*ИНФЕРНО в философии Ивана Антоновича ЕФРЕМОВА*

Метаполитика, Метакультура, Футурология Трансмодерна

*ИНФЕРНО в философии Ивана Антоновича ЕФРЕМОВА*

Сообщение Алексей Ильинов 02 дек 2009, 16:46

*ИНФЕРНО в философии Ивана Антоновича ЕФРЕМОВА*

Одним из ключевых понятий, использованных И.А. Ефремовым при описании живой природы и общества, является понятие инферно. Поскольку прояснение этого понятия, на мой взгляд, необходимо для понимания первооснов Красной идеи, хотелось бы поговорить об этой абстракции.
Не буду рассматривать здесь исторической и религиозной сторон слова. Иван Ефремов говорил об инферно как о тенденции к увеличению страдания проявления эволюционных и социальных механизмов при достижении устойчивого этапа развития сообщества живых существ.

Теория инфернальности — так говорят издавна. На самом же деле это не теория, а свод статистических наблюдений на нашей Земле над стихийными законами жизни и особенно человеческого общества. Инферно — от латинского слова {inferus, infernus, — N.} «нижний, подземный», оно означало ад. (Иван Ефремов)

Уникальность, перспективы восхождения к новым, высшим ступеням развития, – всё это оказывается невозможным для подавляющего числа живых существ в течение продолжительных этапов развития. Естественный отбор в силу хаотичности составляющих его процессов требует очень большого числа испытаний для получения одного эволюционно выгодного преимущества. Любое мало-мальски значимое эволюционное достижение осуществляется путём страданий и гибели миллиардов живых существ. Чем более сложной нервной системой обладает вид, чем меньше каждый его представитель зависел от внешней среды, тем более значимы те удары, которые он получает от этой среды.
По достижении эволюционно выгодного сочетания признаков вид скачкообразно занимал соответствующую экологическую нишу, на место уникальности приходили бессчётные повторения признаков. Каждый успешный вид живёт на грани перенаселения своей экологической ниши – а значит, растут страдания и гибель животных от бескормицы, отсутствия свободной территории для жизни и т.д. Более того, чем совершеннее вид – тем сложнее ему выйти из своей ниши, тем больше оттачивается совершенство – но в то же время тем сильнее внутривидовая конкуренция, тем менее приспособленным становится вид перед угрозой изменения среды обитания.

И никто и ничто не могло помочь, нельзя было покинуть тот замкнутый круг инфернальности, болото, степь или лес, в котором животное появилось на свет в слепом инстинкте размножения и сохранения вида… А человек, с его сильными чувствами, памятью, умением понимать будущее, вскоре осознал, что, как и все земные твари, он приговорен от рождения к смерти. Вопрос лишь в сроке исполнения и том количестве страдания, какое выпадет на долю именно этого индивида. И чем выше, чище, благороднее человек, тем большая мера страдания будет ему отпущена «щедрой» природой и общественным бытием — до тех пор, пока мудрость людей, объединившихся в титанических усилиях, не оборвет этой игры слепых стихийных сил, продолжающейся уже миллиарды лет в гигантском общем инферно планеты… (Иван Ефремов)

У Ефремова инферно – один из наиболее общих законов развития живого, в равной степени определяющая и весь «разумный», исторический этап в развитии человечества. Более того, согласно «Часу быка», теория инфернальности стала основой плодотворного подхода к изучении истории человечества. Приобретение в ходе эволюции человеком разума имеет, по законам диалектики, две стороны. С одной, разум помог человеку минимизировать инфернальное влияние окружающей среды на человека как представителя биологического вида (но не уничтожить полностью, более того, социальное инферно имеет обратную связь на биологическое – а значит, экологические проблемы во всей их полноте неизбежны для неустроенного общества. Проявления этой обратной связи видны и в эпидемиях, выкашивавших целые города средневековой Европы, и всё возрастающее число недугов, поражающих жителей капиталистического сегодня). С другой стороны, само человеческое общество развивается по принципам инфернальности, образуя устойчивые социально-политические образования, в которых происходит подавление человеческой личности.
Проявления «инферно для души» пронизывают человеческое общество на различных уровнях его организации. На личном уровне оно проявляется как первобытные инстинкты, эгоизм, понимание свободы как возможности неограниченного удовлетворения небольшого числа простейших желаний. С усложнением государственных институтов аналог инфернальной замкнутости в биологии реализуется в форме государств: невозможность свободного передвижения людей, использование высшими классами труда низших классов, завоевательные походы с неизбежной жестокостью к более слабым и, как следствие, ещё большая ожесточённость победителей – все те многочисленные страдания миллионов ради достижения экономической и политической мощи стран. Неравенство людей, являющееся движущей силой прогресса на соответствующих этапах развития, требует для своего сохранения проявления жестокости, подавления со стороны высших слоёв общества (в том числе и монарха, деспота).
Как и в биологии, проявление инферно в обществе распределяется неравномерно на разные народы. Ефремов отмечает тут такое явление, как накопление жестокости в коллективном сознании древних народов (то есть наиболее долго существующих в слабо меняющейся форме, стремящихся к сохранению status quo).
Последствия инфернального общества для людей незавидны. Люди такого общества просто не могут иметь сильную нервную систему – они бы не выжили при тех моральных нагрузок, тяжести страдания и сострадания. Такая слабость нервной системы – неизбежный защитный механизм, но она же в свою очередь приводит к тому, что такие люди живут ещё более тяжёлой жизнью и ещё больше портят жизнь окружающим (положительная обратная связь).
Разум как вершина эволюции нервной системы позволяет человеку не принимать безропотно эволюционно и исторически сложившуюся картину мира, функционирующие в ней законы, но и желать изменить эти самые законы – как на биологическом уровне, так и на социальном. Разум человека, его существование в рамках ноосферы позволит ему не избавиться от связывающей его природы – это невозможно – но сознательно контролировать фундаментальные законы природы, исключить по мере сил человека из череды миллиардов бессмысленных (с его, человека, точки зрения) смертей. Выйти из игорного дома природы, а не продолжать играть с ней так, как это происходило за миллионы лет до появления Человека разумного. Такой выход для нас, корнями находящихся в той же природе, невозможен без понимания всех биологических процессов, их взаимосвязей.

Почему же мы должны принимать свою участь без борьбы?.. Тысячи Эйнштейнов в биологии помогут вытащить нас из этой игры, мы отказываемся склонить голову перед несправедливостью природы, прийти к согласию с ней. (Иван Ефремов)

Ефремов упоминает термин сгущение инферно. Под ним он понимает такое влияние деятельности человеческого общества на его биологическую первооснову, которое нарушает уже достигнутый баланс, экологическую нишу самого человека путём неразумного использования достигнутых технических возможностей. При этом в силу того, что человек уже не вполне принадлежит к биосфере и последняя уже не имеет действенных механизмов компенсации этих воздействий, они могут привести к гибели и человечества, и всего живого на планете.

Пока природа держит нас в безвыходности инферно, в то же время поднимая из него эволюцией, она идет сатанинским путем безжалостной жестокости. И когда мы призываем к возвращению в природу, ко всем ее чудесным приманкам красоты и лживой свободы, мы забываем, что под каждым, слышите, под каждым цветком скрывается змея. И мы становимся служителями Сатаны, если пользоваться этим древним образом. Но бросаясь в другую крайность, мы забываем, что человек - часть природы. Он должен иметь ее вокруг себя и не нарушать своей природной структуры, иначе потеряет все, став безымянным механизмом, способным на любое сатанинское действие. К истине можно пройти по острию между двумя ложными путями. (Иван Ефремов)

Выход из «инферно для души» Ефремов видит в переустройстве общества на основе принципов коммунизма*. Писатель цитирует Маркса, с его прыжком из царства необходимости в царство свободы. Избавление от пережитков дикого, доразумного существования, а также от наслоений жестокостей и несправедливостей в человеческой истории не может случиться «естественным» путём, без разумного преобразования всех сфер общества – воспитания, политического устройства, тех же биологии и медицины.

Если уж находиться в инферно, сознавая его и невозможность выхода для отдельного человека из-за длительности процесса, то это имеет смысл лишь для того, чтобы помогать его уничтожению, следовательно, помогать другим, делая добро, создавая прекрасное, распространяя знание. Иначе какой же смысл в жизни? (Иван Ефремов)

В силу такой «искусственности» нового этапа в восхождении человека из инферно по-новому должны строиться и предохранительные системы общества. В любой деятельности люди должны понимать, что возврат к инфернальному прошлому происходит легче и быстрее, чем уход от него. Любое отступление назад означает бессмысленность усилий, страданий, гибели огромного числа людей, готовивших и осуществлявших это восхождение, игнорирование той цены, которая была за него заплачена. Допустимо движение только вперёд и вверх!

Автор: Nut

Обнаружено на Форуме Портала НКК (Ноосферно-Коммунистической Культуры) "КРАСНАЯ ЗАСТАВА" - http://krasnaya-zastava.ru/forum
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *ИНФЕРНО в философии Ивана Антоновича ЕФРЕМОВА*

Сообщение Алексей Иваненко 27 янв 2010, 20:56

диалектика на языке латино-библейских метафор
Аватара пользователя
Алексей Иваненко

 
Сообщений: 218
Зарегистрирован: 24 янв 2010, 20:07
Откуда: Санкт-Петербург


Вернуться в Уранополис


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron