Что такое коммунистическая революция

Метаполитика, Метакультура, Футурология Трансмодерна

Что такое коммунистическая революция

Сообщение Олег Гуцуляк 08 авг 2010, 21:04

Александр Будило: Что такое коммунистическая революция

Согласно Марксу коммунистическая революция есть скачек человечества из царства необходимости в царство свободы, переход от предыстории к истории. Для того, чтобы понять, что это значит, необходимо предварительно уяснить, что представляет собой в чем это царство необходимости, эта предыстория. Если кратко резюмировать саму ее суть этого, то в результате мы получим, примерно, следующее: на определенной ступени развития биологической формы движения, у высших животных как ее побочный продукт возникает орудийная (трудовая) деятельность. У определенного вида приматов эта деятельность из побочной, второстепенной, неосновной через ряд переходных ступеней превращается в ведущую. Благодаря этому процессу осуществляется скачек от животного к человеку. Диалектическое движение здесь заключается в том, что в процессе развития производительных сил предпосылка (биологическое существование индивидов) снимается и полагается как следствие развития уже небиологической, общественной формы движения материи (т. е. труда, производства).
На определенной ступени исторического развития как побочный продукт роста производительности труда, роста населения, разделения труда, возникает прибавочный продукт, а вместе с последним обмен и экономическая деятельность как таковая. Процесс перехода от дикости и варварства к цивилизации есть процесс превращения обмена, накопления вещного богатства из побочного, второстепенного фактора в основной, в ходе которого непосредственные производители превращаются в средство производства вещного богатства для немногих лиц не занятих уже в сфере, собственно, материального производства.
Диалектика развития предыстории такова, что человек освобождаясь из царства природной необходимости (дикость и варварство) попадает в царство экономической необходимости (цивилизация). Примечательно, что Маркс в предисловии к своей работе «К критике политической экономии», где он излагает материалистическое понимание предыстории, говорит об азиатском, античном, феодальном и буржуазном способе производства как об одной эпохе экономической формации. Цитирую:

«В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации» (Т.13, с. 7).

Отсюда следует вывод о том, что ни родоплеменная организация общества, эпоха дикости и варварства, предшествующая возникновению цивилизации, ни коммунистическая формация, которая приходит на смену последней, не являются экономическими общественными формациями.

В «Экономических рукописях 1857-1861 гг.» Маркс так кратко характеризует эти три основные ступени развития общества:

«Отношения личной зависимости (вначале совершенно первобытные) — таковы те первые формы общества, при которых производительность людей развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах. Личная независимость, основанная на вещной зависимости, — такова вторая крупная форма, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций. Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние, — такова третья ступень. Вторая ступень создает условия для третьей. Поэтому патриархальный, как и античный строй (а также феодальный) приходят в упадок по мере развития торговли, роскоши, денег, меновой стоимости, в то время как современный общественный строй вырастает и развивается одновременно с ростом этих последних» (Т.25. Ч. II, с. 100-101).

Отличительной чертой цивилизации является разделение общества на классы: на тех, кто подчиняется и тех, кто господствует; на тех, кто производит прибавочный продукт и тех, кто им владеет и распоряжается; на тех, кто обрабатывает природу и тех, кто «обрабатывает» людей. В процессе развития цивилизации (и разделения труда на умственный и физический) как ее побочный, второстепенный, неосновной вид деятельности, производство человека, его формирование и развитие, выделяется в особую сферу, становится тем, что мы сегодня называем собственно культурой (политика, наука, искусство, философия, педагогика…).
Скачек человечества из царства необходимости в царство свободы, из предыстории в историю, есть не что иное как превращение сферы производства человека из побочного продукта материального производства в основной вид деятельности всех членов общества. При этом материальное производство, производство вещного богатства, которое является самоцелью капиталистического способа производства, в коммунистическом обществе низводится до роли средства производства универсально развитых индивидов. Это и есть скачек из царства необходимости в царство свободы.

«Варварство – цивилизация – культура» или «отношения личной зависимости – отношения вещной зависимости – свободная индивидуальность», таковы основные этапы развития человечества.

«Царство свободы, – пишет Маркс в «Капитале», – начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства. Как первобытный человек, чтобы удовлетворять свои потребности, чтобы сохранять и воспроизводить свою жизнь, должен бороться с природой, так должен бороться и цивилизованный человек, должен во всех общественных формах и при всех возможных способах производства. С развитием человека расширяется это царство естественной необходимости, потому что расширяются его потребности; но в то же время расширяются и производительные силы, которые служат для их удовлетворения. Свобода в этой области может заключаться лишь в том, что коллективный человек, ассоциированные производители рационально регулируют этот свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль, вместо того чтобы он господствовал над ними как слепая сила; совершают его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее достойных их человеческой природы и адекватных ей. Но тем не менее это всё же остаётся царством необходимости. По ту сторону его начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своём базисе. Сокращение рабочего дня — основное условие». (Т.25, Ч. II, с. 386-387).

Не будет большой натяжкой, если мы сделаем отсюда вывод, что необходимое рабочее время, труд (т.е. «работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью») не есть сущность человека вообще. Труд есть сущность человека, проходящего трудный и мучительный путь выделения из природы, сущность человека предыстории. Сущностью же свободного человека является не необходимое рабочее время, а свободное время, не труд, а творчество.

«В материальном производстве, – отмечает Маркс в экономических рукописях 1857-1861 гг., – труд может приобрести подобный характер лишь тем путем, что 1) дан его общественный характер и 2) что этот труд имеет научный характер, что он вместе с тем представляет собой всеобщий труд, является напряжением человека не как определенным образом выдрессированной силы природы, а как такого субъекта, который выступает в процессе производства не в чисто природной, естественно сложившейся форме, а в виде деятельности, управляющей всеми силами природы» (Т. 46. Ч. II, с.110).

Не случайно тот же Маркс еще в «Немецкой идеологии» категорически заявлял:

«При всех прошлых революциях характер деятельности всегда оставался нетронутым, -всегда дело шло только об ином распределении этой деятельности, о новом распределении труда между иными лицами, тогда как коммунистическая революция выступает против прежнего характера деятельности, устраняет труд» (Т. 3, с. 70).
«Если беглые крепостные стремились только к тому, чтобы свободно развить и укрепить свои уже имевшиеся налицо условия существования, и поэтому в конечном счете добились только свободного труда, то пролетарии, чтобы отстоять себя как личности, должны уничтожить имеющее место до настоящего времени условие своего собственного существования, которое является в то же время и условием существования всего предшествующего общества, т. е. должны уничтожить труд» (Т.3, с. 78).

Такова коммунистическая революция по своему содержанию. Что касается политической формы, то главное здесь заключается в том, что это есть мировая революция, революция уничтожающая национальное государство как таковое и объединяющая человечество в единую планетарную цивилизацию.
Маркс:

«Коммунизм эмпирически возможен только как действие господствующих народов, произведенное «сразу», одновременно, что предполагает универсальное развитие производительной силы и связанного с ним мирового общения» (Т. 3, с. 34).
«Пролетариат может существовать только во всемирно-историческом смысле, подобно тому как коммунизм – его деяние – вообще возможен лишь как «всемирно-историческое» существование индивидов» (Т.3, с. 35).

Ф. Энгельс:

«Может ли эта революция произойти в одной какой-нибудь стране? Нет. Крупная промышленность уже тем, что она создала мировой рынок, так связала между собой все народы земного шара, в особенности цивилизованные народы, что каждый из них зависит от того, что происходит у другого. Затем крупная промышленность так уравняла общественное развитие во всех цивилизованных странах, что всюду буржуазия и пролетариат стали двумя решающими классами общества и борьба между ними – главной борьбой нашего времени. Поэтому коммунистическая революция будет не только национальной, но произойдет одновременно во всех цивилизованных странах … Она окажет также значительное влияние на остальные страны мира и совершенно изменит и чрезвычайно ускорит их прежний ход развития. Она есть всемирная революция и будет поэтому иметь всемирную арену» (Т.4, с.334).

Какие из всего сказанного следуют выводы? Прежде всего, следующие: для того чтобы коммунистическое движение смогло выйти на новые исторические рубежи, самим коммунистам необходимо решительно размежеваться с грубыми, вульгарными, псевдомарксистскими представлениями о коммунизме, коммунистической революции, с реакционными формами социализма, прежде всего со сталинизмом, питающим и сегодня надежды на социалистическую революцию и построение социализма в одной отдельно взятой стране. Без этого никакого ни идейного, ни организационного продвижения вперед не будет. После краха, так называемого реального социализма, должны же мы, в конце концов, усвоить одну простую истину, которую Ф.Энгельс открыл еще в 1891 г., т. е. задолго до прихода к власти Сталина, Мао Цзедуна, Ким Ир Сена, Пол Пота:

«Социал-демократическая партия не имеет ничего общего с так называемым государственным социализмом, системой огосударствления в фискальных целях, которая ставит государство на место частного предпринимателя и тем самым объединяет в одних руках силу экономической эксплуатации и политического угнетения рабочего» (Т.22, с. 623).

Здесь сформулирован отправной пункт возрождения подлинно революционного коммунистического движения.

Тезисы выступления на научно-практической конференции «Перспективы социалистической революции в современных условиях» 12.06.10 г. Киев.

http://revsoc.org/archives/4630
http://primordial.freeoda.com/archives/1316
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4628
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: Что такое коммунистическая революция

Сообщение Олег Гуцуляк 08 авг 2010, 21:05

== Царство свободы … по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства ==

Но человечество ограничено своей физической природой, «здесь и сейчас», оно ограничено, собственно, своей «телесностью», диктуемой потребность в том же «материальном производстве», и любые благие мысли и намерения разбиваются о реальность материального потребительства. Ким Ир Сен, например, видел причину краха коммунистического строительства в СССР в том. что «советские люди хотели иметь собственные автомобили и тюли на окнах».
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4628
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: Что такое коммунистическая революция

Сообщение Олег Гуцуляк 08 авг 2010, 21:07

Поэтому «выход по ту сторону» видиться, например, Э. Ильенковым («Космология духа») в космической по масштабу трансформации самой биологической сущности человека.
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4628
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: Что такое коммунистическая революция

Сообщение Неомарксист 08 авг 2010, 21:29

Мне лично не нравятся всякие евгенические теории по изменению биологической сущности человека. Кстати подобные мысли встречал даже на форуме КПРФ, там некоторые товарищи предлагают геномную революцию по созданию альтруистического человека нового коммунистического общества. Сразу вспомнился советский фантастический фильм "Идеальное преступление", в котором преступнику приговорённому к высшей мере наказания предлагались на выбор два варианта: смертная казнь или полная переделка психики посредством нейрохирургической операции на головном мозгу. Так там ложно обвинённый в убийстве фабрикант выбрал полную переделку психики и умоляет своего адвоката оправдать его, говоря что после переделки ЭТО БУДУ УЖЕ НЕ Я. Точно также и все эти программы по преобразованию человеку приведут к тому что люди перестанут быть людьми и превратятся в каких-то человекоподобных существ, биороботов.

Не надо ничего придумывать нового. Необходима ДУХОВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ! Она не менее насущна чем социальная, человечество должно пробудиться! Без этого не будут возможны никакие социальные революции. Кризисы порождённые капитализмом вряд ли приведут к нищете которая возмутит человека, скорее всего развитие науки и техники сделает возможным справедливое распоряжение скудными ресурсами. Но это лишь возможность, причём не революционная, а эволюционная, до тех пор пока человек не возмутиться своим убогим бытом, убогими горизонтами своей жизни ничего революционного не случиться. Все люди страдают от убогости своей жизни, но слишком многие как дрессированные животные продолжают тянуть лямку в общем то не сознавая причин своих несчастий. Конечно фальшивый эгалитаризм типа все равны перед Богом сродни буржуазном свободе-равенству-братству. Это лишь иллюзорное разрешение проблемы. Коммунизм это естественное чувство верующего, если всё принадлежит Господу, то и собственность святотатство. Истинное духовное пробуждение не может не иметь социальных последствий, и у истоков всех великих религий мы что то такое наблюдаем, например коммунизм первоапостольской церкви.
Форум "УРАНОПОЛИС: Содружество Духовных Коммунистов"
http://newleft.forum24.ru/
Аватара пользователя
Неомарксист

 
Сообщений: 1809
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 00:12
Откуда: Питер

Re: Что такое коммунистическая революция

Сообщение Максим Борозенец 08 авг 2010, 22:33

Олег Гуцуляк писал(а):Поэтому «выход по ту сторону» видиться, например, Э. Ильенковым («Космология духа») в космической по масштабу трансформации самой биологической сущности человека.

Нужно отдавать себе отчет в том, что Модерн и торжество материализма мы себе заработали именно как реакцию на попытку "трансформации биологической сущности человека". Причем модернисты вовсе не отказались от этого христианского проекта, а только истрактовали его с материалистических позиций. Результат - клонирование, омолаживающие прививки и прочие силиконовые протезы. Деградация индивидуума в дивидуум с прикладной физиологической эквилибристикой - это лишь показатель того, что всем стало начхать на истинную сущность Человека.
Преобразовывать нужно не биологическую сущность, а как раз духовную. Должна быть революция сознания. Так как именно оно определяет наше Бытие, а никак не наоборот. Великие посвященные сделали все для того, чтобы человек отпочковался в самоценную сущность - на эту миссию работали религии и цивилизации. Отчуждение, разобщение и культивирование эгоизма не спугнуло их. Они знали, что за хаосом освобожденного эго наступит эра Возвращения. Что Человек воссоединится с Богом уже на качественно новом уровне познания, обогащенный многовековым опытом.

Не надо ничего придумывать нового. Необходима ДУХОВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ! Она не менее насущна чем социальная, человечество должно пробудиться! Без этого не будут возможны никакие социальные революции.

Воистину так!
Ex Borea Lux! - Из Севера Свет!
Аватара пользователя
Максим Борозенец
Администратор
 
Сообщений: 3429
Зарегистрирован: 30 окт 2009, 23:45
Откуда: Дания, Копенгаген

Re: Что такое коммунистическая революция

Сообщение Неомарксист 09 авг 2010, 01:45

Мне кажется то капитализм это более не актуально, например в наше время все работники наёмного труда, то есть пролетарии, от топ-менеджера до грузчика и дворника. Капитализм сегодня сознаётся уже не столько как капитал и буржуазия, а как "учёт и контроль", как некий тип буржуазной рациональности, то есть некое культурное явление. Кстати о том же собственно и новые левые, и неомарксисты. Но дело даже не в том что буржуазное общество естественным образом трансформируется в анархичное пролетарское, без всяких социальных и культурных революций. Дело не в том что левые восстают собственно уже не против капитализма и буржуа, а против пролетария и анархии, которые вчера были их утопией. Капитализм вечен и даже видимо натуральный обмен при первобытно-общинном строе порождал свою буржуазию и капиталы. Проблемы которые мы хотим разрешить извечны, порабощение человека человеком, эксплуатация, ложные формы сознания, то есть сознание раба - классовое сознание, насилие власти и власть насилия и т.п. И разрешение этих проблем извечно, в вере, в Господе, а вера без дел как известно мертва, и это внешнее проявление деятельное веры и есть анархия, коммунизм.
Форум "УРАНОПОЛИС: Содружество Духовных Коммунистов"
http://newleft.forum24.ru/
Аватара пользователя
Неомарксист

 
Сообщений: 1809
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 00:12
Откуда: Питер


Вернуться в Уранополис


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron