*ЕФРЕМОВ:«ТЁМНАЯ» СТОРОНА*

Метаполитика, Метакультура, Футурология Трансмодерна

*ЕФРЕМОВ:«ТЁМНАЯ» СТОРОНА*

Сообщение Алексей Ильинов 05 дек 2009, 14:39

*ЕФРЕМОВ:«ТЁМНАЯ» СТОРОНА*

Мы привыкли воспринимать Ивана Ефремова как «певца» светлого будущего. «Туманность Андромеды», казалось бы, один из самых безоблачных романов эпохи шестидесятых годов. Но такое восприятие – штамп. Так как сам Ефремов никогда не отрекался от «Туманности Андромеды», сохранялось и восприятие его творчества через призму социального оптимизма и радужного понимания будущего.
Однако в переписке конца шестидесятых годов мы видим совершенно другого Ефремова.
«Я все более и более убеждаюсь, - пиал Ефремов Э.К.Олсону в феврале 1962 года, что наша цивилизация со своим формальным подходом идет вперед все более и более неверным путем к некоторым катастрофическим вещам. Но я надеюсь, что это дорога перед долгим возвращением домой…»
И эти слова написаны во время работы над столь жизнеутверждающим романом «Лезвие бритвы»!
В 1969 году Ефремов пишет: «Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдет величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической м о н о к у л ь т у р ы, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке».
И это пишет человек, только что выпустивший книгу «Час Быка». Роман-предупреждение, где светлое будущее человечества уже омрачено тенью возможного на Земле Торманса. Конечно, Торманс – это не СССР и не маоистский Китай. И не США того времени. Но в образе чудовищной планеты Ефремов указал тот обрыв, куда может скатиться человеческая цивилизация на НАШЕЙ планете. Разумеется, «монокультура», о которой писал Ефремов, совсем не похожа на то «светлое будущее», о котором рассказано в «Туманности Андромеды».
Еще позже, в 1972 году, уже перед самой смертью, Ефремов написал следующие трагические строки, которые можно считать итогом его продумывания наиболее вероятного будущего, которое ждет Землю.
«На земле все довольно уныло, особенно это будет ощущаться в скором будущем. Это совпадает со старыми индийскими и тибетскими пророчествами о высших и низших пиках. Графически я изобразил их на диаграммах. Низший пик в 1972 г. И огромный провал с колоссальными войнами в период между 1998 и 2005 гг. – временем Белого Всадника из Мейтрейи. Но я не доживу до этого времени…»
В романе «Час Быка» этот же «провал» приходится на 2005-2010 годы, то есть – на текущее пятилетие…
Ефремов надеялся на то, что человеческая цивилизация сможет выйти из времени войн и кризисов, хотя это потребует много времени – века, возможно тысячелетие. В предисловии к «Туманности Андромеды», полный оптимизма, писатель предлагал читателю изменить даты, приблизив их к современности. Но в период написания «Часа Быка» хронология, наоборот, раздвигается на несколько столетий (которым не дано названия), более того, есть основания полагать, что Ефремов хотел еще сильнее раздвинуть даты, отодвигая время «Туманности Андромеды» и «Часа Быка» еще на целое тысячелетие дальше. И это соответствовало все более мрачным прогнозам Ефремова относительно ближайших перспектив человечества.
Торманс «вырулил» из состояния полной социальной инфернальности только в результате внешнего вмешательства. Но Земле неоткуда ждать помощи. Опора на «благую» природу человека ненадежна: самое сложное, пишет Ефремов, это сам человек, так как он вышел из природы не подготовленным к сложности современной жизни.
Мрачное описание сгущающегося над Землей инферно резко контрастирует с радостными картинами будущего «Туманности Андромеды»… Тот ли перед нами Ефремов, что раньше? - приходится спросить. И ответ может быть только одним: конечно, мы имеем тут совершенно иную фазу развития мировоззрения писателя.
Эти изменения, как показывает переписка, сопровождались и резким ухудшением здоровья, и глубокой депрессией от сознания несправедливой оценки его коллегами-учеными, разрывом отношений с некоторыми из них…
Роман «Час Быка» описывает встречу человека со Злом в его рафинированной, яркой, можно сказать, «цветущей» форме. Ефремов описывает реакцию человека на зло, реакцию Грифа Рифта и Чеди Даан (командира звездолета и социолога-лингвиста). Реакция первого: стереть с лица планеты это ужасное общество. Реакция второй: погибнуть самим, не поступившись ни граном этических установок. Фай Родис, начальница экспедиции, олицетворяет «срединный путь», Меру. Так можно схематично описать главных персонажей, конечно, понимая упрощенность такого описания.
Гораздо более сложным оказался в этом контексте роман «Таис Афинская». В нем продолжилось движение автора от оптимизма к пессимизму, упрощая: от Чеди Даан к Грифу Рифту. Зло доминирует, борьба с ним возможна только посредством выявления и уничтожения. Уничтожению подлежат не только те, кто представляет непосредственную опасность, но и «живые трупы», носители потенциального зла. Их распознание возможно после тренировки по особым тайным методикам.
Общественные судебные структуры бессильны, сами поражены жалом инферно. Лишь действующие тайно организации «адресного террора» способны противостоять «живым трупам», способным принести море смерти и горя. Все это мрачное и жестокое мировоззрение не могло, разумеется, быть выражено иначе, чем в форме историчесокго романа. Там эти мысли были вложены в уста персонажей. «Положительные герои»: Таис, Александр Македонский не только считают правильным уничтожать без суда и следствия людей, которых они сочли «живыми трупами», но они реально делают то, что Фай Родис не позволила осуществить Грифу Рифту: они сжигают целые города. Например, Таис проявляет инициативу по сжиганию Персеполиса, Александр ее подхватывает. К тому времени сам Александр уже уничтожил несколько городов, которых считал городами-вампирами. И тот и другая действуют по наитию, как бы по воле неких богов свыше, этими страшными методами якобы восстанавливая гармонию бытия. И, конечно, сожжение Персеполиса – этот страшный акт мести и жестокости – центральный эпизод романа «Таис Афинская». И образ Таис, конечно, с точки зрения Ефремова, главный и положительный в романе, а прототип Таис выбран также не случайно: ведь единственное, что мы достоверно знаем об афинской гетере, так это то, что она сожгла Персеполис. И если бы это было не столь существенно, если бы Ефремов не хотел сказать своим романом, что борьба со злом должна идти через сожжение и уничтожение социумов – то он бы выбрал другой образ, другой прототип.
Причем отдельные элементы антигуманной идеологии «Таис Афинской» рождались задолго до ее написания в других книгах Ефремова. Так, встретившись со Злом, Сандра из романа «Лезвие бритвы» предлагает организовать общества вроде «древнего рыцарства», в результате деятельности которых «дряни, мелким и крупным фашистикам, отравляющим жизнь, пришлось бы плохо». Конечно, от такой формулировки до тайных обществ, практикующих «адресный терроризм» из неявных рекомендаций романа «Таис Афинская» - далеко. Но фактически это «далеко» может быть преодолено за один шаг.
Не случайно, когда автор этих строк занялся изучением творчества Ефремова, он встретился с людьми, активно проповедующими идеи «адресного террора».
Поэтому необходимо сказать об этом несколько слов.
Такой террор – не новость для русской культуры. Исследователи находят даже у А.С.Пушкина эти идеи. В дальнейшем, в о второй половине 19 века такой террор стал настоящим бедствием: в результате гибли не десятки, не сотни, не тысячи, а ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ людей. Процветал безумный, неправедный самосуд. И как хотелось бы верить, что наша культура преодолела эту болезнь! Ведь был же написан великий, лечащий эту болезнь роман Достоевского «Бесы». Роман, который необходимо читать и изучать с малых лет всем нам, русским.
И следующие мысли должны стать, как я считаю, основой для любого гуманистического или религиозного человекознания:
1. Человек не может быть познан ДО КОНЦА. Нет и не может быть никаких мистических методов, с помощью которых можно определить, является ли тот или иной человек «живым трупом», так как он свободен и всегда способен на выбор добра. В этом смысле каждый человек потенциально божественен (Вивекананда). Он не может быть окончательно записан в «нелюди». Повторяю, КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК.
2. Нет и не может быть социумов-вампиров (этносов, социальных слоев и классов). За познание этой истины человечество заплатило миллионами погибших в гитлеровских лагерях смерти и в сталинском ГУЛАГе.
3. Нельзя поручать суд некомпетентным «тайным орденам». Самосуд – тягчайшее преступление, даже призывы к которому также являются преступлением. Поиск справедливости нужно искать только и исключительно в рамках закона (и, если надо, добиваться изменения законов).
Казалось бы усвоение этих простых истин – уже пройденный этап в нашем обществе. Но нет: вновь в романе крупного писателя проповедуется все те же мысли. Интересно, как отреагировал бы Ефремов если бы увидел по телевидению недавно передававшуюся передачу о молодом парне убийце проституток, который заявил, что его любимый роман «Таис Афинская»?
Я перехожу к выводу. Я считаю, что в конце жизни выдающийся писатель переживал состояние глубочайшей депрессии. В своем предсмертном романе он выразил (наряду с другими) идеи крайнего пессимизма и мизантропии. Он отошел от им же созданных (выраженных Фай Родис) установок на диалектику и Меру. Последняя была сознательно им нарушена. «Таис Афинская» не оказалась пиком творческих достижений Ефремова, несмотря на его возросшее мастерство как писателя. В результате появилось крайне вредное по своим последствиям произведение, несущее негативный, антигуманный заряд, тем более бесчеловечный, что появился этот роман под пером автора произведений о великом и прекрасном будущем, ожидающем человечество, автора, который этими высокогуманными мыслями завоевал доверие и любовь многих людей, своих читателей. Несмотря на мое огромное уважение к личности Ефремова, я вынужден признать, что в нем, как в каждом человеке, была вторая, теневая сторона. И она, к сожалению, ярко проявилась в романе «Таис Афинская», порожденном не гением, а болезнью.

Евгений Беляков, 22 февраля 2007 года.
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *ЕФРЕМОВ:«ТЁМНАЯ» СТОРОНА*

Сообщение Олег Гуцуляк 17 фев 2010, 00:21

ФАНТАСТИКА ПОСЛЕ СМЕРТИ
Литературное наследие писателя-фантаста И. А. Ефремова


№ 1

Письмо писателя А. Казанцева 1 в Политбюро ЦК КПС

17 ноября 1972 г.

Политбюро ЦК КПСС


Уважаемые товарищи члены Политбюро!

Как член Коммунистической партии Советского Союза, как ветеран советской научной фантастики, считаю своим партийным долгом сообщить следующее: совсем недавно многие советские люди горевали по поводу тяжелой утраты – безвременной кончины флагмана советской научной фантастики, выдающегося писателя и крупного ученого, профессора, доктора биологических наук, лауреата Государственной премии Ивана Антоновича Ефремова.

Литературная критика выдвигала Ефремова на виднейшее место в советской литературе за его научно-фантастические произведения, в частности за всемирно известный роман «Туманность Андромеды», где зримо показано коммунистическое общество.

На гражданской панихиде 6 октября 1972 года в Центральном доме литераторов директор издательства «Молодая гвардия» тов. Ганичев от имени ЦК ВЛКСМ назвал покойного писателя «певцом коммунизма».

И вот, не остыла еще горечь утраты у всех, кто любил и ценил Ефремова, как накануне Октябрьских праздников 4 ноября 1972 года на квартиру покойного писателя явились двенадцать работников Комитета государственной безопасности и, даже не предъявив ордера на обыск, а лишь устно сославшись на якобы имеющуюся санкцию заместителя Генерального прокурора СССР, в течение тринадцати часов перевернули вверх дном квартиру «певца коммунизма». Разумеется они ничего не нашли из антисоветских материалов и изъяли лишь том Брема «Жизнь животных» и письма писателя к его жене (правда, пообещав вернуть их).

Я не могу не сообщить об этом случае Политбюро, ибо многие могут расценить его как надругательство над памятью выдающегося деятеля советской науки и культуры, преданного делу построения коммунизма, воспитателя молодежи в коммунистическом духе, пламенного борца за наше грядущее.

Я не уверен, что такая акция по отношению к выдающемуся советскому писателю, только что скончавшемуся, вызвана необходимостью. Скорее она принесет больше вреда, дав повод нашим врагам для новых клеветнических обвинений нашей страны, нашей партии, якобы не ценящей даже своих сторонников. Ведь безответственным элементам легко сказать, что «человека нет, человек умер! О каком же пресечении его опасной деятельности может идти речь?» Им легко спекулировать, скажем, таким примером: как отнесутся у нас к тому, что где-нибудь за рубежом полиция ворвется после смерти писателя с мировым именем в его дом и учинит там разгром?

Нет слов, чтобы оценить трудность и важность работы КГБ. Однако неосторожные, нетактичные действия некоторых его сотрудников могут бросить неоправданную тень на эту важную организацию, авторитет которой я хотел бы всемерно укрепить.



17 ноября 1972 г.

Александр Казанцев, писатель



№ 2



Секретно

Заведующему Отделом административных органов ЦК КПСС

тов. Савинкину Н. И.


4 ноября 1972 года с целью возможного обнаружения литературы антисоветского содержания, на основании постановления, санкционированного первым заместителем Генерального прокурора СССР тов. Маляровым М. П., на квартире Ефремова Ивана Антоновича, 1907 года рождения, беспартийного, писателя-фантаста, умершего 5 октября 1972 года, сотрудниками УКГБ по гор. Москве и Московской области был произведен обыск.

Постановление о производстве обыска было предъявлено вдове Ефремова – Ефремовой Т. И., о чем она расписалась.

Обыск проводился с соблюдением процессуальных норм, и претензий к сотрудникам органов госбезопасности Ефремова не предъявляла.

При обыске был изъят документ, носящий резко антисоветский характер (позднее было установлено, что автором этого документа является некий Гейнрихс, проживающий в гор. Фрунзе), а также ряд предметов, которые могли использоваться Ефремовым в проведении противоправной деятельности.

Часть изъятых предметов после их исследования специалистами была Ефремовой возвращена.

Материалы на Ефремова И. А. докладывались в инстанции.

22 января 1973 года Управлением КГБ при СМ СССР по гор. Москве и Московской области по факту смерти Ефремова возбуждено уголовное дело.

Ведется следствие.

При ответе заявителю просим иметь в виду, что продолжается оперативная проверка связей Ефремова И. А.


Заместитель Председателя КГБ

при Совете Министров СССР

В. Чебриков





№ 3

ЦК КПСС


С результатами рассмотрения заявления т. Казанцева А. П. Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР считаем возможным согласиться.

Ответ т. Казанцеву сообщен.


Инструктор Отдела административных органов ЦК КПСС

Богданов

13 февраля 1973 года

ЦХСД. Архив подотдела писем ЦК КПСС. Подлинник.





ПРИМЕЧАНИЕ



1. Казанцев А. П. – русский советский писатель. Автор научно-фантастических романов «Пылающий остров», «Арктический мост», повестей «Лунная дорога», «Планета бурь», «Внуки Марса», ряда рассказов о полярниках.
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4627
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина


Вернуться в Уранополис


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron