Пауль Тиллих

Пауль Тиллих

Сообщение Олег Гуцуляк 24 мар 2012, 02:40

Тиллих Пауль – немецко-американский протестантский богослов, философ и общественный деятель. Тиллих родился 28 августа 1886 года в местечке Штарцеддель в Пруссии (сейчас это территория Польши) в семье лютеранского пастора. Тиллих вырос и сформировался под сильным влиянием лютеранского христианства и классической немецкой культуры 19 века. Пауль учился в классических гимназиях в Кенигсберге и Берлине, а с 1904 по 1909 годы он изучал теологию в Берлине, Тюбингене и Галле, где испытал определенное влияние либерально-протестантской школы экзегезы. В студенческие Тиллих увлекался философией Шеллинга и написал диссертацию «Предпосылки и принципы концепции истории религии в позитивной философии Шеллинга», за которую получил ученую степень доктора философии в университете в Бреслау. Два года спустя он стал также доктором теологии, представив в университет Галле работу «Мистицизм и осознание вины в философской эволюции Шеллинга». В студенческие годы для Тиллиха была важна встреча с Мартином Келером, профессором университета Галле; уже в 60-е годы Тиллих вспоминал, что зерно его идеи об «оправдании сомнением» содержалась в лекциях Келера: «можно сочетать уверенность в том, что ты будешь оправдан, с самым радикальным сомнением». В августе 1912 года Тиллих стал лютеранским Пастором и два года служил в рабочих районах Берлина. С 1914 по 1918 г. участвовал в первой мировой войне в качестве пастора-капеллана в артиллерийском полку. Когда 29-летний пастор Тиллих попал на Западный фронт, он был монархистом, вполне традиционным лютеранином и политически наивным немецким патриотом. За годы войны он пережил решающий перелом в своей жизни. Немецкая культура 19 века, дававшая смысл его жизни, в одночасье рухнула. В мае-июне 1916 года Тиллих участвовал в Верденском сражении – самом кровопролитном сражении той войны. Длительный опыт сосуществования со смертью и страданиями опрокинул его представления о мире. Результатом стало переосмысление собственной веры. Старое понятие о Боге рухнуло, на его месте возникла пустота, смысл которой человеку теперь предстояло осознать.

После войны, в период революционных времен Тиллих видел свою задачу в том, чтобы на обломках буржуазной цивилизации участвовать в создании так называемого «религиозного социализма». С 1919 г. началась преподавательская деятельность приват-доцента Тиллиха в Берлине. Опыт войны и европейский кризис привели Тиллиха к мысли, что мир утратил христианские ценности. Он осознал, что требуется перетолкование Евангелия, которое помогло бы современным людям услышать весть о Христе. Отойдя от либерально-протестантской школы, Тиллих обратился к идеям экзистенциализма, марксизма и психоанализа. Тиллих не принял радикального дуализма Барта с идеей о разрыве между христианской верой и культурой (светской и религиозной) и выдвинул тезис о возможности христианского толкования культуры и христианского ответа на ее актуальные запросы. В двадцатые годы начал складываться собственный язык Тиллиха, на котором он сформулировал свою апологетическую теологию. Дальнейшее развитие мысли Тиллиха показывает; его апологетическая теология «примиряет» либерализм и неортодоксальное богословие К. Барта. Тиллих подчеркивал религиозную ценность культуры и необходимость сохранения автономной человеческой активности в религии. «Теология культуры» призвана выявить конкретный религиозный опыт, находящийся в основе культуры во всех ее проявлениях; религия рассматривается как сущность культуры, а не как одна из ее областей. В 1920 году Тиллих посещает собрания религиозного социалистического кружка («кружок кайроса»). Религиозный социализм Тиллиха родился из надежды на возникновение нового социального порядка, который будет религиозным и социалистическим одновременно. Целью религиозного социализма была «теономия», то есть суверенное господство Бога, признание людьми того, что Бог есть все во всем. Теономия предполагает большую открытость общества навстречу творческому участию Духа в истории. Стремление к такому порядку противостоит демоническому началу; представление о «кайросе» как о моменте исполнения этих чаяний, всегда оставалось центральной в социальной мысли Тиллиха. моменте соединения божественного порядка с человеческой историей. С 1924 года он был экстраординарным профессором систематической теологии в Марбурге, с 1925 – 1926 годов – ординарным профессором философии и религии в Дрезденском технологическом институте. Параллельно Тиллих преподавал в Лейпциге. С 1929 г. он получил ту кафедру философии и социологии Франкфуртского университета, которую до него занимал Макс Шелер. Дружба с создателями Франкфуртского института социальных исследований, его готовность обсуждать проблематику новой социальной философии в предложенных ими категориях свидетельствовали об открытости его творчества.

Сформировавшись в качестве самостоятельного мыслителя в 20 – 30-е годы, когда было сильно влияние социалистических идей, он отстаивал идеи религиозного социализма, вместе с тем его понимание социализма резко отличалось от ортодоксально марксистского. Марксистскую проблему пролетариата Тиллих истолковывал как типичную для человечества и «не снимаемую» ни в каком предполагаемом обществе будущего. В социалистическом движении ценно то, что оно опирается на веру в будущее и в человека. Тиллих считал, что евангельская вера найдет почву в широко понимаемом социализме и в свою очередь даст ему духовную основу. Свои взгляды Тиллих изложил в программной книге «Выбор в пользу социализма» (1933). В ней он выступил против языческого «родового мифа», воскрешенного нацизмом. «Родовой миф» обрекает дух человека на постоянный возврат к прошлому. Он цикличен по своей природе. Нацистский «романтизм» есть движение назад, к варварству. Подлинной движущей силой мира могут стать лишь учения, устремленные в будущее. Истоки их Тиллих нашел в Библии. «Родовому мифу» язычества с его богинями-матерями противостоит мифологема времени, устремленного вперед, к неведомому, к новому небу и новой земле. Профетизм обрел эту открытость Грядущему в борьбе с язычеством и националистическими элементами в самом иудействе. Подлинным преемником пророков стало христианство. Нужно высвободить профетическую энергию христианства, чтобы оно смогло стать духовным рычагом истории. Книга Тиллиха была немедленно запрещена нацистами, как раз в это время пришедшими к власти. Сам богослов лишился кафедры и в ноябре 1933 по приглашению знаменитой нью-йоркской высшей теологической школы эмигрировал в США. Здесь для него была создана кафедра философской теологии, которую он занимал с 1940 до 1955 годы. Вершиной профессиональной карьеры Тиллиха в Америке стало его профессорство в Гарвардском университете (1955 – 1962). В последние годы жизни Тиллиха Америка видела в нем живого классика, он был широко известен за пределами академических кругов, его фотография даже появилась на обложке «Newsweek». Во время эмиграции он обрёл значительное духовное влияние в США.

В 50 – 60-е годы выходят важнейшие произведения Тиллиха. В своей послевоенной книге проповедей «Потрясение основ» (1948 год) Тиллих возвращается к эсхатологическому видению пророков. Говоря о катастрофическом состоянии современного мира, он сравнивает его с критической эпохой профетизма. Пророки, по его словам, лишь потому не впали в отчаяние, что видели в истории, в самой гуще жизни деяния Бога, Который бесконечно близок к людям, несмотря на их отчуждение от Него. В 1951 – 52 годы он прочел цикл лекций на тему «Библейская религия и поиски Последней реальности» (1955 год). В них он сравнивал философскую онтологию, т.е. метафизическое учение о бытии, с библейским Откровением и библейской верой. На первый взгляд, между ними лежит непроходимая пропасть. Но Тиллих не хотел, следуя Барту, говорить о несоизмеримости Божественного и человеческого. Он подчеркивал, что «не существует чистого Откровения»: библейская религия содержит как Слово Божье, так и ответ на него человека. Онтология ставит вопросы, на которые не может получить абсолютно достоверных ответов. Эти ответы дает Священное Писание, которое следует интерпретировать в соответствии с современным уровнем сознания. Между онтологией и верой есть качественное различие. Онтология объективна, она пытается постичь Реальность холодным анализом. Напротив, в вере человек захвачен истиной, глубоко лично переживает встречу с ней. Поэтому онтология и Откровение дополняют друг друга. «Вопреки Паскалю, я говорю: Бог Авраама, Исаака и Иакова и Бог философов – один и тот же Бог». В книге «Новое бытие» (1955 год) Тиллих отождествил «обрезание» с церковностью, а «необрезание» – со светским мировоззрением. Комментируя Гал. 6:15, он писал, что ошибкой и богословов является их стремление доказать превосходство христианства как религии. «Апостол, который был миссионером, священником и мирянином одновременно, говорит совсем иное. Он говорит: ни одна религия не имеет значения, ни наша, ни ваша. Но я хочу сказать вам, что произошло нечто, что имеет значение, что судит вас и меня, вашу и мою религию. Возникла Новая Тварь, Новое Бытие». Человек, преодолевший явную или подспудную «вражду» к Богу, познавший Богосыновство через Христа, примиряется с Богом, соединяется с Ним, переживает «Воскресение» как причастность к Вечности «здесь и теперь». Итоги своих размышлений Тиллиха подвел в своем трехтомном «Систематическом богословии» (1951 – 63 годы). Тиллих считал необходимым облечь свой вклад в историю мысли в форму «системы». Его «апологетическая система» отвечает на вопросы культурной ситуации. Построение системы оказывается возможным благодаря предложенному Тиллихом методу постоянного соотнесения друг с другом христианской вести и ситуации интеллектуальной культуры, на вопросы которой Весть должна ответить.

П. Тиллих (о чем свидетельствует название его автобиографии, опубликованной в 1978 г.) вел жизнь «На пограничье». Идея «пограничной ситуации» подтверждается самой его жизнью. Его мысль тоже движется в пограничной области между религией и культурой: религия истолковывается им как субстанция культуры, а культура – как выражение религии. Мысль Тиллиха также двигалась на пограничье между теологией и философией. Его философская теология стремилась соотнести между собой Откровение и историческую ситуацию, христианскую веру и светскую культуру 20 века. Это ведет к переосмыслению основополагающих понятий самой христианской традиции. «Бог» становится «основанием бытия», «вера» – «предельной захваченностью», «грех» – «отчуждением от бытия», «благодать» – «приятием». Центральный для Реформации принцип «оправдания верой» преобразуется в «оправдание сомнением». Пауль Тиллих умер 22 октября 1965 году, в один год с Мартином Бубером и Альбертом Швейцером, двумя другими творцами западной религиозной философии 20 века.
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4628
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: Пауль Тиллих

Сообщение Александр Волынский 24 мар 2012, 11:50

религия истолковывается им как субстанция культуры, а культура – как выражение религии. Мысль Тиллиха также двигалась на пограничье между теологией и философией. Его философская теология стремилась соотнести между собой Откровение и историческую ситуацию, христианскую веру и светскую культуру 20 века.

В основе всего лежит Миф. Из него происходит и культура, и религия. и философия и теология. Но миф это форма именно родового сознания.
Религиозно-гуманистическая философия поствоенного периода играла роль блокировки для атомной бомбы. Сегодня уже не достаточно блокировать только бомбу, надо блокировать весь механизм Отчуждения человека от Бытия.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9394
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Пауль Тиллих

Сообщение Максим Медоваров 05 апр 2012, 18:39

Не надо блокировать, как не надо и подгонять. Надо дать Эрайгнису свершиться естественным путём.
Россия слишком величественна, чтобы проводить национальную политику... ее дело в мире есть политика рода человеческого... (П.Я. Чаадаев)
Аватара пользователя
Максим Медоваров

 
Сообщений: 7729
Зарегистрирован: 03 фев 2010, 16:53
Откуда: Россия, Нижний Новгород


Вернуться в Классики традиционализма


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron