*Пессимистический прогноз Бориса Стругацкого*

Метаполитика, Метакультура, Футурология Трансмодерна

*Пессимистический прогноз Бориса Стругацкого*

Сообщение Алексей Ильинов 14 фев 2013, 11:18

Николай Гриценко (http://vk.com/id33802505) пишет:

Недавно получил немного пессимистичный ответ от Бориса Стругацкого, известного фантаста:

Добрый день, Борис Натанович! Мне 32 года, я закончил исторический факультет. С детства люблю фантастику в любых ее проявлениях. Последнее время заинтересовался марксизмом, читаю «Капитал». В связи с этим у меня к Вам вопрос: верите ли Вы в наступление так называемого «полного коммунизма» – когда будут стерты национальные границы, этносов не будет как таковых, деньги выйдут из употребления, отойдет в прошлое вещизм, накопительство, труд будет творчеством, а не рутиной. Автоматизация зайдет настолько далеко, что люди будут только операторами на производстве? Есть также другой сценарий – антиутопичный, описанный Хантингтоном – жесткое разделение и антагонизм по цивилизационному признаку. Последнее время мне не дает покоя этот вопрос – наступит ли эра всеобщего благоденствия, равности и справедливости (возможно ли это в принципе, являются ли законы марксизма объективными законами бытия), альтруизма и гармонии (как в «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова) или же человечество будет всегда разделено национально и социально? Перенесутся ли эти различия в космос? Сможет ли глобализация и вестернизация (а значит, определенная унификация) после распространения капитализма на весь земной шар (сейчас есть такие места, где люди живут по сути в палеолите) подготовить почву для всемирного коммунизма? Или корпорации в будущем будут вместо стран третьего мира эксплуатировать пояс астероидов, вместо азиатов и латиноамериканцев – жителей колонизированных планет? Может быть немного сумбурно, но хотелось бы услышать Ваш ответ.

Ответ Бориса Стругацкого:

Я много раз отвечал на подобные вопросы. Не хочется повторяться. Если коротко: наиболее вероятное будущее человечества – Общество Потребления, описанное в «Хищных вещах века» и наблюдаемое сейчас «простым глазом» на территории трети современных государств. Курс на такое Общество, видимо, совпадает с той самой «равнодействующей миллионов воль», которая определяет ход истории и управляется Законом Халявы, – стремлением человеческой особи получать максимум благ ценой минимума усилий. Общество, которое Вы называете коммунизмом, а мы – Миром Полудня, может возникнуть лишь при одном чрезвычайно важном условии: будет сформулирована и внедрена Высокая Система Воспитания, способная формировать Человека Воспитанного, – личность, главным наслаждением которой в жизни станет успешный творческий труд. Мир Полудня теоретически возможен. Люди названного типа – не есть что-то фантастическое, они жили среди нас всегда, а сегодня очень часто объединены в творческие группы, решающие серьезные задачи, – это островки Светлого Будущего, и дело теперь за малым: научиться увеличивать число таких людей и число таких «островков», пока они не сольются в единый континент. А вот это, как раз, представляется маловероятным. Ни Высокая Система Воспитания, ни Человек Воспитанный никому сегодня не нужны, – ни каким-либо социальным группам, ни партиям, ни религиям. Всех вполне удовлетворяет нынешний Человек Умелый, Потребляющий.

http://rusf.ru/abs/int.htm
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *Пессимистический прогноз Бориса Стругацкого*

Сообщение Александр Волынский 14 фев 2013, 14:01

Тут Стругацкий повторяет главную ошибку марксистов. Человека определяют не только производительные силы и отношения, не только среда, но еще и наследственность. Воспитать можно только того, кого можно воспитывать.
Многие не правильно понимают слово СПРАВЕДЛИВОСТЬ, путая его с РАВЕНСТВОМ. Люди не равны и даже не имеют равных прав и равных обязанностей. Вся человеческая жизнь посвящена определению собственного места в социальной иерархии.
Творчество это удел творцов. Но даже потребление это очень сложная проблема. Человек постоянно должен потреблять, так устроена его природа, вопрос только как престижное потребление переключить с материального на идеальное.
Уровень науки и технологии уже достигли того уровня когда при рациональном планировании можно поддерживать приемлемый уровень физиологического потребления. Но как быть с престижем?
Надо разорвать положительную обратную связь между Капиталом и Товаром. Ограничивая потребление материального, надо менять систему ценностей. Вот "Хищные вещи века" это хороший пример перехода от потребления материальных благ, которое хотя бы стимулирует развитие материальной базы социума, к потреблению иллюзий. Я считаю, что кто хочет потреблять больше пусть больше и производит, но потребление не должно быть престижным, а производство должно.
В лучшие советские времена потребительское отношение к жизни называлось МЕЩАНСТВО (дословно горожанство)
И вечером
та или иная мразь,
на жену,
за пианином обучающуюся, глядя,
говорит,
от самовара разморясь:
«Товарищ Надя!

К празднику прибавка —
24 тыщи.
Тариф.
Эх,
и заведу я себе
тихоокеанские галифища,
чтоб из штанов
выглядывать,
как коралловый риф!»
А Надя:
«И мне с эмблемами платья.
Без серпа и молота не покажешься в свете!
В чем
сегодня
буду фигурять я
на балу в Реввоенсовете?!»
На стенке Маркс.
Рамочка ала.
На «Известиях» лежа, котенок греется.
А из-под потолочка
верещала
оголтелая канареица.

Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг
разинул рот,
да как заорет:
«Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!»

1920-1921


И Маяковский знал о чем писал
Мещанство приятное и последовательное
О внутренней канарейке

Прилепин Захар

Лелею свое тихое мещанство.

Какое замечательное занятие: заявиться огромной семьей, с детьми, путающимися под ногами, в многоэтажный центр, где торгуют всем на свете. И бродить там, закупая нужное и ненужное, восклицать, целоваться, тратить, не считая, глупые и легкие деньги.

Вывалиться потом на улицу, пересчитывая детей, пакеты, свертки и коробки, усесться в большую машину, включить в ней разом печку и музыку и двинуть, спустя три минуты, домой, пока ближние твои, не в силах сдержаться, вскрывают подарки, чтоб смотреть на них восхищенно и касаться их трепетно.

А у дома нас ждет собака, и лает она так, что дрожат стекла, и пасть ее жарка и розова. Собаке радостно, она умеет смеяться, она смеется нашему приходу, и дети мои летят кувырком через нее.

В моем доме тяжелые замки. В моем доме красивые двери. В моем доме пышные кресла, к тому же на них можно качаться. В моем доме пять тысяч книг. Люстра. Бар. Я больше не бегаю за бутылкой вина и за банкой пива в ближайший ларек, у меня все есть, и поэтому я прекрасно надираюсь каждый вечер, разнообразно смешивая всевозможные напитки и безуспешно пытаясь немного напоить жену.

Но сегодня мы еще посетим кафе, мы просто обожаем посещать кафе.

Я люблю это очарованное затишье всего семейства, которое вглядывается в кипу разнообразных (взрослое, детское, винное) меню, принесенных услужливой официанткой к нам на стол. И лишь младшая дочка, не умеющая читать, сползает со стула и топ-топ, уходит к аквариуму смотреть рыбок, о чем, собственно, и сообщает: «Ыбок мотеть, - и, после паузы. - Пойду, - и еще после паузы, - Ыбок». Понял, понял, иди.

Потом средний мой молча, никого не предупредив, убегает смотреть фонтан.

Но ничего, сейчас им принесут блинцы, все в масле и в сгущенном молоке, или сырный супчик, или разноцветный салатик, и они сбегутся обратно, на мамин зов и вкусные ароматы.

Знаете, как маленькие дети забираются на высокие стулья в кафе? Привстав на цыпочки, они ложатся на них животом и потом брыкают во все стороны маленькими ножками. Спустя минуту, из-за стола появляется маленькая, довольная рожица, и я снова понимаю, что меня с какого-то переполоха угораздило родиться счастливым человеком.

О, мое любезное мещанство. Ты обитель моя, ты дворянство мое, ты любезно мне и радостно.

Пусть я все придумал, что написал выше, - разве это важно, если я так стремлюсь туда, к смеющейся собаке, люстре и сырному супчику.
Приветствую последовательное, принципиальное, обдуманное мещанство. Приветствую и призываю на свою голову.

К несчастью, подобное мещанство встречается весьма редко. Куда больше мещан непоследовательных, беспринципных и неумных.

Нормальный мещанин бережет свой прекрасный уголок с канарейкой, у него замечательно развито чувство собственности, он неустанно заботится о себе и своих близких, называя их пошлыми ласкательными именами, к примеру, как это делаю я.

И если он чувствует опасность, грозящую ему и его канарейке, он немедленно берет лом, кол, дрын и сносит любой напасти наглую башку. Пой, моя канареечка, никто тебя не тронет.

Если власть смеет унизить мещанина или его родителя, то мещанин садится в машину, приезжает к власти в кабинет, берет ее за розову щеку и спрашивает: «Ты что, гнида?»

Если государство последовательно выстраивает такой порядок вещей, благодаря которому розовопятые отпрыски мещанина могут впоследствии превратиться в нищих или в убитых в ходе войны одних нищих с другими - мещанин неизбежно становится извержением вулкана. Сначала внутри него все клокочет, а потом бешенство мещанина выплескивается и принимает патологические формы и размеры.

И все лишь потому, что он - последовательный, принципиальный и мыслящий мещанин. Исключительно в силу этого.

Приснись мне, мещанин. Я еще помню тебя: как ты бурлил на площадях, это ведь был ты, а кто же еще. Пел хриплые песни возле Белого дома, кормил солдат колбасой, завалил чугунного Дзержинского, спас Зёму Гердта от черносотенцев.

Приснись мне, ведь солдаты снова хотят колбасы, Дзержинский снова на пьедестале, а всякий Зёма в сильной опасности. Пусть я не разделяю твоих взглядов, пусть они мне кажутся дурными, но я готов уважать тебя за последовательность. Где она?

Непоследовательный мещанин - никакой не мещанин. Нет ему имени, одни позорные прозвища.

Не хочешь быть последовательным - не надо, я теперь буду мещанином. Это я горожанин низшего разряда, не купец, не стрелец, но подлежащий солдатству, развеселый посадский, с женой мещаночкой и детками мещенятками.

Горло перегрызу за мою мещанку и малых мещенят. Как же прожить нам, настоящим мещанам, сладостно и радостно, если мы со своим счастьем поперечны на своей земле? Если нужно мне, незлобивому посадскому человеку, оступиться один раз, потерять свой рубль и не найти второй - и мое государство проедет по мне, не сжалобится ни на мгновение. Нет, не хочу такого порядка, хочу иного.
Кто-то еще должен заботиться о моем счастье, кроме меня самого.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9394
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: *Пессимистический прогноз Бориса Стругацкого*

Сообщение Алексей Ильинов 14 фев 2013, 14:57

Саш, ну так и Маркс то тоже, если внимательно вчитаться в его работы, говорил о КУЛЬТУРЕ, которая излечит раба, пленённого вконец осатаневшим капитализмом, от его рабства и сделает его Тружеником. И Ленин о том же писал и многократно говорил — о КУЛЬТУРЕ, но только не буржуа, а опять же Труженика. А пессимистический сценарий Бориса Натановича схож с Иваном Ефремовым, ибо он тоже в самом конце 1960-х годов писал о том, что будущее черно и безрадостно, ибо уйдут творцы и мечтатели, а на смену им придут мещане и совсем уж невообразимые чудовища, жаждущие людской крови. Да и «поздний» это Стругацкий, разочаровавшийся и сам же себя предавший, ибо Мир Полудня, о котором он с братом так вдохновенно и честно писал в 1960-х годах, был заменён «хищными вещами века» и лже-«прогрессорами», которые уничтожили даже саму Мечту о возможности космического коммунитарного общества, которое постоянно стремится к Красоте, Знанию и Высшей Правде. Так что банально всё, скучно и грустно. Стругацкие испугались своего же Нового Адама - «коммунара-прогрессора». А вот Ефремов был действительно честен - до конца.
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *Пессимистический прогноз Бориса Стругацкого*

Сообщение Александр Волынский 14 фев 2013, 17:20

Стругацкие уже когда писали Пикник на обочине отказались от "Счастья для всех". Брежневская эпоха оказалась слишком циничной это и Ефремов понимал, написав Час быка. Там ведь Торманс это случай равновесия т е застоя.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9394
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: *Пессимистический прогноз Бориса Стругацкого*

Сообщение Алексей Ильинов 14 фев 2013, 18:20

Верно, и именно потому Ефремов задумал и продолжение «Часа Быка» - роман «Чаша отравы», который, по словам людей, близко его знавших, был ещё более мрачным, беспросветным и жестоким. С другой стороны, планета-Инферно Торманс и ноосферно-коммунистическая Эра Встретившихся Рук — это всё та же ДИАЛЕКТИКА, причём вполне по Марксу, ибо во всякой утопии неизбежно есть и антиутопия и почти всегда приходится выбирать именно её, чтобы в дальнейшем как-то усовершенствовать, сделать пригодной для жизни и проявить в ней образ грядущего «золотого века». Иначе никак. Нет 100%-идеального, вплоть до незначительных мелочей, будущего. И Ленин это прекрасно понимал и потому строил пролетарское социалистическое государство на фундаменте старого, которое он не советовал тотчас же разрушать до основания. Ефремова как «последнего коммуниста», конечно, сама эта мысль, что, всё-таки, придётся смириться с антиутопией, угнетала и убивала. Стругацкие же в 1970-х годах ринулись вообще в какой-то постмодернизм с диссидентской «дулей в кармане». Но Ефремов, в отличие от них, в высшее призвание Человека верил. Но он же предсказал и великие муки на пути к Восхождению.
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *Пессимистический прогноз Бориса Стругацкого*

Сообщение Михаил Мошкин 12 дек 2013, 10:01

Есть также другой сценарий – антиутопичный, описанный Хантингтоном – жесткое разделение и антагонизм по цивилизационному признаку.


Т.е. многополярный мир, цивилизационный плюриверсум. Непонятно, с чего это антиутопия. По мне, так это "мир мечты", выражаясь словами тех же совписов Стругацких.

Александр Волынский писал(а):Многие не правильно понимают слово СПРАВЕДЛИВОСТЬ, путая его с РАВЕНСТВОМ. Люди не равны и даже не имеют равных прав и равных обязанностей. Вся человеческая жизнь посвящена определению собственного места в социальной иерархии.
Творчество это удел творцов.


Абсолютно согласен. Согласен в том числе и в том, что "перевоспитать" человечество в целом (о чем мечтали романтики от марксизма) невозможно, но можно - и должно воспитать идеалистически мотивированную элиту.
И, кстати, согласен с Константином: мещанин, образ которого нарисовал Прилепин - это здоровая основа любого здорового общества. Вайшья, домохозяин, "гармоническая личность" по Гумилеву.
Общество, состоящее исключительно из полупрозрачных изобретателей и велеречивых мудрецов возможно только в дурной советской фантастике, которую высмеивали те же Стругацкие в "Понедельнике" http://www.loveread.ec/read_book.php?id=8579&p=43.
Credo quia absurdum est
Аватара пользователя
Михаил Мошкин

 
Сообщений: 1108
Зарегистрирован: 01 ноя 2009, 17:34
Откуда: Россия, Москва

Re: *Пессимистический прогноз Бориса Стругацкого*

Сообщение Алексей Ильинов 12 дек 2013, 10:13

Так и Ефремов, Миша, это очень даже хорошо понимал и именно потому написал свой прекрасный антиутопический «Час Быка», запрещённый в Советском Союзе. Но только он как Стругацкие «кукиш в кармане» не держал и верил, что Хомо Универсалис, Зодчий Грядущего, возможен. Впрочем, ефремовский социум никак нельзя назвать «эгалитарным». Всякие гуманисты-либертарии не случайно же в нём, как и в Мире Полудня Стругацких, заподозрили махровый антигуманистический «фашизм».
Причём у Ефремова в «Часе Быка» прямым текстом сказано, что жители Земли эпохи Эры Великого Кольца и Эры Встретившихся Рук сами себе устраивают уютный быт. Кто-то живёт в хай-тек домах, а кто-то в старинных зданиях с соответствующим антуражем. То есть существует частная собственность и есть домохозяева. Если в «Туманности Андромеды» социум Эры Великого Кольца «номадический», то в «Часе Быка» обнаруживается уже некое «почвенничество».
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *Пессимистический прогноз Бориса Стругацкого*

Сообщение Олег Гуцуляк 12 дек 2013, 10:58

То есть существует частная собственность и есть домохозяева.

Это не частная собственность, а личная. Две большие разницы.
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4628
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: *Пессимистический прогноз Бориса Стругацкого*

Сообщение Алексей Ильинов 12 дек 2013, 11:13

А «частное» «лицо» — это, вроде бы, одно и то же. То есть в ефремовском социуме никто у тебя не будет отбирать твой особняк со старинной мебелью. К тому же есть ещё и общественные фонды со всем необходимым. Но при этом конкретно от тебя будет требоваться подчинение законам коммунистической Земли эпохи ЭВК и ЭВР. Стругацкие где-то это понимали на раннем этапе, но потом их герои превратились в типичных «кухонных интеллигентов» - то есть в «совков». Максим Каммерер, Рудольф Сикорски и Антон-Румата послали их куда подальше...
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *Пессимистический прогноз Бориса Стругацкого*

Сообщение Алексей Ильинов 12 дек 2013, 17:53

«Понедельник» - это уже отход от «коммунизма Мира Полудня», откровенная издёвка и уход в «семидесятничество» с ёрничаньем и дебильным хихиканьем «кухонных антисоветчиков». А Сталина они всегда как-то... презирали. Как и Ефремов, который к сталинизму относился негативно, хотя именно при Сталине Иван Антонович стал доктором наук и создал тафономию. Потому в «Трудно быть богом» Стругацких «интеллигент будущего» коммунар-прогрессор Антон-Румата борется с «серыми» и «чёрными», «арканарским НКВД», дона Рэбы-Берии (первый вариант имени - Рэбия). В 1980-х годах Стругацкие нашли, таки, «прогрессоров» - Гайдара и Чубайса. :-)
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

След.

Вернуться в Уранополис


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1