СЛАВЯНСКИЕ БОГИ

СЛАВЯНСКИЕ БОГИ

Сообщение Олег Гуцуляк 08 апр 2010, 00:27

Также интересным образм славянский теоним Сварог (отождествллялся с Гефестом) оказывается в связи не только с санскр. svarha "небо", но и с фракийско-фригийским кругом: греческое surgastoy – родовой падеж единственного числа некоего теонима, идентичного лидийскому теониму Srkastus, с которым можно сравнить фракийское Surgasteus, вифинское Zeus Syrgastes. Считается, что восходит оно от незасвидетельствованного фригийского глагола surgadyo, происходящего от и-е. suergh- «опекать, ухаживать» . Но оно также имеет значение «волноваться, беспокоиться, быть больным» , что сближает с пра-нахско-дагестанским swĭrHo “старый” . Сварог, тиким образом, это «старый бог», deus otius, «бог удалившийся», аналог оскопленных Урана или Хроноса (и мог быть заимствован собственно с одного из алароидных языков, к которым принадлежат восточно-северо-кавказские, хурритский, урартский и этивский языки) .
Для праславян Сварог — это только отец Солнца-Царя Дажьбога.
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4627
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: СЛАВЯНСКИЕ БОГИ

Сообщение Олег Гуцуляк 08 апр 2010, 00:30

К восточным границам Руси солнце есть [u]Хорс [/u](Хърсъ, Хорсъ жидовинъ в «Беседе троих святых», т.е. [u]Хорс[/u] — солнце над иудео-хазарским каганатом), [u]владыка иранских степей[/u]: осетин. xorz "добро", "благо", "хороший" (ср.: санскр. bhadrah "хороший", рос. "вёдро" - "благодатная погода" > "дощевая погода", укр. "бедрик" — "жук-сонечко"). Поэтому не удивительно, что Всеслав-князь в «Слове полку …» стремится «…въ ночь, влъкомъ рыскаше изъ Кыева, дорискаше до куръ Тмутороканя великому Хръсови, влъком путь прерыскаше", то есть к идолу-болвану Хорса (греч. «курос» — «статуя юноши, атлета, установленная в святилищах и на местах погребений»), к «знаку межи» на границе западных владений Хорса, от которого [u]над Руссю получает уже власть царь Солнце[/u] («он же есть Дажьбог, сын сварогов»), «светлое и трисветлое солнце», «Господин», распростёрший «горячие лучи на ладо свои».

Подтверждает нашу версию наблюдение В. Топорова над свидетельством летописи о языческом пантеоне Владимира 980 г.: [i]"И нача княжити Володимеръ единъ. и постави кумиры на холму. внь двора теремного. Перуна древяна (...). и Хърса Дажьб(ог)а. и Стриб(ог)а. и Симарьгла. и Мокошь жряху имъ наричюще йа б(ог)ы...". [/i]Здесь шесть имен богов соединены четырьма (вместе ожидаемых пяти) союзами «и» и соответственно количеством точек перед «и» (.и) как особым графическим способом, который используется для членения имен богов в списке. Нарушение автоматизма наблюдается только в одном месте — «Хърса Дажьба» и между этими именами, и только между ними, нет ни союза «и», ни точки. Учитывая это исключительное в списке обстоятельство и то, что Хорс и Дажьбог владели одной и той же функцией («солнечной»), целесообразно предложить, что эт « исключение» в списке не случайность. Если это так, тогда можно думать о своеобразной эквивалентности Хорса и Дажьбога и о удвоении функциональной позиции в списке или её формальных воплощений, дифферинцированных этнокультурным означающим (иранский Хорс, русский Дажьбог).

Соответсвенно, по нашему мнению, за западными рубежами Руси солнце, соответственно, есть балтославянским Велесом (Велнямсом) / германским Вёлси и еще далее — кельтским Дагдой (др.-ирл. dag, ирл. deagh "добрый"). Подтверждает нашу версию о «солнечном» характере Велеса предание чехов о заморском царстве Солнца, балтов — о заморской земле Велеса и словенцев (хорутан) — о «Крътовой стране».
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4627
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: СЛАВЯНСКИЕ БОГИ

Сообщение Олег Гуцуляк 08 апр 2010, 00:36

Там, где благодаря властителям, героям или империям история пребывает на марше, "Солнце стоит во главе" [Элиаде М. Избранные сочинения: Очерки сравнительного религиоведения / Пер. с англ. Отв.ред. , автор послесл. И коммент. В.Я. Петрухин. Автор предисл. Ж. Дюмезиль. – М.: Ладомир, 1999. – С. 127.].

Правда, и сам бог солнца иной сущности, в сравнении с другими богами — среди олимпийцев Гелиос — титан, а в "Ригведе" (VIII, 101, 102) солнце Сурья — это жрец-асура всех богов-девов, аналогично как герои и шаманы (князья) "иные" среди обычных людей.

Как правило, в результате удаления от мира бога-творца, его богом-наместником становится бог солнца [Донець Л.С. Солярний світогляд // Педагогічні проблеми технічної і гуманітарної освіти (Миколаїв). – 2000. – Вип.1. – С.95 - 102], а его социальным отражением — царь, император, "Господарь". Даже если Царь-Господарь в представлении подданных тоже перенесся с земли на небо [Нечуй-Левицький І. Світогляд українського народу: Ескіз української міфології / Післямова О. Мишанича. – К.: АТ “Обереги”, 1992. – С.9 – 10], но и тогда на земле остаются князья-ксендзы, его заместители, аналогично как в небесной иерархии Месяц-Ксёнжец (Князь) заменяет ночью Солнце-Царя.

Например, японский император определялся установленным первым правителем Тенму (673-686 гг.) титулом "тэнно" (кит. "тянь хуан" — "небесный император"), тоесть представитель на земле даосского (популярного в VI в.) божества "Тянь хуан да ди" (Небесный Августейший Великий Император) — правитель Полярной звезды, окружённой дворцами бессмертных "совершенных людей" (чжень жэнь; тот же иероглиф для японского "махито" — "член императорской семьи"). В римской мифологии заместитель солнечного бога (Митры) на земле — Pater Patrum, Summus Pontifex, в советском неоязычестве — Великий Вождь, Отец Народов: «… «Солнце нашей планеты». Его придумал Довженко» [Радзинский Э. Сталин. — М.: Вагриус, 1997. — С.582].
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4627
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: СЛАВЯНСКИЕ БОГИ

Сообщение Олег Гуцуляк 08 апр 2010, 00:39

Реконструированный миф о Перуне: Перун, первоначально в образе всадника на коне или на колеснице, поражает своим оружием змеевидного врага (в изначальном варианте – Велеса), прячущегося от него в дереве, камне, в человеке, животных, в воде. После победы над врагом освобождаются воды (скот, женщина, похищенная противником – Додола, Марена, Мокошь) и проливается дождь. С мифом связаны славянские ритуалы, включающие в себя обливание женщин. Какие именно ритуалы – сказать трудно [Смирнов Н., О. Ерёмина. Проблемы изучения язычества на Руси // Грани эпохи: Этико-философский журнал. — 2006. — №25 // http://grani.agni-age.net/articles6/nikol.htm].

Вероятней всего, что русичи и лехиты отождествили балто-германского Перкунаса (Фьоргуна) со Сварожичем, братом Солнца-Дажьбога, сына Сварога ("небесного круга-зодиака", Дива), аналогично тому, как в мессопотамском пантеоне небесный бог Ан имел двоих сыновей — бога грома и бури ЕнЛиля и солнечного Уту (Шамаша). Возможно, что с приходом варягов славянами было "воссоздано", "найдено", "вспомнено" когда-то забытую предками славян теогоническую систему.
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4627
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: СЛАВЯНСКИЕ БОГИ

Сообщение Олег Гуцуляк 08 апр 2010, 00:44

Новая "солнечная" религия у славян, пришедшая на смену "лунной", усилила индоевропейского происхождения дуализм "свет-тьма" со стороны дуализма иранского типа "добрый бог — злой бог", а именно: сев.-иран. duzh-baga - daeva дало на прасловянской почве dъžh-bogь -divъ (Дажьбог и Див в "Слове о полку Игореве"), в то время как в прабалто-словянском мировоззренческом единстве эпохи железа существовала другая пара: *divъ “бог, небесный” (*peter dyēus > Стрибог) та *zmajь “змей”, “земной” (ср. : латин. deus — homo, гот. *tius — guma, дв.-прус. deywis — smoi). Аналогично, в свое время, праиранцы осуществили реформу индоиранской религии, вследствии чего пару "девы (боги) — асуры (демоны)" сменила пара "ахуры (боги) — дэвы (боги)".

Это все то же "асуриты против дэваитов". С точки зрения асуритов (солярников, культуртрегеров, воинов) - Див и Дажьбог - это зло. Популярная среди индоевропеистов трактовка слова "дождь" - как раз асурическая (dus-di, то есть "дурной день"). Я также считаю, что Дажьбог - это "Дождьбог", но славяне - исконно лунарные водопоклонники - вкладывали туда благой смысл. Только под влиянием солярных огнепоклонников арийцев ситуация изменилась, и все перевернулось.
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4627
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: СЛАВЯНСКИЕ БОГИ

Сообщение Олег Гуцуляк 08 апр 2010, 00:46

У южных славян произошла иная религиозная реформа: наоборот, теоним Дажьбог (Даjбог, Дабог, Даба) соотнесся со "злым богом" ("царем на земле", к которому идут души грешников) по причине соперничества с соседним кельтским континуумом, где присутствует бог Дагда (др.-ирланд. dag, ирланд. deadg “добрий”; по аналогии с представляющим восточный, иранский континуум Хорсом — xorz "добрый, хороший") [Мартынов В.В. Сакральный мир «Слова о полку Игореве» // Славянский и балканский фольклор: Реконструкция древней славянской духовной культурі: Источники и методі / Отв.ред. Н.И. Толстой. – М.: Наука, 1989. – С. 61 - 78].

По нашему мнению, оппонент южнославянского Дабога — Milъ bogъ , “Господ Бог на небесима” — это уже дань христианской традиции, в то время как начально его место занимал Див (санскрит. div “светить”, dyaus “небо”, “день”), отодвинутый затем на позицию медиатора между небесным и земным, в мир леса, деревьев (ср.: сербохорв. “див” –-“демон”, або “дивљи човек”, словен. divi mož, польск. dziwoląg, чеськ. divy muz “лесовик”).
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4627
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: СЛАВЯНСКИЕ БОГИ

Сообщение Олег Гуцуляк 08 апр 2010, 00:47

Вероятнее всего, архаическую структуру южнославянского варианта дуализма сохранено в богумильских оригинальных славянских рукописях, которые затем были переведены на греческий язык (а не наоборот!), где рассказывается о борьбе архангела Михаила и Сатанаила. Сюжет апокрифа вкратце таков: Сатанаил задумал превзойти величием Бога, и для этого бежал с небес, увлекая за собой значительную часть ангельского войска. Кроме того, он прихватил с собой ангельское одеяние (he aggelike stole), дающее ему могущество и власть. Бог сначала призвал архангела Гавриила, чтобы тот вернул одеяние, но Гавриил отказался, ссылаясь на могущество сатаны. Тогда был призван Михаил, который тоже сначала отказывался, но получив от Бога благословение на любую хитрость и ложь против сатаны, отправился к тому. Михаил сделал вид, что хочет перейти на сторону сатаны, был принят им торжественно и с радостью. Сатанаил предложил отправиться к озеру, вода которого сделает их обоих непобедимыми. Он предлжил Михаилу первым нырнуть в озеро, но Михаил возразил, что слуге не подобает идти впереди господина и что он готов посторожить одеяние, пока сатана будет в воде. Сатанаил заставил Михаила поклястся, что тот его не обманывает и. заручившись такой клятвой, снял ангельское одеяние и вручил его Михаилу. Как только сатана погрузился в глубокую пучину, Михаил бросился бежать, унося с собой одеяние. Увидев обман, сатана погнался за ним, и схватил за ногу, но по молитве Михаила небеса разверзлись и скрыли его от врага. Таким образом Сатанаил был лишен могущества, из его имени отбирается частици «-ил», а Михаил именуется самим Богом «вторым богом» (hese theos deuteros). Этот рассказаз близок отражен и в сербском эпосе, но речь идет о золотой короне беса Дуклияна (Диоклетиана) и об Иоанне Крестителе с золотым яблоком. Второй уронил свой священный предмет в пучину и царь, чтобы утешить друга, ныряет в море, предварительно заставив Иоанна поклястся в верности (Иоанн получил от Бога разрешение поклястся лживо). Иоанн замораживает море на девять аршин в глубину, крадет корону, царь в погоне хватает его за ступню и вырывает кусок мяса, но Иоанну удается убежать и возвратить на небо солнце-корону [Афиногенова О.Н. К изучению богомильского мировоззрения на примере переводного греческого источника // Славяноведение. — 2008. — №5. — С.84-87].
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4627
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: СЛАВЯНСКИЕ БОГИ

Сообщение Максим Борозенец 08 апр 2010, 14:00

Олег Гуцуляк писал(а):Также интересным образм славянский теоним Сварог (отождествллялся с Гефестом) оказывается в связи не только с санскр. svarha "небо", но и с фракийско-фригийским кругом: греческое surgastoy – родовой падеж единственного числа некоего теонима, идентичного лидийскому теониму Srkastus, с которым можно сравнить фракийское Surgasteus, вифинское Zeus Syrgastes. Считается, что восходит оно от незасвидетельствованного фригийского глагола surgadyo, происходящего от и-е. suergh- «опекать, ухаживать» . Но оно также имеет значение «волноваться, беспокоиться, быть больным» , что сближает с пра-нахско-дагестанским swĭrHo “старый” . Сварог, тиким образом, это «старый бог», deus otius, «бог удалившийся», аналог оскопленных Урана или Хроноса (и мог быть заимствован собственно с одного из алароидных языков, к которым принадлежат восточно-северо-кавказские, хурритский, урартский и этивский языки) .
Для праславян Сварог — это только отец Солнца-Царя Дажьбога.

У меня другая этимология теонима "Сварог". Тут очевидны два корня - *SU и *AR, а "-ОГ" - это просто субстантивный суффикс объекта (ср. "творог", "чертог").
Я полагаю, что изначально Сварог звался Свар (букв. "Благой Творец"). "-ог" туда добавили праславяне, с последующим "-ожич". "Творог" и "Чертог" являются продуктами от глаголов "творить" и "чертить", в современном языке это звучало бы "творёж", "чертёж". По-моему, Сварог обозначает "творение Свара", то есть "небесный свод" (ср. санс. Сварга).
*SW / *SU означает "благо, изобилие, добродетель, рождение, умножение" - это как раз качества Доброго Творца, а также Солнца. Санскритская приставка su- тождественна греческой eu-, так что получив бы Писание из других рук, мы бы называли его не Евангелие, а "Свангелие". А SW в славянских языках (да и вообще во всех индо-европейских) стало, кроме всего прочего, означать одно из самых важных слов - "свой", то есть наш, нашего роду-племени...
Корень *AR, думаю, объяснять не надо.

Тем не менее, любопытны замечания о глаголе *suergh, который есть даже в датском как "sørge" - 1. заботиться, 2. печалиться, горевать, тосковать
С Гефестом в свою очередь сближается ветхозаветный Иафет. Покровитель Киева Кий (правильнее Куй) - тот же самый бог-кузнец.
Ex Borea Lux! - Из Севера Свет!
Аватара пользователя
Максим Борозенец
Администратор
 
Сообщений: 3429
Зарегистрирован: 30 окт 2009, 23:45
Откуда: Дания, Копенгаген

Re: СЛАВЯНСКИЕ БОГИ

Сообщение Олег Гуцуляк 09 апр 2010, 02:46

Кстати, в германском есть SWAR-/SWOR- "громко говорить, отвечать" (< и.-е. *suer- "издавать звук"), что можно соотнести с богом-дарителем языка (речи).
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4627
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина


Вернуться в Славянство


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1