Археократия. Возвращение онтологии.

раздел посвящен неотрадиционным направлениям в искусстве и литературе, и обсуждению работ наших авторов

Археократия. Возвращение онтологии.

Сообщение Александр Волынский 03 авг 2016, 18:02

Возвращение онтологии
Умберто Эко в своей работе «Отсутствующая структура» , вышедшей в знаковом для Постмодерна 1968 году, обрушился на структурализм, сравнив его со схоластикой, вгонявшей объективную действительность в схему, подменявшую саму действительность, претендующим на абсолютность, фетишем. Будучи уже патриархом постструктурализма, через тридцать лет Эко впервые обращается к проблеме Бытия, пытаясь найти выход из ситуации, которую, по словам самого Эко, создал Ницше, усмотревший в смерти Бога конец стабильной Структуры Бытия и начало чего-то бесформенного, нестабильного, текучего. Спасение Эко находит в избыточности языка, благодаря которому, Бытие может быть выражено множеством способов, часто взаимоисключающих: "Если перспективы взгляда на Бытие бесконечны, или, по крайней мере, не могут быть нами исчислены, значит ли это, что одна эквивалентна другой и что все одинаково хороши, значит ли, что в каждом утверждении с необходимостью есть что-то истинное?....Я не скажу, что мы не можем иметь никакого истинного знания, если я буду утверждать, что мы имеем избыток истинного знания. Некоторые приготовятся возразить мне, что нет разницы между тем, чтобы сказать истины нет, или сказать, что есть много истин (даже если это всего лишь простая двойная истина). Но мы можем возразить, что этот избыток истины временный; он создается в результате эффекта нашего пути проб и ошибок; он указывает на границу, за которой разные перспективы (отчасти истинные) могут однажды создать систему".
Свою систему Эко строит на поисках "пределов" и "силовых линий" внутри Бытия. В рамках экзистенциализма обнаруживается первый такой "предел" - Смерть, затем, уже в Жизни Эко обнаруживает порождаемую "пределами" устойчивость: "Коль скоро мы говорим о Бытии, зная, что хотя бы один предел существует, мы не можем не продолжить наше вопрошание, чтобы увидеть, нет ли случайно и других. Как мы не доверяем тому, кто солгал нам хотя бы однажды, мы не верим обещанию неограниченности того, что при первом же появлении противопоставило нам предел. И, продолжая говорить, мы быстро обнаруживаем и другие пределы внутри горизонта сущих вещей, которым мы дали имена. Мы узнаем из опыта, что природа, как нам кажется, склонна к устойчивому поведению."
Избыточность языка соответствует ситуации в мире, которому изначально свойственно огромное разнообразие. Разнообразны вещи, явления, процессы; еще большее разнообразие царит на высоких уровнях бытия, в психической и общественной жизни. Можно ли найти среди этого потрясающего воображение разнообразия что-либо такое, что является безусловно общим, присущим всему миру на всех его ступенях и уровнях развития? Онтология отвечает на этот вопрос положительно.
Ученик неокантианцев и поклонник феноменологии Гуссерля- Николай Гартман создавал свою "критическую онтологию" в противовес царившей в философии, со времен Канта, гносеологии, основанной на рефлексии категорий разума и отрицавшей старые метафизические схемы. Уходя от теорий познания Гартман подчеркивал, что "Онтология же начинает не с рефлексии, а следует естественному направлению познания: она занимается общим и основным в предмете познания". Это общее Гартман искал в достижениях науки и в самой философии, как науке о самых общих Принципах Бытия. Хотя Гартман, подобно Хайдеггеру, основывает свою систему на диалектике Гегеля, на "философии жизни" и феноменологии он резко выступает против них, утверждая, что идеализм начинает с духа, но дух должен быть не в начале, а в конце. Гартман дает следующую отрицательную оценку экзистенциализма: "Это воззрение не только обесценило все самое лучшее, что дала немецкая философия в период ее расцвета (от Канта до Гегеля); оно сделало непонятным высший слой бытия - исторический дух. Особенности сущего не изолированы, но находятся в многообразных связях, из которых они только и могут быть поняты; недооценка этого слоя бытия косвенным образом уничтожает также понимание других слоев бытия". Крайний субъективизм экзистенциализма был чужд классическому объективистскому подходу Гартмана.
Для возвращения к онтологии Гартман считает необходимым отделить от нее метафизику, особенно спекулятивную метафизику, ставшую главным объектом критики Канта. Спекулятивной метафизике с ее непререкаемыми догмами, Гартман противопоставляет "метафизику проблем". В науке, искусстве, практической жизни, в различных философских дисциплинах, наряду с уже решенными проблемами всегда есть такие вопросы, которые не могут быть решены. Неразрешимые проблемы или "непознаваемые остатки" проблем и составляют для Гартмана предмет метафизики: "Существуют проблемы, которые никогда не будут полностью решены, в которых всегда имеется неразрешимый остаток, нечто иррациональное. Это - метафизические проблемы", которые надо свести к "неизбежному критически взвешенному минимуму". Для онтологии не должно иметь значения имеется ли последняя основа мира и какова она, имеет ли "смысл" и "цель" структура мира ибо проблема Бытия касается феноменов, а не гипотез. Хотя Гартман признает, что для онтологии существенно различие между объективным и субъективным бытием, но она начинает не с этого, а с феноменов в их чистом виде. "Как таковые, - пишет он, - они индифферентны к идеализму и реализму, теизму и пантеизму".
Возвращаясь к гносеологии Гартман все равно наталкивается на апорию, в которой сталкиваются "имманентность сознания" и трансцендентность предмета познания. Субъект может знать только содержание своего сознания, как же он может выйти из собственной сферы и понять в-себе-сущее? Гартман постулирует, что образ объекта в субъекте возможен только в том случае, если существует система отношений, переходящая за границы сознания: "Должна быть общая сфера, охватывающая и субъект, и объект, в которой трансцендентность перейдена уже до всякого познания". В "Метафизике познания" Гартман прямо говорит о том, что таким "третьим" определяющем и предмет, и представления, что не было понято Кантом, являются категории: "Если предмет определяет представление, то это реализм; если представление определяет предмет - идеализм. Но если оба определены общими категориями, то не предполагается ни одна из этих точек зрения" (ME, 338).
Категории - самые общие конститутивные принципы, они присутствуют и в отдельных науках, и в обыденном сознании, и в языке. В категориальном философском анализе оперируют теми фундаментальными принципами которые обнаруживают общее во всех слоях и сферах Бытия. Суть принципа в том, что он является условием чего-либо, не будучи сам обусловлен. Гартман считает, что у позднего Платона, на высоте его творчества, идеи понимались как принципы в строгом смысле этого слова. Мысль о принципах выступает в учении Аристотеля об имманентности эйдоса вещам и в средние века в учении об универсалиях. Лишь у Канта мысль о принципе полностью вошла в русло проблематики "условий познания", сделав учение о категориях достоянием гносеологии. Для Гартмана, категории это не только условия возможности познания вещей, но также условия возможности бытия вещей, именно категории превращают Бытие в Сущее.
Онтология Гартмана обнаруживает диалектику Dasein и Sosein, которую можно понять через таблицу парных фундаментальных структурных категорий.
Изображение

Для разных объектов и способов описания подходят разные категории, но для характеристики наиболее общих принципов Dasein и Sosein подходят все строки таблицы, поскольку они конкретные проявления этих принципов. Более сложные, системные объекты описываются продолжением таблицы парных категорий.
Изображение

Очевидно, что не все категории относятся к структуре или модусам Бытия. Гартман пытается установить "категориальные законы", которые наводят порядок во всех слоях реальности- неживой природе, живой природе, психическом мире личности, духовной жизни социума.
Если изобразить онтологию Гартмана, хотя сам он этого не делал, то мы получим четыре слоя иерархии в трех модусах – Бытия, Сущего, Действительного.
Изображение
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9389
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Вернуться в Артель


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron