Археократия. Онтология форм.

раздел посвящен неотрадиционным направлениям в искусстве и литературе, и обсуждению работ наших авторов

Археократия. Онтология форм.

Сообщение Александр Волынский 09 авг 2016, 09:47

Онтология форм.
Таблица Бытия позволяет понять сферу Сущего как иерархию форм или "категорий бытия". Категории бытия формируют действительность, так же, как категории мышления познают реальность. Неокантианец Эрнст Кассирер трансформирует традиционный кантианский вопрос «как возможно познание?» в вопрос «как возможна культура?». Исходным понятием для Кассирера становится Дух, отождествляемый с Культурой в противоположность Природе. Культура есть результат действия "символических форм" к которым относятся язык, миф, религия, искусство, право, наука и другие формы Духа. Символические формы связаны с "символической функцией мышления". Кассирер во «Введении в философию культуры» пишет :«У человека между системой рецепторов и эффекторов, которые есть у всех видов животных, есть и третье звено, которое можно назвать символической системой. Это новое приобретение целиком преобразовало всю человеческую жизнь. По сравнению с другими животными человек живет не просто в более широкой реальности — он живет как бы в новом измерении реальности». Символическая функция связывает символическую систему индивидуального сознания с символическими формами духовного слоя Бытия, она выступает блоком управления для ментального слоя. Способность управлять ментальной действительностью проявляется у людей в творческой активности и коммуникации. Эта способность наполняется содержанием только в процессе социализации, который представляет собой один из элементов социального действия, когда ум ребенка получает символические формы уже в готовом виде.
В Таблице Бытия символические формы объединяют слой Духа и слой Ума. К примеру, Язык существует и как идеальная структура, и как ментальное действие, и как проявление Ума, ответственного за индивидуальные смыслы, и как проявление Духа, ответственного за социальные смыслы. В Мифе, как показал Кассирер, индивидуальные и социальные смыслы спаяны в не рефлексируемое единство, которое он выражает особыми, отличными от языка, символами.
Слой Ума и слой Души связаны чувственными формами, которые производят не символы, а ощущения, эмоции, рефлекторную мимику. Слой Души и слой Силы образуют телесные формы. Вполне возможно, что ниже слоя Силы лежит еще боле фундаментальный слой, идеальная сфера Сущего представлена в нем виртуальными объектами квантовой теории поля или еще более удивительными конструкциями, вроде "спиновой пены" из теорий квантовой гравитации, сфера Бытия этого слоя может быть названа "Энергия", а Действительность представлена квантами действия в фазовом пространстве состояний, ячейки которого равны постоянной Планка.
Поскольку онтологические формы должны действовать на всех слоях, важно определить на основании каких принципов эти формы возникли. Одним из фундаментальных принципов образования физических тел является Принцип экстремума действия. Из этого принципа можно вывести все уравнения геометрической оптики, механики Ньютона и электродинамики Максвелла, он действует и в теории относительности и в квантовой теории поля. Всеобщность и универсальность принципа экстремального действия для физики состоит в том, что он является вариационным принципом, который носит предельно общий и предельно формальный характер. Оказалось, что Принцип эктремума действия связан с биологическим принципом Оптимальной конструкции организма. Рашевский, сформулировавший этот принцип в явной форме, излагает его суть следующим образом: «Для ряда заданных биологических функций заданной интенсивности организм имеет оптимально возможную конструкцию по отношению к экономии используемого материала и расходуемой энергии, необходимых для выполнения заданных функций». Продолжая работы Рашевского Розен сумел вывести из этого принципа такие физические константы как оптимальные радиусы и углы ветвления артерий, размеры и форму эритроцитов.
Со времен античности было известно, что Золотое сечение связано с пропорциями человеческого тела, этим фактом пользовались и художники эпохи Ренессанса. Сегодняшний значительный интерес к золотому сечению и его структурным особенностям белорусский философ Сороко даже возвел в ранг обобщенного «закона структурной гармонии систем», который он формулирует следующим образом: «Обобщенные золотые сечения суть инварианты, на основе и посредством которых в процессе самоорганизации естественные системы обретают гармоническое строение, стационарный режим существования, структурно-функциональную устойчивость». Важно указать на связь между Золотым сечением и, построенному по рекуррентной формуле, рядом Фибоначчи. Ряд обладает особенностью: он является одновременно и мультипликативным, и аддитивным, его члены это члены и арифметической и геометрической прогрессии, что связывает этот ряд с вариационным экстремумом действия.
То, что люди воспринимают красоту и гармонию через эмоциональное одобрение значит, что Принцип экстремума действия играет роль и в возникновении чувственных форм. Основатель "экспериментальной эстетики" Фихнер еще в позапрошлом веке предъявлял испытуемым прямоугольные предметы с разным соотношением сторон. Испытуемые должны были высказать степень своего предпочтения конкретной фигуре в определенной шкале. После этого результаты подвергались статистической обработке. Фехнером было установлено, что наибольшей «симпатией» у испытуемых пользовался прямоугольник с соотношением сторон 21:34, равным Золотому сечению. Вариационные принципы действуют через эволюцию видов и адаптируют организм к среде не только через пространственные структуры. Известно, что земная атмосфера имеет значительное окно прозрачности только в диапазоне 300—1500 нанометров. Глаз человека чувствителен к электромагнитному излучению в диапазоне длин волн 400—750 нанометров и на эту сравнительно узкую область спектра приходится более 40 % энергии излучения Солнца у поверхности. Можно сказать, что в ходе эволюции глаз "настроился" на Солнце.
Настройка социально-экономических структур происходит в соответствии с кривыми распределения теории вероятности. При этом считается, что параметры простых систем, обычно, распределены в соответствии с нормальным распределением Гаусса, а параметры сложных систем – в соответствии с гиперболическим распределением Парето. Самоорганизация по гиперболическому закону, означает наличие у систем разного уровня свойства фрактальности, когда системы разных уровней повторяют строение друг друга, как ветка и дерево, ибо в их основе лежит один и тот же механизм формообразования. Колебания и различные циклические процессы в сложных системах тоже подчинены законам распределения и пропорциональности. Лосев отмечает, что уже Платон связывал «те правила, принципы и законы, которые являются общими для музыки и военного дела, строительства и государственного устройства, конструкции человеческого тела и космоса» с понятием Блага.
Красота спасет мир?
Свою Нобелевскую речь 1972 года русский писатель Александр Солженицин посвятил роли Искусства в современной ему жизни, когда процессы Глобализации стали очевидными. Вот основные моменты размышлений писателя, сыгравшего большую роль в идеологических битвах Холодной Войны.
"Достоевский загадочно обронил однажды: "Мир спасет красота". Что это? Мне долго казалось -- просто фраза. Как бы это возможно? Когда в кровожадной истории, кого и от чего спасала красота? Облагораживала, возвышала -- да, но кого спасла?
Однако есть такая особенность в сути красоты, особенность в положении искусства: убедительность истинно художественного произведения совершенно неопровержима и подчиняет себе даже противящееся сердце. Политическую речь, напористую публицистику, программу социальной жизни, философскую систему можно по видимости построить гладко, стройно и на ошибке, и на лжи; и что скрыто, и что искажено -- увидится не сразу. А выйдет на спор противонаправленная речь, публицистика, программа, иноструктурная философия, -- и все опять так же стройно и гладко, и опять сошлось. Оттого доверие к ним есть -- и доверия нет.
Попусту твердится, что к сердцу не ложится.
Произведение же художественное свою проверку несет само в себе: концепции придуманные, натянутые не выдерживают испытания на образах: разваливаются и те и другие, оказываются хилы, бледны, никого не убеждают. Произведения же, зачерпнувшие истины и представившие нам ее сгущенно-живой, захватывают нас, приобщают к себе властно, -- и никто, никогда, даже через века, не явится их опровергать.
Так может быть, это старое триединство Истины, Добра и Красоты -- не просто парадная обветшалая формула, как казалось нам в пору нашей самонадеянной материалистической юности? Если вершины этих трех дерев сходятся, как утверждали исследователи, но слишком явные, слишком прямые поросли Истины и Добра задавлены, срублены, не пропускаются, -- то может быть причудливые, непредсказуемые, неожидаемые поросли Красоты пробьются и взовьются в то же самое место, и так выполнят работу за всех трех?
И тогда не обмолвкою, но пророчеством написано у Достоевского: "Мир спасет красота"? Ведь ему дано было многое видеть, озаряло его удивительно.
Еще багровеют государственные границы, накаленные проволокою под током и автоматными очередями, еще иные министерства внутренних дел полагают, что и литература -- "внутреннее дело" подведомственных им стран, еще выставляются газетные заголовки: "не их право вмешиваться в наши внутренние дела!" -- а между тем внутренних дел вообще не осталось на нашей тесной Земле! И спасение человечества только в том, чтобы всем было дело до всего: людям Востока было бы сплошь небезразлично, что думают на Западе; людям Запада -- сплошь небезразлично, что совершается на Востоке. И художественная литература -- из тончайших, отзывчивейших инструментов человеческого существа -- одна из первых уже переняла, усвоила, подхватила это чувство растущего единства человечества. И вот я уверенно обращаюсь к мировой литературе сегодняшнего дня -- к сотням друзей, которых ни разу не встретил въявь и, может быть, никогда не увижу.
Друзья! А попробуем пособить мы, если мы чего-нибудь стоим! В своих странах, раздираемых разноголосицей партий, движений, каст и групп, кто же искони был силою не разъединяющей, но объединяющей? Таково по самой сути положение писателей: выразителей национального языка -- главной скрепы нации, и самой земли, занимаемой народом, а в счастливом случае и национальной души.
Я думаю, что мировой литературе под силу в эти тревожные часы человечества помочь ему верно узнать самого себя вопреки тому, что внушается пристрастными людьми и партиями: перенести сгущенный опыт одних краев в другие так, чтобы перестало у нас двоиться и рябить в глазах, совместились бы деления шкал, и одни народы узнали бы верно и сжато истинную историю других с тою силой узнавания и болевого ощущения, как будто пережили ее сами, -- и тем обережены бы были от запоздалых жестоких ошибок. А сами мы при этом, быть может, сумеем развить в себе и мировое зрение: центром глаза, как и каждый человек, видя близкое, краями глаза начнем вбирать и то, что делается в остальном мире. И соотнесем, и соблюдем мировые пропорции."
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9400
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Вернуться в Артель


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron