Кацура. ДЕМОКРАТИЯ ПРОТИВ СОЦИАЛИЗМА.

обозрение различных националистических концепций

Кацура. ДЕМОКРАТИЯ ПРОТИВ СОЦИАЛИЗМА.

Сообщение Александр Волынский 05 май 2017, 12:28

ДЕМОКРАТИЯ ПРОТИВ СОЦИАЛИЗМА Борьба двух исторических проектов объединения человечества

Кацура А. В.*

* Кацура Александр Васильевич – к. ф. н., член Союза российских писателей. E-mail: akar36@yandex.ru.


«Проклятый Запад»

Путем катастроф и падений… «уголь превращается в алмаз»,
Россия – в Америку; в новую, а не старую Америку.
А. Блок
(из предисловия к поэме «Возмездие»)

Мы «новой Америкой» не стали. «Старой», впрочем, тоже. Зато мы и сегодня продолжаем облагораживать мир, щедро расточая свой генофонд по многим странам, но особенно в сторону «проклятого Запада». Распространенное у нас это проклятье на самом деле – нелепость. Ибо Россия – не Восток. Она тоже Запад. Или, если хотите, восточный край западной христианской культуры. Другими словами, культуры европейской (духовная форма которой отлита по матрице иудеохристианского фермента). Именно в силу этого могучего влияния Европа породила (особенно за последнюю тысячу лет) великую науку, великое искусство и великий корпус гуманистических идей. Россия и Америка оказались в поле это-го влияния, и это принципиально сказалось на их развитии за последние три сто-летия. Если хотите, Америка – это далекий западный край все той же христиан-ской культуры (при таком широком взгляде конфессиональные различия в хри-стианском учении принципиального значения иметь не могут). Сан-Франциско – в той же степени город европейской культуры, как и Владивосток, причем оба города спокойно взирают друг на друга прямо через океан. Здесь можно прибег-нуть и к такой метафоре: Россия и Америка – это два могучих пространственных крыла старушки-Европы, которая, таким образом, словно птица, обняла все Се-верное полушарие планеты.

Более четверти века прошло с той поры, когда Америка на протяжении десятилетий считалась нашим (то есть СССР) главным стратегическим противником – «капиталисты», «империалисты», «поджигатели войны», «военные базы», «Ка-рибский кризис», «звездные войны», «агрессивный блок НАТО» и прочая рито-рика . В те времена в нашем общественном сознании господствовала не только идея паритета, экономического и военного (на самом деле иллюзорного), но и – того хуже и страшнее – жила мысль (ложная, но кем-то мощно навязанная) о том, что трудности наши временные, что «социалистический» путь наш велик и пра-веден, что вот-вот мы нашу «плановую» экономику еще выше поднимем, через горную кручу переползем, Америку и империалистов в мирном соревновании пересилим и весь мир убедим (заставим?) жить нашими коммунистическими цен-ностями и по правилам нашего общежития. В лице Америки мы – социалисты-коммунисты-интернационалисты – бросали в ту пору вызов всему миру.

Через три десятилетия странным образом круг замкнулся.
Мы, исторически плутая и спотыкаясь на протяжении последней четверти века, странным образом вернулись к этой дерзкой и одновременно вздорной идее, но в гораздо более слабой позиции – и в геополитическом, и в экономическом,
и в интеллектуальном смысле, – заменив «социализм» и «интернационал» на «оскорбленные чувства верующих» и «патриотизм» (слово неоднозначное и в своем грубо-воспитательном смысле близкое душе какого-нибудь Угрюм-Бурче-ева). Оказалось, что в сознании еще очень многих людей продолжается фантом-ный бой с Америкой, якобы главной силой «проклятого Запада» (целая армия пропагандистов брошена на бой с этой «проклятой силой»). Но старые основания для подобного боя размыты, а новые – нелогичны, противоречивы и во многом иррациональны. Прежде «социализм» сражался с «капитализмом», утверждая, что именно он – будущее человечества. И это – пусть и в рамках искаженной идеоло-гии – еще как-то можно было понять. Но сегодня и мы – «капиталисты», мы охотно сверкаем новоявленными олигархами с их дворцами и яхтами, причем иные покруче американских. Более того, «счастливого будущего» для всех землян
в обязательном порядке мы уже не предлагаем. Мы и свое-то видим в тумане. Так о чем же спор?
О «суверенной демократии»? Об откате назад, в «национальные квартиры»? Или о новых союзах и блоках? Об условиях торговли? О глобальном потеплении? О противоречиях и минусах плохо продуманной глобализации? О кровоточащих язвах на внутренних границах бывшего СССР? Надо сказать, что язвы эти прак-тически неизбежны, поскольку границы проводились большевистскими властями не просто «от фонаря», но со злодейским умыслом, когда часть этноса специально приписывалась соседней республике (дабы их «крепче сшить»). Увы, эти очаги напряжения сохранились и время от времени кровоточат – Карабах, Приднестро-вье, Осетия, Абхазия, Восточная Украина, Крым, Северный Казахстан, узбекский город Ош, прирезанный к Киргизии, и т. д… Так о чем, повторяю, спор?

Или – в старо-новой стилистике – воскресает, словно из пепла, «тактическое хвастовство», граничащее с наглостью – наподобие цирковых силачей, – чьи нервы и «термоядерные мышцы» крепче?
Я пишу эти строки, но современные ветры врываются в окно. Еще вчера мы поносили «жуткую» Америку Обамы. Но вот сегодня президентом неожиданно избран Дональд Трамп – наша Дума аплодирует (почти по-лакейски), но чему? Ведь скоро наступит отрезвление. И Конгресс не ослеп внезапно, да и сам Трамп – отнюдь не «добренький дурачок», а деятель, сосредоточенный на амери-канских интересах. Что касается нашей политики, то она почти целиком построе-на на «большом внешнем враге». Кроме Америки здесь придумать практически некого, поэтому есть опасность, что все вернется на круги своя. Но ради будуще-
го хотелось бы этого возврата (к некой «малой холодной войне») избежать. И возможности такие открываются. Надо проявить ум и волю, чтобы ими вос-пользоваться.

Но есть и второй, более глубокий, уровень ответа. Во имя чего разыгрывается это фантомное сражение? Каковы здесь ставки и цели? Казалось бы, мы, росси-яне, как вменяемые и здравомыслящие люди должны относиться к Штатам пусть и критично, но вполне на уровне здравомыслия и даже благожелательно. Почему бы нет? В конце концов, это самая старая и деятельная демократия, которая, пусть не без ошибок и серьезных просчетов во внешней политике, все же стре-мится к некоему разумному мироустройству. Ведь всякому здравомыслящему человеку понятно, что идея о том, будто Америка хочет захватить или подмять под себя весь мир, лжива и пуста. Ибо желание предложить миру свою модель
(успешную на протяжении двух с половиной столетий) не совпадает с формулой «захватить и подмять».

Впрочем, это не отменяет того, что ныне Америка очевидным образом заплу-тала, наломала дров, испытывает серьезные политические и финансовые затруднения и сама нуждается в помощи (прежде всего моральной). Хуже того, зашатался образ «американской модели», принципы «либеральной демократии», еще вчера казавшиеся эталоном, сегодня уже не выглядят единственным для всего мира образцом устройства национального дома. Примерно две трети человечества то ли не готовы, то ли не хотят, то ли исторически не предназначены для подоб-ного политического режима. У них стойкая аллергия на «поборников свободы». Иные американские миссионеры демократии с удивлением и даже недоумением на это смотрят. Но ответа пока найти не могут. Впрочем, весь мир ответа на этот вопрос дать не в состоянии. А в самой Америке уже многие ведущие политики громко высказываются против навязывания демократии другим странам и народам.

Заметим, что мы с Америкой никогда не воевали, в двух мировых войнах США были нашим военным союзником, сражались храбро и беззаветно (а их по-мощь в рамках ленд-лиза вообще трудно переоценить). К тому же Америка со-всем не так далека от нас ментально, как это иногда пытаются представить. Есть немало общих черт между нашими народами (у них, так же как у нас, широта просторов сочетается с душевным размахом). Более того, есть, например, свиде-тельства, что великая американская литература ХХ в. в духовном плане во мно-гом является наследницей великой русской литературы (что не раз отмечали вид-ные американские писатели). Но, если глянуть глубже, взаимные токи текли в обе стороны. Например, философская проза Ральфа Эмерсона благотворно повлияла на мировоззрение и творчество Льва Толстого.

И в планетарном смысле у нас много общих целей с Америкой. Однако толе-рантная благожелательность к заокеанской стране гнездится лишь в верхних слоях сознания нашего общества – там, где имеет место влияние воспитания и обра-зования, где существуют некий набор общедемократических представлений и склонность к элементарному анализу. Копни же чуть глубже – в личное подсо-знание, в коллективное бессознательное – там все наоборот, там этот бой идет не прекращаясь. Там многое рассыпается в прах – и демократические навыки, и по-верхностные принципы благовоспитанности. А порою там оскаливаются такие звериные рожи! Но кем и с какой целью навязаны нам эти первобытные инстинк-ты, эти пещерные тени?

Русский проект

Коммунизм – это маскировочная шкура, наброшенная на имперские аппетиты России.
Х. Ортега-и-Гассет

Россия, провозгласив себя в начале XVIII в. империей, продолжила расшире-ние и без того гигантской своей территории. В начале ХХ в. это расширение вне-запно и круто изменило свою идеологию. За одну историческую секунду (в тече-ние нескольких месяцев) царизм сменили на «коммунизм». Мистически одарен-ный философ и поэт Даниил Андреев, отнюдь не сочувствовавший коммунизму, тем не менее не мог не отметить глобальных по замыслу и масштабу претензий этой доктрины («Пролетарии всех стран…»): «Россия стала первой страной, во-оруженной такой идеологией, какая могла бы, в принципе, распространиться на все страны земного шара. Даже больше того: в Доктрине был заложен такой им-пульс к расширению, который предполагал своим пределом именно только гра-ницы планеты. Когда мы говорим о мировых империях или мировых претензиях великих завоевателей прошлого, от Чингисхана до Наполеона и Британской им-перии, мы употребляем слово “мировой” в значении условном. Революционная Россия с ее Доктриной была первой в истории носительницей мировой тенденции в совершенно безусловном смысле. Секрет же заключался в том, что вместо меч-ты о всемирной гегемонии какого-либо отдельного народа (мечты утопической, ибо ни один народ не достаточно многочислен для этого) теперь прокламирова-лась идея всемирного содружества народов, объединенных новым социальным строем, который должен был возникнуть везде в результате революционных взрывов» [Андреев 1993: 232].

Что касается слов испанского философа о «маскировочной шкуре», то полно-стью с ними соглашаться не следует. Не слишком вдаваясь в историю русской культуры, он не обратил внимания на связь (отчасти загадочную) одного из архе-типов русского подсознания с идеей «всемирного братства». Истоки этой глубин-ной установки безусловно читаются в словах Апостола Павла из Послания к Ко-лоссянам: «…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). Распространению этого принципа в глубоких слоях коллективного бессознательного способствова-ло удивительное учение, которое серьезные богословы определяют как тайное ядро православного мироощущения. Речь идет о редко упоминаемой в поверх-ностных слоях культуры православной мистике, сконцентрированной в традиции исихазма (от греч. исихия – спокойствие, тишина), об аскетической и монашеской практике, направленной на «богопознание» и «обо́жение» (последнее слово не обязательно трактовать сугубо церковно, его можно понимать как искреннее стремление внутренне приблизиться к высокому и светлому идеалу). Исихазм позволяет уходить от внешнего мира сколь угодно глубоко, но при этом парадок-сальным образом в главной точке погружения сила и острота зрения и мысли не исчезают, но, наоборот, нарастают. Это «безмолвие деятельное», это «трезвение и подготовка к борьбе». При этом словно какие-то незримые лучи освещают саму преисподнюю сознания. И лучи эти предельно добры, они накрепко связаны с идеей Блага. В полной мере дано это, разумеется, немногим (наиболее звучные имена очень хорошо известны – Сергий Радонежский, Андрей Рублев, Нил Сор-ский, Серафим Саровский…). Это трудный путь и рискованный, что, однако, не помешало ему утвердиться в национальном бессознательном. Этим, по-види-мому, и объясняется та легкость и даже восторженность, с какой российские мас-сы приняли марксистскую доктрину (даже в ее псевдомарксистских одеждах) – ведь речь шла о стремлении к идеалу, причем эмоциональный экстаз здесь замет-но преобладал над рациональным анализом.

Ошибка была в другом. Ставка была сделана на насилие. Владимир Ульянов-Ленин и его последователи стали трагическими заложниками сильных, но опас-ных и исторически ошибочных заключительных слов «Коммунистического ма-нифеста»: «Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь пу-тем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Ре-волюцией». Во что эта революция обойдется самим пролетариям, авторы этих слов вообразить себе не могли.

Была и вторая ошибка, не менее существенная. Несмотря на постоянные за-клинания, почти мантру о «живом творчестве масс», в попытке переделать и мир, и человека усилия большевиков были направлены не на развитие личностного начала в каждом участнике сего грандиозного процесса, а на управляемую во-ждями и даже манипулируемую ими толпу. Подобный путь изначально был обре-чен на поражение.

Да, нередко коллективное подсознательное работает жестко. В данном случае оно обреченно идет по пути давно проложенной исторической колеи, первые промоинки которой заметил Алексис де Токвиль еще в первой трети XIX в. Не он ли прозорливо написал, что в предстоящем ХХ столетии одной половиной мира будут командовать русские, а другой – американцы? На фоне просвещенной Ев-ропы, писал он, эти два народа пока не слишком заметны, но они столь быстро и уверенно шагают, что именно им предстоит в будущем делить между собою мир. Что ж, француз оказался прав – в середине прошлого столетия так и оказалось. С 1950 по 1990 г. две атомные супердержавы оспаривали господство над миром, каждая предлагая свою жизненную модель. Американцы – либеральную демокра-тию, Россия – коммунизм (но уже не Марксов, а «марксистско-ленинский»). Это были два великих проекта. Никто из народов ничего подобного ранее не вы-двигал.

На протяжении полувека обстоятельства радикально изменились. Советской супердержавы нет. Принцип независимой личности оказался сильнее принципа коллектива, в котором личность растворена. Но национальное подсознание инер-ционно. В России оно по-прежнему не слишком готово к рациональному анализу. Веруя старым пещерным теням и особому своему мессианскому предназначению, массы, исповедующие древний принцип вождь и коллектив, продолжают сра-жаться с ветряными мельницами и способны загнать страну в исторический тупик.
Но если вопрос о «проекте для всего мира» поставить конкретно, в плоскости реальной геополитики, то уместно спросить: сколько еще стран сознательно или бессознательно готовы выдвинуть подобный проект (другими словами, желают навязать миру свои ценности и свою модель жизнеустройства)? Таких претенден-тов, «глобальных игроков», кроме США и России (недавнего Советского Союза), сегодня немного. А может, и вообще нет.

Объединенная Европа? Это безусловный полюс силы (мощная экономика, выстраданная на протяжении столетий либеральная идеология, высокоразвитая культура), при этом он представляет собой новейший опыт мирного объединения стран в единый союз. Но одновременно это лоскутное одеяло и, как оказалось, не очень прочное. Исторически совсем молодой союз основательно поглощен свои-ми внутренними проблемами, к которым добавились беспокойные внешние. Уже оформившийся выход Великобритании усилил эти страхи. Иные поговаривают уже о признаках возможного распада. Возникает впечатление, что старушка-Европа большую часть своих творческих и геополитических сил отдала своим крыльям – западному и восточному.

Считается, что к концу ХХ в. восточное крыло проиграло великую войну (уже в ее холодном варианте). Однако допустима другая формулировка с довольно внятной исторической логикой: во -первых, войну проиграла не Россия, а комму-нистическая империя, а во-вторых, не столько уступила противнику, сколько сама развалилась в силу предельной неэффективности системы. Историческая Россия от этого только выиграла : сбросив псевдокоммунистическую шкуру, она приоб-рела невиданную прежде свободу. Выход, правда, оказался трудным и противо-речивым. Вот почему вопрос о здравом использовании этой свалившейся свободы населением страны на время повис в воздухе.

Предлагают ли мировой проект страны ислама? Это внушительная часть по-литической карты мира, более 50 государств. У них грандиозные аппетиты (при необузданной воинственности с заметным средневековым ощущением мира), но им крайне сложно объединиться – не только экономически и этнически, но и ре-лигиозно. Более того, у них непрерывные духовные распри, порождающие кон-фликты и локальные войны, сопровождающиеся выплеском во внешнее про-странство энергии террора. К тому же традиционная исламская культура послед-них столетий не создает питательной почвы для развития наук и технологий, вви-ду чего все это необходимо ввозить из развитых стран. Частичный выход из тупика они почти инстинктивно нащупали в виде беспорядочной слепой мигра-ции, своеобразного захвата мира методом «беженцев». Именно это мы сегодня наблюдаем. Это плохо контролируемый, наполовину хаотический процесс. Евро-пе и еще нескольким соседним странам он доставит немало хлопот. Однако это не позволяет сделать вывод о реальном весе исламского полюса силы. Речь идет скорее о необычном и далеком от позитива варианте сетевого процесса. Но глав-ное здесь в ином: ислам (кроме безумного лозунга «уничтожить неверных») не предлагает внятной мировой модели жизнеустройства. Шариат по очевидным причинам такой моделью являться не может.

А можно ли как новый полюс силы и как автора новой мировой модели рассматривать огромный Китай, внушительный уже сегодня и продолжающий крепнуть? С одной стороны, высказываются опасения о возможном китайском натиске на прилегающие земли, да и на весь мир, с другой – историки знают, что на протяжении тысячелетий это замкнутая самодостаточная страна, которой все-гда хватало собственных пространств. Нынешний Китай отчетливо понимает свое величие, но это не подвигает его к воинственной риторике, более того, его внеш-няя политика дышит спокойствием, благоразумием и даже осторожностью. Сло-ном в посудной лавке эту страну никак не назовешь. Впрочем, это не мешает ки-тайцам размещать в нужных им точках полигоны ракет с ядерными боеголовка-ми, причем о целях для этих ракет не говорится ни слова. Есть еще и третий мо-мент: уже давно имеют место стихийная миграция, неспешное просачивание китайцев сквозь границы самых разных стран, многочисленные китайские коло-нии во многих крупных городах мира и т. п. Если все это системно взвесить, то станет ясно, что в целом картина далека от простоты. Здесь есть над чем пораз-мыслить . Тем не менее о единой «китайской модели» для всего мира речи нет и в помине.

Возникает серьезный вопрос: возникшая новая Россия (формально демократическая и рыночная) освободилась ли от вековечного стремления не просто ощущать себя мировым полюсом силы, но и – якобы во имя защиты суверените-та – демонстрировать это доступными ей способами (иные из которых как раз напоминают слона в лавке)? Готова ли она отказаться от бряцания оружием, от воинственной риторики, от военных авантюр как на собственных границах, так и в иных точках планеты? О, как хотелось бы о подобной готовности думать «ци-вилизованному Западу», то есть той Атлантической, Белой, христианской циви-лизации, к которой Россия принадлежит и в историческом, и в расовом, и в куль-турном отношении. Разве не настало время эту «возмутительницу спокойствия», эту лохматую, норовистую страну причесать, принарядить и указать ей почетное, но соответствующее ее реальному весу место в ряду цивилизованных стран? Но таковое, к вящему огорчению стран Атлантики, еще не стало реальным фактом.

Есть очаги напряжения в мире, есть… Есть весьма тяжелые проблемы типа радикального исламского терроризма. Но все они – даже в наиболее жутких вари-антах, когда кровавое безумство помножено на средневековую дикость – не гро-зят планете мировым пожаром. Не совсем так с Россией – с ее тысячами ядерных боеголовок и фантомными имперскими болями. Вот где требуется политика крайне взвешенная и осторожная. Однако впавшая в некий новый авторитаризм страна, опираясь не то на концепции надуманного неоевразийства, не то на отда-ющую национализмом идею «русского мира », не то на мутную идею «суверенной демократии», а на деле ради возврата хотя бы малой части прежних колоний и слабого отблеска прежнего «имперского» величия готова не только к отказу от соблюдения международного права, но даже и к локальным войнам. Как такое могло случиться? Почему? Атлантический, христианский, демократический Запад этого не ожидал. И оказался достаточно слеп. Дело в том, что современная Россия все еще остается в значительной мере заложницей имперского фантома – «право-славие-самодержавие» плюс весьма условная «народность» плюс тайная вера во «всемирное братство», к установлению которого мы «исторически обязаны при-ложить свою руку». Однако нынешнее соотношение демографических, экономи-ческих и военных сил в системе «Россия – Запад» от прежнего величия почти ничего не оставило. Но сама Россия (что правители, что народная масса) ни осознать, ни признать это пока не в силах. Ибо имперский импульс заложен весьма глубоко, он запрятан в нижних слоях уже упомянутого коллективного подсозна-ния, которое оказалось поразительно устойчивым и которое рациональному ана-лизу не слишком поддается. Вот почему многое в поведении нынешней России кажется иррациональным, да в сущности таким и является. Есть основания ду-мать, что это обстоятельство составляет (наряду с исламским экстремизмом и международным терроризмом) основное содержание новейшей эпохи – ближай-ших лет, а может быть, и десятилетий.

Взгляд из будущего

Одна лишь мысль о завершенной, целост-ной истории может придать смысл отдельно-му историческому событию.
Э. Мунье

В свете очевидных тенденций объединения мира (которые далеко не всеми приветствуются, но объективный характер которых отрицать невозможно) не-сколько по-иному выглядят многие события минувших столетий. Историческая необходимость пресловутой глобализации вытекает из фундаментального проти-воречия между растущим человечеством и конечностью нашей родной планеты. Когда К. Маркс и Ф. Энгельс писали свой знаменитый «Манифест», на всей Земле жил всего один миллиард человек. Прошло всего полтора века, а нас уже всемеро больше. Планета занята практически вся. Неосвоенных земель больше нет. В сложившейся ситуации страны и народы вынуждены договариваться. Формы договоров могут быть самыми разными, но общую логику процесса, опирающую-ся на здравый смысл, можно изложить в виде трех взаимосвязанных тезисов:

– все страны и народы должны жить в мире;

– они должны обмениваться товарами, научными открытиями, технологиче-скими достижениями и культурными ценностями;

– при взаимодействии культур более развитые должны благотворно влиять на менее развитые, что не отменяет равноправного диалога, ведущего к общему раз-витию всех.

Именно в этом тройном долженствовании состоит фундаментальная логика глобализации. Хотел бы я посмотреть на тех политологов, которые осмелились бы какой-то из этих тезисов оспорить. Но это вовсе не отменяет того, что сама глобализация являет собою процесс сложный, противоречивый, в чем-то болез-ненный, изобилующий недостатками или прямыми человеческими ошибками. При этом ему, как и многим иным историческим процессам, присущи фазы подъ-ема и провала, наступления и отката. Я бы не удивился, если бы нашелся гени-альный «новый Кондратьев», который открыл бы «большие волны», характерные именно для этого процесса.
Сегодня, во втором десятилетии XXI в., мы, земляне, в отношении глобаль-ных волн находимся в очевидной фазе отката. Мы вынуждены фиксировать (не-которые – с откровенным недоумением), что у глобализации множество против-ников в разных слоях общества и в разных уголках планеты. Для многих пресло-вутая глобализация – это опасение быть завоеванным превосходящей внешней силой , страх исчезновения собственной культурной идентичности. Даниил Андреев глубоко понимал это еще в середине прошлого века. Не случайно он упоминает «возникший еще во времена древнеримской империи мистический ужас перед грядущим объединением мира – это неутолимая тревога за человечество, ибо в едином общечеловеческом государстве предчувствуется западня, откуда единственный выход будет к абсолютному единовластию, к царству “князя мира сего”, к последним катаклизмам истории и к ее катастрофическому перерыву»
[Андреев 1993: 10].

Ныне мы все более отчетливо видим, что грубый, силовой способ объедине-ния мира или его отдельных регионов прямо на глазах уходит в прошлое – что, увы, не исключает сегодня и в ближайшем будущем неприязни , вражды, террори-стических выпадов и даже отдельных локальных войн. Логику этого неприятного процесса отчасти можно понять. Мир не готов к объединению из-за наличия большого числа сырых, рыхлых территориальных образований, неких полу-государств, еще несущих из прошлого этнические и культурные противоречия и варварские обычаи. Но из рыхлых кирпичей прочного здания не построишь. Вот почему идет болезненная притирка отдельных областей и регионов, не до конца вызревших культур и идеологий. Идет трудный поиск таких зрелых единиц, ко-торые лишены тяжких внутренних конфликтов и которые смело смотрят в буду-щее, открыты дружескому и плодотворному объединению.

Великое христианское кольцо

Если ты построил воздушные замки, это вовсе не значит, что твой труд пропал напрас-но: именно так и должны выглядеть настоя-щие замки. Осталось лишь подвести под них основание.

Г. Торо

Присмотримся внимательнее к некоторым событиям XVI–XVII вв. Несколько столетий русские люди упорно шли на восток. Зачем? Кто их гнал?
Ведь даже европейская Россия была практически пуста, Заволжье, калмыцкие степи... Но прошли огромные азиатские пространства и вышли к океану. Пере-плыли его и достигли Калифорнии и Аляски . То же и американцы . Переплыв Ат-лантический океан, они два столетия упорно шли на запад, вышли к другому оке-ану. Возникает загадочное впечатление, что пионерская экспедиция «Мэйфлауэ-ра», то есть исход отцов-пилигримов на запад, и поход русских казаков в Сибирь и на берега Тихого океана словно бы преследовали общую глубинную цель, на уровне здравого смысла неосознаваемую, – выстроить и замкнуть некое цивили-зационное кольцо. Совершали это уроженцы Европы, представители двух ее кры-льев: люди христианского вероисповедания, протестанты, с одной стороны, и православные – с другой. Но в беспримерном этом религиозно-географическом стремлении догматические споры конфессий не могли иметь особого значения. Сравнительно недавно, каких-то двести лет назад, русские и американцы встрети-лись на Аляске и в Калифорнии. С тех пор Сан-Франциско смотрит поверх необо-зримой толщи вод в сторону Владивостока. Русский город Петропавловск со своего холодного огнедышащего полуострова смотрит сквозь океанскую дымку на Сиэтл и Ванкувер.
Взглянем на глобус. Пространство между тридцатой и шестидесятой паралле-лью выглядит кольцом, которое надели (или даже нахлобучили) на Северное по-лушарие. Это пространство благодатных земель, не слишком жарких, но и не слишком холодных. По северной линии в цепочку выстроились Рейкьявик, Дуб-лин, Глазго, Осло, Стокгольм, Хельсинки, Петербург, Якутск, Магадан... Ближе к югу кольца им отвечают Вашингтон , Нью-Йорк, Балтимор, Норфолк, Мадрид, Рим, Афины, Салоники, Пекин, Сеул, Токио. Еще южнее, по самой кромке коль-ца, идут Лос-Анджелес, Хьюстон, Новый Орлеан, Триполи, Каир, Иерусалим, Басра, Дели, Лхаса, Шанхай… Кольцо это – главная суша планеты. Именно здесь сложилась цивилизация, новая и новейшая в особенности. А с точки зрения гео-графии конфессий именно в этих пространствах сложилась и существует по сию пору культура христианская. Она же – европейская. На самом деле это одно и то же.

Здесь имеет смысл вспомнить фразу К. Маркса и Ф. Энгельса о том , что революция в России может послужить запалом для революции мировой (из предисловия к русскому переводу «Манифеста»). Когда были сказаны эти слова, мальчику Володе Ульянову в провинциальном городе Симбирске исполнилось двенадцать лет. Через три-четыре года он их прочтет, и они захватят все его существо. Эта мысль определит тактику и стратегию его жизни, а также финальную цель, к ко-торой он будет пробиваться с фантастическим (и фанатическим) упорством. Ко-гда случится Октябрьский переворот, не пройдет и двух месяцев, как А. Блок устами своего героя, длинноволосого писателя, прошепчет: «Предатели! Погибла Россия!» Только что разогнали Учредительное собрание, никто еще ничего не понимает, а поэт Блок не только видит и знает, но и сообщает стране и миру, что Россия погибла. Во всяком случае, от той России, в которой выросли, которую любили Блок, Бунин , Куприн, Бердяев, Рахманинов, Шаляпин, Стравинский, Ре-пин, Цветаева, Анна Павлова, Прокофьев, Сикорский, Зворыкин и тысячи других славных сынов и дочерей земли своей, останутся одни клочки. Тот чудовищный монстр, который вскоре зашевелит своими усами и мохнатыми лапами на ее раз-валинах, даже постесняется принять ее имя. Он будет называть себя выдуманной аббревиатурой, не имеющей какой-либо географической или национальной при-вязки. Он будет гордо (и даже нагло) раздувать щеки, называя себя явлением все-мирным, но вранье это долго (по историческим меркам) не продержится. И все рухнет. Быстро побегут десятилетия. Но и сегодня остается признать, что страна, которая ныне пытается называть себя Россией, той исторической Россией тоже не является. Бесы еще не изгнаны.

Что ж , четырехсотлетний эксперимент по оккупации, по взятию в плен соб-ственного народа, по превращению его в раба даром испариться не может. Рос-сию нынешнюю поставить на правильные рельсы будет стоить неимоверных тру-дов (нужны, как майский дождь, неожиданно проснувшийся в своей творческой свободе народ и гениальный президент – умный и по-человечески порядочный). Но историческое счастье (точнее, надежда) в том и состоит, что иногда чудеса сбываются. Это редкая, но важная особенность нашего мира. Это надо понимать.


И относиться к этому нужно с душевным теплом и с готовым к озарению мозгом. Даже на Небесах понимают, что без свободной и творчески действующей России удержать планету в порядке возможности нет.

Вернемся в этой связи к образу нахлобученного на земной шар кольца. На средней линии этого кольца разместился не только осевой ареал земного сердца, но и почти все страны и народы, создавшие культурный фонд современного чело-вечества. Грандиозные постройки, распаханные поля, дворцы и храмы, религиоз-ные доктрины, великие мыслители Осевого времени и последующих столетий, науки и ремесла, живопись и музыка, театр и поэзия, морские экспедиции и зем-лепроходцы, игры и человеческие причуды – все это родилось и процветало фак-тически в пределах данного поистине великого Кольца.
Да, планета надежно окольцована. Почти как Сатурн. Но в ином смысле.

Мы уже видели, что в окончательном замыкании этого кольца главную роль сыграли русские и американцы. Когда в середине ХХ в. европейской части кольца (казалось бы, сердцу ее культуры) стала грозить античеловеческая чума в худшем ее языческом проявлении, именно американцы (в союзе с британцами) и русские протянули друг другу руки. Они вместе воевали против озверевшей Центральной Европы. Той Европы (позорно, жутко изменившей самой себе, предавшей эле-ментарные идеалы человечности), точнее, той части Европы, которая, впав в кро-вавое неоязычество, пыталась отринуть Христову истину – во имя националисти-ческого безумия, во имя Освенцимов и Бухенвальдов, во имя Саласпилса и Бабье-го Яра. И вместе победили. И на дымящихся развалинах Европы сошлись в теп-лом рукопожатии. Про холодную войну временно забудем, это была печальная историческая инерция (противостояния двух вековых проектов), почти неизбеж-ная. Вопрос заключался в том, как ее преодолеть, не сползая в новую бойню. Ведь когда Европа вернулась к относительному человеческому порядку, стали возни-кать (поначалу робко) идеи единой планетарной семьи. Если задуматься сегодня об устойчивости описанного выше Кольца, то становится ясно, что роль Америки и России здесь по-прежнему первостепенна. Из всех рассмотренных выше сцена-риев планетарного объединения живую силу сохраняет лишь один – стратегиче-ский союз США и Российской Федерации. Но уже не для завоевания мира – ни в коем случае, а для его процветания. Это не союз против кого-то третьего, а союз для пользы всех. Этот союз есть некое принципиальное расширение союза Атлан-тического. Здесь нет противоречия. Россия – по глубинному смыслу культуры своей – страна атлантическая. Другими словами – европейская и христианская. То, что более половины ее находится в Азии, что другим концом она выходит к Тихому океану, ничего не меняет. Америка тоже одним из концов выходит к тому же Тихому океану. Как раз здесь и торжествует идея Кольца.

Я знаю, что мысль эту сегодня многие не поймут и не поддержат как в самой Америке, так и в иных краях планеты. Причины этого понятны, их три: во-первых, Россия экономически слаба, почти ничтожна (несколько процентов от экономики Запада ); во-вторых, эта слабая страна кичится военной силой и ведет себя неадекватно, порою просто по-хулигански. Но есть высокая надежда считать последнее явлением временным и – по отношению к истинной глубине русской культуры – поверхностным. А все поверхностное смывается и неожиданно, и быстро. При этом важно осознать: сохранение целостности России – в интересах всего мира . Ибо за этим кроется воистину человеческий мировой порядок. Третья причина – недоверие, даже нелюбовь к Америке, гнездящиеся в разных краях планеты. Что ж, перед Соединенными Штатами стоит насущная задача – вменяе-мой политикой это доверие к себе вернуть.

В метахристианском поле существуют три центра ментальной силы, они же три центра веры. Иудаизм – как дохристианская религия. Ислам – как послехри-стианская. Ну, и само христианство – как средний член . Последователи Мухам-меда с невиданным упорством сражаются на два фронта. Они считают, что правда в этом великом поле одна, и это – их правда. Они полагают свою религию новей-шим изданием в истории и, следовательно, самым верным . Но они не задумыва-ются о возвратных волнах истории. Ведь по их логике чем новее ересь, тем прав-дивее (тогда следует почитать всякого рода новейшие ереси, коих только за по-следние два столетия возникло множество). По милости боевитых мусульман борьба ныне развернулась нешуточная. С иудеями ясно. Их монотеизм был велик. Он и сегодня хранит черты величия, но кое-что стареет прямо на глазах. Ветхий Завет и вправду несколько обветшал. Это великий текст, но его уже возможно читать просто как потрясающую литературу. Талмуд, хасиды? Экзотично, но ста-ромодно. Каббала? Развлечение для юношей. Христианство возникло в простран-стве иудаизма как ересь. Как очередная смута, которых в истории любой религии немало. Но постепенно становилось ясно, что это не столько ересь, сколько по-трясающий миф, наделенный невиданной ранее гуманистической глубиной . Это была великая очищающая революция (ортодоксальные иудеи не должны оби-жаться, ведь это они придумали христианство). Последующие века гонений на иудеев – печальная историческая аберрация (которой, надо надеяться, все-таки приходит конец , и в этом главный смысл небывалого исторического события – восстановления через две тысячи лет (!) государства Израиль). На деле же хри-стианская страстная мысль – не столько в церковном смысле, сколько в об-щекультурном – открыла людям поразительные перспективы развития. Именно эта культура вела к великому искусству, к непередаваемо смелой науке, к фанта-стически глубокой идее богочеловека и богочеловечества, открывшей просторы истинного гуманизма.

Идее Кольца не противоречат мирное существование или даже развитие буд-дизма, индуизма и других мировых религий. Скорее они системно дополняют общемировое пространство веры. Чуть сложнее с исламом . Вспомним, однако, что в Коране присутствуют и пророк Моисей , и Дева Мария. Это тоже авраамиче-ская религия, поэтому плодотворный союз с ней не только возможен, но и жела-телен. Поэтому речь не должна идти о войне с исламом как таковым. Настала по-ра ставить вопрос о новом и широком экуменизме, когда церковные верхи пред-примут серьезные попытки для мирного объединения народов и конфессий. В этом смысле к Кольцу должны присоединиться (в духовном смысле – на рав-ных) все религии света (именно эту мысль выдвигает Даниил Андреев, а сам союз светлых религий обозначает как Розу Мира).

Что обычно называют чувством веры? Это объективные волны в области духа и духовности , и напрямую с успехами наук они не связаны . Более того, сейчас сама наука (в наиболее продвинутых областях – космологии, космической антро-пологии, генетике, теории вероятностей, квантовой физике) отваживается на поиски оснований мира и его эволюции за пределами традиционной материально-сти. В научных журналах и книгах последних лет вполне здраво и в традициях научного дискурса ставится по-новому важнейший вопрос (выше он уже не раз упоминался) – о «разумном замысле мира», о Вселенной как «сетевом сознании», о «целях» эволюционного развития, о вероятностных основаниях самопроизволь-ного развития сложных систем. В этом смысле наука очевидным образом сближа-ется с некоторыми направлениями «богословской диалектики ». Одним из ярких примеров подобного сближения служит творчество крупного антрополога и фи-лософа ХХ в., убежденного христианина и даже члена «Общества Иисуса» Пьера Тейяра де Шардена. Не избегали религиозных мотивов при обсуждении устрой-ства мира Иван Павлов, Владимир Вернадский, Альберт Эйнштейн, Марри Гелл-Манн и другие большие ученые. В наши дни серьезный интерес естествоиспыта-телей к глубинам религиозной проблематики продолжает нарастать.

Таким образом, подъем «новой религиозности» (по своим причинам в исламе, по своим – в христианстве, по своим – в мистике восточных религий) не только не удивителен, он в достаточной мере предсказуем. В этом плане несколько по-новому надо смотреть на такое уже вполне знакомое явление, как свободное мышление образованных людей, не связанное с какими-либо церковными догма-ми. Понятно, что это не официозный, насаждавшийся в СССР научный атеизм, который, несмотря на пышное название, был собранием довольно примитивных агиток и своеобразных коммунистических догм (типа «воинствующего материа-лизма»). Нет, речь идет о том, что высокообразованный человек может проявлять интерес к духовным запросам, способен придерживаться норм высокой нрав-ственности и морали вне каких-либо церковных институтов, вне каких-либо рели-гий и конфессий, в размышлениях о Небе ему не нужен посредник. Вполне уместно назвать это явление высоким атеизмом. Отряд такого рода людей в науке и культуре впечатляюще велик, и он тоже нарастает. По известным причи-нам ныне публично объявлять себя атеистом «немодно», однако таких людей много, и мы отлично это понимаем. В современном обществе идут противоречи-вые процессы: вчерашние атеисты вовлекаются в лоно церкви, вчерашние «веру-ющие» становятся откровенными вольнодумцами. В сущности, это нормальный процесс. Здесь важна мягкая и благоразумная политика церквей, представляющих основные мировые религии. Разумный и толерантный диалог различных церквей между собою, равно как их общий разговор с экуменистами и вольнодумцами (высокими атеистами) – непременное условие здоровой в духовном отношении глобализации, без фанатизма, фундаментализма и крайностей. А главное – без убийства людей.

Рекомендуемая литература

Андреев Д. Л. Роза Мира. М. : Тов-во «Калашников, Комаров и Ко», 1993. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М. : Международные отношения, 1998. Гроф С. За пределами мозга. М. : Изд-во Трансперсонального ин-та, 1993.

Кацура А. В. «Всемирная отзывчивость», или русский путь к глобализму // Век глобализации. 2008. № 1. С. 144–153; № 2. С. 129–141; 2009. № 1. С. 108–116.
Кацура А. В. Планетарное человечество (Обрыв истории) // Биосферная совме-
стимость. 2014. № 1(5). С. 28–37.

Век глобализации 2017 • № 2



Кацура А. В. Современное конфуцианство: глобальные мотивы // Век глобализа-

ции. 2015. № 2. С. 183–189.

Кацура А. В. Горькое поле свободы // Историческая психология и социология ис-

тории. 2015. № 2. С. 108–116.

Кацура А. В., Мазур И. И., Чумаков А. Н. Планетарное человечество. На краю пропасти. М. : Проспект, 2016.

Katsura A. V. America and Russia: a Multipolar World as an Echo of Fear before Fu-ture Unification // Between Past Orthodoxies and the Future of Globalization (Contempo-rary Russian Philosophy). Leiden; Boston : Brill-Rodopi, 2016.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9036
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Кацура. ДЕМОКРАТИЯ ПРОТИВ СОЦИАЛИЗМА.

Сообщение Александр Волынский 05 май 2017, 13:03

Очень хороший материал.
Я лично думаю, что сегодняшнее обостроние имперских и националистических комплексов с одной стороны и раздражение глобальной элиты трудностями глобализации есть необходимый этап эволюции человечества.
Гром не грянет мужик не перекрестится. Только кровь, ужас и разруха, которую несут с собой все противники политической интернационализации покажут народам и элитам, что археократии нет альтернативы.
Надо только выйти из лжеделемы "или демократия или социализм"
Мир должен состоять из национальных государств, церквей, племен, общин. Каждый выбирает свою форму правления и экономического распределения. Но глобальные коммуникации и финансы, борьба с глобальной преступностью, катастрофами, эпидемиями должна быть передана Мировому Правительству, которое будет функционировать на принципах Коммунизма.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9036
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Кацура. ДЕМОКРАТИЯ ПРОТИВ СОЦИАЛИЗМА.

Сообщение Олег Гуцуляк 05 май 2017, 13:55

Именно так!
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4542
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: Кацура. ДЕМОКРАТИЯ ПРОТИВ СОЦИАЛИЗМА.

Сообщение Неомарксист 05 май 2017, 14:09

ДЕМОКРАТИЯ ПРОТИВ СОЦИАЛИЗМА Борьба двух исторических проектов объединения человечества

Антитеза ложная, поскольку ТОЛЬКО при коммунизме возможна настоящая (то есть прямая) демократия.
Единственная подлинная демократия, то есть народовластие — это прямая демократия, демократия участия, то есть такая, когда власть осуществляют все. Для этого, однако, необходимо уничтожение классового и имущественного неравенства, а также продуцирующих неравенство способов производства, а также государства как социального института — говоря иначе, нужен коммунизм. Более того, прямая демократия — это не право и не свобода (в современном — буржуазном — понимании), поскольку в случае прямой демократии снимаются дихотомии «право — обязанность», «свобода — необходимость». Там, где решают все, управляют все — во всех тех случаях, когда затрагиваются их интересы, — там все вынужденно должны быть компетентны, то есть быть специалистами в тех вопросах, которые они вынуждены будут решать, — и решать их придется в первую очередь исходя из общественных интересов и методом консенсуса. А это предполагает достаточную унификацию базовых интересов, предварительное согласие о ценностях и радикальное изменение психологии людей — такое, при котором каждый индивидуум, не переставая быть личностью, в первую очередь будет действовать как часть тотальности — человечества. Вот это и будет тоталитаризм (не такой «тоталитаризм», которым нас запугивают, как жупелом, либералы, а подлинный; и этот, подлинный, тоталитаризм предполагает всеобщую вовлеченность и тотальную взаимозависимость, власть всех над всеми; это — огромная ответственность и предельная (предельно возможная) свобода одновременно; это и есть — общество, основанное на Разуме, общество, в котором преодолено отчуждение; «царство свободы» в единственно возможной форме — в форме «царства позитивной свободы», где свобода и необходимость слиты воедино)

Александр Тарасов
http://saint-juste.narod.ru/kosukhinu.htm
Форум "Духовный коммунизм"
http://newleft.forum24.ru/
Аватара пользователя
Неомарксист

 
Сообщений: 1376
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 00:12
Откуда: Питер

Re: Кацура. ДЕМОКРАТИЯ ПРОТИВ СОЦИАЛИЗМА.

Сообщение Александр Волынский 05 май 2017, 14:37

Под демократией Кацура подразумевает американскую демократию, а под социализмом советский социализм.
Реальных решений проблемы глобального управления у Кацуры нет. Но постановка вопроса очень важна. Вообще, Чумаков, редактор журнала http://ukros.ru/wp-content/uploads/2017 ... -144-1.pdf , очень верно ставит вопросы.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9036
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Кацура. ДЕМОКРАТИЯ ПРОТИВ СОЦИАЛИЗМА.

Сообщение Неомарксист 05 май 2017, 14:45

Понятно.
Мир глобализируется и никакие неоконы или религиозные фундаменталисты не в состоянии повернуть объективный ход истории вспять. Рано или поздно исчезнут национальные государства с их бессмысленными границами. Другое дело, что изживание государственности дискредитировано хищными неолибералами, протаскивающими вместо идеи Свободы диктатуру финансового Капитала и ТНК. Но набирающий силу неоконсерватизм тоже неадекватен современной глобальной цивилизации с глобальным рынком и глобальными проблемами, поэтому он тоже обречён. Победит всё равно Глобальный Проект. Но какой? Имперско-олигархический или анархо-коммунистический? Зависит от всех жителей Земли.
Форум "Духовный коммунизм"
http://newleft.forum24.ru/
Аватара пользователя
Неомарксист

 
Сообщений: 1376
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 00:12
Откуда: Питер

Re: Кацура. ДЕМОКРАТИЯ ПРОТИВ СОЦИАЛИЗМА.

Сообщение Олег Гуцуляк 05 май 2017, 15:08

Возвратные волны истории доказывают, что сначала избирается худший вариант ;)
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4542
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: Кацура. ДЕМОКРАТИЯ ПРОТИВ СОЦИАЛИЗМА.

Сообщение Неомарксист 05 май 2017, 15:40

Диалектика однако)) Шаг вперёд, два шага назад...
Любая революция сменяется Термидором и Брюмером и только потом начинается новый революционный виток.
Форум "Духовный коммунизм"
http://newleft.forum24.ru/
Аватара пользователя
Неомарксист

 
Сообщений: 1376
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 00:12
Откуда: Питер


Вернуться в Национализм (pro et contra)


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1