ТЕОРИЯ ИСКУССТВА

ТЕОРИЯ ИСКУССТВА

Сообщение Олег Гуцуляк 10 июн 2015, 09:26

ТУПЕЮЩИЕ ХУДОЖНИКИ

Недавно на заседании в Кремле советник президента Владимир Толстой сказал:

Широко известен факт, когда Уинстону Черчиллю предложили сократить расходы на культуру и искусство для увеличения военных расходов. Он ответил очень просто: а ради чего мы тогда собираемся воевать?

Не диво, что кремлевский чиновник чувствует себя на войне: сидя в крепости, трудно не проникнуться оборонным сознанием. Интересно другое. На мероприятии столь высокого уровня (с участием президента) оратор пользуется "бродячим сюжетом", даже не попытавшись проверить его. Черчилль у нас теперь как Ленин - каждой бочке затычка. Но Ленина цитировали со ссылкой на полное собрание сочинений. Черчилля цитируют по интернету. Надо ничего не знать о Черчилле, чтобы приписать ему подобный афоризм. Усомнившись в его подлинности, я потратил минут десять, чтобы убедиться в том, что это легенда, хотя и широко распространенная. Хотя бы потому, что расходы правительства Великобритании на оборону составляли в 1940 году 643 миллиона фунтов, а на культуру - 25 тысяч. Сокращение расходов на культуру никоим образом не могло помочь обороне.

Почему Владимир Толстой не проделал эту элементарную работу вместо меня? Ведь у него, наверно, есть аппарат, предназначенный именно для этого, профессионалы с дипломами и учеными степенями. Зачем вы морочите голову публике?

Или вот министр культуры Владимир Мединский. Запрещая прокат картины "Номер 44", он особенно возмущался тем, что "советские солдаты, водрузившие Знамя Победы над Рейхстагом", показаны в фильме "мародерами с пятью трофейными часами на запястьях".

Но возмущаться тут нечем - это исторический факт. Фронтовой фотограф Евгений Халдей не раз вспоминал, как увидел на снимке трофейные часы на правой руке одного из солдат и иглой соскреб их с негатива. Недавно на персональной выставке Халдея в Берлине этой истории было уделено особое внимание.

Зачем они тычут пальцем в небо?

Затем, что у власти нет теперь профессиональной экспертизы, а есть только информационная война, на которой все средства хороши. И уже не особенно удивляет, что правительственная "Российская газета" принимает за реальную новость фельетон известнейшего американского сатирика Энди Боровица и разражается в ответ гневным комментарием.

Про президентского пресс-секретаря Дмитрия Пескова говорить уже как-то неудобно. "Иностранный агент не является именем нарицательным, это связано с финансированием, как вы знаете", - сказал он в интервью "Эху Москвы". И далее, в том же интервью: "Это не является именем нарицательным. Это норма нашего закона".

Я долго гадал, что подразумевает Песков под выражением "имя нарицательное", покуда коллега Татьяна Малкина не догадалась: он имел в виду, что "иностранный агент" - не порицающее название. Благодарю покорно! Заявления кремлевского представителя теперь надо разгадывать как ребус. Этак Песков сам станет именем нарицательным. "Из вас песков сыплется", - будем говорить мы косноязычным оппонентам, плохо учившимся в школе.

Власть отупела. Иначе и быть не может в стране, где власть не просто уклоняется от интеллектуального вызова, но и тщательно затыкает все щели, откуда такой вызов может исходить: мели, Емеля, твоя неделя. Скудоумие нынешнего агитпропа уже не просто очевидно - оно вопиет.

Но, может быть, она нарочно такая тупая, чтобы у умных людей не возникало желания спорить с ней, а президент получает правильную, правдивую экспертизу, только строго засекреченную? Сомневаюсь. При вертикальном устройстве власти ее главе говорят то, что он хочет слышать, а все усилия чиновников направлены на то, чтобы отличиться и понравиться хозяину. Я, во всяком случае, не помню, чтобы на кремлевских совещаниях кто-нибудь дерзнул возражать первому лицу. Найдись такой отчаянный смельчак - и вождь, может, не повторял бы благоглупости, созданные для внутреннего потребления, в обществе мировых лидеров:

То, что мы раньше продавали за доллар и получали в ответ 32 или 35 рублей, а теперь продаем за тот же доллар, но получаем - сколько там сегодня курс? - 45, 47 или 48 рублей. Поэтому доходы в бюджет даже увеличились.

Должно быть, помощники, слыша такое, переглядываются за его спиной и один другому шепчет, как Берлиоз Ивану: "Не противоречь!" Читая на "Гранях" хронику российских телевизионных ток-шоу, трудно не вспомнить знаменитый разговор из "Грозы":

Феклуша. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой - салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и, что ни судят они, все неправильно... А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.
Глаша. Отчего же так - с песьими?
Феклуша. За неверность.

Такую картину мира усердно рисуют люди, когда-то считавшиеся неглупыми и образованными.

Отупение кончается одичанием. Это инволюция - развитие вспять, когда атрофируются за ненадобностью функции и органы. Большевики создавали нового человека. Проект удался. Уже в 1918 году Сергей Булгаков говорил устами Писателя - участника диалогов "На пиру богов":

Признаюсь вам, что "товарищи" кажутся мне иногда существами, вовсе лишенными духа и обладающими только низшими душевными способностями, особой разновидностью дарвиновских обезьян - homo socialisticus.

Позднее появился и получил широкое распространение термин homo sovieticus, в просторечии "совок". Сегодня нам говорят, что мы "растеряли" и эту идентичность, что "государство теперь уже не сможет выжить без качественного человека" и что "демографическая - да и вся социальная - политика должна быть нацелена не только на умножение количества граждан, но и на повышение их качества".

Высокоморальный патриот - таким, по мнению автора этого концепта Сергея Караганова, должен быть этот новый качественный гражданин. В коротенькой статье Караганова много раз повторяется слово "свобода", но вокруг него выстроен такой частокол идеологических ограничителей, что ни о каком свободомыслии качественным гражданам мечтать не приходится - им дозволена лишь "свобода самореализации для общего блага".

Такого гражданина можно назвать homo non dubius - "человек не сомневающийся". Но, как гласит латинская пословица, ubi dubium ibi libertas - "где сомнение, там свобода" или, в более вольном переводе, "свобода начинается с сомнения". А у Декарта знаменитое изречение начинается так: Dubito ergo cogito - "Сомневаюсь - следовательно, мыслю".

Владимир Абаринов, http://grani.ru/
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4627
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: ТЕОРИЯ ИСКУССТВА

Сообщение Олег Гуцуляк 06 июл 2015, 11:14

Дмитро Корчинський

КОРОТКО ПРО ГОЛОВНЕ, ЩО ВАМ ПОТРІБНО ЗНАТИ ЗА ЄВРОСОЮЗ

Встроміть голку циркуля в Єрусалим й окресліть коло радіусом до Риму. А тоді проколіть Рим й окресліть ще дне коло тим самим радіусом - до Єрусалиму. Всим, що за межами цієї вісімки - не переймайтеся. Те що всередині може бути зрозумілим, бо саме там і формувалася наша здатність розуміти.
Ще раз: намагаймося осягнути те, що піддається осягненню й уникаймо того, що осягнуте бути не може! "Звіриного стилю" скіфів, наприклад. Адже, не відомо наскільки він є наслідком далекосхідних впливів.
Єзуїти колись осягнули Китай. Проте, нам корисніше осягати єзуїтів, ніж Китай. Далекосхідне варто колекціонувати в якості сувенірів, але не в якості ідей.
Наша єзуїтська душа виростає з двох таємниць - з "класичної" й "готичної".
Візьмемо милу румунському серцю українського партіота Трипільську (Кукутені) археологічну культуру. Оздоблення ранньої кераміки просте геометричне, пізнішої - химерне, "готичне".
Як об'єм утворюється світлом і тінню, так Європа виростає з поєднання середземноморської геометричності й кельто-германської химерності, "готики".
Болота, плавні, тумани й ліси породжують "готичний" мистецький архетип, а пустеля, скелі пляжі й острівці на поверхні моря - "класичний".
Тому співці Пречистої Діви франків доспівалися до контрапункту, а Піфагор - лише до гармонії (й навіть Григорій Великий лише до монодії).
Грек милується хвилями, варвар вгадує тіні в глибині.
Грек вдивляється в обрій, варвар споглядає дно крізь прозору воду.
Грек насолоджується меандром, германець - вузлом. Грек - символом, германець - таємницею.
В докласичні часи ми помічаємо південних - геометричних і північних - химерних варварів.
Кікладське, мікенське, мінойське, архаїчне - геометричне. Кельтське - химерне.
Естетичне завдання "класики" - розкрити, "готики" - заплутати.
"Класика" гармонізує нас, "готика" бентежить.
"Готика" й "класика" співвідносяться, як плетиво - площина, барліг - берег, екологізм - силогізм.
На класичну будівлю потрібно поглянути, в готичну доводиться вдивлятися.
Найцінніший погляд на витвір Каллікрата чи Палладіо перший. Найцінніший погляд на споруди послідовників абата Сугерія сотий.
Класика вся розкривається у фасаді, або у три чверті. Готика часто цікавіша збоку, або навіть ззаду, абсіда виразніша за фасад. Перед класикою треба стати, готику необхідно обійти.
Архетипи борються й синтезуються. Зауважте поєднання простої "геометричності" романськоі архітектури з химерною складністю її капітелів і порталів. Погляньте, як Пізано по кельто-германські переплітає "греко-римські" деталі.
Натомість готична, химерна архітектура поєднується з "класичними", не заплутаними формами оздоблення.
Ба більше! Класика - це зіпсована геометрія. Елемент згаданого меандру складається з шести прямих кутів, а міг би й з чотирьох!
Перебування перед грецьким храмом гармонізує, а наприклад, споглядання правильної кубічної форми такого ж розміру, чи мармурової кулі - ні. Справа у таємничому порушенні досконалості, у розриванні простоти.
Нас притягують, навіть гіпнотизують колонади, галереї, анфілади, алеї бо наприкінці кожної ми підозрюємо таємницю.
Химерність - це антропність, її підмішують до геометрії, щоб отримати класику.
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4627
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина


Вернуться в Традиция и Культура


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1