Великая Цепь Бытия

раздел посвящен неотрадиционным направлениям в искусстве и литературе, и обсуждению работ наших авторов

Великая Цепь Бытия

Сообщение Александр Волынский 04 авг 2016, 16:22

Великая Цепь Бытия.
Американцы Артур Лавджой и Кен Уилбер посвятили свои исследования поиску принципов на которых можно сформировать "вечную философию". Лавджой утверждает три таких принципа - изобилия (plenitude), непрерывности (continuity) и линейной градации (unilinear gradation), которые в философских и мистических учениях изображались в виде лестницы или цепи, или дерева, или как микрокосм человеческого тела. Хотя, по Лавджою, представление о мире как Великой Цепи Бытия не может дать человеку рациональных оснований, предопределяющих актуальность мира и то, какое богатство будет реализовано в нем из мира возможного, однако, сама идея Цепи Бытия породила. Уже в Новое время, представление об эволюционирующей и разнообразной Вселенной.
Уилбер развивает образ Великой Цепи так : "Проявленная, так сказать, реальность содержит различные ступени, или уровни, — от низших, наиболее плотных и наименее сознательных, до высших, наиболее тонких и наиболее сознательных. На одном конце этого континуума, или спектра сознания, находится то, что мы на Западе обычно называем материей — чем-то бесчувственным и несознательным, а на другом конце — дух, или нечто божественное, сверхсознательное, что также является всеобъемлющей основой всего ряда, как мы увидим в дальнейшем. Посередине расположены остальные измерения бытия, упорядоченные в соответствии с их индивидуальной мерой реальности (Платон), действительности (Аристотель), включенности (Гегель), сознательности (Ауробиндо), ясности (Лейбниц), ценности (Уайтхед) или познавательности (Гараб Дордже). Центральное утверждение вечной философии гласит, что люди могут расти и развиваться, поднимаясь по иерархической лестнице вплоть до самого Духа, чтобы постичь в нем «высшую идентичность» с Божеством — ens perfectissimum, к которому стремится всякое развитие". Свой вариант Великой Цепи Уилбер называет Эволюционная Холоархия, интегрирующая науку с мистикой, традиции Запада с традициями Востока.
Включить Великую Цепь Бытия в теорию Эволюции Уилбер предлагает следующим образом : " Если мы отбросим метафизические интерпретации, первое, чему необходимо свершиться, состоит в превращении уровней познания и бытия (будь то десять сефирот, восемь виджнян или семь чакр) из предсуществующих онтологических уровней или планов реальности в уровни, возникшие в процессе эволюции. Когда они впервые эмерджентно возникли, принятая ими форма была относительно открытой и творческой, однако, как только какая-то конкретная реакция начинает вновь и вновь происходить, она закрепляется в виде космической привычки, которую всё сложнее и сложнее изменить."
О каких "космических привычках" говорит Кен Уилбер? Их он позаимствовал у "отца научной философии США" и создателя философии "прагматизма" Чарльза Пирса, суть которой можно свести к "методу проб и ошибок". Космология Пирса базировалась на его убеждении, что "все стремится обрести привычное устройство" вопреки капризам природы. Данное положение Пирс выводил из того, что материальное и духовное начала в своей сопряженности подвержены перманентному структурированию, воспроизведению закономерностей и, таким образом, обретению "законов-привычек". Учитывая, что реальные привычки людей и животных это "условные рефлексы" и "поведенческие паттерны", можно трактовать идеи Пирса и Уилбера, как признание того, что физические, биологические, социальные законы и паттерны, которые можно эксплицировать "категориями бытия" не вечны, а формируются в процессе эволюции.
Таким образом, возможно развернуть Таблицу Бытия в Цепь Бытия.
Дух
Социум
Социальное действие
Ум
Мозг
Ментальное действие
Душа
Организм
Живое действие
Сила
Физическая система
Физическое действие
Если мы хотим проверить конкретное проявление цепи, то для примера можно взять американца, услышавшего национальный гимн. Энергия звуковых колебаний вызывает силовое воздействие на нервные окончания в ушной "улитке". Возбуждение с нервных окончаний передается по слуховому нерву и вызывает восприятие музыки, которое распознается с помощью памяти как "гимн". Если американец патриот, то он встанет, если нет, то может и плюнуть. Где тут "космические привычки" Уилбера и Пирса?
Ухо это сложная физическая система косточек и перепонок, которая отсеивает одни частоты и усиливает другие. Эту полосу пропускания можно назвать "привычкой уха". На определенные силовые воздействия организм отвечает рефлекторным распространением нервного импульса, который вызывает сходное, для многих разных людей, превращение электрических сигналов в ментальную мелодию. Это сходство определено генетической близостью людей или единством их "привычных паттернов". Осознав, с помощью "привычек памяти", мелодию как гимн, американец начинает вести себя соотносясь с системой ценностей, либо соглашаясь с привычной для большинства нормой, либо противостоя "социальной привычке", если бы он не был американцем и не знал, что за мелодию играют, то и этической проблемы у него бы не возникло. Если американец решился все таки встать, то нервные импульсы и рефлекторные сокращения мышц услужливо оторвут молекулы его ягодиц от стула.
Пирсовские "космические привычки" Николай Гартман связывает с вневременной "идеальностью", а на языке кибернетики это Коды. В Великой Цепи Бытия им соответствуют физические системы, включая волновые функции, организм, включая клетку, нейронные сети мозга и все социально-экономические отношения. Дух, ум, душу и силу можно назвать, в смысле Шопенгауэра, - Волей и связать с потенциальной энергией, нервными сигналами и информационными сетями, а все виды Действительности увязать с кинетической энергией движения и деформации.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9400
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Вернуться в Артель


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron