О философии традиционализма

О философии традиционализма

Сообщение Олег Гуцуляк 11 дек 2015, 00:55

Сергій Капранов написав:
Ще у 2013 році написав для "Сучасної мультімедійної енциклопедії філософських, культурологічних і релігієзнавчих знань", яку готувала РХГА (Санкт-Петербург), чотири статті з традиціоналістичної тематики: "Традиционализм", "Консервативная революция", "Генон" та "Эвола".
Потім забув про них, і лише нещодавно згадав і - на диво - знайшов сайт енциклопедії і мої статті у ній.


ТРАДИЦИОНАЛИЗМ. 1) В наиболее широком смысле, мировоззрение, основанное на традиции, либо приверженность традиционным ценностям.

2) Разновидность консерватизма, созданная в конце XVIII в. Ж. де Местром, для которой характерно полное отрицание идей Французской революции и стремление к реставрации феодальной монархии. Представители – Ж. Доносо Кортес, Л. де Бональд и др.

3) В католицизме – направление, не признающее нововведения II Ватиканского собора (1962–1965). Яркий представитель – М. Лефевр.

4) Интегральный традиционализм (перенниализм, от латинского perennis – вечный) – школа мысли, основанная на постулате о существовании единой изначальной (примордиальной) Традиции, содержанием которой являются высшие сакральные знания, полученные некогда путем откровения свыше, а также институты и организации для передачи такого знания. Все аутентичные религии, духовные и эзотерические учения – формы этой изначальной традиции. Ф. Шуон использует понятие «вечной религии» (лат. Religio perennis), составляющей потаенную основу каждой ортодоксальной религии. Каждая историческая форма традиции состоит из экзотерической и эзотерической частей. Первая включает обряды, правила морали и догматическую теологию. Она, в отличие от эзотерической составляющей, не дает возможности выйти за пределы человеческого состояния. Последняя, собственно, и относится к Традиции. Так, согласно Р. Генону, в индуизме экзотеризм и эзотеризм нераздельны, в китайской традиции эзотеризм – это даосизм, в иудаизме – каббала, в исламе – суфизм. Христианство одни традиционалисты (Р. Генон, Ю. Эвола) считают чисто экзотерической религией, а к западному эзотеризму относят герметизм, розенкрейцерство и т. п. Другие традиционалисты (Ф. Шуон, Дж. Катсингер) признают существование эзотерического измерения в христианстве (например, исихазм).

С этой точки зрения традиционное («метафизическое», т. е. сверхрациональное знание божественного) знание противопоставляется философии как знанию человеческому. Оно передается исключительно путем инициации – передачи духовного влияния, изменяющего онтологический статус человека и открывающей ему путь к высшим, сверхиндивидуальным состояниям, и, в конце концов – к «метафизической реализации», единению с Абсолютом. Инициация бывает «горизонтальной» (осуществляемой в рамках определенной организации) и «вертикальной» (непосредственное откровение свыше). С точки зрения Т., все формы традиции равноценны и ведут к одной цели («трансцендентное единство религий», по Ф. Шуону), однако смешивать их доктрины нельзя, поэтому традиционалист, как правило, должен принадлежать к одной из ортодоксальных религий (список таковых, однако, различен у различных авторов). Это одно из основных отличий Т. от теософии Е. П. Блаватской, «Нью эйдж» и различных синкретических НРД, которые традиционалисты объединяют под названием неоспиритуализма и рассматривают как псевдо- или контринициатические.

Согласно Т., основным законом истории является не прогресс, а, напротив, деградация, постепенное забвение традиционного знания. Он выражается в четырех фазах космического цикла: золотой, серебряный, бронзовый и железный века (или, в терминах индуизма, сатья-юга, трета-юга, двапара-юга и кали-юга). После завершения цикла снова наступает золотой век. Современная эпоха рассматривается как кали-юга, в связи с чем Т. подвергает суровой критике ее ценности – веру в научно-технический прогресс, материализм, рационализм, приоритет количества над качеством и т. п.

Хотя идеи единства всех духовных традиций можно найти в учениях Индии, Китая, неоплатонизме и др., Т. в собственном смысле слова был основан в 1920-х гг. Р. Геноном. Представителями Т. являются также А. Кумарасвами, Ф. Шуон, Т. Буркхардт, М. Паллис, С. Х. Наср и др. Особое направление Т. – «политический Т.», смыкающийся с идеями консервативной революции (Ю. Эвола). М. Седжвик различает «жесткий» и «мягкий» Т., относя к первому Р. Генона и его последователей, а ко второму – М. Элиаде (хотя последний не считал себя традиционалистом). В России идеи Т. получили распространение, начиная с 1990-х гг., благодаря работам А. Г. Дугина, Г. Дж. Джемаля, Ю. Н. Стефанова, Е. В. Головина, альманаху «Волшебная гора».

Помимо эзотерической мысли, Т. оказал влияние на развитие религиоведения (М. Элиаде, Х. Смит), в частности, на изучение ислама и суфизма (В. Читтик), индуизма (А. Кумарасвами), христианства (Дж. Катсингер), символизма в религиозном искусстве (Т. Буркхардт).

Лит. и соч.: Быстров В. Ю. Человек в мире традиции. Великий Новгород, 2001; Дугин А. Г. Философия традиционализма. М., 2002; Стефанов Ю. Н.<#whitespace />Рене Генон<#whitespace />и<#whitespace />философия традиционализма<#whitespace />// Вопросы философии. 1991. № 4. С. 31-42; Шуон Ф. Очевидность и тайна. М., 2007; Nasr S. H. Knowledge and the Sacred. Albany, 1989; Quinn W. The Only Tradition. Albany, 1996; Schuon F. De l'Unité transcendante des Religions. Paris, 1948; Sedgwick M. Against the Modern World: Traditionalism and the Secret Intellectual History of the Twentieth Century. New York, 2004; The Unanimous Tradition. Essays on the essential unity of all religions / Ed. by R. Fernando. Colombo, 1991.

С. В. Капранов

http://summa.rhga.ru/vseob/cat/detail.p ... NT_ID=4849



ГЕНОН (GUéNON), Рене Жан Мари Жозеф (Абд-аль-Вахид Яхья)(1886 – 1951) – французский мыслитель, метафизик, основатель и крупнейший представитель интегрального традиционализма. В молодости изучал математику и философию, увлекался оккультизмом и масонством. Принял ислам (1912) и был посвящен в суфийский тарикат шазилийа. В 1930 переехал в Каир, где прожил до самой смерти. Перешел в египетское подданство (1949).

Г. не претендовал на создание оригинальной философской системы; он считал своей целью лишь поведать людям Запада о забытых ими вечных истинах, сохранившихся в учениях Востока и восходящих к единой примордиальной Традиции. Эти сакральные знания имеют сверхчеловеческое (трансцендентное) происхождение. Их ядро составляет метафизика, под которой Г. понимает знание универсальных принципов, полученное путем интеллектуальной интуиции, представляющей собой одновременно «и средство познания, и само знание, в котором субъект и объект тождественны друг другу» («Очерки о традиции и метафизике»). Такое познание не иррационально, но сверхрационально. Сакральные знания полнее выражаются в символах, чем в словах. Доступ к овладению этими знаниями дает инициация, осуществляемая в рамках эзотерической организации, обеспечивающей непрерывную преемственность передачи соответствующего духовного влияния. Инициация также дает человеку возможность выйти за рамки собственно человеческого бытия и достичь высших состояний (таких, как мокша в индуизме, нирвана в буддизме, фана в суфизме).

Исторически единая Традиция существует в виде частных ее форм, возникших в результате адаптации к локальным условиям (индийская, китайская, еврейская, исламская и др.), причем ядро каждой формы составляет соответствующее эзотерическое учение. Формой традиции, наиболее близкой к изначальной, является индийская, причем Г. считает наиболее глубокой ее доктриной адвайта-веданту. В традиционности буддизма Г. долгое время сомневался, но впоследствии признал ее под влиянием А. Кумарасвами. Раннее христианство, считал Г., было полноценной эзотерической традицией, однако со временем оно превратилось в чисто экзотерическую религию, за исключением православия, где сохранился истинный эзотеризм – исихазм. Г. категорически отрицал любой синкретизм традиционных доктрин.

В ряде работ Г. он излагает основы традиционной метафизики, составляющие суть любого истинного эзотеризма. Это учение о высшем Принципе (Брахман, Дао, Эйн-Соф) и его манифестациях, осуществляющихся циклически. В настоящее время идет последняя фаза космического цикла, в которой мир закрыт для высших духовных влияний, но при этом открывается для влияний демонических. Современная эпоха – «царство количества», утраты традиционных знаний, всеобщего смешения и нивелировки. Однако в конце ее произойдет «переворачивание полюсов» и начнется новый цикл, наступит «Золотой век».

Идеи Г. были развиты его многочисленным последователями. Корме того, они оказали влияние на многих деятелей культуры, в т. ч. М. Элиаде, А. Жида, Ж. Даниелу, А. Глеза, А. Бретона, А. Арто, Р. Домаля, Р. Кено.

Соч.: Царство количества и знамения времени. М., 1994. Символика креста. М., 2004; Человек и его осуществление согласно Веданте. Восточная метафизика. М., 2004; Символы священной науки. М., 2004; Восток и Запад. М., 2005; Кризис современного мира. М., 2008; Царь мира. Очерки о христианском эзотеризме. М., 2008; Очерки о традиции и метафизике. СПб., 2010.

Лит.: Грицанов А. А., Филиппович А. В. Рене Генон. Минск, 2010; Chacornac P. La Vie simple de René Guénon. Paris, 1957; Sedgwick M. Against the Modern World: Traditionalism and the Secret Intellectual History of the Twentieth Century. New York, 2004.

С. В. Капранов
http://summa.rhga.ru/edin/pers/detail.p ... NT_ID=4847





ЭВОЛА (Evola) Юлиус, Джулио Чезаре Андреа (1898–1974), барон – итальянский философ, эзотерик, поэт, художник, один из ведущих представителей традиционализма. Окончил инженерный факультет Римского университета, но от диплома отказался, считая его не совместимым со знатностью. В годы Первой мировой войны служил в артиллерии. Занимался альпинизмом. В молодости увлекался футуризмом, позднее – дадаизмом. Основал эзотерическую «группу Ур» (1927–1929). Поначалу поддерживал режим Муссолини, но вскоре разочаровался в нем и подверг его критике. Изучал масонские документы в архиве «Аненербе» в Вене (1943–1945). В 1945 во время бомбардировки был ранен и остался частично парализованным до конца жизни. В 1951 был арестован и отдан под суд по обвинению в апологетике фашизма, но впоследствии оправдан. С именем Э. связана политическая линия в традиционализме, близкая к консервативной революции.

Согласно Э., в основе традиционного мировоззрения лежит доктрина двух порядков: высшего, метафизического, связанного с вечностью и бытием, и низшего, физического, связанного с историей и становлением. Высшее начало является небесным (ураническим), солярным, мужским; низшее – земным (теллурическим), лунарным, женским. Эта дуальность проявляется на различных уровнях. Так, в древности истинной гиперборейской традиции Севера, уранической и героической, противостояла упадочная матриархальная лемурийская традиция Юга. Солнечное начало воплощалось в Золотом веке в касте священных царей, сочетавших духовную и мирскую власть. В результате упадка высшей кастой становится жречество (брахманы), связанное с лунным началом; затем власть захватывают воины-кшатрии, далее – вайшьи (буржуазия), и, наконец, шудры (пролетариат). С указанным процессом связана и теория «духовных рас», которую Э. разработал в дополнение к классической расовой теории (уровень тела) и учению Л. Ф. Клаусса о «расах души».<#whitespace />

Путь восхождения человека от низшего к высшему порядку изложен в традиционных учениях, среди которых Э. особенно выделял буддизм (ранний и дзен), тантризм, даосизм, герметизм. Однако, в отличие от Р. Генона, Э. не считал необходимым принадлежность к определенной традиции, поскольку в современную эпоху все они переживают упадок, и регулярная («горизонтальная») инициация становится почти недоступной. «Прорыв уровня» возможен благодаря аскезе, к которой Э. относил, в частности, альпинизм и войну.

Особое внимание Э. уделял критике современной эпохе и ее критике, в том числе критике либерализма и демократии. Современность, по Э. – конец космического цикла, кали-юга, время, когда «Бог умер». Преодолеть ее может «обособленный человек», внутренне принадлежащий Традиции. Ему следует «оседлать тигра», т. е. не противодействовать разрушительным силам, а использовать их энергию против них же самих.

Работы Э. оказали сильное влияние на философию «новых правых», а также на эзотеризм ХХ в.

Соч.: La tradizione ermetica. Bari, 1931 (Герметическая традиция. М. – Воронеж, 2010); Rivolta contro il mondo moderno. Milano, 1934; Lo Yoga della potenza. Torino, 1949; Gli uomini e le rovine. Roma, 1953 (Люди и руины. М., 2002); Metafisica del sesso. Todi-Roma, 1958 (Метафизика пола. М., 1996); Cavalcare la tigre. Milano, 1961 (Оседлать тигра. СПб., 2005); L'arco e la clava. Milano, 1968 (Лук и булава. СПб., 2009); Il cammino del cinabro. Milano, 1963.<#whitespace />

Лит.: Хансен Х. Т. Политические устремления Юлиуса Эволы. М. – Воронеж, 2010; Дугин А. Г. Консервативная революция Юлиуса Эволы // Эвола Ю.<#whitespace />Языческий империализм. М., 1994. С. 151–165; Быстров В. Ю. Юлиус Эвола – топограф Темного века // Эвола Ю. Оседлать тигра. СПб., 2005. С. 464–509; Sedgwick M. Against the Modern World: Traditionalism and the Secret Intellectual History of the Twentieth Century. New York, 2004.

С. В. Капранов
http://summa.rhga.ru/edin/pers/detail.p ... NT_ID=4850
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4615
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: О философии традиционализма

Сообщение Александр Волынский 11 дек 2015, 08:38

Очень хорошие статьи.
Согласно Т., основным законом истории является не прогресс, а, напротив, деградация, постепенное забвение традиционного знания. Он выражается в четырех фазах космического цикла: золотой, серебряный, бронзовый и железный века (или, в терминах индуизма, сатья-юга, трета-юга, двапара-юга и кали-юга). После завершения цикла снова наступает золотой век. Современная эпоха рассматривается как кали-юга, в связи с чем Т. подвергает суровой критике ее ценности – веру в научно-технический прогресс, материализм, рационализм, приоритет количества над качеством и т. п.

Основным законом истории является рост ОТЧУЖДЕНИЯ, которое есть необходимое условие ТВОРЕНИЯ. Но человеку дана возможность преодолевать ОТЧУЖДЕНИЕ в процессе духовного познания.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9388
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль


Вернуться в Классики традиционализма


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron