ГИПЕРБОРЕЯ И РИФЕЙСКИЕ ГОРЫ

ГИПЕРБОРЕЯ И РИФЕЙСКИЕ ГОРЫ

Сообщение Олег Гуцуляк 02 май 2010, 18:58

Изображение

Т. Гончарова при анализе многочисленных фактов совпадений в пришла к выводу, что существовал в районе Близкого Востока и Средиземноморья единый культурный слой в VI-V тыс. до н.е., унаследовавший мифологические представления еще со времен верхнего палеолита, который вследствии геологических катаклизмов и экспансии особо напористых народов V-III тыс. до н.э. распространился как на Восток, в район Тихого океана, так и на Запад, к берегам Америки [Гончарова Т.В. Заселение Америки: концепции и гипотезы // Латинская Америка. — 2006. — № 6. — С.75-76].

Именно в последнем случае и возникла цивилизация определенных посредников между Мезоамерикой и Средиземноморьем, известная как Атлантида Платона, либо Остров Гипербореев Гекатея: «… На Океане против страны кельтов находится остров величиной не меньше Сицилии. Этот остров… населен гипербореями … остров имеет прекрасную, плодородную почву, отличается благорастворением воздуха и дважды в год производит плоды. Рассказывают, что на нем родилась Латона, вследствие чего из всех богов наиболее почитается там Аполлон (Ср.: согласно Аристотелю (Hist. Anim.VI, 35), титанида Лето, мать Аполлона, была родом из Гипербореи [Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., Учпедгиз, 1957. – С.408], – О.Г.). Жители его являются как бы жрецами Аполлона, потому что каждый день беспрерывно воспевают его в гимнах и оказывают ему высочайшие почести. Есть на острове прекрасная роща, посвященная Аполлону, и достопримечательный храм шарообразной формы, украшенный множеством приношений; есть также город, посвященный этому богу; большинство его обитателей – кифаристы и постоянно в храме играют на кифаре и поют гимны в честь Аполлона, прославляя его деяния. Говорят гипербореи на каком-то особом языке и очень дружелюбно относятся к эллинам, а в особенности к афинянам и делосцам; начало этой дружбы восходит к очень древним временам. Говорят, что некоторые из эллинов приезжали к гипербореям и пожертвовали в храм богатые приношения с надписями на греческом языке. Точно так же и гиперборей Абарис, прибыв в древние времена в Элладу, возобновил дружбу и родство с делосцами. Говорят, что с этого острова луна кажется отстоящей от земли на весьма незначительное расстояние и имеющей на себе несколько заметных землянам возвышенностей. Рассказывают также, что бог является на остров через каждые 19 лет, в течение которых оканчиваются орбиты движения созвездий… Во время своего пребывания на острове бог играет на кифаре, устраивает хороводы по целым ночам от весеннего равноденствия до восхода Плеяд и радуется своим успехам. Царствуют в этом городе и заведуют священным участком так называемые Бореады, потомки Борея, у которых власть переходит из рода в род» (Diod, II, 47, F H G. T. II. P. 386); «… Жрецами названного божества служат сыновья Борея и Хионы, числом трое, по природе братья, ростом по шести локтей. Когда они совершают в честь названного бога установленное священнослужение в обычное время, с так называемых у них Рипейских гор прилетают необозримые по величине тучи лебедей; облетев кругом храма и как бы очистив его своим полетом, они потом спускаются в ограду храма, отличающуюся огромной величиной и необычайной красотой. В то время, как певцы запоют туземные песни в честь бога, а кифаристы присоединяют к хору чрезвычайно гармоничную игру, тут вместе с ними запевают и лебеди; они поют очень согласно и никогда нигде не издают ни одного нестройного или несогласного с пением звука, как будто получив такт от регента хора и спевшись с местными творцами священных напевов. Затем, по окончании гимна, они удаляются» (PMG. F. 90).

Гиперборейцы Абарис и Аристей обучили греков умению слагать поэмы, гимны и музыкальные произведения, открыли им основы философии. Под их руководством был построен Дельфийский храм. Греческие боги Аполлон, Геракл, Персей имели эпитет "гиперборейский". К тому же «… архитектура фокейского города Милета, например, поражает своей точностью планировки города, величием храмов. В историю он вошел как крупный культурный центр Древнего мира. Здесь зародилась так называемая милетская школа натур-философии, трудились Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Отцом исторической науки называют Геродота, жившего в Ионии, прославлен в веках Пифагор, родившийся в этой провинции. В Милете родились первые гипотезы, относящиеся к астрономии, математике, физике, биологии. Там были созданы первые научные приборы: солнечные часы, модель небесной сферы, гномон — устройство для определения географической широты места. И циркуль был изобретен там. По своей планировке Милет стал первым в истории человечества городом, в котором осуществилась идея рационального размещения частей города по их назначению и с учетом удобства горожан. В этом проявились демократические основы жизни полиса … У Милета есть еще одна заслуга: его мореходы были единственными среди греков, кто постоянно водил суда с людьми, искавшими новое место для поселения. Жители материковой и островной Греции, если они решились покинуть родину, собирались вначале в Милете, оттуда отплывали корабли с переселенцами. Именно мореходы Фокеи основали Массилию-Марсель … Именно из Марселя-Массилии отправился в свое знаменитое и скандальное путешествие Пифей, описавший среди множества стран и городов остров Туле. Туле, или Фула … — легендарный остров на севере Европы, описанный греческим путешественником Пифеем в его сочинении «Об Океане» … Оригинальный текст Пифея не сохранился, однако пересказ можно найти в некоторых источниках, например в XXXIV книге «Истории» Полибия: «…тот, кто ввел многих в заблуждение, сообщая, что пересек всю Британию пешком, помещает остров окружностью в 40 тысяч стадией и рассказывает о Туле, тех местах, где не существует собственно суши, моря и воздуха, а только некая смесь этих элементов, консистенция которой сравнима с желе и в которой нельзя ни идти, ни плыть» … Страбон, описывая вычисление Эратосфеном ширины населенного мира, пишет: «…параллель, на которой лежит Туле, который, как говорит Пифей, находится в шести днях морем на север от Британии, около замерзшего моря <…> Уличить Пифея, который рассказывает о Туле, в фальсификации можно не только при внимательном изучении, ведь те, кто видели Британию и Иернию [Ирландия, – О.Г.], ничего не упоминают о Туле, хотя рассказывают о других островах, меньших Британии» (География, I, 4) … С свое время немецкий священник, известный под именем Адама из Бремена, закончил свой труд "История Гамбургской епархии". В те времена в Гамбургскую епархию включалась вся Скандинавия и все заморские страны, колонизированные Скандинавией … О Гренландии он сказал: … "...кроме того, есть много других островов в далеком океане, из которых Гренландия не самый маленький; он расположен дальше, напротив Шведских, или Рифейских, гор. Расстояние до него таково, что путь на корабле от Норвегии до этого острова продолжается, как говорят, от пяти до семи дней, столько же, сколько и до Исландии. Люди, живущие там, синевато-зеленые от соленой воды, и потому эти места получили название "Гренландия"… Не будем забывать, что Пифей родом из Массилии, основанной фокейцами. А столица Фокеи – «научно-технический центр» античности Милет, о котором мы говорили вначале. Фока … по гречески – тюлень. Макс Фасмер — автор «Этимологического словаря русского языка», — поясняет: к нам слово тюлень попало из восточносаамского языка, где оно звучит как tulla. Значит, фокеец Пифей хотел добраться до известной ему по картам прародины? Может быть … Считается, что Фокея – малоазийские выселки греческой Фокиды, но Фокида – производное от Фокеи, если следовать нормам греческого языка. Да и тюлени водились на побережье Фокеи, а побережье Фокиды обрывисто и голо. Не будем забывать, что Аполлона почитали и в Фокиде, хотя его родиной считается Делос – остров недалеко от Фокеи. Может быть, именно сюда – в Малую Азию и Грецию – отправилась часть атлантов после катастрофы?» [Репин В. Атлантида существует. Её координаты 69сш, 40зд //http://www.proza.ru/2009/05/15/1021].

Собственно на острове Делос находился храм Аполлона, связанный с Гиперборей: «Первоначально, – сообщает Геродот, – гипербореи послали отнести священные дары двух дев, которых делосцы называют Гипероха и Лаодика. Вместе с ними, ради их безопасности, гипербореи послали в качестве провожатых пять мужей из числа горожан, тех, которые ныне называются перфереи и получают на Делосе большие почести. Так как посланные не возвратились назад к гипербореям, то они, ужасаясь тому, что, отправляя посланцев, всякий раз не будут получать их обратно, стали доставлять священные дары, завернутые в пшеничную солому, на границу, наказывая соседям препроводить дары от них к другому племени. И дары, таким способом препровождаемые, прибывают, как говорят, на Делос… А в честь этих дев, прибывших от гипербореев и умерших на Делосе, делосские девушки и юноши срезают волосы и … возлагают на их могилу. Эта могила, если войти в святилище Артемиды, находится внутри, по левую руку; на ней растет олива» (Геродот, «История», кн.4, пп.33-34).

Правда, если у Гекатея Гиперборея и Атлантида тождественны, то у Феопомпа, жившего в IV в. до н.э. и описывающего разговор фригийского царя Мидаса с полубогом Силеном (в пересказе Элиана в его «Historia varia», ІІ в. н.э.), атланты попадают к гипербореям: «… Европа, Азия и Африка являются островами, окруженными со всех сторон океаном. Вне этого мира есть еще остров со многими жителями и городами. Рассказывают, что десятимиллионное войско этого острова хотело вторгнуться в наши земли, переправившись через океан. Оно достигло земли гиперборейцев, которых считали самыми счастливыми людьми этой части суши. Но когда завоеватели увидели, как живут гиперборейцы, они сочли их такими несчастными, что отказались от всех агрессивных намерений и вернулись домой за океан».

Плиний Старший помещал субширотные Гиперборейские (Рифейские; Рипейские) горы на берегу Скифского океана, а за ними – легендарную Гиперборею: «… Позади этих (Рипейских – О.Г.) гор и по ту сторону Аквилона (лат. «северный ветер») живет, если можно поверить, с незапамятных времен счастливый народ, который называют гипербореями; про них рассказывают сказочные чудеса. Там, говорят, находятся полюса и крайние точки звездных путей; полгода там светло, и солнце прячется всего на один день, а не на время между весенним и осенним равноденствием, как полагают несведущие люди. Один раз в году, в день летнего солнцестояния, у них восходит солнце… Эта солнечная страна с умеренным климатом не подвержена вредным ветрам. Гиперборейцы живут в рощах и лесах, почитают богов порознь и сообща, им не знакомы раздоры и недуги» (Plin. NH. 89, 91).

Самое первое упоминание о Рипейских горах мы находим в трудах древнегреческого историка Гекатея Милетского (550-490 гг. до н.э.), который упоминает, что в поэме Аристея Проконнесского «Аримаспея» сказано о «горах Рипы, сплошь покрытых лесом, чёрной ночи грудь». По повествованию Аримаспеи, широко использованному Геродотом, Эсхилом, Павсанием и многими другими писателями, аримаспы («одноглазые») отнимали золото у живших близ Рипейских гор Грифонов, с которыми вели из за этого непрерывную войну (Геродот, «История», IV. 13-16). Эсхил уточняет, что аримаспы «живут у златоносного Плутонова потока» (Эсхил, «Прикованный Прометей», 805-806). Гиппократ в своих трудах говорит о Скифии, «лежащей под созвездием Медведицы, у подножия Рипейских гор, откуда дует северный ветер», а Аристотель, описывая север Европы, тоже рассказывал о «возвышенностях на севере, лежащих под самой Медведицей», от которых берут начало все реки, питающие собой Понт Эвксинский, за исключением Истра (Дуная). Геродот не упоминает о Рипейских горах конкретно, но говорит, что о северной земле «никто не может говорить с уверенностью: никто и никогда не бывал там, поскольку она окружена высокими непроходимыми горами», и что агриппеи говорят, что «в этих горах живут люди с козьими ногами» (т.е. в меховых штанах). Также Геродот рассказывает, что на севере Европы живёт народ гиперборееев, а современник Геродота, ионийский грек Гелланик, чётко увязывает гипербореев и Рипейские горы, говоря, что «народ гипербореев живёт за Рипейскими горами». На карте Птолемея они показаны в районе 63°- 57° северной широты в виде гряды, пересекающей с запада на восток Волгу чуть выше ее слияния с Камой.

«… Г. М. Бонгард-Левин и Э.А. Грантовский на основе комплексного анализа большого количества индийских, иранских и других источников пришли к выводу о том, что представления о Рипе/Меру/Харайти Барэз, зафиксированные в письменных памятниках, в конечном счете восходят к сочетающим в себе как мифические черты, так и реальные данные воззрениям индоиранских племен о существовании на севере от областей их расселения (в степях Северного Причерноморья и поволжско-уральских) протянувшихся с запада на восток гор, возвышающихся до небес, вокруг вершин которых вращаются светила, где расположена обитель богов и «блаженных» — область благодатного климата и света, откуда Орел, т. е. Шьена/Саэна (исследователи не вполне точно пишут просто о «Птице»), похитил священное растение сому/хаому, принеся в земной мир… существенно отметить, что индийские Рипа и Меру, иранские «высочайшие вершины» Хара Бэрэзайти и Альбурз должны быть вписаны в более широкий, чем только арийский или даже индоевропейский, контекст» [Васильев М. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. Глава вторая. Божество Семаргл // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Hi ... il3/02.php].

Знает Рипейские горы и индуистская традиция. Это – Вишва Рупа или Вишварупа, vi;var;pa – «обладающий (принимающий) всеми формами»). В «Ригведе», Вишварупа – трёхголовый («триширас») асура-плотник и жрец богов (пурохита), сын Тваштара, похитивший коров и за это поражённый Тритой и Индрой (РВ Х 8, 8-9; Тайтт.-самх. II 5, 1, 1). Основной сюжет – рождение Вишварупы и его сестры – божественной кобылицы Саранью у Тваштара и демонической женщины асурского рода. Грозный, мудрый, предающийся подвижничеству, Вишварупа в борьбе богов и асуров тайно встаёт на сторону последних. Индра пытается соблазнить Вишварупу красотой апсар, но тот не поддаётся искушениям. Тогда Индра, получив отпущение грехов, убивает Вишварупы, срубив все три его головы («Брихаддевата»). Этот миф сравнивают с иранским мифом о Траэтаоне, поразившем трёхглавого змея и с древнегреческим сюжетом о Геракле и трёхголовом Герионе.

Вишварупа также – это также одно из имён Кришны, означающее «Показавший свою вселенскую форму», которую тот явил во время Битвы на Курукшетре своему другу и ученику Арджуне (в 11 главе «Бхагавад-гиты»). Кроме этого, Вишварупой называют упряжку лошадей мудреца Брихаспати и один из «семи языков Агни».

Украинский исследователь В. Янович предложил оригинальное объяснение Рифейским горам и Гипербореи. По его мнению, первые – это и есть Ледник, т.е. узкая ледяная гряда, окаймляющаю северную часть Земли венцом, вплоть до Валдайской возвышенности, и пик которой датируется XIV тыс. до н.э.: «… ледник же вздымался в заоблачную высоту прямо над равниной и имел необозримую протяженность. Можно представить священный трепет человека, созерцавшего эту блистательную корону земли, что вполне отражено в Авесте, Ведах, Тибетских преданиях, и предположить, что грандиозное зрелище породило столь же грандиозные фантазии. На этом, по логике современной науки, скептически относящейся к подобным сообщениям, следовало бы закрыть вопрос о расположенной за ледником Гиперборее, стране блаженных и тому подобном» [Янович В. Наследие тысячилетий. – К. : Задруга, 2006 // http://www.lah.ru/text/yanovich/g21.htm].
Влага, приносимая воздухом с юга, конденсировалась в основном у передней части ледника и на его вершине, достигавшей двух километров высоты, а материала для формирования ледника за ее пределами оставалось мало, и ледник к северу должен был постепенно понижаться – «сходить на нет». В результате этого ледник представлял собой не сплошной ледяной массив, покрывавший всю северную часть Земли, а лишь сравнительно узкую ледяную гряду, опоясывавшую всю Землю, с крутым южным склоном и пологим северным. Ее ширина, по-видимому, измерялась десятками километров и едва ли могла превышать сто километров. Таким образом, за ледяной грядой оказывалась обширная область Земли, свободная ото льда. Что касается климата этой области, то следует отметить одну необычную особенность Севера. Летом при ясном небе за Полярным Кругом земля получает от Солнца, светящего круглые сутки, больше света и тепла, чем в средних широтах. Так, например, в Мурманске летом при ясном небе температура воздуха даже ночью не опускается ниже 20-25 0С. В обширной области, расположенной к северу от ледниковой гряды, климат становился сухим, количество солнечных дней увеличивалось, земля получала больше света и тепла. В тоже время уменьшалось количество снега, выпадающего зимой. Поэтому он быстрее таял весной, земля раньше и сильнее прогревалась, лето удлинялось. Отсюда следует парадоксальный вывод, что в ледниковый период лето в северных областях было намного суше, теплее и длиннее, чем сейчас.

Дополняет взгляд В. Яновича гипотеза А.М. Батурина, объясняющая причину существования Рифейского ледяного барьера и его исчезновения: «... Похолодание было вызвано тем, что в те времена земная ось имела наклонение 45 градусов к плоскости орбиты Земли. Линии полярных кругов проходили по широтам 45 градусов. До 45-х широт распространялась полярная ночь. Пик этого похолодания пришелся на 900-й год до н.э. В наше время линии полярных кругов проходят по широте 66,5 градусов. За время 2900 лет они сдвинулись на север (юг) на 21,5 градусов. Следовательно на. один угловой градус линия полярного круга, сдвигается за 134,8 лет, так как: 2900:21,5 = 134,8. Оставшиеся 23,5 градуса линии полярных кругов пройдут за 3170 лет и тогда наступит максимум очередного ледникового периода Полный оборот ... Земля проходит за 48528 лет (134,8x360=48528) ...» [Батурин А.М. Периодичность глобальных катастроф – 12166 лет // http://www.nauka.kursk.ru/6/index1.php].

Ученые давно бьются над загадкой последнего ледникового периода: неясно, почему миллион лет назад гляциалы (эпохи наступления ледников) вдруг увеличились вдвое – с 40 до 100 тысяч лет. Это случилось несмотря на то, чтоциклы Миланковича – колебания достигающего Земли количества солнечного света – тогда никак не сдвинулись. Виновниками шерстистости мамонтов и ледникового покрова на половине европейского континента оказались глубинные океанические течения. Их замедление увеличило количество двуокиси углерода (СО2) в океане, «вытягивая» его из атмосферы – так глобальная климатическая система перешла к более суровым и долгим ледниковьям. Геологи Леопольдо Пена (Leopoldo Pena) и Стивен Голдстайн (Steven Goldstein) реконструировали динамику океанических течений последнего ледникового периода по изотопам неодима из колонок глубоководных отложений, извлеченных со дна южной Атлантики. Пронося свои воды мимо берегов ЮАР, мощные североатлантические течения двигаются дальше — к Антарктиде. Соотношение изотопов редкоземельного металла неодима в раковинах планктонных организмов помогает определить, сколько северной воды «доплыло» до южного полушария. Результаты исследования подтвердили старую гипотезу: эти течения усиливаются в теплые периоды и ослабевают в холодные. Однако примерно 950 тысяч лет назад океаническая циркуляция очень ослабла и оставалась таковой почти 100 тысяч лет. Тогда планета и проскочила интергляциал (теплый промежуток между двумя ледниковыми периодами). После этой критической точки климатическая система планеты претерпела необратимые изменения: гляциалы стали дольше, а интенсивность глобальных океанических течений, перемешивающих воду различной температуры и солености, сократилась. В итоге ледники начали закрывать все более обширные территории и таять гораздо медленнее.

Якобы пик последнего ледникового периода был 21150 лет тому назад и зафиксирован в мифологии как холодный Аид (от *Awides «невидимый»): «... Всегдашний сумрак там и туман. Никогда светоносное Солнце не освещает лучами людей, населяющих край тот. Землю ль оно покидает, вступая на звездное небо, или спускается с неба к Земле, направляясь обратно. Ночь зловещая племя бесчастных людей окружает...» (Гомер, «Одиссея», 11:15).

Стоя лицом к Востоку, Ледник оказывался слева и был символом холода, смерти, ужасного плена. Отсюда также негативное значение "левизны" в индоевропейских языках, которая часто табуировалась: *ner- «левый, нижний» > санс. narakah «ад», гр. enerthen «снизу», оск.-умб. nertrak «левый».

Интересны в этом контексте новейшие находки британских археологов. Раскопки тропы, по которой в глубокой древности шли ритуальные процессии, подтвердили гипотезу о том, что Стоунхендж построили вдоль рельефа ледникового периода, который оказался на оси солнцестояния. Тропа представляла собой дорогу протяженностью 2,5 км от северо-восточного входа на территорию, окруженную камнями, до реки Эйвон в Вест-Эймсбери, графство Уилтшир. Археологи смогли исследовать ее лишь после того как закрыли шоссе A344, пересекавшее этот маршрут. Чуть ниже асфальта они обнаружили естественные щели, которые когда-то находились между небольшими грядами, срытыми доисторическими строителями для создания ровной дороги. Эти складки образовались под действием талой воды в конце ледникового периода. По воле случая в одном направлении гряды указывали на то место, где в середине зимы садилось солнце, а в другом — на точку восхода в день летнего солнцестояния. «… Это чрезвычайно важное открытие, — говорит один из ведущих специалистов по Стоунхенджу Майк Паркер Пирсон. — Теперь понятно, почему Стоунхендж находится именно в этом месте и почему доисторические люди так интересовались солнцестоянием. Это не связано ни с поклонением солнцу, ни с желанием создать своего рода календарь или астрономическую обсерваторию. Просто само место было особенным для них: природный ландшафт располагался на оси солнцестояния, как бы соединяя небо и землю» [Тайна Стоунхенджа разгадана // http://zapys.blogspot.com/2013/09/blog-post_7144.html].

«… Солиус Полихостр говорит о гиперборейцах, что они: «Сеяли утром, жали в полдень, собирали плоды вечером и сохраняли их во время ночи в своих пещерах.Сокровенные книги говорят нам, что климат изменялся в этих областях не раз, с тех пор как первый человек обитал в этих, ныне почти недоступных широтах. Они были раем прежде, чем стать адом; темный Гадес греков и холодное царство теней, где скандинавская Хел Богиня – Царица страны мертвых… Тем не менее, это было местом рождения Аполлона, самого лучезарного среди Богов на Небесах» (Е. Блаватская, «Тайная доктрина», т.2).

Наука подтверждает также свидетельства о том, что между ледяной грядой, которую называли Гиперборейскими или Рифейскими горами, и Северным Ледовитым океаном некогда действительно мог находиться благодатный для всего живого край – земной рай, о котором рассказывают древние предания («Елисейские поля», «Велесовый лан», «Швета Двипа» – «Белый Остров», «Великая Свитьод»). Археологические находки подтверждают заселенность северных земель в ледниковый период. У.Ф. Либби в статье, опубликованной в сборнике «Наука и человечество» («Знание», 1962), пишет о фактах, не укладывающихся в представления современной науки. О том, что значительная часть американского материка не была покрыта льдом во время последнего оледенения, и что древнейшие следы жизни человека на Скандинавском полуострове и в Англии имеют возраст около 10 400 лет [Янович В. Наследие тысячилетий. – К. : Задруга, 2006 // http://www.lah.ru/text/yanovich/g21.htm]. Там жили «… благоуханные... белые мужи, удаленные от всякого зла.., к чести-бесчестию равнодушные, дивные видом, преисполненные жизненной силы; ... Творцу, распростершему вселенную, они любовно служили... Эти люди отличались величайшей справедливостью и жили гораздо дольше всех остальных смертных – целых тысячу лет. Они питались лишь плодами, но могли сохранять жизненную силу, вообще не вкушая никакой пищи» [Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. – М., 1983].

По различным преданиям, попасть в страну "блаженных", лежащую к северу от этих непреодолимых гор, можно было только тремя путями:

1) выйдя в Океан через Гибралтарский пролив и обогнув Пиренейский полуостров, как это делал Геракл, путешествуя в страну Гериона; «…в индоиранской мифологии … Нижний мир представляет собой Океан, огражденный цепью гор, отделяющей его от Верхнего мира. Т.о. «крутая горка» представляет собой естественное препятствие, защиту от проникновения представителей Нижнего мира» [Семенов Н.И. Драконоборческий миф у кельтов и тавров // viewtopic.php?f=9&t=678]. И далее: «… «Океан» постепенно трансформируется в море, озеро, реку, а «Гора» – в пещеру, башню, храм, ограду, город … оба мотива адаптируются той или иной конкретной местностью, имеющей свои ландшафтные отличия» [Семенов Н.И. Драконоборческий миф у кельтов и тавров // viewtopic.php?f=9&t=678]; там же, по пророчеству Протея, суждено навеки пребывать Менелаю с прекрасной женой Еленой: «…Для самого же Менелая, воспитанника Зевса, смерть и встреча пастухом Аргосом не предрешены, однако же к равнинам рая, пределам мира бессмертные тебя сопроводят, где белокурый Бадамантус, где жизнь беспечна для людей. Ни снега там, ни тяжести штормов, ни даже легкого дождя, лишь вечный Океан шлет западного ветра пронзительный мороз; прекрасная из жен Елена ниспослана тебе в супруги, и Зевса дочери прекрасные глаза на век тебе подарены» (Одиссея, IV, 561-569).

После убийства змея Вритры (за то, что тот похищает Солнце и прячет его, т. е. Солнце уходит за горизонт и больше не поднимается – тогда наступает долгая полярная ночь, и именно в это время в небе появляется гигантский сверкающий, постоянно извивающийся змей – северное сияние) Индра в испуге пересекает «девяносто и девять потоков» (РВ, I.32.14).

2) перелетев через горы на чудесных птицах, как это делал Аполлон;
Древнейшие следы шаманизма с пластическим изображением птицы, духа-покровителя и экстаза запечатлены в Европе около 25 000 лет до н.э. (Ласко) [Элиаде М. Шаманизм: архаическая техника экстаза. – Киев: София, 2000. – С.462]. В аккадском предании «Полет на орле» правитель города Киш на реке Евфрат Этана просит бога Шамаша дать ему крылья, чтобы подняться на небо. «Спустись в глубокое ущелье, – отвечает Шамаш. – Отыщи там орла-калеку. Он поможет тебе» [Немировский А.И. Мифы древности: Ближний Восток. Научно-художественная энциклопедия. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 54]. В китайской мифологии некий волшебник-царевич «однажды попрощался с родными, поднялся на вершину горы и улетел на небо на белом журавле» [Ежов В.В. Мифы древнего Китая. – М. : ООО Изд-во «Астрель»; ООО Изд-во «АСТ», 2003. – С.188]. Мудрец Багун и его ученик Ань также, «свершив великое жертвоприношение и поднявшись на гору, среди бела дня вознеслись на небо» [Ежов В.В. Мифы древнего Китая. – М .: ООО Изд-во «Астрель»; ООО Изд-во «АСТ», 2003. – С.191]. Можно вспомнить и второе искушение Иисуса (Мф 4.5-8). Один американский миф начинается с того, что молодого индейца избил отец. После «избиения» он решил умереть. «Он подошел к крутой скале; он влез наверх и сбросился, он остался невредим. Он пошел дальше и вскоре увидел перед собой гору, которая блистала светом. Это была скала Наолакоа. Там постоянно шел дождь из горного хрусталя. Он взял четыре куска длиною в палец и всунул их в ряд в свои волосы. Он влез на верхушку, и его совсем покрыло горным хрусталем. Вскоре он заметил, что посредством горного хрусталя он приобрел способность летать. После этого он полетел по всему миру [Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 2002. – С.250]. Согласно исследованиям Ю.Е.Березкина, тема неудачного полета (мотив Икара) представлена во всех основных ареалах Северной Америки и частично в Южной [Березкин Ю.Е. Восточно-средиземноморская мифология в Америке // ;;;;ITIA: Памяти Юрия Викторовича Андреева. – СПб.: Алетейя, 2000. – с.189].

Гипербореи якобы были бессмертными, но, насытившись жизнью, украшали себя и в самом веселом расположении духа бросались в море с определенной скалы (Помпоний Мела, III.5.37; Плиний, IV.89; Мартин Капелла, 664). В древнегерманской «Саге о Гаутреке» говорится о людях, которые бросались на утесы, чтобы после смерти попасть в рай [Топорова Т.В. Древнескандинавское представление об Ином мире // Представления о смерти и локализация Иного мира у древних кельтов и германцев. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – С.409]. Можно сказать, что собственно шаманизм с его инициатическим полетом в Иной мир берет истоки с возможности совершения именно этого пути за Рифейские горы.

3) проплыв на ладье по подземной реке Эридан, пронизывающей гору на крайнем Западе Европы. Этим же путем, по представлениям древних, уплывал на ночь в своей ладье по реке бог Солнца (Ра, Шамаш, Гелиос), а утром выплывал через такой же туннель на востоке, по реке Ра (Волге) . Вероятно, через этот же туннель вернулся из Эрифеи Геракл после похода за коровами (или быками, лошадьми) Гериона.

В определённых условиях (низкая температура, низкая влажность воздуха, высокая солнечная радиация) на поверхности ледников могут образовываться кающиеся снега и льды, остроконечные образования, иногда достигающие длины нескольких метров, которые наклонены в направлении на полуденное положение солнца и напоминают коленопреклонённые фигуры молящихся. Впервые это природной явление было описано Чарльзом Дарвином в 1835 г. во время его путешествия в Анды в Южной Америке. Вероятно, об наблюдении такого явления свидетельствуют и сообщения древних авторов: «… Элиан сохранил отрывок из трудов Теофраста, написанного во время дней Александра Великого. Это диалог между фригийским царем Мидасом и Силеном. Первому сообщается о материке, который существовал в древние времена и был так обширен, что Азия, Европа и Африка казались по сравнению с ним жалкими островами. Он был последним, на котором появились животные и растения гигантских размеров. На нем, говорил Силен, люди были вдвое больше ростом, чем самые высокие его (рассказчика) времени, и они жили вдвое дольше. Они имели богатейшие города с храмами, и один такой город вмещал больше, нежели миллион обитателей; золото и серебро находились там в большом изобилии».

Как указывает М. Борозенец, «… История начинается по ЭТУ сторону ледника, а Миф простирается по ТУ. Возможно, наши предки просто медитировали на Ледник, пытаясь воображением проникнуть по ту сторону. Ледник ведь там лежал не одну тысячу лет, а оперативная память и логическая соображалка в то время была не ахти. Чаянья и наития оседали в коллективное бессознательное, где соприкасались с мощными архетипами, которые в свою очередь выражались через Язык. Таким образом формировался Бореальный Код» [Борозенец М. Re: Традиция Новой Европы // viewtopic.php?f=11&t=1804&p=15732#p15718].

Н.А. Николаева, опираясь на концепцию В.А. Сафронова о трех индоевропейских прародинах, считает, что полярные явления могли непосредственно наблюдать только праиндоевропейцы, достигшие к 3000 г. до н.э. Южной Скандинавии (носители культуры воронковидных кубков, КВК, стадии «С»). Вернувшись в Подунавье в связи с наступившим похолоданием, часть их потомков (КВК стадии «С») образовала в степи Дунайско-Тисского междуречья с южными праиндоевропейцами – носителями культуры Лендель IV/V союз, известный как греко-армяно-арийская общность. Археологическим эквивалентом арийской составляющей этого союза стали культуры Болераз/Баден, Бодрогкерештур, древнеямная (ДЯК стадии «1») с плоскодонными сосудами. [Николаева Н.А. Происхождение мифов «северного цикла» древних греков, иранцев и индийцев в свете позднеиндоевропейской и арийской прародин в Центральной Европе // Вестник МГОУ. Исторические науки. – 2015. – №4. – https://www.academia.edu/17960141]. «… Недоступная Арктика из реалистических рассказов мигрантов была со временем переосмыслена как страна богов. И это представление как сокровенное знание сохранялось с распадом общности в течение тысячелетий в древней литературе греков и арийских народов … В свете сказанного гипербореев, вероятно, следует видеть в северных индоевропейцах, носителях культуры воронковидных кубков, занимающих Южную Скандинавию, области от Рейна до Прикарпатья. Тогда получает объяснение различная локализация гипербореев, которые согласно греческим преданиям, жили и у истоков Истра (далеко на западе), и на севере у Океана (за Альпами и Карпатами)» [Николаева Н.А. Происхождение мифов «северного цикла» древних греков, иранцев и индийцев в свете позднеиндоевропейской и арийской прародин в Центральной Европе // Вестник МГОУ. Исторические науки. – 2015. – №4. – https://www.academia.edu/17960141].

Греки же, оставаясь в Подунавье, несколькими волнами с XXVIII в. до н.э. и до XI в. до н.э. приходят в Южную Грецию и приносят с собой «из Гипербореи» не только рассказы о дивной стране, но и саму религиозно-экстатическую практику, с ней связанную.

http://www.proza.ru/2015/09/09/42
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4615
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: ГИПЕРБОРЕЯ И РИФЕЙСКИЕ ГОРЫ

Сообщение Олег Гуцуляк 11 ноя 2015, 00:32

Переработал статью
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4615
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина


Вернуться в Наша Прародина


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [bot] и гости: 1