греков и арийских народов.
Ключевые слова: индоевропейские и арийская прародины, «полярные мотивы» в мифологии греков, иранцев, индийцев, локализация гипербореев.
Abstract. In the mythology of the Ancient Greeks, Indians, Iranians there are some myths that demonstrate the detailed knowledge of the Arctic regions. They can get their explanation in the light of the concept of the Indo-European homelands [11]. Having gone to the north up to the southern Scandinavia some groups of the late Proto-Indo-Europeans (Funnel Beaker culture – FBK «AB») had the opportunity to observe the polar phenomena directly. The climate changes about 3000 BC made their descendants (FBK «C») return to the Danube-Tissa region where they and the people of Lengyel IV/V culture formed the alliance that can be identified as the Greek-Aryan community that corresponds the co-existence of the archaeological cultures such as Boleraz/Baden +Pit Grave I (with flat-bottomed pots) cultures. Realistic stories about the Arctic regions that were brought by the northern group of Indo-Europeans had become the common knowledge inside this community, and as time went, they were transformed into fantastic tales which had been persisting for more than three millennia as sacred heritage, until they were recorded and included into the literary works of the Ancient Greeks, Iranians and Indians.
Key words: Indo-European and Aryan homelands, «polar motives» in the Ancient Greek, Iranian and Indian mythology, location of Hyperboreans.

Мифы могут стать важным историческим источником при условии определения их даты, но встает вопрос, соответствует ли хронологически мифологическая стратификация историческим периодам. Многослойность индоевропейской мифологии очевидна, поскольку мифы рождались на протяжении тысячелетий и, хотя и утрачивали актуальность, не исчезали, но сохранялись и дошли до нас благодаря включению их в эпическую литературу с последующим ее письменным закреплением.
Ранее мы показали, что древнейшие сюжеты индоевропейской мифологии относятся ко времени до возникновения собственно индоевропейского праязыка (миф о Мировом Древе – 40 тыс. до н.э.; мифы о сотворении мира Девой творения в образе птицы из Мирового Яйца, миф о Волчьем боге, о Луке и стрелах – 12-9 тыс. до н.э.; миф о Великой богине – 8-6 тыс. до н.э.) [7; 8]. Приведенные нами историко-хронологические обоснования датировки этих мифов делают их частью древнейшей индоевропейской истории.
Если упомянутые мифы сложились до начала переселения ранних праиндоевропейцев из Малой Азии в Центральную Европу [5; 8; 12, с.125-140], то более поздние мифы отражают процесс расселения праиндоевропейцев по Европе, их перегруппировки и передвижения с образованием промежуточных союзов носителей индоевропейских диалектов. Реальность этих процессов, в том числе реальность греко-арийско-армяно (фригийских) языковых и культурных контактов [1, с.172; 11, с.186] могут быть также подтверждены не только данными лингвистики и археологии, но и данными мифологии, которые вкупе могут также объяснить механизм появления «полярных сюжетов» в мифологии народов, которые уже со 2 тыс. до н.э. занимали области Средней и Южной Азии. Речь идет о сказаниях древних иранцев и индийцев об удивительной и недосягаемой стране, расположенной где-то далеко на Севере [1].
Южные европейцы (греки и римляне), расположенные ближе к северу, имели вплоть да начала новой эры неотчетливые мифологизированные представления о северных областях. Несмотря на состоявшееся к тому времени их знакомству с этими регионами они традиционно использовали даже в поздних античных источниках древнейшую версию «северных» мифов.
В отечественной историографии тема сходства и особой древности мифов древних греков, индийцев, иранцев с красочным описанием полярных явлений получила свое освещение и трактовку в свете прародины древних ариев в азово-прикаспийских степях [1, c.161-213]. Предметом данной статьи является объяснение факта появления в мифологии упомянутых народов реальных сведений об Арктике, исходя из концепции трех прародин праиндоевропейцев и гипотезы о прародине ариев в Центральной Европе .
«Полярные сюжеты» представляют собой рассказ о далекой стране на севере, отделенной от остального земного мира безлюдной пустыней, окутанной мраком и холодом, охраняемой ледяными ветрами, великанами или чудовищами. За этой пустыней поднимаются высокие горы, уходящие в небо и опоясывающие землю с запада на восток (Рипы – у греков, Хара – у иранцев, Меру – у индийцев). На северном склоне гор располагается обитель богов, где солнце восходит раз в году, где полгода длится день и полгода – ночь. За неприступными горами находится Северный (Молочный) Океан и остров с дивными растениями, где живут праведники, люди «золотого века», возносящие хвалу богам. Живыми проникнуть в эту страну и покинуть ее могли только герои, избранники богов. Эта сказочная страна даже в мыслях недоступна простому смертному, но только богам и птицам, необозримые стаи которых находятся на вершинах этих гор [1; 3; 9; 10].
Этими общими чертами объединяются сказания греков, иранцев и индийцев о мифической стране на севере. Но наряду с общим каждая мифологическая традиция привносит черты своеобразия в описание этой страны.
Древние индийцы, дальше всех отстоящие от северных регионов, фиксируют самые яркие, сильные и устойчивые впечатления об арктических областях с точными географическими и астрономическими привязками, слабее выраженными у греков и иранцев. «Полярные мифы» неизменно повторяются в письменных памятниках Древней Индии в течение 2000 лет, начиная с «Ригведы». Знания древних индийцев об арктических областях исследователи справедливо делят на реальное и мифологическое, причем указывают на их смешивание на ранней стадии. [1, с.11].
К реальному знанию можно отнести упоминание о полярном дне и полярной ночи, весеннем и осеннем равноденствии, о взаимном расположении звезд, характерном для северных широт. Местоположение этой мифической страны четко определено относительно Полярной звезды, которая стоит над ней в зените [1, c. 10]. Рядом с ней индийцы отмечают реально существующие созвездия Большой Медведицы, Кассиопеи, Волопаса, называя наиболее яркие звезды именами «риши» (праведников – Н.Н.). «Видеть эти звезды над горизонтом возможно лишь в северных широтах. В областях не южнее 55-56◦ с.ш. в течение одной ночи зимой указанные созвездия описывают круг, центром которого является Полярная звезда» [1, c. 5-6, 48 ].
Однако трактовка фактов уже мифологическая, поскольку человеческий год индийцы приравняли к «суткам богов», а «путь богов» на север связывали с весенним равноденствием. Яркое, впечатляющее, реально существующее явление в приполярных областях, как Северное сияние, описывается древними индийцами метафорически в виде десяти танцующих апсар. Именно при описании страны, где солнце восходит на полгода, индийские сказители вспоминали о «плененных водах», «о принимающих красивые образы ниспадающих водах», что, по мнению исследователей, соответствует замерзшим водам, о которых говорится в «Махабхарате» [1, с.6].
Образ Молочного моря, из которого боги добывают напиток бессмертия – амриту, вращая в его водах Мандару, высочайшую вершину горы Меру, легко ассоциируется с реальным Северным Ледовитым океаном. Светозарный Белый остров (Шветадвипа) за горами Меру, на севере Молочного моря» [1, с.43] может соответствовать упоминаемому Пифеем из Массилии острову Тиле (или Туле), лежащему в шести днях плавания к северу от Британских островов, и помещаемому Страбоном на 66 параллель с.ш. (Strabo. II, IV, 1, 8) [13, с.116].
Вот одно из описаний сказочной северной страны, многократно повторяющееся в произведениях древнеиндийской литературы, в частности, в «Махабхарате»: «Есть несравненная гора Меру. Своими вершинами, горящими золотом, она отражает блеск Солнца. Великая эта гора стоит, закрывая небо своей высотой. Она недосягаема другим даже в мыслях, она покрыта редкими деревьями и оглашается стаями разнообразных птиц. На ее высокую сияющую вершину однажды взошли все могущественные боги и стали совещаться, как добыть амриту» [1, с.51].
Древние иранцы сохранили меньше подробностей о сказочной стране, но и те, за редким исключением, аналогичны индийским [1, с.55-68]. Из них существенно то, что свою мифическую гору Харa Березайти древние иранцы располагают также под Полярной звездой. «На вечно сияющей Высокой Харе нет ни ночи, ни тьмы, ни холодного, ни знойного ветра, ни губительных болезней. … На Харе Березайти иранцы помещали страну небожителей. Туда попасть и вернуться живыми могут лишь самые выдающиеся и справедливые герои. На поднебесной высоте живут чудесные птицы и растут священные растения. У подножья Высокой Хары лежит огромное водное пространство – «море» Воурукаша. Посреди «моря» расположен чудесный остров, где живут священные животные и растут необыкновенные, удивительные растения (такие же, как и на вершинах Хары). С Великих гор слетают на остров чудесные птицы. Добраться до этой райской обители удавалось лишь душам подлинных праведников. В качестве иллюстрации к этому приводится сходная судьба старшего из Пандавов -- Юдхиштхиры из «Махабхараты» и Кей-Хосрова из «Шах-Наме» [1, с.58-64].
Сведения древних греков о Севере, начиная с 8 в. до н.э., многочисленны, но сохранились фрагментарно. О первом путешествии Аристея на север и об описани им увиденного в «Аримаспейе» сообщает Геродот (Herod. IV, 13, 32-36) [2]. Описания северной страны полнее представлены в трудах римских историков, добавивших новые подробности [3; 9; 10]. Хотя древние авторы описывают эту мифическую страну с противоречивыми географическими ориентирами, складывается картина, подобная иранской и индийской: есть горы (Рипы или Атлант), которые держат небосвод; есть Молочный или Замерзший океан, острова и «страна блаженных», где вечное тепло и солнце. Выразительное описание этой страны дано Плинием: «Позади этих (Рипейских – Н.Н.) гор и по ту сторону Аквилона (лат. «северный ветер») живет, если можно поверить, с незапамятных времен счастливый народ, который называют гипербореями; про них рассказывают сказочные чудеса. Там, говорят, находятся полюса и крайние точки звездных путей; полгода там светло, и солнце прячется всего на один день, а не на время между весенним и осенним равноденствием, как полагают несведущие люди. Один раз в году, в день летнего солнцестояния, у них восходит солнце… Эта солнечная страна с умеренным климатом не подвержена вредным ветрам. Гиперборейцы живут в рощах и лесах, почитают богов порознь и сообща, им не знакомы раздоры и недуги» (Plin. NH. 89, 91) [9].
Алкей (7 в. до н.э.) в изложении более позднего автора Гимерия сообщает, что покровитель и главный бог гипербореев, живущих на краю земли – Аполлон, который полгода находится в Дельфах, а осенью улетает в Гиперборею, где солнечно и тепло. «Когда родился Аполлон, Зевс, украсивши его голову золотой митрой, послал его в Дельфы… Аполлон же, взойдя на колесницу, пустил лебедей лететь на север к гиперборейцам» [3, с.407-408]. То, что этот миф был известен ахейским грекам, подтверждает терракотовая группа, найденная в памятнике культуры полей погребений 13-12 вв. до н.э., в сербском Дупляе (рис. 1), изображающая фигуру в одеянии, украшенном «солярными» и растительными мотивами, стоящую на колеснице, влекомой лебедями. Эта находка позволяет удревнить сведения первых письменных древнегреческих источников об Аполлоне Гиперборейском еще на полтысячелетия.
Существенным отличием древнегреческих представлений о Севере является то, что греки считают гипербореев реальным народом, даже причисляют к ним население Делоса [3, с.413]. Гекатей Абдерский (4 в. до н.э.) верит в существование гипербореев и считает, что их жрецы происходят из греков, и перечисляет их имена (фр. 9, 10) [10, с.117]. Античные авторы сообщают, что гиперборейские жрецы Аполлона посещали не только Делос, но и Афины, и Сицилию. Отличаясь по одежде и внешности от греков, по языку, согласно мнению последних, являлись эллинами. Другие авторы говорят, что язык гипербореев отличается от древнегреческого, но они проявляют особое дружелюбие к грекам, памятуя об их отдаленном родстве [3, с.407,408; 10]. Согласно Аристотелю (Hist. Anim.VI, 35), титанида Лето, мать Аполлона, была родом из Гипербореи [3, c.408].
Помпоний Мела, предшественник и почти современник Плиния, сообщает еще об одном недостающем звене, усиливающем впечатление о сходстве описаний мифической северной страны древними греками и индийцами [3] . Речь идет о двух источниках «живой» и «мертвой» воды, в которых нетрудно видеть аналогию дарующему бессмертие напитку амрите из древнеиндийского мифа. Этот фрагмент завершает картину полного сходства в описании сказочной страны в мифологии древних греков, индийцев и иранцев.
Авторы книги «От Скифии до Индии» признают, что «все указанные общие черты «северного цикла» являются наследием отдаленной эпохи индоиранского единства и образуют прочную и длительную традицию передачи определенного цикла представлений» [1]. В то же время они придерживаются мнения о сохранении индоиранской общности почти до середины II тыс. до н.э. Г.М. Бонгард-Левин и Э.А. Грантовский с позиции арийской прародины в азово-каспийских степях не могут объяснить фактами археологии пребывание индоиранцев в районах Восточной Европы, вблизи Полярного круга. Поэтому исследователи делают вывод, что «сюжеты этого северного цикла были связаны по происхождению с легендарными и частично реальными представлениями космологической и мифологической системы древних народов северной и лесной зоны, и потому имеются все основания утверждать, что у предков индоиранских народов весь круг рассмотренных «северных» представлений мог сложиться лишь при непосредственных контактах с теми племенами Севера, которые обитали вблизи арктических районов (Восточной Европы -- Н.Н.» [1, с.158].
Концепция четырех ареалов, сменяемых во времени праиндоевропейцами [5; 8; 11; 12], позволяет более полно учесть все лингвистические и археологические факты и представить свою, альтернативную существующим, гипотезу арийской прародины и объяснение сходству мифов «северного цикла», как и уточнить направление восточноевропейских миграций праиранцев и индоариев после распада индоиранской общности и их местоположение относительно друг друга.
Согласно этой концепции евразийцы/ранние праиндоевропейцы в 12-9 тыс. до н.э. ушли из Центрально-Восточной Европы в Малую Азию [5, с.69] и вернулись во второй половине 5 тыс. до н.э. в виде балкано-дунайской цивилизации (культура Винча и культуры «винчанского» круга; среднепраиндоевропейский этап) [5, с.70], просуществовавшей более 2000 лет. В результате влияния этой цивилизации на автохтонов Центральной Европы сложилась позднеиндоевропейская общность (ее археологические эквиваленты Лендель+культура воронковидных кубков–КВК «АB», вторая половина 4 тыс.). Около 3000 г. до н.э. северная ветвь этой общности (КВК «С») охватывала и Южную Скандинавию. Эти племена КВК и были теми индоевропейцами, которые могли составить представление об Арктике, на основе непосредственных наблюдений. Однако в начале 3 тыс. началось похолодание, и часть северных индоевропейцев (КВК «С») продвинулась к югу, в степи Дунайско-Тисского междуречья. Их переход к пастушеству дал импульс к сложению нового объединения -- греко-армяно-арийской общности, археологически выраженного в сосуществовании культур Болераз/Баден, Бодрогкерештур, древнеямная=ДЯК «1» с плоскодонными сосудами [5, с.70; 11, c.186]. В этот период северные индоевропейцы и могли передать свои реальные познания о приполярных областях Европы в среду племен-прагреков и ариев.
Вслед за первыми мигрантами в причерноморские степи -- конными пастухами с конеголовыми скипетрами), относимыми к тохарам [5, с.71; 6], из Потисья в степи Пруто-Днестровского междуречья продвинулись индоиранцы. Они (=древнеямная культура «1») [5, с.71; 11, рис.50, 51; 15] маркируются, в отличие от тохар, курганным «ямным» обрядом погребения, плоскодонной керамикой, имеющей аналогии во всех культурах севера Центральной Европы. Контакты части индоиранцев с неолитическими лесостепными племенами привели к антропологическим, культурным и языковым изменениям, распаду индоиранского единства к середине 3 тыс. до н.э. Ближайшая к контактной с финно-уграми лесостепной зоне группа индоиранцев лингвистически определяется как праиранцы. Археологический эквивалент праиранцев – позднедревнеямная культура=ДЯК «2», представленная подкурганными погребениями с яйцевидными сосудами, «костяными молоточковидными булавками» [11, с. 200] .
Индоарии, локализующиеся южнее праиранцев, в низовьях рек Азово-Черноморья в отличие от праиранцев сохранили традиции предков -индоиранцев, что нашло отражение в их языке, мало изменившимся сравнительно с индоиранским [1, с.178] Наиболее характерными признаками материальной культуры индоариев являются обряд погребения, плоскодонная керамика и повозка [11, с.155-179]. Их археологический эквивалент, позволяющий проследить миграцию индоариев от Болгарии до Северо-Западного Кавказа, – кубано-днепровская культура, была открыта автором данной статьи и названа по двум крупным анклавам индоариев [11, c. 161 сл., рис.53, 54, 58]. Миграция индоариев по югу черноморо-азовских степей подтверждается лингвистически, а именно индоарийским пластом топонимики от Трансильвании до Прикубанья [14]. Общность начальной истории объясняет и сходство сказаний у двух групп индоиранцев о мифической северной стране.
Греки, оставаясь в Подунавье [11, c.179-190], несколькими волнами с 28 в. до н.э. и до 11 в. до н.э. приходят в Южную Грецию. Их представления о Севере более реальны [3, с. 415], хотя они в разные периоды времени локализуют страну гипербореев в разных местах Европы [2; 3, c.415]. Однако все-таки в древнейшей версии древнегреческих авторов 8-7 вв. до н.э. (Гомер, Алкей, Гесиод) «гипербореи», «Рипейские горы», «Молочный океан» помещаются на географическом Севере. В свете сказанного гипербореев, вероятно, следует видеть в северных индоевропейцах, носителях культуры воронковидных кубков, занимающих Южную Скандинавию, области от Рейна до Прикарпатья. Тогда получает объяснение различная локализация гипербореев, которые согласно греческим преданиям, жили и у истоков Истра (далеко на западе), и на севере у Океана (за Альпами и Карпатами) [3, c. 415].
По достижении исторических областей обитания индоариями и иранцами их реальные знания о Севере, не будучи подкрепленными непосредственными наблюдениями, мифологизировались, но никогда не забывались.

Источники и литература
1. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. – 3 изд.– СПб.: Алетейа, 2001. 224 с.
2. Геродот. История. (пер. с др.-греч. Г.А. Стратановского). Л.: Наука, 1972. 600 с.
3. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., Учпедгиз, 1957. 617 с.
4. Николаева Н.А. О культе Великой богини в религии индоиранцев по данным археологии //Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки», 2010, №1. С. 98-106.
5. Николаева Н.А. О концепции 4-х прародин индоевропейцев В.А. Сафронова //Индоевропейская история в свете новых исследований. М., 2010. С. 58-73.
6. Николаева Н.А. Юго-Восточная Европа и Кавказ. Культурно-исторические связи в середине III тыс. до н.э. (проблема датировки «конеголовых скипетров») //Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки», 2011, №1. С. 99-109.
7. Николаева Н.А. О хронологии древнейшего слоя индоевропейской мифологии//Индоевропейское языкознание и классическая филология: Материалы XVIII чтений, Институт лингвистических исследований, 18–20 июня 2014 г. СПб.: Наука, 2014. C. 355-367.
8. Николаева Н.А., Сафронов В.А. Истоки славянской и евразийской мифологии. М.: Белый Волк, 1999. 210 с.
9. Подосинов А.В., Скржинская М.В. Римские географические источники (тексты, перевод, комментарий). М., Индрик, 2011. 504 с. (Древнейшие источники по истории Восточной Европы).
10. Подосинов А.В. Роман о «гипербореях» Гекатея Абдерского //Вестник древней истории, 2013, №1. С.116-129.
11. Сафронов В.А. Индоевропейские прародины. Горький: Волго-Вятское. изд-во, 1989. 398 с.
12. Сафронов В.А., Николаева Н.А. История Древнего Востока в Ветхом Завете. М.: Русская панорама, 2003. 424 с.11.
13. Страбон. География /пер. с др.-греч. Г. А. Стратановского, под ред. О. О.Крюгера, М.: Ладомир, 1994. 904 с.
14.Трубачев О.Н. Indoarica в Северном Причерноморье. Реконструкция языка. Этимологический словарь. М.: Наука. 1999.
15. Яровой Е.В. Скотоводческое население Северо-Западного Причерноморья в эпоху раннего металла. Автореф. докт.дисс. М., 2000.
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4615
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ

Сообщение Олег Гуцуляк 12 янв 2016, 00:35

В.А. Сафронов. Классификация предкавказских костяных молоточковидных булавок.//КСИА, №134, 1973. С. 42-47

https://www.academia.edu/20164588/В.А._ ... ._С._42-47
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4615
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина


Вернуться в Традиция и История


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1