Гобино

Re: Гобино

Сообщение Вячеслав Лантушко 22 янв 2014, 15:13

Звучит очень интересно, особенно в контексте ницшевской любви к дальнему.
"...Heiligen Ja-sagen zum Leben und zur Realität..."
Ницшеанское онлайн коммьюнити - Lebenslehre.eu - Das Forum für alle und keinen -
http://lebenslehre.eu
Аватара пользователя
Вячеслав Лантушко

 
Сообщений: 557
Зарегистрирован: 05 дек 2012, 05:02
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Гобино

Сообщение Олег Гуцуляк 22 янв 2014, 18:56

Эмпирические исследования дали возможность Гобино прийти к теоретическим обобщениям и написать трактаты – четырехтомный «Essai sur l’inégalité des races humaines» («Эссе о неравенстве человеческих рас», 1853, 1855) и «Религии и философии Центральной Азии» (1865).

Изначально в концепции Гобино в качестве основного предмета рассмотрения и главного субъекта исторического процесса выступает раса, или, что для Гобино является синонимом, этническая группа. По его мнению, не социальные институты определяют жизнедеятельность рас (этнических групп), но, напротив, расы определяют социальные институты. Институты, которые не согласуются с глубинными тенденциями расы, не прививаются, если не происходит расового смешения. Вследствие этого Гобино отрицает цивилизующую роль мировых религий, например, христианства, которое, будучи воспринято самыми различными народами, не может само по себе поколебать их глубинных характеристик и наклонностей. Цвет кожи служит для Гобино основанием выделения трех основных рас: белой, жёлтой и чёрной. Эти расы Гобино рассматривает в виде трёхступенчатой иерархической лестницы с белой расой вверху и чёрной – внизу. Внутри белой расы высшее место занимают, по Гобино, «арийцы».

Расы, по его мнению, отличаются постоянством и неуничтожимостью физических и духовных черт; белая раса превосходит остальные в физической силе, красоте, упорстве и т. д. Но самый главный критерий места в расовой иерархии — это интеллект. Правда, подчеркивая интеллектуальное превосходство белой расы, он отмечает превосходство других рас в области чувств: белый гораздо менее одарен, чем черный и желтый, в чувственном отношении, а негры, по Гобино, выше остальных рас в области художественного творчества, и искусство возникает только при смешении с черной расой. Гобино подвергает критике европоцентристские оценки других народов: «… Из-за того, что внешность их цивилизаций не напоминает соответствующую часть нашей, мы склонны часто поспешно заключать, что либо они варвары, либо они ниже нас в достоинствах. Нет ничего более поверхностного и, следовательно, более подозрительного, чем заключение, сделанное из подобных посылок» (Цит. за: [Гофман А.Б. Элитизм и расизм (критика философско-исторических воззрений А. де Гобино) // Расы и народы. – М., 1977. – Вып.7. – С.137]).

Реальное существование трех «чистых» расовых типов Гобино относит к далекому прошлому. Таким образом, «чистых» первоначальных рас давно уже не существует, и в современную эпоху имеют место расовые типы, бесчисленное множество раз смешанные между собой. Понятие «раса» у Гобино выходит из узких антропологических определений, получая символический смысл.

Гобино стремится обнаружить внутренние, «естественные законы, управляющие социальным миром», которые обладают неизменным характером. Такими двумя законами, по Гобино, являются законы отталкивания и притяжения между человеческими расами. В качестве конкретизации этих «законов» выступает фатальный феномен смешения разделенных рас и их бесчисленных комбинаций. Смешение представляет собой необходимый источник возникновения и развития цивилизаций с обязательным участием «белой» расы, так как «белая» раса содержит «жизненный элемент», «мужское начало», без которого остальные расы пребывают в состоянии неподвижности. Гобино выделяет в истории десять цивилизаций и все они обязаны своим возникновением инициативе «белой» расы. Это индийская, египетская, ассирийская, греческая, китайская цивилизации, древняя цивилизация италийского полуострова, западная цивилизация, созданная германцами, и три цивилизации Америки.

Но смешение же в дальнейшем является причиной их вырождения. «Я думаю...? – указывал Ж.-Ф. де Гобино, – что слово выродившийся применительно к народу должно обозначать и обозначает, что у этого народа нет больше внутренней ценности, которой некогда он обладал, потому что у него не течет в венах та же кровь, изменившая вследствие непрерывных примесей свою ценность; иначе говоря, сохраняя прежнее имя, он не сохранил ту же расу, что его создатели; что, наконец, человек декаданса, тот, которого называют выродившимся человеком, есть продукт, отличный с этнической точки зрения от героя великих эпох» (Цит. за: [Гофман А.Б. Элитизм и расизм (критика философско-исторических воззрений А. де Гобино) // Расы и народы. – М., 1977. – Вып.7. – С.133]). Например, славяне, будучи некогда в древности «белым арийским» народом, «… ушли на северо-восток нашего континента и там вступили в разрушительное соседство с финнами», с представителями желтой расы, «славянский язык, имеющий общие родовые признаки арийских языков, подвергся сильному финскому воздействию. А что касается внешних признаков, они также приблизились к финскому типу» [Гобино Ж. А. Опыт о неравенстве человеческих рас. – М.: Одиссей; ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – С.604]. В новую эру славяне предстают у Гобино уже как монголоидные метисы («венд, смесь белого и финского элементов» [Гобино Ж. А. Опыт о неравенстве человеческих рас. – М.: Одиссей; ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – С.604]), «в результате большой пропорции желтой крови, обусловившей их пассивность» [Гобино Ж. А. Опыт о неравенстве человеческих рас. – М.: Одиссей; ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – С.606-607], неспособные ни к какому творчеству. И, что особенно важно, как аналог противостоящих ариям семитов (это учтет и расовая классификация нацистов): «… славяне выполняли в восточной Европе ту же функцию долгого и молчаливого, но неотвратимого влияния, какую в Азии взяли на себя семиты. Подобно последним, они создавали стоячее болото, в котором, после кратковременных побед, тонули все более развитые этнические группы. Неподвижное как смерть, неумолимое как смерть, это болото поглощало в своей глубокой темноте самые пылкие и благородные принципы, не претерпевая при этом почти никаких изменений и после редких всплесков активности вновь возвращаясь в прежнее состояние спячки» [Гобино Ж. А. Опыт о неравенстве человеческих рас. – М.: Одиссей; ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – С.608]. На основании того, что население восточной и центральной Германии в средние века смешалось с вендами (как немцы называли западных славян), А. де Гобино не включил даже большинство центральной и восточной Германии в т.н. «арийский мир»: «… Эти вендские народы, прежде постоянно угнетаемые, поневоле стали завоевателями, обстоятельства работали на них, и в результате германский элемент оказался значительно ослаблен во всей Германии и сохранил свои позиции только в Вестфалии, Фризе, Ганновере и на Рейне» [Гобино Ж. А. Опыт о неравенстве человеческих рас. – М.: Одиссей; ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – С.685].

Как видим, он занимает «умеренную» позицию, признавая роль и ценность от смешения рас, но более акцентирует внимание на «вырождении» самих рас вследствии их смешения: «… Итак, если смешения полезны в определенной мере для массы человечества, возвышают и облагораживают ее, то это лишь в ущерб самому этому человечеству, поскольку они его унижают, ослабляют, оскорбляют, обезглавливают в его самых благородных элементах, и если даже допустить, что лучше превратить в посредственных людей несметное множество существ, чем сохранить расу принцев (кровь которой, расщепленная, обедненная, смешанная, становится от подобного превращения обесчещенным элементом), остается еще то несчастье, что смешения не останавливаются. Посредственные люди, только что сформировавшиеся в ущерб тому, что было великим, объединяются с новыми посредственностями, и из этих браков, все более и более низменных, возникает мешанина, которая, подобно вавилонскому столпотворению, приводит общества к полному бессилию и неисправимому ничтожеству» (Цит. за: [Гофман А.Б. Элитизм и расизм (критика философско-исторических воззрений А. де Гобино) // Расы и народы. – М., 1977. – Вып.7. – С.135]). В этом, как ни парадоксально, и его антиколониальный пафос – необходимо отказаться от политики колониализма, так как колониальные захваты, по его мнению, способствуют смешениям и, следовательно, вырождению европейской цивилизации.

В трактовке судеб цивилизаций фатализм у Гобино тесно связан с пессимизмом. Он отрицает существование общественного прогресса и считает, что европейская цивилизация во многом движется по пути регресса. Гобино констатирует вырождение европейской цивилизации и пророчит её близкий конец. Фатализм и пессимизм Гобино исключали практическое применение расистских постулатов, за что и подвергал его критике радикальный расист Xьюстон Стюарт Чемберлен (1855-1927), автора двухтомных «Основ XIX века» («Die Grundlagen des neunzehnten Jahrhunderts», Мюнхен, 1899 г.).

В 1894 г. в Германии было основано «Общество Гобино», число членов которого в 1914 г. достигло 360. Особенно активную роль в распространении гобинизма в Германии сыграл основатель этого общества Людвиг Шеман, издавший ряд сочинений Гобино и исследований о нём. Он же в 1897-1900 гг. впервые издал «Эссе о неравенстве человеческих рас» на немецком языке. Национал-социалистические теоретики оценили это сочинение так высоко, что специально подобранные фрагменты из него публиковались в 30-е годы ХХ в. в популярных антологиях о расах и приводились даже в школьных учебниках. Таким образом идеи Гобино пригодились в идеологии Третьего рейха, хотя он и не был, подобно X.C. Чемберлену, возведен в ранг «народного мыслителя» [Гофман А.Б. Элитизм и расизм (критика философско-исторических воззрений А. де Гобино) // Расы и народы. – М., 1977. – Вып.7. – С.128-142].
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4615
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: Гобино

Сообщение Ольгерд Семенов 09 фев 2014, 14:47

Очень полезный труд, во многом необходимый для понимания Новой и Новейшей истории т.н. "человечества".
Аватара пользователя
Ольгерд Семенов

 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 09 фев 2014, 14:33
Откуда: Warsaw


Вернуться в История, культура, язык


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron