Археократия. Цель и Дао.

раздел посвящен неотрадиционным направлениям в искусстве и литературе, и обсуждению работ наших авторов

Археократия. Цель и Дао.

Сообщение Александр Волынский 25 июл 2016, 12:27

Цель и Дао

Бинарная оппозиция двух противоположных направлений мышления – "в себя" и "на мир" выражается предметностью западной мысли и подчеркнутой не-предметностью буддизма. В европейской философской традиции эта оппозиция обнаруживается в различении разума- Vernunft и рассудка-Verstand, соответствующих греческим νοῦς-διάνοια, обнаруживающем границу между мышлением и языком, содержанием и формой, смыслом и информацией. Направленность языка "на мир" не отрывает его от мышления, направленного "в себя", а создает диалектическое единство рефлексии, в которой язык и мышление постоянно отражают друг друга.
Способность связывать разные символы с одними и теми-же предметами, как это происходит в разных языках, качественно развивается в присвоении разных значений одним и тем же смыслам в разных культурах. Разные культуры и разные философии отличаются именно тем, что связывают априорные категории познания и бытия в разные схемы. Диалог культур возможен на основе априорного единства мышления людей, но крайне затруднен из-за коренного различия онтологического, гносеологического и ценностного дискурсов. Более того, мышление, как носитель смыслового тождества, крайне неохотно воспринимает чужие коды, которые могут нарушить его собственную цельность, его функциональное единство.
Согласно психологическим тестам там где западная ментальность обнаруживает "свойства", восточная обнаруживает "отношения". Фактически это разные формы одной категории, причем, "отношения" выступают в модусе потенциальности, а "свойства" в модусе действительности. Бертран Рассел показал, что "отношения" в системе нельзя редуцировать к "свойствам" системы, просто в силу отсутствия симметрии элементов. Восточная ментальность направленная "в себя", легко обнаруживает идеальные отношения, в то время как западная ментальность, направленная "на мир", способна воспринимать только материальные свойства. Знаки языка коррелятивны свойствам, смыслы выражают потенциальный мир отношений, мир, очевидно, первичный, относительно мира языковой реальности, хотя и скрытый ею. Как говорит Чжуан-цзы:
"Ловушка нужна для ловли зайцев. Поймав зайца, забывают про ловушку. Слова нужны чтобы поймать мысль: когда мысль поймана, про слова забывают; Как бы мне найти человека, забывшего про слова, — и поговорить с ним!"
Западное мышление гипостазировало "отношения" как формы, эйдосы, идеи, любыми способами превращая их в "свойства" субъектов и объектов. Метафоричность восточного мышления основана на первичности "отношений", понимаемых как то, что "рождает тьму вещей". Система отношений обязана быть "пустым местом" в идеальности которого разместятся реальные вещи и их свойства, актуализируемые потоком энергии из мира или из памяти. Сложные открытые системы отношений западная ментальность воспринимает через функцию будущей цели, где цель это просто еще одно "свойство". Для восточной ментальности образец всегда в прошлом, надо только следовать традиции и система сама войдет в нужное состояние.
Приоритет "внешних свойств" связан с парадигмой автономии, которая проявляется в признании первичности физических тел, экономических и политических субъектов, автономия есть следствие направленности сознания "на мир" в котором действуют независимые от сознания сущности. Но автономность элементов порождает вопрос о гармонии их сосуществования и тогда появляется "энтелехия", имманентное элементам стремление к цели-телосу, пример предельного телоса это Всеобщее Благо. Из парадигмы физической автономии с необходимостью появляется мета-физика Единого. В современной философии принцип разделения автономной сущности и цели нашел предельное выражение в экзистенциализме, который развел эссенцию сущего с бытием личности, а уже самому бытию дается информационная, динамическая или функциональная трактовка. Западная техника это всегда четко сформулированный проект и совсем не удивительно, что жизнь личности экзистенциализм тоже связал с "проектом".
Кризис "конца истории" связан с принципиальной телеологичностью Запада, у либералов сегодня нет цели, кроме роста Капитала, а следовательно нет и смысла. Модерн, который весь состоял из проектов, привел человечество на грань самоуничтожения и было решено отказаться от них, но такой отказ подорвал бытийные основы Запада, тяжелой реакцией на него стал религиозный фундаментализм. Постмодерн совершил попытку уйти от доминирования цели и стал апологией Дао.
У Конфуция Дао это некий образец поведения, некая норма или обязательный ритуал-алгоритм, но не придуманный человеком, а предустановленный волей Неба - тяньмин. Дао это "истинный путь", та Истина о которой говорил Иисус. Для даосов Дао онтологизируется и превращается в творческий процесс, для которого традиции предков только "цветочки Дао", а само Небо организовано согласно Дао. Китайская философия началась как этика и через гносеологию пришла к онтологии, результаты этого процесса сформировали понятие Дао, ставшее синтезом Справедливости, Истины и Красоты, разумеется не в их дискурсивной форме, а по содержанию. Содержание Дао есть адаптация, гармония, процесс естественного роста, в то время как западный Телос это эйдос горшка в голове горшечника.
Дао репрезентирует сложную когнитивную схему, поэтому само Дао символизируется более простым эмпирическим образом - растением, в котором представлены все базовые понятия восточной мудрости: организмичность, гибкость, процессуальность. Аристотель же постоянно приводит примеры изготовления шаров, домов, кубков, а западная философия символизируется горшечником-демиургом. Можно ли синтезировать растение и проект? Блез Паскаль сделал это в рамках западной традиции: "Человек не что иное, как тростник, очень слабый по природе, но этот тростник мыслит... все наше достоинство состоит в мысли. В этом отношении мы должны возвышать себя, а не в отношении к пространству и времени, которое мы не сумели бы наполнить. Постараемся же научиться хорошо мыслить: вот принцип нравственности."
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9389
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Вернуться в Артель


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron