Пелевин

Пелевин

Сообщение Олег Гуцуляк 10 сен 2014, 09:37

(c) Алексей Цветков

Что я думаю о Пелевине вообще, а не только о его последней книге? Я думаю, что любой писатель при всей его предполагаемой глубине, универсальности и сопричастности к вечному, необратимо пристегнут к некоторой конкретной дате, к двум-трем годам в истории своего общества, к тем годам, в которые он был максимально счастлив. И из этой исторической точки он всегда и будет рассматривать/описывать и так называемое "актуальное" и так называемое "вечное". Т.е. у любого писателя в голове навсегда устанавливается "дата максимального счастья". Для Пелевина это примерно 1988-1990. Эпоха, когда вдруг весело открылось, что Ленин -- гриб, революция в 1917 есть результат экспериментов петербургских спиритов и кокаинистов, гадание по руке и астрология объясняют гораздо больше, чем наивная наука, а Джуна Давиташвили видит вокруг людей энергетические нити разных оттенков и лечила Брежнева. Т.е. ЗА любым большим событием, майданом и т.п. обязательно скрываются некие "летающие йоги", а вот ЗА этими летающими йогами открывается неописуемая безбрежная пустота, знание о которой и есть благородство, отличающее истинного сталкера от впечатлительного лоха на ниточках. И каким бы "современным" не был сюжет у П, оптика всегда будет оставаться той же. В "дженерейшн П" посвятителем героя является как раз такой позднесоветский буддист из 80ых, с мантрами и грибами, и сколько бы потом не добавлялось в другие книги японских порнокомиксов и киберпанковских матриц, я, открывая каждую новую его книгу отчетливо чувствую себя на кухне у тусовщиков-нью-эйджеров в 1989 году, веселых, всезнающих и самовлюбленных мистиков, которых не разведешь как лошков, которые знают о финальной пустоте, скрытой за мистической суетой, скрытой за политической возней, скрытой за стеклянным телеэкраном. Вот и в последней книжке герой поселяется в квартире, где бывший хозяин оставил ему в наследство целую коробку желтого мистического самиздата 80ых годов. И читая оные брошюры, совершая рекомендуемые "йогину" упражнения визиуализации перед зеркалом, он таки становится киклопом, смотрящим за нашей действительностью т.е. в просторечии "богом", более всего похожим на "архонта", как он понимался у гностиков. И не хочется закрывать книгу, испытываешь это подростковое наслаждение "перестройкой" и пока книга открыта, кажется, что отовсюду звучит группа "Комбинация", на улицах появились наперсточники, Чумак заряжает воду, атомной войны не будет и кришнаиты поют мантры на Арбате.
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4628
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: Пелевин

Сообщение Александр Волынский 10 сен 2014, 17:31

У Пелевина главное не сюжет или идея, а стеб, как и во всей постмодерной культуре. Но у русских постмодерновый стеб принимает извращенные формы. Собственную внутреннюю абсолютную пустоту они выдают за Плерому. Именно пустота толкает их на агрессивные авантюры - таков путь любой этнической Химеры.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9394
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Пелевин

Сообщение Олег Гуцуляк 10 сен 2014, 22:54

Вот эта пустота – и есть исполнение проклятия, изречённого царицей Евдокией Лопухиной перед насильной отправкой её в монастырь — «Месту сему быть пусту!» (о «предсказании» Евдокии известно, в частности, из показаний её сына царевича Алексея под следствием от 8 февраля 1718 года).
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4628
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: Пелевин

Сообщение Валерий Бохонов 11 сен 2014, 19:10

Ну, не согласен с головным текстом.
Это Цветков находится в указанном им самим периоде и видит только то, что оттуда можно наблюдать.

Пелевина я прочитал практически всего. Как буддист буддиста. Мне нравится, что возникает феномен русского буддизма и сразу - удача. Есть талантливый писатель. Причём - совершенствующий стиль.

Сначала он писал в общем жёстко придерживаясь буддийских традиций и концепций. Причём вычитанных там, где это можно было вычитать в СССР. В немногочисленных востоковедческих публикациях и всяких перепечатанных, перефотографированных, переснятых на плёнку текстах.
Создавалось потрясающее впечатление - мы читали одни и те же книги и тексты! С одних и тех же носителей!

Но писатель развивался и как-то правильно заметил - лучшая буддийская книга та, где нет ни слова о буддизме.

Пелевин и Лимонов - вот два писателя в России, которые успешно бросили вызов времени. Правда - Лимонов свою эпоху прошёл успешно, а Пелевин ещё будет актуален политически.

Наверное для тех, кто не знаком с буддийским контекстом и подтекстом, действительно воспринимает романы и повести Пелевина как абсурдистские и постмодернистские. Но это не так. Ну, далеко не совсем так.
Аватара пользователя
Валерий Бохонов

 
Сообщений: 749
Зарегистрирован: 17 сен 2010, 07:25
Откуда: Новосибирск

Re: Пелевин

Сообщение Александр Волынский 12 сен 2014, 07:39

Пелевин очень талантливый писатель, с этим никто не спорит. Но буддизм, вне традиции Азии, это постмодернистская Пустота в самом анти-традиционалистском духе.
Россия-Москва химерична по своей евразийской природе. Эта химера извращает все что не попадает на ее почву и европейские идеи и азиатские. Русский буддизм это примерно тоже самое как русский марксизм или русский фашизм. Все очень противоречиво и феерично, абсурдное переплетение трагедии и фарса, масса материала для художественного вдохновения, но жить в этом абсурде Пустоты тяжко - что очень хорошо передают книги Пелевина.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9394
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Пелевин

Сообщение Валерий Бохонов 13 сен 2014, 17:36

А буддизм везде предельно , так сказать, районирован - национально и социально. В каждой национальной среде - свой буддизм. Причём ещё и разбит на совершенно разные школы по классам и стилям жизни.

Вот в Японии больших школ штук 10, а то и больше. Наиболее известная в мире школа - дзен - составляет процента 2. Наибольшее распространение получил - амидаизм, несколько похожий по стилю на христианство. Скорее всего - архетип. То есть - массы склонны следовать определённой схеме.

Вот тибетский буддизм поначалу тоже приняли за какую-то хитрую христианскую конфессию, православные путешественники за католичество, а католики - за православие. В Тибете считается, что школ 18 есть. Плюс местное язычество - бон.

Кстати, в Японии в своё время тоже объявили официально госрелигией синто, а буддизм довольно-таки поприжали. В 20 веке.

В Китае была подобная картина.

В общем, я думаю - европейский буддизм вообще и русский в частности должен развиваться на основе научной буддологии с учётом практики существующих школ. В основном - дзен. Остальное в общем воспринимается как - экзотика.

Несовпадение бессознательного.
Я вообще считаю, что нет никакого национального и классового сознательного. Есть национальное и классовое бессознательное, отсюда и многие проблемы.

И тут буддизм может помочь - при наличии понимаемой всеми формальной части, можно понять и бессознательное других народов.

Могут привести пример - европейского христианства с его внутриконфессиональными и цивилизационными фойнами. Но в Европе христианство всегда было орудием в руках правящих классов, ими же и насаждалось. А вот в США - более-менее всё мирно между конфессиями. Потому как религиозная инициатива при создании системы шла "снизу".

Вот так и в России.
Буддийская инициатива идёт не от правящих ... чуть не сказал - классов( смешно, правда?),.. не от правящих группировок.
Пелевин формально уклоняется от публичной политики, но реально - это один из самых сильных оппозиционеров.

Что касается - абсурда.
В религиозной жизни это - норма. Ещё Тертуллиан говаривал - верую, ибо абсурдно.
Это реально - так. Вот протестанты даже выдумали - фундаментализм. То есть - движение за буквальное понимание того, что написано в Библии. ПРотиворечит научным фактам? тем хуже для научных фактов! Типа - Богу ничего не стоило всё сконфигурировать так, что вроде как всё выглядит по-научному. А на самом деле - как буквально написанов Библии!

:)

Буддизм же допускает без потерь интерпретацию в виде рациональной теории. Чего нельзя сказать об авраамических религиях. Вот Лев Толстой пытался написать Евангелия без мистики. Получилось - интересно, но скучно. И христианство у него как-то поблекло. Что-то вроде стоиков, но менее ярко...

Творчество Пелевина укладывается в рациональный контекст
Аватара пользователя
Валерий Бохонов

 
Сообщений: 749
Зарегистрирован: 17 сен 2010, 07:25
Откуда: Новосибирск

Re: Пелевин

Сообщение Александр Волынский 13 сен 2014, 18:41

Буддизм может рационализировать все что угодно ибо не относится к реальности серьезно. Для простого народа буддистский абсурд это не тоже самое, что абсурд христианский, хотя для современного атеистического мира буддизм самая подходящая религия.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9394
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Пелевин

Сообщение Сергей Андреев 15 сен 2014, 11:12

Пелевин это постмодернист с человеческим лицом, в отличии от других деятелей подобного направления он не заставляет зрителя блевать от картин пидорского совокупления или " сладкого хлеба" в тарелке, а просто говорит в несколько смешливой форме о серьезном.
Сергей Андреев

 
Сообщений: 349
Зарегистрирован: 21 ноя 2013, 16:28

Re: Пелевин

Сообщение Валерий Бохонов 19 сен 2014, 16:42

Прочитал за 2 дня новый роман Виктора Пелевина «Любовь к трём цукербринам».
Ну, мне в очередной раз – понравилось. Хотя я вполне допускаю, что часть , так сказать, широкой публики опять же выразит своё (традиционное) неудовольствие.

На этот раз тема романа – «теологическая». Персонажи романа вовсю оперируют понятием – бог, а главная интрига романа заключается в том, что некие «птицы» из «параллельного мира» пришли к выводу, что он причина всех их проблем и стремятся его обнаружить и уничтожить не стесняя себя в средствах, в том числе и уничтожая подозреваемых в божестве личностей часто вместе с вселенными. Книга заполнена некоторыми теоретическими воззрениями автора, излагаемыми персонажами с учётом их ментальной и культурной структуры. Теории эти интересно изложены , но достаточно формальны, причём писатель почему-то опасается отрицательного мнения физиков, поскольку формалистика несколько задевает интеллектуальные построения, характерные для современной теоретической физики. Страсть к формальным построениям у Пелевина – неудивительна, он по образованию инженер-конструктор. То есть, имеет впаянные ментальные конструкции в подсознание, ответственные за формальное конструирование, и от этого никуда не уйти – они всё равно дадут себя проявить в творчестве. Кстати – напрасные опасения отрицательного мнения физиков – всё получилось очень культурно, ведь Пелевин спец по электроаппаратуре, а это же – прикладная физика.

Это прозвучало – многообразное по формам структурное описание вселенной, не все части, не все вселенные которой являются многообразиями с геометрической структурой. Причём даже не столько эти вселенные «параллельны», сколько, так сказать, взаимосуществующие и функционирующие по собственным принципам, в том числе отличающихся от принципов пространственной и временнОй упорядоченности.

Тем более, что на уровне описания ощущений – всё прозвучало впечатляюще. Для тех кто – понимает. Разумеется, тут есть некоторая специфика – кто не в курсе буддийских концепций потеряет половину важной части концептуальной информации, а кто не интересуется физикой – ещё процентов двадцать. Но что остаётся – всё равно – впечатляет.

При некоторой ограниченности, точнее – аскетическом наборе сюжетных ходов, ходы эти всегда неожиданны, живописны и совершаются персонажами у которых большая психологическая энергетика и социальная узнаваемость.

Теперь – о личных проявлениях автора книги.

В начале книги в части самохарактеристики протагониста изложения – Киклопа – явно присутствует своеобразная исповедь самого Пелевина.

Также хотелось бы обратить внимание на одну деталь изложения. Это эволюция представления автора об идеальной женщине, идеале женщины. В принципе, это есть у каждого мужчины, а у каждой женщины есть представление об идеальном мужчине. Что дало основание, к примеру, психоаналитику Юнгу говорить о наличии в мендатьности мужчины чего-то вроде женственной ипостаси пд названием – анима, у женжин соответственно – анимо (идеал мужчины).

Так вот, у Пелевина в начале этот идеал выкристаллизовался в виде Анки в «Чапаеве и пустоте». Такой – интеллектуально-эстетко-сексуальный образ. Такой – умной, элегантной, стильной, красивой, смелой и изысканно-сексуальной сверхженщины.
В жизни, однако, приходится общаться с обычными кожаными женщинами, неплохими, аккуратными, иногда – умными, но далёкими от такого идеала.

Поэтому с возрастом из романа в роман к своим представлениям об идеале писатель относился всё более критически.
В «Снвффе» это робот. А в «Бэтмэне-Аполло» даже сгенерированный в лимбо персонаж женского рода, созданный мужчиной.

В последнем же романе произошёл распад этого идеала на составляющие. Элегантная часть предстала в форме «Сестрички» - японки, напоминающей героиню из японских аниме.
Вторая часть – это Мэрилин (Монро). Символ и образ физиологической части секса, включающий реальный фоновый опыт с реальными женщинами. Надо заметить, кстати, что выбранный автором романа метод «оживления» персонажа путём описания его сексуальных практик весьма невинен по сути. Это метод вызвать в читателе сексуальные переживания, или даже какие-то эмоции по поводу происходящего, а нечто напоминающее анамнез пациента из медицинской литературы, который печатается мелким шрифтом.
Типа – Больной А., 28 лет, сторож, половую жизнь начал в 48 лет… и т.д.

Заметим, что это персонажи из социальной компьютерной сети будущего, японка – искусственный персонаж, а Мэрилин – маска, за которой скрывается анонимный человек, оказавшийся в итоге мужчиной исламским террористом, причём Мэрилин находилась в сексуальных отношениях с физиологическими проявлениями, хоть и через компьютерную сеть.

Духовная и интеллектуальная составляющая отображена в персонаже Наде, погибшей при теракте и воплотившейся в виде богини или боддисатвы и создавшей свой рай, похожий на рай будды Амиды.

Есть там в романе и технический персонаж – Даша. Её ограниченная функция состояла в том, что она использовалась в качестве живой бомбы, а бомба генерировалась в ней в виде беременности. Возможно в этом отразились страхи перед возможностью забеременеть у партнёрши.

В общем – с удовольствием прочитал книгу!
Аватара пользователя
Валерий Бохонов

 
Сообщений: 749
Зарегистрирован: 17 сен 2010, 07:25
Откуда: Новосибирск


Вернуться в Классики традиционализма


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron