*Обзор современной российской футурологии*

Метаполитика, Метакультура, Футурология Трансмодерна

*Обзор современной российской футурологии*

Сообщение Алексей Ильинов 03 дек 2009, 13:21

Павел Былевский

*ПРОРОКИ ПРОТИВ ГАДАЛОК. Обзор современной российской футурологии*

СЛЕПЫЕ ПОВОДЫРИ

Верно отмечено, что самый фундаментальный кризис современности — это кризис будущего. Люди готовы терпеть лишения, жертвовать многим ради чётко определённой большой цели. Когда власть такой общей цели не предлагает, то общество либо впадает в апатию, либо начинает вырабатывает свой идеал будущего, альтернативный нетерпимому настоящему.

Современная путинская Россия представляет собой то самое "общество без будущего", каким обзывал капиталистический мир Л.И. Брежнев. Задача "удвоения внутреннего валового продукта" не может вдохновить ни на смиренное терпение, ни на вдохновенные свершения. Только клинический идиот, экстремальный юморист или провокатор-любитель могут ринуться в бой под лозунгом "За удвоение ВВП!". В нынешней российской власти преобладают прагматизм, утилитаризм, мелкотемье, ставка на удачные тактические ходы. Получается, что в будущее страну ведут поводыри, если и не слепые, то по крайней мере с завязанными глазами.

Очевидно, что нынешний Президент — не "философ на троне", не властитель дум, не вождь и не мыслитель. А без сверхзадачи любой "блестящий администратор" вырождается в заурядного завхоза — "некрепкого" хозяйственника, к тому же вороватого. Что ж, можно было поставить задачу, подыскать специалистов по прогнозированию и конструированию будущего. Но стратегией развития общества в современной официальной России по-настоящему никто не занимается. Поэтому и возникает вопрос: может быть, представление о будущем у правящих классов всё-таки есть, но оно настолько ужасно, что его скрывают от народа?

Образ будущего, видение дальней перспективы необходимы обществу не только для выработки стратегии развития. Нужен энергетический принцип — мечта, от которой дух захватывает, привлекательные цели, которые возбуждали бы хотя энтузиазм, готовность к самопожертвованию. Без этого идеального "двигателя" невозможен качественный скачок в общественном развитии, никакая высшая продуктивность. Историю созидают не машины и не техника, а человек, которому нужна, помимо тактических целей, яркая и ясная, правдивая и реальная сверхзадача. Яркая и пленительная мечта о земном рае реально способна поднять народ на титанические свершения. Позитивный образ будущего может по контрасту дополняться антиутопией, наступление которой необходимо предотвратить.

Далёкое будущее, страшное или пленительное, описывалось в основных мифологиях и религиозных учениях — это рай и ад, "страшный суд", "армагеддон", "последняя битва" и грядущее возрождение обновлённого праведного мира. Народная мечта создавала сказочные образы краёв, где текут кисельные реки в молочных берегах… Позже утописты — от Томаса Мора и Томазо Кампанеллы до Фурье, Сен-Симона и Оуэна — систематически описывали образ идеального общества, где все люди будут жить в достатке и счастливо.

В отечественной общественной мысли утопическая мысль получила мощное развитие в девятнадцатом веке, "золотом" для русской культуры. "Западники" и "славянофилы", революционеры-демократы и народники составляли свои проекты "русской мечты". Были и страшные предвидения Достоевского о "бесах" и "трихинах", но всё-таки больше надеялись на лучшее будущее в духе хрустально-алюминиевых дворцов из "снов Веры Павловны".

СКАЗКА СТАНОВИЛАСЬ БЫЛЬЮ

Классический утопизм закончился с появлением марксизма и переводом его в практическую плоскость Лениным и Сталиным. Вопрос о конструировании идеального общества всеобщего благоденствия и братства был перенесён из области мечты и фантазии в научно-практическую плоскость. История человечества — поступательный закономерный процесс, и человеческий разум, познав его тайны, способен не только научно выстроить идеальное общество, но и определить пути его воплощения в жизнь.

Если старые утописты безуспешно предлагали свои проекты правящим классам, которым и так хорошо жилось, то коммунизм мобилизовал трудящееся большинство на величайшие исторические свершения двадцатого века. Наиболее полно в человеческой истории прогнозирование и конструирование будущего, а также воплощение стратегических проектов общественного развития осуществлялись в социалистическом обществе Советской властью. Основной формой прогресса была плановая реализация научно разработанных стратегических программ для всех сфер общественной жизни

Обобществлённая экономика, единая планово-распределительная система управления позволяли концентрировать колоссальные человеческие и материальные ресурсы, чтобы осуществлять масштабные, долгосрочные проекты-мечты. Электрификация России, индустриализация производства и сельского хозяйства в исторически рекордно короткие сроки, самостоятельное создание новых отраслей индустрии, в частности, атомной и космической, осуществление массового жилищного строительства и освоение целины, прокладывание Байкало-Амурской магистрали… Для человека не оставалось ничего невозможного, любая красивая и добрая сказка становилась былью на глазах одного поколения, превращалась в явь совместным трудом.

Плодами свершений советских времён вовсю пользуются нынешние власти России и крупные собственники-приватизаторы, умалчивая, что поначалу это были просто мечты и замыслы, реальность и сроки осуществления которых просчитали учёные и плановики, а потом воплотили в жизнь миллионы советских тружеников.

Контрреволюционный переворот в 1991 году, приватизация промышленности, разрушение плановой экономики и переход к слабо регулируемой рыночной стихии поставили крест на стратегическом планировании общественного развития. Как только исчез прямой "социальный заказ", посыпалась вся система научного прогнозирования общественных процессов, а тем более — сколько-нибудь долгосрочного планирования. Приоритетными стали не общественные интересы, а частная корысть активного меньшинства. Принципы разума, науки и стратегического предвидения уступили место рыночной стихии и узкому прагматизму.

ИМПОРТНАЯ ФУТУРОЛОГИЯ

Тем не менее, историческая необходимость — штука суровая, гони её в дверь, она в окно вернётся. "Устроены так люди: желают знать, что будет", и многочисленные астрологи и хироманты не способны утолить эту жажду знания будущего. В той или иной форме проблема образа будущего встала и в ельцинско-путинской России, причём и перед правящими классами, и перед коммунистической и патриотической оппозицией.

В современной российской официальной футурологии, которая занимается разработкой проблем будущего страны, есть два полюса. Первый полюс — попытка предвидеть, каким завтра станет облик страны, стремление угадать историю, которая творится как бы не нами и не в наших интересах. Человек, учёный могут лишь более или менее верно угадать будущее, которое вообще, быть может, определяется вращением неведомой мегарулетки. Второй полюс — практический, представляет стремление сконструировать, спроектировать желательное будущее и постараться его осуществить.

"Чистая футурология", предвидение и прогнозирование на сколько-нибудь продолжительный срок сегодня не процветают. Возможно, по причине принципиальной непредсказуемости и взрывоопасности путинской квазистабильности. Прогнозами занимаются немногие расстриги из числа бывших преподавателей научного коммунизма и особо отчаянных политологов. Для них на смену авторитетам классиков марксизма-ленинизма пришли ведущие западные футурологи — адепты всеспасительного прогресса науки и техники Д. Белл, Р. Арон, А. Тоффлер, грустные пессимисты Дж. Форрестер, Д. Медоус, члены "Римского клуба" и прочие менее яркие и известные научные авторитеты.

Художественной "поп-футурологией" служат голливудские кинокошмары про мрачное будущее — глобальные, в том числе "звёздные" войны, стихийные бедствия, эпидемии, одичание и погружения в варварство человечества. Все эти футурострахи выглядят гораздо более реальными, чем лубочные “спасители", марионеточные "боги из машины". Временный откат истории назад, волна контрреволюций, уничтожившая социализм в большинстве стран, не придала исторического оптимизма исследователям будущего западной цивилизации.

На долю российских подражателей остаётся не нектар познания грядущего, а трупный яд современной западной футурологии — фальшивый оптимизм технократов и ужас антиутопий. Главная негативная особенность даже лучших представителей современной российской "чистой футурологии", таких, как Сергей Переслегин, — это их отдалённость от общественной практики. От лозунга "переделать мир" они вернулись даже не к стремлению "объяснить", а к попыткам "угадать" мир в его динамичном развитии в грядущее. Дело же не в том, чтобы верно "предсказать", а в том, чтобы сконструировать, спланировать и воплотить.

БИЗНЕС-ПРОРОКИ

Российские "футурологи-практики" — ребята гораздо более солидные и ушлые. На федеральном уровне создан самый главный Центр стратегических разработок, который занимает второй этаж здания "Александр-хаус" в центре Москвы. Возглавляют руководство этой практически-футурологической организации небезызвестные Герман Греф и Дмитрий Козак, высокопоставленные чиновники путинской номенклатуры.

Кроме проблематики приватизации энергетических предприятий и отвлечённых споров со специалистами ООН о том, как и где лучше бороться с бедностью, сотрудники Центра решают и подлинно глобальные вопросы. Среди "особо ценных" "стратегических разработок" федеральных "футурологов-практиков" — предложение восстановить двухлетний испытательный срок выдачи водительских прав, а также балльную систему наказаний за нарушения правил дорожного движения… Реальная полезность, эффект от практического применения таких изысканий никого не волнуют. Просто бизнес-астрология какая-то получается.

Центр может пригодиться разве что для составления "экспертного заключения", ритуально необходимого для утверждения каких-нибудь целевых программ вроде "Электронной России". Но такие федеральные целевые программы имеют узкоотраслевой характер и решают весьма частные задачи, носят фрагментарный характер. При стихии рыночной экономики объективно у государства, равно как и у крупных корпораций, нет ресурсов осуществить что-то более масштабное. Нет никаких гарантий, что очередной дефолт или просто смена руководящих персоналий не поставят крест на этих программах.

Подобные региональные "центры стратегического развития" возникают по всей стране, точно копируя методику "старших товарищей". Как грибы после дождя, появились центры и группы стратегического развития в Томске, Красноярске и даже в самарском муниципальном округе Похвистнево. Во Владимирской области под подобную структуру замаскировался предвыборный штаб одного из кандидатов в депутаты Государственной думы России. На федеральном и региональном уровнях "центры стратегического развития" занимаются узкой практической проблематикой, под которую можно пробить и освоить неплохие бюджетные деньги. Уж для кого-кого, а лично для себя подобные "стратеги" обеспечили не только "лучшее будущее", но и неплохое "настоящее".

Ещё более откровенно спекулируют на стремлении людей предугадать будущее и по возможности повлиять на него в желательном направлении чисто коммерческие структуры. В одном из городов действует консалтинговая группа "Образ будущего", которая занимается составлением за деньги перспективных бизнес-проектов для состоятельных корпоративных клиентов. Что ж, занятие по нынешним временам вполне достойное, но отношение к смыслу словосочетания, вынесенного в название фирмы, имеет не большее, чем какое-нибудь "ОАО Л.Е.Н.И.Н." — к великому революционеру и основателю Советского государства.

Очевидно, что нынешние власти не ведут разработку образа будущего потому, что им это попросту не нужно. Как и современникам социалистов-утопистов, им и так живётся неплохо, и зачем что-либо коренным образом менять. Но тогда потребность в позитивном образе грядущего, пленительной мечте, которая поднимёт миллионы на свержение несправедливого общественного порядка, должна быть свойственна оппозиции. И в первую очередь — коммунистам.

ЭНЕРГЕТИКА МЕЧТЫ

Однако КПРФ неоднократно упрекали в том, что позитивным ядром партийной идеологии служит идеализированное советское прошлое, а не образ будущего. Действительно, как реальная политическая сила КПРФ прежде почти не уделяла внимания конструированию и пропаганде привлекательного общества грядущего. Идеологические сражения с властью вёлись по канонам и правилам, предлагаемым врагом, в рамках тактических вопросов. Между тем образ будущего, стратегия развития страны являются весьма уязвимым местом, идеологической ахиллесовой пятой путинской пропагандистской машины. Но и такая борьба нужна и важна, когда нет иных, более эффективных возможностей сопротивления. Бывает главное выстоять, дождаться подхода свежих сил.

И такое "футурологическое подкрепление" у коммунистов появилось. В рабочую группу Молодёжного левого фронта "Образ будущего", которую координирует Олег Киреев, вошли сразу две группы, которые занимаются конструированием грядущего и поиском путей реализации своих разработок. Это коллективы проектов "Нооген" и "2084". Группа "Нооген", или "рождённый разумом", воспроизводит имя звездолёта из романа выдающегося учёного и писателя-фантаста Ивана Ефремова. Проект "2084", руководимый Игорем Герасимовым, назван не в пику оруэлловской антиутопии, а в честь советского научно-фантастического кинофильма "Гостья из будущего". Вообще, молодые коммунисты любят "магию цифр" — комсомольская газета "Бумбраш-2017" была явно названа в жажде грядущего "красного реванша", приуроченного к столетию Октябрьской революции…

Замах групп "2084" и "Нооген" поражает одновременно полётом фантазии, широтой размаха и стремлением к научной точности. Разработки ведутся по трём направлениям: "высокие технологии" прогресса науки и производства, "гуманитарные технологии" развития физических и интеллектуальных способностей человека и совершенствования социальных отношений. "Мы ищем, что необходимо сделать, чтобы будущее стало таким, каким его хотят видеть нормальные люди, а не таким, о котором мечтают социальные садисты, бессовестные отморозки, властвующие ныне как над нашей страной, так и над всем миром", — говорит Игорь Герасимов. "Мы будем искать, взращивать и объединять людей, не желающих покорно последовать по воле преступных властителей в пропасть "нового средневековья".

Ныне России остро нужна пленительная мечта, которая привела бы в действие могучие силы народной энергии, взломала заскорузлую кору современного торгашеско-бюрократического общества стагнации, полураспада и вырождения. Сформулировать такую народную мечту, показать "прекрасное далёко" и путь к нему — долг коммунистов "по их понятию". И такие люди появляются. Костяк исследовательских групп "2084" и "Нооген" — молодые ребята, учёные и политики в возрасте двадцати-тридцати лет. Итак, "поколение next", грядущая смена состоит не только из любителей "пепси" и "клинского", но и из тех, кто мечтает о новой Мировой революции.

Источник: "ЗАВТРА", №09 (589)
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *Обзор современной российской футурологии*

Сообщение Максим Журкин 17 янв 2010, 12:41

Причина упадка России, в настоящее время это действительно отсутствие внятной идеологии. Когда общество не имеет цели оно начинает разлогаться. Разгул животных инстинктов, тотальное воровство, культ какого-то дикого бессмысленного веселья (громадное количество, просто феерверк, каких-то фестивалей, праздников, концертов,клубов с толпами ошалелых граждан и бухлом). Причина - правление низших каст. Современная элита России это смесь бюрократии и капитала. Жреческой касте, той которая и создаёт идею, идеологию, миф места просто нет, она не нужна.
Идеология не появляется просто так. Должен быть слой её ностителей - интеллектуалов (жрецов).Только когда они правят
идея может захватить собою народ. Нет жречества, как чётко выраженного слоя нет и идей. Значит всё будет гнить дальше.
Аватара пользователя
Максим Журкин

 
Сообщений: 188
Зарегистрирован: 17 дек 2009, 18:00

Re: *Обзор современной российской футурологии*

Сообщение Максим Борозенец 17 янв 2010, 18:54

Хороший текст. Еще раз убеждаюсь в том, что молодые коммунисты - наши потенциальные союзники. Коммунизм будущего должен быть союзом крайне левых - ноокосмистов, и крайне правых - традиционалистов. Этот синтез и есть НОВЫЙ ИНТЕГРАЛИЗМ.
Ex Borea Lux! - Из Севера Свет!
Аватара пользователя
Максим Борозенец
Администратор
 
Сообщений: 3429
Зарегистрирован: 30 окт 2009, 23:45
Откуда: Дания, Копенгаген

Re: *Обзор современной российской футурологии*

Сообщение Алексей Ильинов 18 янв 2010, 13:19

Максим Журкин писал(а):Идеология не появляется просто так


Кстати, уважаемый Максим (Журкин), как Вам феномен так называемого «евразийского консерватизма», к которому ныне обратился ЕСМ? Просто читал я тут на России-3 отчёт за 2009 год и там прямо было сказано о «евразийском консерватизме». Насколько хороша, на Ваш взгляд, эта идеология, появившаяся «не просто так»?

Максим (Борозенец), нечто подобное тому, что ты выше упомянул, я попытался осуществить в кругу тех же ноосферщиков-ефремовцев. Хотя бы на уровне общения и дискуссий. И, нужно сказать, есть кое-какое понимание. Как верно выразился писатель Евгений Беляков, создатель проекта «Мир Ивана Ефремова» - «границы разумного» («наше/не наше») лежат непосредственно внутри самих идеологий, будь они «правые» или «левые».
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *Обзор современной российской футурологии*

Сообщение Максим Журкин 18 янв 2010, 19:56

Что-такое евразийский консерватизм, я сам с трудом понимаю. Дугин видимо пытается поймать политическую струю. На съезде партии Единая Россия было заявлено, что её идеологией является консерватизм и модернизация. Отсюда видимо корни.
Ошибка Дугина, мне кажется, что он узко ориентирован на работу с российской властью, как допустим Лимонов на борьбу с ней.
Любая настоящая идея, как и настоящая организация должна быть по своим целям гораздо шире чем какое-то очередное правительство в каком-то одном из множества государств. Оперировать стоит идеями общечеловеческого значения, организации или партии создавать поверх правительств, либо мимо их. А если они мешаются, со временем можно их просто стряхнуть.
На данном этапе воплощению наших целей и задач никакое правительство намеренно не мешает. По этому и флаги политической борьбы, на мой взгляд поднимать не стоит. Политику нужно игнорировать, пока она не лезет в наши планы.
Аватара пользователя
Максим Журкин

 
Сообщений: 188
Зарегистрирован: 17 дек 2009, 18:00

Re: *Обзор современной российской футурологии*

Сообщение Максим Борозенец 18 янв 2010, 20:34

Золотые слова, товарищ Журкин. Напомню еще раз - мы ориентируемся на сетевую структуру общин, которые существуют помимо государства.
Ex Borea Lux! - Из Севера Свет!
Аватара пользователя
Максим Борозенец
Администратор
 
Сообщений: 3429
Зарегистрирован: 30 окт 2009, 23:45
Откуда: Дания, Копенгаген

Re: *Обзор современной российской футурологии*

Сообщение Алексей Ильинов 17 май 2010, 11:11

Ю. Е. Мирошин

*О БУДУЩЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА*

Я считаю, что социализм - это гигантский "переходник". Он "замыкает" ряд эксплуататорских формаций, и начинает ряд, неэксплуататорских формаций. В чём ещё уникальность социализма, как переходного этапа социального развития? В том, что социализм должен не "рухнуть", не "отмереть", при переходе в коммунизм, а "дорасти", до коммунизма. Это станет возможным, только при окончательном осознании большинством населения Земли, (прежде всего, рабочим классом), что социальный процесс, как и экономический - регулируем. Причём самими людьми. Регулируем - ради Великой цели, выживания и процветания человеческой цивилизации. Регулируем - через разумное потребление, через разумное распределение, через разумное самоограничение.
В свете вышесказанного, представим связь времён следущим образом:
Первая "стяжка" понятий (историческая). Заканчивается эра эксплуататорских формаций. Её рамки - от начала осознанного труда, до социализма. Этому соответствуют и рамки развития философии эры - от Платона и Аристотеля, до Маркса и Ленина. Социализм - переход. Человечество начинает вступать в новую историческу эру - коммунистических формаций. Ей должна соответствовать и новая философия эры. Предстоит сформулировать её основные понятия.
Вторая "стяжка" понятий (общественная). Человечество прошло путь от примитивного угнетения, то есть "зверства", до эксплуатации классов. В эпоху социализма, оно придёт к пониманию своего единства. По старой философии, оно должно прийти к осознани необходимости эксплуатации неживой природы. Благо, космос - безграничен. Но это не так. Такой подход - прямой путь к гибели человеческой цивилизации. Человек исчерпает ресурсы, убъёт экологию и погибнет сам. Значит, остаётся путь поиска единения с природой (с материей). Прохождение этого пути и есть прохождение коммунистической эры.
Третья "стяжка" понятий (философская). Сейчас, в социалистическую эпоху*, начинает формироваться нечто такое, что "ахнем" через столетие. Что? У меня не хватает правильного философского обозначения. Но, если сказать "простыми" словами, то начинает формироваться осознание человечеством себя в качестве "бога", в отношении Вселенной. Здесь не просто способность человека "переделывать" мир - "дров" уже и так порядочно наломали. Речь идёт о его способности осуществить суть "ноосферы" - развивать и распространять её. Речь не идёт об искусственном создании живого. Это никогда не станет возможным. Речь может идти только о развитии и распространении живого в неживом. Искусственном распространении.
Теперь о том, что составит содержание основного противоречия коммунистической эры. Оно должно быть антагонистичным, иначе теряется смысл социального совершенствования. После последнего могучего шквала социалистических революций, наступит эпоха единения человечества. В мире торжествует коммунизм. Человечеству нужно будет "успеть", (иначе - угроза социальной катастрофы) используя ресурсы Земли, до их истощения, начать промышленное освоение, а затем, и обживание космоса. Размах космонавтики будет кардинальным. Рост населения резко возрастёт. Человечеству станут тесны, "рамки" Земли.
Поэтому коренное отличие противоречий (антагонизмов):
- при эксплуататорских системах, оно - внутрисоциальное,
- при неэксплуататорских системах, оно - внесоциальное.
Это значит, что человечеству придётся "вырасти" из внутрисоциальных противоречий и перейти к разрешению внесоциальных.
Главное антогонистическое противоречие коммунистической эры состоит в неизбежности истощения ресурсов Земли. Конечно, этот процесс будет замедлятся научно-технической революцией, но только - замедлятся, в противовес стремлению человечества к социальному совершенствованию, к лучшей жизни экономически. А это может дать только космос и экология.
Объединение человечества, с одной стороны, с другой - угроза экологических катастроф, неизбежно влечёт и угрозу катастрофы социальной. Будет сохраняться угроза возвращения внесоциальных противоречий, во внутрисоциальные, (т.е. варварство эксплуатации), если, по каким-то причинам, (а они могут быть только субъективными), человечество начнёт "лениться" в отношении НТР и кем-то будет решенно, что социальное "счастье" достигнуто. Социальная стабильность достигается постоянным движением и развитием. Создание материальной базы коммунизма, в плане повышения благосостояния народа решается, не как основная задача, а как "попутная", в связи с достижениями в развитии НТР. Главное - космос и экология.
Теоретически установленна прямая зависимость между выживанием человечества, а значит и его дальнейшим социальным совершенствованием, и космосом. Возникает вопрос: Какое место в этом процессе занимает экология? Если потребуются колоссальные затраты на космос, надо ли всерьёз ею заниматься? Надо. И вот почему: Отработка техники, а затем и технологии решения экологических проблем, будет гуманизировать человечество дальше. Уже это очень важно, как составная часть процесса. Я думаю, что природа так "зашифровала" доступ человека в Большой космос, что он будет возможен, когда мы наведём экологический "порядок" на Земле. Тогда Земля отдаст "ключи" от Большого Космоса. "Ключ" этот - космические экологические технологии (КЭТ). Выработка экологической технологии очень поможет человеку в космосе. Со временем, конечно.
Экология и космос властно вовлекают человечество в решение таких грандиозных задач созидания, что это в корне скажется на ускорении роста гуманистического сознания людей. Природа - тоже строит коммунизм!
Коммунизм - экология - космос, три основных составляющих единного, всеобъемлщего процесса. Взаимосвязь - теснейшая. Процесса - движения и развития материи. Причём, экология - не связующее звено, а ключевое.

*Данный текст был написан в середине 1980-х годов.

Источник: http://communist.borda.ru
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43


Вернуться в Уранополис


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron