*ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ И ВТОРАЯ ВЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ*

Метаполитика, Метакультура, Футурология Трансмодерна

*ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ И ВТОРАЯ ВЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ*

Сообщение Алексей Ильинов 21 окт 2010, 09:27

*ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ И ВТОРАЯ ВЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ*

Исследуя творчество Ивана Ефремова, мы пришли к выводу, что его революционная теория существенно отличается от марксистско-ленинской идеологии. Суть её заключается в том, что изменение общественного устройства будет обусловлено созреванием не экономических, а научных предпосылок. Ефремов предполагает, что «в конце Эры Разобщённого Мира» наука совершит качественный скачок в области познания законов развития. Эта мысль отчётливо выражена в «Туманности Андромеды»: «В последний век ЭРМ, так называемый век Расщепления, люди наконец поняли, что все их бедствия происходят от стихийно сложившегося еще с диких времен устройства общества, поняли, что вся сила, все будущее человечества - в труде, в соединенных усилиях миллионов свободных от угнетения людей, в науке и переустройстве жизни на научных основах. Были поняты основные законы общественного развития, диалектически противоречивый ход истории, необходимость воспитания строгой общественной дисциплины, тем более важной, чем больше увеличивалось население планеты». Задача ефремовской «партии» заключается в том, чтобы осуществить эту научную революцию, которая даст толчок описанному Ефремовым переустройству общества, т.е., собственно, социальной революции.

Ефремов в своих романах подверг суровой критике стихийность процессов развития общества, биологических видов и психологии человека. В рамках этой критики Ефремовым в романе «Час Быка» была выдвинута теория инферно. Мы её долго обсуждали, намереваясь дать определение инфернальности и найти её причину. Это характеристика общественного развития и биологической эволюции как «страшного пути горя и смерти». Количество страданий, обрушивающихся на человека в ходе жестокого процесса, по его мнению, слишком велико по сравнению с достижениями. Кроме того, Ефремов непосредственно связывал инферно с определёнными принципами и свойствами развития. Об этом есть прямые указания в тексте. Например, о нарастании страданий в процессе биологической эволюции из-за усиления чувствительности по мере того, как существо становится менее зависимым от внешней среды, о замыкании экологической ниши по мере приспособления к ней. Такие процессы приводят к безысходности. Инфернальной является также замкнутость систем, которые по каким-либо причинам остановились в своём развитии, например, замкнутость фашистских диктатур. Следовательно, для того, чтобы ликвидировать инферно человечество должно захватить власть над процессами развития. Оно должно научиться исправлять их, если они происходят неправильно. И на этом пути нас интересует диалектика, как наука, которая непосредственно исследует всеобщие законы развития природы, общества и человеческого мышления.

Диалектика исходит из того, что развитие имеет структуру. Интересна диалектическая триада тезис-антитезис-синтез: первоначальная стадия сменяется собственной противоположностью, а затем наступает такое состояние, которое гармонично сочетает в себе обе эти противоположности, тем самым преодолевая крайности и разрешая противоречие. Поступательность и в то же время повторимость такого процесса придают ему спиралевидную форму. Однако, мы уже установили, что изменения могут носить замкнутый, циклический характер. Вообще, может произойти остановка в развитии, или регрессия. Такие отклонения от спирального пути, как правило, и являются источником инферно. Противоречия не разрешаются, а нарастают, вместо гармоничного синтеза усиливается антагонизм. Как можно объяснить такие различия, какова их причина? Закон единства и борьбы противоположностей предполагает, что источником развития является борьба противоположных сторон. Возможно, что причиной структурных различий процессов является внешнее воздействие на ход этой борьбы. Я предположил, что мир представляет собой диалектическую систему, в которой развитие одних элементов влияет на развитие других. То есть разрешение одних противоречий способствует разрешению других, и, наоборот, нарастание антагонизма препятствует такому процессу. Необходимо выяснить, каким образом мы можем размыкать цикличность изменений, способствовать геликоидальному сдвигу в процессах, отклонившихся от спирального пути. У Ефремова эта мысль выражена таким образом: «Выше билатеральной симметрии - триада. Геликоидальная нечетность выше двустороннего равновесия противоположностей, обычно применяемого на Земле и соответствующего поверхностной структуре окружающего мира. 5-7-9 дают особое преимущество в преодолении противоречий в бинарных системах и стойкость в двусторонне противоречивом мире, то есть возможность переходить неодолимые препятствия. Нечетность, большая, чем единица,- это выход из инфернальной борьбы противоположностей, возможность избежать диалектического качания вправо-влево, вверх-вниз. В природе это многоосные фазовые системы или трехфазный ток, например. Нечетность как свойство подмечена еще в глубокой древности. Три, пять, семь, девять считались счастливыми и магическими числами. А у нас применяется методика косых, или геликоидальных, врезов в равновесные системы противоположных сил.» Такие диалектические качания между противоположностями и соответствуют инфернальной цикличности. Необходимо разработать методику косых врезов, которая позволит человечеству размыкать такие круги. Это будет способствовать выходу из инферно.

Причины неудач прежних революций кроются в отсутствии соответствующих технологий развития, ведь его закономерности были изучены недостаточно. Меры, которые применялись для изменения общественного устройства, определялись волюнтаризмом отдельной группы людей. Успех будущей революции будет зависеть от того, насколько хорошо будет разработана соответствующая технология развития.

Ribelanto (Философско-литературоведческий проект "Мир Ивана Ефремова")

Источник: http://mirefremova.borda.ru/?1-15-0-000 ... 00-0-0#001
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ И ВТОРАЯ ВЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ*

Сообщение Алексей Ильинов 21 окт 2010, 09:32

методика косых, или геликоидальных, врезов в равновесные системы противоположных сил


Макс, что ты думаешь об этих словах Ефремова? Признаюсь, я не совсем понимаю их. Я правильно понял, что речь, видимо, идёт о том, что нужно периодически подвергать равновесную систему жёсткому тестированию, дабы выявлять погрешности как в «позитиве», так и в «негативе»?
Всё же «Час Быка» меня поражает. Ведь Ефремов подверг в нём сомнению как будто незыблемую дуалистическую систему, именно в ней обнаружив зародыш Инферно. А ведь такой его вывод не случаен, посколько Ефремов (он же Эрф Ром) очень внимательно изучал социально-политические системы XX столетия. Разумеется, он отдавал предпочтение коммунизму, но и в нём, в конце концов, уловил те трагические противоречия, которые через некоторое время разрушили коммунистический миф. Не "шпиёны" и "буржуины" сокрушили Советский Союз, но догматический дуализм.
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ И ВТОРАЯ ВЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ*

Сообщение Александр Волынский 21 окт 2010, 10:59

Геликоидальная нечетность выше двустороннего равновесия противоположностей, обычно применяемого на Земле и соответствующего поверхностной структуре окружающего мира.

Я давно занимаюсь проблемами самоорганизации и вся эта четно-нечетная каббалистика сводится к самому древнему тезису "Еденица отрицает себя в двойке , а затем восстанавливает свое единство на новом уровне"
Топология выяснила , что любая прямая линия это просто топологически "вырожденная" спираль. Спираль "понимает" что такое прямая , а прямая даже не может себе "представить" спираль.
Так вот химики обнаружили , что ДНК , белки и прочие полимеры сворачиваются в спираль только при наличии двух факторов - вибраций и периодичности.
Если есть только периодичность молекула сворачивается в комок (глобулу) , если есть только тепловые вибрации то молекулы разваливаются. Только равновесие этих факторов порождает спираль (на языке ученых это некое сочетание кривой Гаусса и кривых потенциальной энергии).
Во времена Ефремова существовала эйфория по поводу всесилия науки , способной расчитать на компе правильную структуру социума. В наше время продолжает господствовать парадигма "свободные вибрации это прогресс".
Но диалектика требует единства Идеи и Материи , Разума и Воли , Необходимости и Случайности.
Необходимость без свободы это в лучшем случае линия , а в реальности спутавшийся клубок (инферно) Свобода без идеи это хаос колоколовидной кривой , где удача одних всегда построена на проигрыше других ибо у кривой гаусса два хвоста - для лузеров и винеров (инферно).
Когда социум пытаются натянуть на Логос всегда выйдет "ди эрстэ колоннэ марширт" , а когда идею отменяют выходит "пусть все умрут , а я останусь".
Инферно - это Материя вообразившая себя абсолютно свободной и Чистый Разум вообразивший себя Богом.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9394
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: *ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ И ВТОРАЯ ВЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ*

Сообщение Алексей Ильинов 21 окт 2010, 12:04

Инферно - это Материя вообразившая себя абсолютно свободной и Чистый Разум вообразивший себя Богом.


Александр, супер! Абсолютно верно, что Ефремов полагался на всесилие науки. Особенно на кибернетику. Не случайно, что в его ноосферно-коммунистическом обществе немалая роль отведена «Машинам Общего Раздумья» (а в «Туманности Андромеды» вообще появляется нечто похожее на Интернет). Мне кажется, что Иван Антонович глубоко ошибался, когда в «Часе Быка» заявил о «атеизме познания», тогда как речь должна идти именно о «теизме познания».
В принципе, те же сегодняшние ефремоведы обратили внимание на то, что Ефремов чрезмерно полагался на Материю и Чистый Разум. Но однажды появились неизбежные сомнения. И потому не случайно он задался вопросом в «Часе Быка» о том, что человечество стоит на пороге эры слияния Шакти (видимой Вселенной, предстающей в образе Девы) и Тамаса (Антивселенной, чьё название переводится как «невежество», «незнание»). Но как можно совместить Христа и Антихриста? По моему разумению, ефремовский Прямой Луч должен быть не только Звездолётом Прямого Луча, но Прямым Лучом, соединяющим творение и Творца.
Ещё раз спасибо за прекрасный комментарий!
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ И ВТОРАЯ ВЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ*

Сообщение Максим Борозенец 21 окт 2010, 17:52

Алексей Ильинов писал(а):Макс, что ты думаешь об этих словах Ефремова? Признаюсь, я не совсем понимаю их. Я правильно понял, что речь, видимо, идёт о том, что нужно периодически подвергать равновесную систему жёсткому тестированию, дабы выявлять погрешности как в «позитиве», так и в «негативе»?

Я об этом писал в своем тексте "Археократия и сословия в условиях Глобализации" - это архетипическая арийская проблема. И высказывался на этот счет еще как раз недавно. Извечная индоевропейская проблема заключается в том, что мы пытаемся достичь идеальной Триады через актуальную Диаду. Наш Логос - дуален, а индоевропейский миф, структура - тринитарна. Человек - это вечная дробь 2/3, где дуальная логика вечно стремится к синтезу, но никогда не достигает его, так как синтез тут же порождает свою противоположность, и дурной дуализм продолжается.
И еще тут писал: "Мы должны научиться диалектике истории, чтобы перестать быть ее объектом, перескакивая из черного в белое и наоборот. Мы должны выйти в третью позицию, промежуточную, чтобы оттуда управлять диалектикой, и таким образом обрести чаемую трехчастную структуру, обетованную нам нашими арийскими предками."
Так что в этом вопросе я с Ефремовым солидарен. К этому, кстати, пришел и Дугин, взяв на вооружение понятие "антропологического траекта" Ж. Дюрана.
Ex Borea Lux! - Из Севера Свет!
Аватара пользователя
Максим Борозенец
Администратор
 
Сообщений: 3429
Зарегистрирован: 30 окт 2009, 23:45
Откуда: Дания, Копенгаген

Re: *ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ И ВТОРАЯ ВЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ*

Сообщение Ribelanto 21 окт 2010, 18:28

Максим Борозенец писал(а):Извечная индоевропейская проблема заключается в том, что мы пытаемся достичь идеальной Триады через актуальную Диаду. Наш Логос - дуален, а индоевропейский миф, структура - тринитарна. Человек - это вечная дробь 2/3, где дуальная логика вечно стремится к синтезу, но никогда не достигает его, так как синтез тут же порождает свою противоположность, и дурной дуализм продолжается.

Но так, по крайней мере, развитие происходит по спирали. Всё-таки синтез достигается, просто потом идёт поиск нового синтеза, и это прекрасно, поскольку служит источником дальнейшего совершенствования. Источником инферно, на мой взгляд является другой случай, когда изменения цикличны, происходят по кругу, а не по спирали. И вот тогда синтез не достигается. То есть, в некоторых случаях диалектика этого мира проявляется в искажённом виде.
Ribelanto

 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 21 окт 2010, 17:48

Re: *ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ И ВТОРАЯ ВЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ*

Сообщение Максим Борозенец 21 окт 2010, 21:09

Ribelanto писал(а):Но так, по крайней мере, развитие происходит по спирали. Всё-таки синтез достигается, просто потом идёт поиск нового синтеза, и это прекрасно, поскольку служит источником дальнейшего совершенствования. Источником инферно, на мой взгляд является другой случай, когда изменения цикличны, происходят по кругу, а не по спирали. И вот тогда синтез не достигается. То есть, в некоторых случаях диалектика этого мира проявляется в искажённом виде.

Проблема в том, что, повинуясь закону дуальной логики, синтез достигается только как преодоление антитезы, то есть все тем же дуальным принципом. И "синтез" тут же становится новой тезой, и так бесконечно. Тут нет ничего прекрасного - одна дурная бесконечность. На самом деле Синтез должен быть первичным, не продуктом, но принципом диалектики. Теза с антитезой, таким образом, должны быть лишь инструментами его манифестации. Только с таких структуралистских позиций изменится все - философия, наука, культура, цивилизация.
Я считаю, что парадигму Спирали еще только предстоит полноценно осмыслить. Только в ней цикличность (0) и линейность (1) займут должные им места, и бинарный код станет служит Наблюдателю. Именно сейчас, в Постмодерне, у нас открывается соблазн отвержения линейной парадигмы "осевого периода" через возврат к языческому циклизму. Не стоит поддаваться ему.

Заодно приветствую вас у нас на форуме, если можно, представьтесь тут.
Ex Borea Lux! - Из Севера Свет!
Аватара пользователя
Максим Борозенец
Администратор
 
Сообщений: 3429
Зарегистрирован: 30 окт 2009, 23:45
Откуда: Дания, Копенгаген

Re: *ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ И ВТОРАЯ ВЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ*

Сообщение Ribelanto 22 дек 2010, 18:42

Максим Борозенец писал(а):На самом деле Синтез должен быть первичным, не продуктом, но принципом диалектики. Теза с антитезой, таким образом, должны быть лишь инструментами его манифестации. Только с таких структуралистских позиций изменится все - философия, наука, культура, цивилизация.

Какова в таком случае будет на Ваш взгляд структура развития? У меня была мысль о преодолении дуальности путем перехода от тезиса сразу к синтезу, а не к антитезису. Тогда вместо триад мы будем наблюдать цепочку синтезов: каждый предшествующий будет представлять собой тезис по отношению к последующему.
Ribelanto

 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 21 окт 2010, 17:48

Re: *ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ И ВТОРАЯ ВЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ*

Сообщение Максим Борозенец 22 дек 2010, 23:34

Ribelanto писал(а):
Максим Борозенец писал(а):На самом деле Синтез должен быть первичным, не продуктом, но принципом диалектики. Теза с антитезой, таким образом, должны быть лишь инструментами его манифестации. Только с таких структуралистских позиций изменится все - философия, наука, культура, цивилизация.

Какова в таком случае будет на Ваш взгляд структура развития? У меня была мысль о преодолении дуальности путем перехода от тезиса сразу к синтезу, а не к антитезису. Тогда вместо триад мы будем наблюдать цепочку синтезов: каждый предшествующий будет представлять собой тезис по отношению к последующему.

Это ерунда какая-то. Синтез есть ПРИЧИНА разделения на черное и белое и ЦЕЛЬ слияния черного и белого. Цепочка синтезов - это какая-то ровная серая коммунистическая утопия как приправа к глобализованной каше.

Диалектика такова, что как только достигается синтез как внятное осознание предшествовавших тезиса и антитезиса (казалось бы, глубокое познание Всего-во-Всем), так рано или поздно образуется тень этого синтеза, вбирающая в себе все противостоящее этому синтезу. Синтез-то направлен на овладение энтропией, на объяние необъятного, но антитеза вновь и вновь проявляет себя как новый нон-конформизм.
Ex Borea Lux! - Из Севера Свет!
Аватара пользователя
Максим Борозенец
Администратор
 
Сообщений: 3429
Зарегистрирован: 30 окт 2009, 23:45
Откуда: Дания, Копенгаген

Re: *ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ И ВТОРАЯ ВЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ*

Сообщение Александр Волынский 23 дек 2010, 08:19

В непрерывной эволюции цепочка выглядит нарушение симметрии-восстановление симметрии.(отрицание-отрицания) Панлогизм Гегеля вносит ужасную путаницу
Имеем в природе Нарушение(вызов) , Восстановление(ответ) и Симметрию (состояние).
В логике Тезис и Антитезис вместе разрушают Симметрию , а вот Синтез ее восстанавливает.Нужно понимать что тезис , антитезис , синтез это глаголы.
Короче нужено очистить диалектику от ужасной путаницы.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9394
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль


Вернуться в Уранополис


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron