Алексей Иваненко: Тараканы чистого разума

подборка полезной литературы, обмен текстами и мнениями

Алексей Иваненко: Тараканы чистого разума

Сообщение Олег Гуцуляк 01 авг 2010, 00:08

Вышло приложение журнала «Апокриф», целиком посвященное творчеству питерского философа-традиционалиста Алексея Иваненко «Тараканы чистого разума» (сборник статей 2000-2008 гг.).

Предисловие Олега Гуцуляка.

Изображение

http://cardshouse.castalia.ru/apokrif/pril07.pdf

Журнал Апокриф:
http://vkontakte.ru/club16318448

Предисловие

Это приложение целиком посвящено творчеству замечательного петербургского философа Алексея Иваненко. В свои 32 года он успел состояться как академический философ. Иваненко защитил кандидатскую диссертацию по философии, получил звание доцента и наработал десятилетний непрерывный педагогический стаж в
петербургских вузах. Однако как истинный петербургский интеллигент он не мог замкнуть свои духовные искания в жѐстких рамках государственного стандарта. Оказавшись свидетелем глубокого культурологического кризиса России, Иваненко про-
явил себя как радикальный публицист и лектор. Его статьи публиковала разнообразная критическая пресса от газеты «Лимонка» до чеченского сайта «Кавказ-центр». Со своими лекциями он выступал в «Философском кафе» в арт-центре на Пушкинской-10, а также в рамках проекта «Интерзона» в заброшенных помещениях питерского завода «Красный треугольник». Активно пишет статьи для международной сетевой энциклопедии Википедия. Продолжая традиции русской философии, Иваненко причудливо совмещает острый пафос социальной критики с богоискательством. Разоча-
ровавшись в казѐнном православии Московского патриархата, он одно время был близок к Национальной организации русских мусульман, но к настоящему времени его духовный выбор остановился на классическом протестантизме евангелическо-лютеранского толка. Впрочем, религия никогда не была для Иваненко некой доктриной, дававшей ответы на все вопросы, но, скорее, неким снаряжением, с которым можно идти по духовному пути. При этом коллеги часто характеризовали стиль мысли Иваненко как постмодернистский, на что он любил отвечать, что
постмоденизм — это не направление, а ситуация, в котором оказались современные интеллектуалы.
Данное приложение озаглавлено «Тараканы чистого разума», где под тараканами понимаются именно «те, что в голове», некие идеи, которые мучительно волнуют коллективное сознание современной эпохи. Термин «тараканы» взят не случайно, ибо речь идѐт не просто об идеях, но тех идеях, которые питаются отходами перебродившей классики, которые вылезают в тѐмные моменты коллективного помрачения. Ибо дело философа не создавать материальные ценности, управлять ими или оберегать их, но просто смотреть вдаль, вглядываться умственным оком во тьму грядущего.
Олег Борисович Гуцуляк,
к.ф.н., доцент Прикарпатского
национального университета им. В. Стефаника
(Ивано-Франковск, Украина)
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4592
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: Алексей Иваненко: Тараканы чистого разума

Сообщение Александр Волынский 01 авг 2010, 13:40

Прочитал
Попробую написать рецензию.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9346
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Алексей Иваненко: Тараканы чистого разума

Сообщение Александр Волынский 01 авг 2010, 19:26

Рецензия (можно отослать в редакцию Апокрифа )

Изучение чужих тараканов может иметь хоть какой то смысл , только если они похожи на твоих собственных . Будучи совершенно разными с Иваненко людьми , разделенными и географически и ментально , мы , тем не менее , оказались одержимы сходными проблемами и во многом сходными методами их анализа. Величие чистого разума в том и заключается , что позволяет общаться поверх барьеров . Хотя обратная сторона разума и кишит тараканами.
Читая «Тараканов чистого разума» я не мог отделаться от чувтва Déjà vu. Постмодернистский сбой системы лез из всех щелей. Тем удивительней было обнаружить новые и оригинальные смысли , вроде такой : «Одной из форм «эльфийского ислама» можно назвать лютеранство — северную балтийскую религию, впитавшую в себя рыцарский дух (именно немецкие рыцари сделали из «ереси Лютера» направление в христианстве) и легенды о Граале (мистика наполненной кровью чаши как антитеза православной лжицы).» , которые раньше могли бы даже назвать шокирующими.
Поскольку я не православный , не русский , не мусульманин , а совсем даже израильтянин , то мне легко будет достаточно объективно проанализировать труд Иваненко , тем более , что он воздержался от стандартных ныне для российского дискурса юдофобских тем. Некоторые познания в реальной практике ислама так же придают рецензенту уверенности.

Первые мои замечания касаются общей концепции Модерна . В основе этой эпохи лежат вполне объективные факторы , позволяющие определять ее хронологические и смысловые границы. Новое время началось под влиянием трех важнейших прорывов : книгопечатания , стрелкового оружия , океанского флота . Постновое время разворачивается на наших глазах в виде электронных сетей , атомных боеголовок и полетов в космос.. Таким образом и Просвещение , и Романтизм , вопреки утверждениям Иваненко , оказываются двумя ипостасями Модерна . Даже постмодерн продолжает нести в себе их пережитки.
Соглашаясь с автором в разброре категорий гламура и трэша , замечу излишню патетику и явную натянутость обобщений типа : «Гламур и трэш приобретают универсальность , сравнимую с универсальностью аполлонического и диониcийского начал, введѐнных Ницше для характеристики античной культуры . Плюрализм Постмодерна постепенно сменяется дуализмом новой эпохи. Буквально все явления прежней культуры обнаруживают свой гламур и свой трэш. Дуализм проявляется во всем : от двухпартийной политической системы современных западных демократий до двоичного кода компьютерной реальности . Это уже совсем не оппозиция добра и зла, дискредитированная по-стмодернистской критикой метафизики тождества и отрицания....» . Большинство человечества продолжает делить мир на белое и черное , на добро и зло , на интересное произведение искусства и халтуру.
Перейдем к «Матрице» и «кяфирам» . Сразу скажу , что совершенно с автором не согласен как в трактовке фильма , так и в трактовке Ислама и сразу , из вредности , укажу на некоторые оплошности. Шахид это не «свидетель» , а «свидетельствующий» своими действиями о мощи Аллаха . С Архитектором Матрицы герой встречается во второй серии , а в третей он идет на поклон к Хозяину Источника , который изъясняется цитатами из «Откровения Иоанна» (21:6) и отправляет Нео на заклание как Агнеца.
Ислам есть покорность , он прототип Матрицы. А вот Зион это прибжище всякой кяфирской шпаны , отказывающей Матрице в доверии . Индивидуальное толкование природы Аллаха и Сунны никоим образом не освобождает мусульманина от Шариата . Любого , кто длительное время не появлялся в мечети на пятничной молитве , можно обвинить в куфре . Никакого «оправдания верой» в Исламе нет и в помине. , тут Иваненко явно выдает желаемое за действительное . Но вот к ересям в традиционном исламе отношение действительно терпимое . Более того , Ислам признает за каждым народом действие «обычного права» - адата . Только ваххабизм проявляет агрессивную нетерпимость к шиитским ересям и адату.
Всемирный Джихад не возвращает Ислам к основам , а создает универсально упрощенную Матрицу , причем самими «матричными» спосабами : «В современном мире международные тер-рористы функционируют по принципу агрессивной рекламы: те же геополитические амбиции и стремление к глобализации, то же давление на население с помощью тщательно срежиссированных акций, записанных на видео, та же эксплуатация страхов и опасений.» Ислам самая простая , самая справедливая и самая агрессивная из всех мировых религий . Мусальманин не должен соблюдать сотни заповедей как иудей , не должен постоянно мучатся от недостижимости моральных императивов христианства или от кастовых ограничений индуизма . Умма обязана поддерживать своих членов и обеспечивать прожиточный минимум . Вся планета обязана стать Дар ал- Ислам. Все остальное Куфр.
Вместе с тем ислам в целом представляет собой очень важный инструмент для решения глобальной задачи , котороя у Иваненко выглядит так «Социальные проблемы имеют не меньшее значение, чем проблемы экологические . Утилизация отходов в социальной сфере не менее важна, чем в промышленной. Однако отстойники и резервации эффективны лишь при незначительной массе. Вспомним арифметику, четыре миллиарда больше одного. Культура должна научиться организованно отступать, чтобы не потерять контроль над массами... Кризис античности был решен посредством распространения низовой христианской религии , рассчитанной на «незнатное мира» . История не по-вторяется, но в аналогичных ситуациях выходы могут быть аналогичными.»

В главах посвященных гностицизму автор не открывает ничего нового , но и там попадаются интересные обороты . «Путь лежит между слов.» , «Изучая адский огонь, мы, по сути, изучаем себя» . А вот фраза «Чистый разум посредством своей имагитативной способности как бы нащупывает в воображении некую информационную матрицу или объективно существующую идею» , отсылает нас к понятию Versinnlichung у Хайдеггера и служит оправданием любого философского текста , ну это тема для «посвященных» и я ее развивать тут не стану.
Основным аргументом против гностических толкований Книги Бытия служит текст самой книги. Вкусив плод с древа познания , человек осознал свою смертность и свою наготу. Змей лгал Еве , а Бог просто дал человеку свободу выбора , хотя и знал результат. Индивидуализм гностиков и их претензии на Плерому несут в себе такой заряд «сатанизма» , что даже Плотин отказывал им в доверии . Причина , по которой христианство не смогло отказаться от гностической ненависти к материи , лежит не в силе гностицизма , а в , заведомо завышенной церковью , моральной планке. Чистый разум , будучи не в силах достать трансцендентное , понаплодил гностических тараканов.
Геополитические изыски автора несколько утомительны , а карта «апокалиптического Китая» сводится к анекдоту моего детства о «спокойной обстановке на китайско-финнской границе. Могу успокоить россиян : Тула , Вологда , Кострома никому не нужны. Пока Россия будет регулярно поставлять газ и нефть на глобальный рынок ее пальцем никто не тронет. Но вот тараканы Великой Православной Империи в головах у российской элиты вполне могут заварить очередную мировою кашу , с обязательным последующим всенародным расхлебыванием .
«Эльфийский ислам» это действительно красивая альтернитива Модерну во всех трех его ипостасях – либерализм , национализм , социализм . Но ее постмодерная форма оставляет идее мало шансов . Вот если автор отойдет от просто болтливого нарратива и углубится в проблему на основе четкого , хотя и не обязательно рационального , концепта , вроде энархизма , то его талант . как я думаю , выявится еще больше.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9346
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Алексей Иваненко: Тараканы чистого разума

Сообщение Алексей Иваненко 01 авг 2010, 22:41

Ну, что ж, спасибо Александр) Всегда приятно, когда тебя читают. С гламуром и трэшом соглашусь - натянуто. С анализом матрицы - нет, главный аргумент: ислам против кфра, а куфр - матрица. Жаль, что геополитика не заинтересовала. По поводу постмодернизма - это тоже момент принципиальный, хотя и не проработанный.
Аватара пользователя
Алексей Иваненко

 
Сообщений: 218
Зарегистрирован: 24 янв 2010, 20:07
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Алексей Иваненко: Тараканы чистого разума

Сообщение Александр Волынский 02 авг 2010, 08:57

Куфр это западная Матрица с точки зрения ислама , тут Вы правы. Но сам Ислам , в его джихадистской интерпритации это просто Другая Матрица.
Вот Эльфийский Ислам (который никак не может быть чистым кальвинизмом или любой другой деноминацией) как эстетическая жесткая этика Архэ вполне подходит для будущей Европы.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9346
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Алексей Иваненко: Тараканы чистого разума

Сообщение Алексей Ильинов 02 авг 2010, 09:51

Алексей и Олег, примите мои поздравления и самые наилучшие пожелания. Правда вот с этого адреса - http://cardshouse.castalia.ru/apokrif/pril07.pdf - никак не удаётся скачать, ибо Adobe выдаёт какую-то ошибку и закрывается. А есть ли бумажный вариант альманаха? И можно ли как-то его «выпросить»?

Every Man & Every Woman is Star!
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: Алексей Иваненко: Тараканы чистого разума

Сообщение Алексей Иваненко 02 авг 2010, 19:52

Только что пробовал. Получается. Просто выйдите на сайт, а там уже найдите последний номер
Аватара пользователя
Алексей Иваненко

 
Сообщений: 218
Зарегистрирован: 24 янв 2010, 20:07
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Алексей Иваненко: Тараканы чистого разума

Сообщение Олег Гуцуляк 02 авг 2010, 20:26

Алеша, ты пытаешся открыть, а не скачать. Кликни правой кнопкой на ссылку. Кроме того, ПДФ файлы лучше читать через маленькую програмку Foxit, а не динозавра Адобе Ридер.
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4592
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина


Вернуться в Библиотека


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron