*ПРОГРЕССОРСТВО И ПРОГРЕССОРЫ*

Метаполитика, Метакультура, Футурология Трансмодерна

*ПРОГРЕССОРСТВО И ПРОГРЕССОРЫ*

Сообщение Алексей Ильинов 08 янв 2010, 15:23

*ПРОГРЕССОРСТВО*

“Но я чувствую, что мы должны что-то сделать для граждан, так же как и для отпрысков многих наших тел, а не оставлять их бродить по грязному миру и впадать в дикость. Я чувствую, что мы всей командой должны помочь им, дать им выгоды технологии, которую мы сберегли, а не строить из себя неприступный Рай, относясь к миру как к смеси игорного дома с бардаком.”

Р. Желязны, “Бог света”.


Понятие прогрессорства введено в произведениях А. и Б. Стругацких для обозначения целенаправленного тайного воздействия одной цивилизации (более развитой, согласно принятым критериям) на другую. “Активная деятельность, развернутая людьми коммунистической Земли на феодальных и раннекапиталистических планетах, должна была, по идее, привести к ускорению исторического развития, к менее кровавому прогрессу и в конечном итоге — к переходу цивилизаций на коммунистическую ветвь последовательности.”
В представлениях братьев Стругацких “прогресс — движение общества к такому состоянию, когда люди не убивают, не топчут и не мучают друг друга”. Как утверждал С. Преслегин “...человек Земли, столкнувшись с коллективным бессознательным отсталых миров, был обречен на прогрессорскую деятельность. Самим фактом своего существования там они вносили возмущения в местную инфосферу и модифицировали вероятности исторических событий”. И далее. “Прогрессорство было формой реализации одного из глобальных комплексов человечества. Ласковая коммунистическая Земля несла печать собственной кровавой истории. На чужие планеты прогрессоров-землян привел едва ли не Закон Кармы. Мы хотели помочь другим прежде всего потому, что не сумели когда-то помочь себе.” Однако реально это воздействие к желаемому результату не приводит. “Человечество в целом — слишком стационарная система, ее ничем не проймешь”.
“Стоит ли лишать человечество его истории?” “Не будет ли это тоже самое, что стереть его с лица Земли и создать на его месте новое?” Идея о возможном воздействии на цивилизацию Земли галактической сверхцивилизации Странников вызывает в обществе резкое неприятие, вплоть до отрицания самой такой возможности: “Сверхцивилизации заниматься прогрессорством так же недлепо, как нам сейчас учреждать бурсы для подготовки деревенских дъячков” (А. и Б. Стругацкие, “Волны гасят ветер”).
Интересный вид прогрессорства описан в повести К. Булычева “Подземелье ведьм”. Здесь более развитая цивилизация просто проводит эксперимент по заселению ранее обитаемой планеты, жизнь на которой была уничтожена в ходе какой-то катастрофы. Горе-прогрессоры поплатились жизнью за свои эксперименты.
В ряде произведений западной фантастики, несмотря на то, что данного термина там не существует, взгляды на проблемы взаимодействия цивилизаций не так однозначны. В романе Р. Желязны “Бог света” идет полемика между адептом прогрессорства и его противниками:
“ — Они не готовы, и не будут готовы еще еще много столетий. Если им сейчас передать передовую технологию, последуют войны, результатом которых явится уничтожение начинаний, уже сделанных ими. Они начали строить цивилизацию на манер их предков. Но они все еще дети, и как дети они будут играть нашими дарами и будут сожжены ими. Они наши дети от наших давно умерших Первых, вторых, третьих и дальнейших тел, и мы, как родители, несем за них ответственность. Мы не должны позволить им ускорить индустриальную революцию и тем разрушить первое стабильное общество на этой планете.
Мы лучше всего выполним свои родительские функции, если проведем людей через Храмы, как мы это и делаем. Боги и богини, по существу, фигуры родителей...
— Тогда зачем вы разрушаете их собственную детскую технологию? Печатный станок изобретался три раза, насколько я помню, и каждый раз уничтожался.”
Повесть Ч. Оливера “Одержимый стратью” рассказывает о прогрессорстве именно в том виде, в котором его описывали братья Стругацкие, и о сомнениях бывалого прогрессора:
“Таким образом, задача заключалась в том, чтобы ускорить культурную эволюцию планет земного типа и затем объединить их для борьбы с грядущей опасностью. При этом население не должно было знать, что им управляют сторонние силы, в противном случае культурный застой и разлад в жизни планеты были неизбежны”.
В дилогии Д. Брина “Звездный прилив” - “Война за возвышение” галактическое сообщество цивилизаций создало целую систему воздействия высокоразвитых разумных рас на менее цивилизованные, и человечеству приходится с трудом отстаивать свое право на достойное место в этой системе. Правда, под данное выше определение прогрессорства это не совсем подходит, так как “возвышение” одной расы другой происходит явно и открыто. Также, на генном уровне происходит вмешательство в генетику животных и в романе Д. Летема “Пистолет с музыкой”.
Стопроцентный прогрессор — полковник Бэзлин из хайлайновского “Гражданина Галактики”, резидент службы, борящейся с космической роботорговлей. Однако он работает в чужом мире на свой страх и риск, и в критической ситуации спасти его некому и только его приемный сын способен продолжать его дело.
“Улучшением” собственной цивилизации занимаются вечные в романе А. Азимова “Конец вечности”, изменяя события, приводившие к войнам и катастрофам. Впрочем, в результате этих “улучшений” всегда исчезали космические корабли... Так что, улучшение улучшению — рознь. Об этом задумался и техник Харлан, герой романа. Еще один интересный вид прогрессорства описан в рассказе К. Саймака “Кимон”. Здесь инопланетяне занимаются строгим отбором землян и обучением единиц отобранных, да и то далеко не всех, а только тех, кто готов принять горькую правду: земная цивилизация еще находится на детской ступени развития. Своеобразным прогрессорством занимаются и Суперправители из романа А. Кларка “Конец детства”, их прогрессорство окончилось перерождением земной расы в нечто качественно новое.

В. Мошков, Н. Маркалова

Источник: http://www.sf.perm.ru/kd_progress.shtml

+ статья из "Википедии"

Прогрессоры в научно-фантастической литературе — представители высокоразвитых разумных рас, в чьи обязанности входит содействие историческому прогрессу цивилизаций, находящихся на более низком уровне общественного развития.

Термин «прогрессор» был изобретён братьями Стругацкими и первоначально использовался лишь применительно к миру Полудня, позднее идею прогрессорства развил Сергей Лукьяненко в своей дилогии «Звёзды — холодные игрушки», придав ему, правда, совершенно другое значение и введя новую специализацию «регрессор», в чьи обязанности входило уменьшение уровня недружественных цивилизаций, подготовки почвы для прогрессоров.

Схожую с прогрессорством концепцию разработал Йен М. Бенкс в своих книгах, посвящённых вселенной «Культуры».


*Прогрессоры мира Полудня*

Организация

У Стругацких прогрессоры — это коллективное название как сотрудников Института экспериментальной истории (ИЭИ),[1] так и агентов земного Совета Галактической Безопасности.[2] Как правило, в сферу их компетенции входят только человеческие цивилизации, так как c нечеловеческими расами, такими как, например, леонидяне и голованы, Земля предпочитает просто поддерживать дипломатические контакты.

Отдавая себе отчёт в возможной ксенофобии со стороны местного населения, прогрессоры предпочитают действовать скрытно и никогда не выходят из-под прикрытия, за исключением критических случаев. Обычно лишь горстка гениальнейших местных учёных и наиболее надёжных лидеров знает об их истинном происхождении. Таким образом, работа прогрессоров практически мало отличается от работы современных нелегальных разведчиков в иностранных государствах — они должны определённым образом залегендировать своё появление и играть в повседневной жизни роль местных аборигенов. Поскольку прогрессоры — это обычные земные люди, хоть и отобранные специальным образом, при планировании их миссий пришлось решать проблему совмещения жизненных установок и поведенческих стереотипов землянина XXII века с особенностями поведения и восприятия аборигенов. Это достигается с помощью специальной процедуры, известной как «психическое кондиционирование». Суть процедуры не описывается, судя по отдельным оговоркам, она включает, помимо прочего, моделирование ситуаций, с которыми придётся столкнуться прогрессору, и «постановку» правильной реакции на них. У прогрессоров подавляется естественная брезгливость и выработанные социумом реакции нетерпимости по отношению к недостойному поведению окружающих, насилию, грубости, прививаются собственные стереотипы поведения, типичные для общества, где прогрессор будет работать. При возвращении на Землю прогрессоры проходят процедуру рекондиционирования, которая возвращает психику объекта в исходное состояние.

Многие известные факты о деятельности Странников можно интерпретировать так, что эта сверхцивилизация тоже имеет свой институт прогрессорства и развивает ряд цивилизаций, включая Землю, опережая их во всем — от эффективности до неуловимости.

Истоки прогрессорства

Частично причины появления прогрессорства описаны Горбовским в конце книги «Волны гасят ветер». Он формулирует их как «плач по собственной истории» — землянам невыносимо видеть, как подобные им, но более молодые общества «ходят по тем же самым граблям», совершают известные трагические ошибки. Естественное желание — уберечь младших братьев по Вселенной от лишнего горя и потрясений, сделать их путь к совершенной цивилизации более прямым и менее опасным.

Оценка деятельности

Аналогии прогрессорства в реальной истории довольно прозрачны — это деятельность агентов более развитых (в каком-либо отношении) государств в странах «третьего мира». В реальности такая деятельность часто вызывает упрёки в том, что «миссионеры» развитых стран действуют не из соображений пользы для слабых, а из соображений собственной материальной выгоды (геополитических приобретений, получения доступа к природным ресурсам и так далее). Изначально постулировав безусловно-гуманные цели прогрессорства, Стругацкие, тем не менее, показывают, что даже в такой интерпретации прогрессорская деятельность может оцениваться, как минимум, неоднозначно.

Оценку прогрессорства Стругацкие, как правило, предоставляют читателю, однако иногда авторское мнение «прорывается», например, в тех же «Волнах» в изложении позиции Тойво Глумова, который считает недопустимым как минимум прогрессорство Странников, и высказывании Горбовского: «Сверхцивилизации так же нелепо заниматься Прогрессорством, как нам сейчас учреждать курсы для подготовки деревенских дьячков…».

Отношение современников к прогрессорам достаточно откровенно описано в «Жуке в муравейнике». Его можно сравнить с отношением к сотрудникам органов государственной безопасности: слегка опасливое, часто неодобрительное. Большинство признаёт, что эти люди делают нужное и важное дело, но предпочитает ни к этим людям, ни к их делам не иметь касательства. Каммерер говорит: «Признаюсь совершенно откровенно: я не люблю прогрессоров, хотя сам был, по-видимому, одним из первых прогрессоров еще в те времена, когда это понятие употреблялось только в теоретических выкладках». И причина такого отношения — то, что прогрессоры вынужденно выходят за границы морали, на которой стоит земное общество.

Я прекрасно помню это видение мира, когда любой носитель разума априорно воспринимается как существо, этически равное тебе, когда невозможна сама постановка вопроса, хуже он тебя или лучше, даже если его этика и мораль отличаются от твоей…
И тут мало теоретической подготовки, недостаточно модельного кондиционирования — надо самому пройти через сумерки морали, увидеть кое-что собственными глазами, как следует опалить собственную шкуру и накопить не один десяток тошных воспоминаний, чтобы понять наконец, и даже не просто понять, а вплавить в мировоззрение эту, некогда тривиальнейшую мысль: да, существуют на свете носители разума, которые гораздо, значительно хуже тебя, каким бы ты ни был… И вот только тогда ты обретаешь способность делить на чужих и своих, принимать мгновенные решения в острых ситуациях и научаешься смелости сначала действовать, а потом разбираться.
По-моему, в этом сама суть прогрессора: умение решительно разделить на своих и чужих. Именно за это умение дома к ним относятся с опасливым восторгом, с восторженной опаской, а сплошь и рядом — с несколько брезгливой настороженностью. И тут ничего не поделаешь. Приходится терпеть — и нам, и им. Потому что либо прогрессоры, либо нечего земле соваться во внеземные дела…

И это позволяет сформулировать более общий вопрос: а допустимо ли для общества создавать и поддерживать институты, сама суть которых требует, чтобы некоторые члены общества выходили за границы морали?

Любопытно, что в отношении к прогрессорской деятельности землян у Стругацких можно чётко выделить три принципиально разных подхода, в зависимости от того, в каких обстоятельствах эта деятельность ведётся.

Профессиональные прогрессоры. Сотрудники соответствующих учреждений, специально отобранные и подготовленные, работающие по разработанным специально для них легендам, экипированные, вооружённые, поддерживающие связь со своими и профессионально выполняющие свою работу. Отношение к ним соответствует вышеописанному. Самый яркий представитель - Рудольф Сикорски.
Профессионалы, которые не выдержали и сломались. Антон-Румата и многие другие на Арканаре, кто не выдержал и вместо аккуратного продвижения по заданной базисной теорией линии вынул меч и начал всерьёз драться, убивать, свергать и вести за собой. С одной стороны, совершенно прямо говорится, что их срывы принесли множество бед и ничего не сделали лучше. Однако люди эти описываются с симпатией и пониманием. Их не обвиняют, они — просто свидетельство того, что добрый и гуманный человек тоже не из железа выкован и выдержать может многое, но не всё. Кроме того, они — ещё один повод для вопроса: а надо ли этим заниматься, если польза под вопросом, а реальный вред для реальных людей — налицо?
«Прогрессор поневоле» Каммерер. Он стоит совершенно особняком. В отличие от профессионалов, по сути — богов, спустившихся с небес поиграть среди смертных, он становится частью инопланетного общества, куда его занесли обстоятельства. Он не на прогулке, не на задании, он — дома. Да, он намного сильнее аборигенов Саракша, но и только. Он не воплощает никаких умозрительных теорий, он просто хочет сделать свой новый дом лучше. Тот факт, что он своей деятельностью мешает профессионалам и в конце концов срывает план умиротворения Саракша, в данном контексте не имеет значения. Максим действительно рискует жизнью, без какой-либо надежды на помощь и поддержку Земли. И это обстоятельство делает его поведение, в отличие от поведения профессионалов, безусловно этичным. Он получает выстраданное право действовать и выступать от имени жителей планеты. И в заключительной встрече Максима со Странником в «Обитаемом острове» «прогрессор поневоле» одерживает безусловную моральную победу над прогрессором-профессионалом: «Но свою главную задачу я знаю твердо: пока я жив, никому здесь не удастся построить еще один Центр. Даже с самыми лучшими намерениями…»
Здесь уместно будет вспомнить точку зрения Ивана Ефремова на прогрессорство. Она достаточно многогранно изложена в беседе экипажа звездолета «Темное пламя» в романе «Час Быка».

«...— Опять перед нами, как тысячи раз прежде, стоит все тот же вопрос: вмешательства-невмешательства в процессы развития, или, как говорили прежде, в судьбу отдельных людей, народов, планет. Преступны навязанные силой готовые рецепты, но не менее преступно хладнокровное наблюдение над страданиями миллионов живых существ, животных ли, людей ли. Фанатик или одержимый собственным величием психопат без колебания и совести вмешивается во все. В индивидуальные судьбы, в исторические пути народов, убивая направо и налево во имя своей идеи, которая в огромном большинстве случаев оказывается порождением недалекого ума и больной воли параноика. Наш мир торжествующего коммунизма очень давно покончил со страданиями от психических ошибок и невежества власти. Естественно, каждому из нас хочется помочь тем, которые еще страдают. Но как не поскользнуться на применении древних способов борьбы — силы, обмана, тайны? Разве не очевидно, что применяя их, мы становимся на один уровень с теми, от кого хотим спасать? А находясь на том же уровне, какое право имеем мы судить, ибо теряем знание?..
— Разве можно полностью отвергать вмешательство, если с детских лет — и во всей социальной жизни — общество ведет людей по пути дисциплины и самоусовершенствования? Без этого не будет человека. Шаг выше, к народу — совершенствование его социальной жизни, а затем и совокупности народов, целой страны или планеты. Что же такое ступени к социализму и коммунизму, как не вмешательство знания в организацию человеческих отношений?
— Да, это так, но если оно создается изнутри, а не извне. Здесь же мы чужие, пришельцы из совсем другого мира...» И. Ефремов. «Час Быка».-Helen Rokken 13:19, 8 июля 2009 (UTC)

Деятельность прогрессоров в XXII веке

Середину двадцать второго столетия ознаменовал взлет популярности ИЭИ и прогрессорства, и ниже приведен список наиболее значимых их операций.

Операция на Сауле. Эта операция не была описана ни в одной из книг, однако, вероятнее всего, она началась в 2141 году, сразу же после открытия Саулы и реактивации ИЭИ. (Информация уязвима для критики. В тексте повести «Попытка к бегству» указана дата открытия Саулы 22 апреля 2250 года.)
Операция на Арканаре. Несмотря на то, что Арканар был открыт еще в 2134 году,[источник не указан 233 дня] полноценная прогрессорская деятельность на этой планете была развернута лишь в 2141-м.[источник не указан 233 дня] Так как к этому моменту планета большей частью перешла в стадию Ренессанса, действия прогрессоров в основном сводились к защите и, по необходимости, спасению местных учёных и деятелей искусства от консервативных властей. Помимо этого, именно на Арканаре оттачивалась Базовая Теория Феодализма. Данная операция была также печально известна огромным количеством нервных срывов и психологических травм, полученным при исполнении местной агентурой ИЭИ — наиболее известна в этом отношении «арканарская резня».
Операция на Гиганде. Как и Арканар, Гиганда была открыта задолго до развёртывания на ней полноправной прогрессорской операции (в 2136 году). К 2177 году[источник не указан 233 дня] прогрессорам удалось остановить мировую войну, судя по всему, кипевшую на планете задолго до её обнаружения Землей. Корней Яшмаа, один из «подкидышей», принял самое деятельное участие в этой операции, особенно в 77-м.
Операция на Саракше. Сразу же после открытия Саракша[источник не указан 233 дня] в 2148 году эта планета стала объектом пристального внимания прогрессоров, долгое время предводительствуемых лично шефом КОМКОНа-2, Рудольфом Сикорски. Девять лет прогрессоры отчаянно пытались удержать контроль над ситуацией на Саракше и помирить соперничающие государства, но все их усилия были обращены в прах не разобравшимся в ситуации землянином Максимом Каммерером в 2157-м. «Кризис Каммерера» был вторым серьёзным фиаско ИЭИ.
Операция «Голован в космосе». Под-проект операции на Саракше, эта операция была начата сразу после установления контакта с голованами в 2160 году. Группа ученых, ведомая Львом Вячеславовичем Абалкиным (знатоком Голованов и «подкидышем» в одном лице), успешно передала ряд важных космических технологий киноидной расе, используя небо над Пандорой как тренировочный полигон, а также помогла им основать посольство на Земле.
Операция «Штаб». Целью этой операции, начатой в 2169-м, была инфильтрация в силовые структуры Островной империи агента Гурона (Лев Абалкин). Несмотря на успешное начало операции, Абалкин вскоре «застрял» в штабе группы флотов «Ц», после психического спазма (по мнению Сикорски Абалкин убил земного связного Тристана, но это не доказано), был отправлен на Землю, где и погиб (см. «Жук в муравейнике»).
Судя по оговоркам в «Волнах», уже после гибели Абалкина Каммерер на какое-то время возвращался к прогрессорской деятельности и добился того, к чему готовили Абалкина — побывал в Столице Островной Империи. Книга «Белый Ферзь» (рабочее название), описывающая работу Максима в ходе этой операции, известна из интервью Бориса Стругацкого, из-за смерти Аркадия Стругацкого она так никогда и не была дописана.
Операция «Ковчег»[источник не указан 233 дня] была начата в 2161 году, сразу же после открытия Панты, и подразумевала полную депортацию всех пантиан на любую другую планету, не находящуюся под угрозой звездного катаклизма. Изначально выбор пал на планету, которая так и была названа — Ковчег, однако после обнаружения на ней местной разумной расы, прогрессорам пришлось искать более подходящее место. С этого момента у операции появилась вторая цель — установить контакт с местной цивилизацией. Из книг Стругацких неясно, как (если вообще) операция «Ковчег» была завершена.
Операция «Мёртвый мир». Целью этой операции, начатой в 2162-м, было спасение остатков местного населения Надежды, чья родная планета была опустошена глобальной экологической катастрофой, но жители Надежды оказали им активное сопротивление, судя по всему, видя в их помощи очередную западню Странников. Лев Абалкин и его напарник-Голован, Щекн-Итрч[3], участвовали в этой операции в 62 году.
К концу семидесятых годов общественное мнение по отношению к Институту Экспериментальной Истории изменилось настолько,[источник не указан 233 дня] что заставило его прекратить запуск новых операций.

Прогрессоры у Лукьяненко

В отличие от прогрессоров Стругацких, являющихся бескорыстными паладинами альтруизма и науки, у Лукьяненко они представляют собой лишь инструмент в руках властей одной из наиболее технологически развитых цивилизаций, описанных в книгах «Звёзды — холодные игрушки» и «Звёздная тень» — геометров. Такое название им дали обнаружившие их планету люди, осознав, что те искусственно придали её континентам геометрически правильные формы квадрата и круга. Цивилизация Геометров во многих аспектах очень похожа на Землю мира Полудня, что неудивительно, если учесть, что сам Лукьяненко прокомментировал, что остался недоволен системой, описанной Стругацкими, и представил свое видение её.

Геометры были убеждены в возможности построения межзвёздного братства рас (фактически, формы империализма, не свойственного миру Полудня) и преследовали свою цель, подводя под свой уровень технологии все встреченные цивилизации и предлагая им после этого дружбу и братство. Таким образом, «прогрессорами» называли себя те Геометры, в чьи обязанности входило поднятие научного и социального статуса менее развитых цивилизаций. По аналогии, существовали и «регрессоры», которым поручалось снижение уровня рас, путем уничтожения «лишних» научных достижений, по возможности сохраняя культурные, до тех пор, пока они не были готовы присоединиться к братству Геометров, затем начиналось их прогрессирование.

Примечания

↑ Стругацкие, Аркадий и Борис. «Трудно быть богом». Цитата: «…вот-вот после особенно удачной его реплики грянут аплодисменты и ценители из Института экспериментальной истории восхищенно закричат из лож…» Цитата: «Сотруднику Института было на это наплевать, но благородный дон Румата Эсторский осатанел.» Цитата: «Институту пришлось бы прислать в Арканар другого человека.»
↑ Стругацкие, Аркадий и Борис. «Обитаемый остров». ISBN 5-17-001848-7. Цитата: «Я — работник Галактической безопасности, — сказал Странник с горечью. — Я сижу здесь уже пять лет. Мы готовим спасение этой несчастной планеты. Тщательно, бережно, с учетом всех возможных последствий.» (стр. 362)
↑ Правильное произношение: Щекн (http://rusf.ru/abs/abs_udar.htm)
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *ПРОГРЕССОРСТВО И ПРОГРЕССОРЫ*

Сообщение Неомарксист 03 июл 2015, 14:25

Изображение

"По какому праву берёшься ты судить и решать за нас - ты, не проживший с нами и года?! По праву сильного? - но сила в разуме. По праву мудрого? - но мудрость в терпении. Может есть ещё право будущего? Но кто послал тебя - случай, а случай - река мутная и опасная." - Мэрлин

из к/ф "Новые приключения янки при дворе короля Артура"
Форум "УРАНОПОЛИС: Содружество Духовных Коммунистов"
http://newleft.forum24.ru/
Аватара пользователя
Неомарксист

 
Сообщений: 1809
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 00:12
Откуда: Питер

Re: *ПРОГРЕССОРСТВО И ПРОГРЕССОРЫ*

Сообщение Валерий Бохонов 03 июл 2015, 21:31

Честно говоря, серия про мир будущего Стругацких мне никогда не нравилась - это мир 60-х в СССР, перенесённый на 200 лет вперёд. Скорректированный, конечно, но ментальность персонажей - из шестидесятых.

Что касается прогрессоров, то , так сказать, среди своих - они занимались блокировкой информации, в основном - научной, которая предположительно приводила к непредсказуемым последствиям. То есть нечто вроде сильно интеллектуализировавшегося КГБ.

А вот романы и повести о жизни 60-х и научной среде - это отличный памятник тому времени. При этом их явный этно стиль только придаёт всему изложению колорит!
Аватара пользователя
Валерий Бохонов

 
Сообщений: 749
Зарегистрирован: 17 сен 2010, 07:25
Откуда: Новосибирск

Re: *ПРОГРЕССОРСТВО И ПРОГРЕССОРЫ*

Сообщение Олег Гуцуляк 04 июл 2015, 01:01

Изображение

Я - прогрессор. Что это значит?

Уже довольно давно, в книге "Трудно быть Богом" Стругацкие нарисовали образ прогрессора.
По их мнению, это человек, который несет прогресс на дальние планеты, строитель коммунизма и супермен.

Я тогда влюбился в этот образ, а то, что мы любим, живет в нас и влияет на наши поступки и мысли.
И так или иначе я стал в своей жизни тяготеть к тому, чтобы таким стать.
Нет, на дальние планеты пока никто не летит. Но у нас и на нашей планете довольно много бардака.

Прогрессоры умеют постоять за себя.
И я стал хорошим рукопашником - до меня трудно дотронуться, если я того не желаю.

Прогрессоры умеют выживать в трудных условиях природы.
И я стал альпинистом, научился выживать в условиях даже зимних гор в долгих экспедициях.

Прогрессоры очень этичны, они строят справедливое общество, а не бандитское, хотя им приходится часто иметь дело с отребьем. Я и этому научился, был богатый опыт совместных операций с силовыми органами, я выступал в качестве представителя администрации, руководил руководителями и ходил с операми.

Прогрессоры умеют пользоваться оружием.
И я научился, причем неплохо. Хотя есть куда расти.

И прогрессоры понимают законы развития общества, умеют направлять ход этого развития в соответствии с этими законами. Это самое сложное из всего. Я много лет изучал эти законы. Много теории, много практики, много ошибок.

В итоге жизнь свела меня с прекрасным Учителем, профессором, в прошлом деканом физтеха, Ириковым Валерием Алексеевичем, пожалуй лучшим специалистом в стране в области систем управления.
Чем? Компанией, государством, обществом, любым социумом.
Я учился его взгляду и методам, впитывал в теории и в совместных проектах. И здесь достиг хорошего уровня.
Мне стало понятно, как работают любые организации и как менять их работу, как можно неуспешное и хилое сделать успешным и процветающим.

Все есть отношения. Выстраивание отношений, правильные акценты, выбор людей в команду, сопровождение этой команды, правильные алгоритмы - всё это и многое другое позволило мне стать специалистом, который может прийти в любой социум и сделать его процветающим.
Мой учитель Валерий Алексеевич считает меня лучшим специалистом в нашей стране в области создания эффективных команд и сопровождения топов.

Прогрессоры сильны и транслируют себя. И, в первую очередь, свои представления о мире. Люди считывают эту трансляцию подсознательно, невербально, 24 часа в сутки и либо отторгают прогрессора, потому что слишком они разные, люди и прогрессор, либо прогрессор делает так, что люди пропитываются его идеями, дают им войти в свой разум. И тогда начинаются перемены.
Этому я учился очень долго. Харизмы хватало с детства, ораторское искусство на высоте. Мировоззрение уже сформировано и ценности прописаны на внутренней поверхности сердечной сумки, но как сделать так, чтобы общество не отторгало это всё?

Над этим пришлось очень потрудиться. Но и здесь есть свои нюансы, свои законы и алгоритмы, свои навыки, которые сумел воспитать. И опыт перемен - неуспешный и успешный, разный.
И высшая похвала: один мой друг, старый разведчик, сотрудник еще КГБ, а затем СВР, специалист по Африке, сослуживец и соратник ныне действующего главы администрации нашего президента, сказал, что из таких как я получаются классные разведчики и руководители службы разведки.
В итоге мне стали предлагать разные проекты, потому что я могу их осилить, в то время как другие нет. Были очень интересные проекты. Еще более интересные впереди.

Теперь, после всего того что я прошел, многое видно совсем с другой стороны. Ценности совершенно поменялись. Я понимаю, что невозможного почти нет. Всё есть законы и принципы, и знание их и грамотное применение приводит к результату. Ошибки в применении их или незнание приводит к провалам.
И если даже я сегодня не знаю, как тот или иной закон выглядит и какие есть механизмы в его применении, я уже научился видеть, читать их в событиях и в умах людей.
Научиться можно всему и быстро, особенно когда знаешь, как выглядит то, чему учиться надо.

Люди чётко разделяются по категориям, и каждый человек молча говорит, кто он и что он, и четкие критерии и алгоритмы есть в отношении каждой категории.
Для прогрессора всегда важно, чтобы люди были надежны и дела из-за человеческого фактора не проваливались в бездну. Поэтому определить людей и закрепить результат - это важно всегда.

Команда важна. Один человек ничего не значит. Команда должна строиться на вере в ценность дела, а не на материальных стимулах. При первых трудностях материальные, денежные стимулы перестают работать и группа разбегается, но команда, основанная на вере в ценность происходящего становится только сильнее.

Это всё и многое другое стало уже навыками и взглядом. Чтобы понять, где ты и что делать, требуются минуты, а затем действие. Это профессионализм высшей степени из всех в этой области.

И всё же я путешествую. Почему? Зачем?
Я четко понял, что очень ограничен. Собой. И эти границы надо раздвигать.

Страна Ергор - это не миф, это реальность, и там этому учили. Без их технологий это раздвижение границ может занять жизни. А хочется быстро жить и потратить месяцы, или малые годы на изучение методов и стать тем, кто действительно может изменить мир.

Но главное - это цель. Всё есть средство, кроме цели. Что есть моя цель? К чему я себя готовлю?
Когда-то я прочел книгу "Чайка по имени Джонатан Левингстон" Ричарда Баха, и я влюбился в то общество, которое они строили. Хочу жить в таком обществе.

Насколько я знаю, ни ашрамы Индии, ни элитные клубы Америки, ни элитное общество России не похожи на то, что я так лелею в своей душе. А, значит, надо строить самому.

Вот моя цель. Вырасти настолько, чтобы быть способным такое общество построить. Где и как, это не так уж и важно. Главное, чтобы были люди, живущие по таким правилам и не желающие другой жизни.
По моему глубокому убеждению, такое общество, как в этой книге описано, - это модель будущего мироустройства, где не чайки, но люди, не полеты, но искусство жить, мыслить, быть настоящими.

Я убежден, что когда-то весь мир к этому придет, это следующая ступень развития человечества.
Мы можем прийти к этому через миллионы лет страданий или через сто лет трудов.

В это я верю, и чтобы быть способным выполнить эту задачу, я тружусь. А остальное не так уж и важно.

(с) Дмитрий Раевский

http://zapys.blogspot.com/2015/05/blog-post_31.html
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4627
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: *ПРОГРЕССОРСТВО И ПРОГРЕССОРЫ*

Сообщение Неомарксист 04 июл 2015, 02:10

Я - прогрессор.
Скорее оператор психонетики (спецслужбовская научная дисциплина управления любыми процессами).
Только это никакое не прогрессорство, а не более чем поставленный на научную основу контроль над социумом, выполняющий стабилизирующую функцию магов и жрецов традиционного общества. но любой анономный контроль и управление есть насилие над человеком, чем собственно и занимается психонетика, исследующая метафизику и магическое обеспечение террора. итогом всего этого будет эдакая атеистическая имитация традиционного общества, где роль жрецов станут играть операторы психонетики, квалифицированные в магии которая подменяет им религию - духовность. только ничего хорошего я в этом не вижу, поскольку всё это лишь имитация, управлением обществом посредством прагматических психотехник в интересах власть имущих. всё это чёрная магия, поставленная на научную основу, а не Традиция с её религиозными практиками. Только свет, любовь, божественное одним словом, лишь это исцеляет души.
Форум "УРАНОПОЛИС: Содружество Духовных Коммунистов"
http://newleft.forum24.ru/
Аватара пользователя
Неомарксист

 
Сообщений: 1809
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 00:12
Откуда: Питер

Re: *ПРОГРЕССОРСТВО И ПРОГРЕССОРЫ*

Сообщение Александр Волынский 04 июл 2015, 09:57

Прогрессорство это чистой воды большевизм.
Успехи большевиков были очень очень очень значительными. Но Стругацкие, как типичные шестидесятники, озабочены и ценой большевицкого прогрессорства.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9394
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: *ПРОГРЕССОРСТВО И ПРОГРЕССОРЫ*

Сообщение Валерий Бохонов 04 июл 2015, 15:58

2Александр Волынский

То, что Вы называете большевизмом, оно действительно реально присутствует в серии Стругацких "о будущем". Более того, его авторы в общем морально поддерживают.
Кстати, в начале 2000-х я читал интервью в "Собеседники", где они - очень каялись.

Но вот в серии о "наших днях" - там нет никакого большевизма. И вот "Улитка на склоне" вообще была фактически запрещена, а журнал "Ангара" с первоначальной публикацией везде изъяли. Или - "Гадкие лебеди" - это вообще своеобразный интеллигентский манифест - распространялся в самиздате.

Да и в футурологических романах у них есть какая-то смутная альтернатива - "странники".

Обы писателя завещали после их смерти предать тела кремации, а прах развеять над Пулковскими высотами. Это говорит о многом...
Аватара пользователя
Валерий Бохонов

 
Сообщений: 749
Зарегистрирован: 17 сен 2010, 07:25
Откуда: Новосибирск

Re: *ПРОГРЕССОРСТВО И ПРОГРЕССОРЫ*

Сообщение Неомарксист 04 июл 2015, 18:29

Судя по оффлайн интервью Бориса Стругацкого у него до конца жизни было амбивалентное отношение к прогрессорству. с одной стороны моральное насилие, подмена автохтонной цивилизации земной, неразборчивость в средствах и всё такое, а с другой - ускорение прогресса, а то что лгали и убивали, ничего тут не поделаешь – профессия такая.

Кстати странники не прогрессоры. это людены самых разных цивилизаций (см. «Волны гасят ветер»).
Форум "УРАНОПОЛИС: Содружество Духовных Коммунистов"
http://newleft.forum24.ru/
Аватара пользователя
Неомарксист

 
Сообщений: 1809
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 00:12
Откуда: Питер


Вернуться в Уранополис


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron