*ПРОГРЕССИВНЫЙ РОК: Уникальный синтез Архаики и Модерна*

*ПРОГРЕССИВНЫЙ РОК: Уникальный синтез Архаики и Модерна*

Сообщение Алексей Ильинов 22 дек 2010, 14:50

Обратил внимание вот на что. В теме «КУПАЛА...» была затронута тема синтеза архаики и авангарда. И я там, грешным делом, поведал о своём увлечении прогрессивным роком и иже с ним. Тут на днях прочитал огромную дискуссию о прог-роке и арт-синтезе на Форуме Портала PROGMUSIC.RU. Там же и нашёл небольшую статью о прогрессиве, которую поспешил выставить здесь.
К тому же вот уже несколько месяцев я изучаю сайты журналиста и музыканта Виталия Меньшикова, автора «Энциклопедии прогрессивного рока и прото-прогрессива» - http://progressor.net/ и http://progrockmuseum.ru/
Взгляд Меньшикова на прогрессив-рок мне очень нравится, ибо он отваживается обнаруживать «прогрессивность» много где — начиная от The Beatles и Iron Butterfly, и заканчивая Candlemass (гениальные продолжатели наследия Black Sabbath), My Dying Bride, Therion или же Tiamat. И спектр его предпочтений огромен — это и классический прогрессив-рок, и джаз-фьюжн, и дум-метал (весьма «прогрессивный» жанр!), и пауэр-метал (есть даже термин такой - прог-пауэр), и замороченный техно-трэш (тут нет равных Annihilator, Voivod или же Megadeth). Разумеется, что упёртые «прогловеры» с такой вот «разносторонностью» не согласны категорически, ибо их интересы — это сверхнавороченный, понятный весьма узкому кругу лиц, элитарный авангард. Что, кстати, их в чём-то даже роднит со знатоками джаза (тоже замкнутая и весьма эгоистичная секта).
Итак, давайте порассуждаем на примере прогрессив-рока о Синтезе архаики и модерна.
Ещё хочу заметить, что и тот же индастриал, и даже «интеллигентная танцевальная музыка» также берут начало в прогрессиве и краут-роке (немецкой разновидности прогрессива). Куда не глянь — везде обнаружишь прогрессив!

"PROGRESSIVE ROCK (PROG-ROCK)"

Это яркое и сложное музыкальное явление возникло в конце 1960-х главным образом в Англии. Оно достигло своего пика популярности в начале 1970-х, но продолжает существовать и в наши дни. Очень быстро "Прог-рок" стал всеевропейским движением, но также имел своих представителей и в Новом Свете, например, Kansas и Rush. Если европейский Прогрессив имел основное влияние и заимствования со стороны классической музыки и джаза, то американский рок в значительной степени опирался на Ритм-н-блюз ("Rhythm & blues") и Кантри ("Country").
Точного и окончательного определения Прогрессивного рока не существует. Более того, постоянно идут дебаты о причислении той или иной группы к Прогрессиву. Тем не менее присущими чертами являются: большая длина песен (их часто называют "эпиками"), сложность мелодий, что требует от слушателей неоднократного прослушивания, гармоническая и ритмическая изобретательность и искустность, сюитное построение альбома или его части; в многозначительных текстах используются темы научной фантастики и фэнтази, истории, религии войны, любви и безумия. А альбомы со сквозной темой стали называться "концептуальными". Но совсем не обязательно, чтобы все эти черты сошлись в одной песне.
За несколько десятилетий развития жанра, внутри Прогрессивного рока появилось множество стилей, главные из которых: "Art Rock/Symphonic prog", "Jazz Rock/Fusion" и "Progressive metal", каждый из которых в свою очередь делится на множество подстилей.

"ART ROCK"

Этот стиль появился в конце '60-х, когда ряд музыкантов начали играть музыку более сложную, чем современный им поп рок.
Хотя Арт Рок имеет более сложную структуру (многочастная композиция, часто цикличная, разнообразные ритмические рисунки, проигрыши и виртуозные соло), тем не менее в Арт Роке сохраняется влияние и связь с поп музыкой и тенденция к коротким песням. Музыка может быть как мягкой и мелодичной, так и тяжёлой, с элементами "hard-&-heavy". Группы, исполняющие Арт Рок, могут привносить в свою музыку элементы других стилей, переходя в Джаз Рок, симфорок или в один из подстилей тяжёлой музыки.
Вероятно как разновидность Арт Рока может рассматриваться "POMP-ROCK" ("Pompous rock"), отличающийся от Арт Рока особым пафосом, мажором и эмоциональным подъёмом.
"Art Rock" исполнители: Alan Parsons Project, Asia, Peter Gabriel, Steve Hackett, Procol Harum, Supertramp, Roger Waters и др.

"CANTERBURY SCENE"

Этот стиль связан с географической точкой на юге Англии Кентербери, где нашли свой приют ряд групп постпсиходелического периода. Между основными группами "Кентерберийской Сцены" было много общего: все они играли музыку, состоящую из джазовой импровизации, рок ритмов и интеллектуальной лирики, перешедшей из "Психоделии". А к середине '70-х некоторые из них стали исполнять инструментальный (реже с вокалом) джаз-рок/фьюжн. Многие авангардные и джаз-роковые музыканты Британии, такие как Allan Holdsworth, Fred Frith, Peter Blegvad, также ранее играли в группах "Кентерберийской Сцены".
"Canterbury Scene" исполнители: The Soft Machine, Caravan, Gong, Robert Wyatt, Kevin Ayers, Hatfield & the North, Egg, National Health, Supersister, Isotope и др.

"ITALIAN SYMPHONIC PROG"

Этот поджанр охватывает всех многочисленных исполнителей прогрессивного рока Италии '70-х.
Их объединяет итальянский язык (но не всегда), следование итальянской (а иногда и региональной) классической и фольклорной музыкальной традиции. Особо стоит отметить вокал этих групп: уникальные тембры, техничность, лёгкость звука и любовь к многоголосью . При этом, музыка итальянцев также может классифицироваться по стилям, принятым в других странах.
"Italian Symphonic Prog" исполнители: Balletto di Bronzo, Banco del Mutuo Soccorso, Locanda delle Fate, le Orme, Osanna, Premiata Forneria Marconi (PFM), Quella Veccia Locanda, Triade и др.

"JAZZ ROCK / FUSION"

Этот стиль появился в результате смешения джазовых принципов музицирования, аранжировок, стилей, с элементами рок музыки. Из джаза были взяты также акустические инструменты, ранее не свойственные для рок-групп. В результате возник часто инструментальный, очень техничный, виртуозно исполненный, и сложный для восприятия Джаз Рок.
Строго говоря, Джаз Роком стали называть музыку "белой" рок группы с духовой секцией, например, "Blood, Sweat and Tears", "Chicago". Затем, с приходом, главным образом, "чёрных" музыкантов, возник стиль "fusion" ("сплав"). Это означает, что люди близкие к джазу на электрических рок инструментах играют "новый джаз". Важное свойство "fusion" - "импровизация" солирующего инструмента, а не исполнение заученной партии. "Fusion" обладает открытостью и способностью к лёгкому слиянию с пограничными стилями. Так, от соприкосновения "фьюжн" с этнической музыкой возник "world fusion", а от слияния с поп-музыкой - "smooth jazz". Пересечение с классической музыкой получило название "crossover". Иногда, под это название, подпадает и собственно "Прогрессивный Джаз" ("Progressive Jazz").
"Jazz rock/Fusion" исполнители: Area, Blood Sweat and Tears, Brand X, Bill Bruford, Chicago, Herbie Hancock, Allan Holdsworth, Mahavishnu Orchestra, Return to Forever, Weather Report, Uzeb и др.

"KRAUT ROCK"

Это название отсылает нас к легиону германских групп, которые в начале "70-х занимались расширеньем звуковых возможностей арт-/прог-рока. В отличие от своих английских и американских коллег, которые двигались в сторону джаза и классической музыки, усложняя форму, немецкие группы становились всё более механистичными и электронными. Работая с ранними синтезаторами и склеивая разнородные куски плёнки, они создавали монотонный, пульсирующий звук, сближающий их скорее с авангардом, нежели с рок-н-роллом. Хотя их эксперименты не имели больших последствий в "70-х. Они повлияли на группы "постпанка" начала "80-х и на "индастриал". "Краут рок" вошёл снова в моду в "90-х, когда группы типа "Stereolab" и "Tortoise" стали объединять в своём туманном авангардном инди роке, гипнотический ритм и электронные эксперименты германских арт-роковых групп.
"Kraut rock" исполнители: Amon Duul II, Birth Control, Can, Faust, GuruGuru, Kraan, Neu! и др.

"NEOPROGRESSIVE (NEOPROG)"

Этот стиль вырос из движения ряда британских групп начала "80-х, желающих исполнять музыку глубже и сложнее, чем популярная тогда музыка групп Новой Волны "New Wave". Главной и действительно звёздной группой Неопрогрессива стала "Marillion". Образцами, на которые ориентировались неопрогеры, были ранние "Genesis", "Camel" и в меньшей степени "van der Graaf Generator", и "Pink Floyd". В отличие от обычного рока, их музыка имела более вычурное звучание, но ей не хватало настоящей утончённости и изощрённости симфопрогрессива как у "Yes", "Gentle Giant" или "Camel". "Неопрог", в своих лучших проявлениях, имеет неплохие тексты, виртуозные соло и проигрыши, но оценка этого явления как "суррогатного прогрессива" или "изобретательного поп рока" зависит только от точки зрения слушателя. Многие группы неопрога продолжают выпускать альбомы, занимая постоянную нишу в мире прогрессива.
"Neoprogressive" исполнители: Arena, IQ, Jadis, Marillion, Pallas, Pendragon и др.

"PROGRESSIVE METAL (PROG METAL)"

"Прогрессивный Металл" возник как стиль в середине '80-х и соединил в себе элементы свойственные Hard-n-heavy и классическому Прогрессиву '70-х. Прог-металлические группы как "Dream Theater", "Queensryche" и "Fates Warning" заимствовали у Арт-/Симфорока инструментовку и принципы композиционного построения песен, а затем смешали их с элементами, свойственными собственно тяжёлым стилям и группам, их представляющим, например: как "Black Sabbath", "Deep Purple", "Metallica" и "Iron Maiden". Получившийся результат можно описать как идеи прогрессивного рока воплощённые в форме. "hard & heavy".
В зависимости от влияния других музыкальных стилей, прог-метал делится на множество подстилей. Так на разных концах звукового диапазона находятся две прог-металлические группы "King's X" и "Opeth". Если на стиль "King's X" большое влияние оказывал мягкий мэйнстримовый рок и грандж, то "Opeth" со своим "гроулинг-вокалом" и очень тяжёлыми гитарами рассматривается как "Death Metal". "Mars Volta" соединил в своём творчестве прог-метал и хардкор "Hardcore", ранее считавшиеся двумя различными стилями. В музыке "Spock's Beard" и "Symphony X" находим влияние классической музыки, а группы "Liquid Tension Experiment" и "Planet X" разрабатывают идеи, взятые из джаз-рока.
"Progressive metal" исполнители: Ayreon, Dream Theater, Fates Warning, Opeth, Pain of Salvation, Queensryche, Shadow Gallery, Symphony X, Threshold и др.

"PROG FOLK"

В начале '60-х, по обеим сторонам Атлантики происходит возрождение фолк-музыки, часто, но не всегда, связанной с левыми молодёжными движениями. Фолк был исключительно акустическим, не допускал использованья электрических инструментов. А когда в 1961 году Боб Дилан ("Bob Dylan") записал электрический альбом, произошло рождение фолк-рока ("Folk-rock"), что открыло новые возможности для молодых музыкантов. Уже в середине '60-х огромное число групп играло фолк, обращаясь к роковой аудитории. В фолк-рок начали переноситься элементы европейского музыкального Средневековья и Возрожденья, джаза и блюза. Появились группы, исполняющие рок с фольклорными мотивами разных регионов мира и Европы. В 2000-ые годы, главным образом в США, растёт новая волна интереса к Фолку, часто называемому "NeoFolk".
"Prog-folk" исполнители: Ian Anderson, Comus, Donovan, Fairport Convention, Gryphon, Horslips, Itoiz, Los Jaivas, Jethro Tull, Magna Carta, Mago de Oz, Mostly Autumn, Strawbs и др.

"PROG-RELATED"

В эту категорию подпадают группы и музыканты, которые не являются собственно исполнителями прог-рока, но при этом и не являются 100%-ыми исполнителями поп или рок мэйнстрима.
"Околопрогрессивными" могут быть как музыканты, которые отошли от прогрессива к другим стилям, так и музыканты, на которых как-то повлияла прогрессивная музыка. Используя новые музыкальные приёмы, они создавали новые непрогрессивные подстили, и их новаторство не может не быть недооценено. "Prog-related" исполнители: Jon Anderson, Black Sabbath, Japan, Led Zeppelin, Queen, Roxy Music, Styx, Uriah Heep и др.

"PROTOPROG"

Этим термином как правило определяют ряд групп, существовавших примерно к 1969 году, и напрямую повлиявших на развитие прогрессивного рока.
Конец 1960-х был главным образом период творческих экспериментов, и эти группы принесли новые более сложные формы написания и исполнения музыки, они использовали новые технические средства для записи альбомов, расширяли существующий набор рок инструментов новыми, часто экзотическими или взятыми из джаза и академической музыки. Одни группы и музыканты продолжали играть и в 70-ые, став собственно прог-роком, другие исчезали или уходили в иные стили.
"Protoprog" исполнители: The Beatles, The Crazy World of Arthur Brown, Deep Purple, Giles, Giles & Fripp, Moody Blues, Nice, Touch, Vanilla Fudge и др.

"PSYCHEDELIC/SPACE ROCK"

"psychedelic Progressive" появился в середине '60-х как результат "Британского Вторжения" и экспериментов фолк-роковых групп с расширением звуковых возможностей своей музыки. Эти группы двигались от простой рок-н-рольной песенной структуры (куплет-припев-куплет), к более свободным и расплывчатым структурам. В музыку привносились элементы джаза, индийской и восточной музыкальной традиции, уделялась большее внимание на работу в студии с вокалом и электронными инструментами. В наши дни вместо "Psychedelic" часто употребляют термин "Space Rock".
Музыка "Спэйс-рока" более импровизационная, с многочисленными гитарными и синтезаторными эффектами, создающими ощущение стремительного межзвёздного полёта, наполненная образами, навеянными научной фантастикой. Главными новаторами стиля были "Hawkwind".
"Psychedelic/Space-rock" исполнители: Eloy, Hawkwind, Jade Warrior, Nektar, Ozric Tentacles, Pink Floyd, Porcupine Tree, Pulsar и др.

"RIO/AVANT-PROG"

"RIO" - это аббревиатура английского выражения "Rock-in opposition". Это теченье прогрессивной музыки опирается главным образом на авангардную классику начала 20-го века. Здесь доминируют диссонирующие аккорды, ритмические эксперименты, абстрактный, иногда с остро политическими текстами, вокал. Для восприятия этой музыки требуется от слушателя определённая подготовка, но даже при обычном уровне нельзя не оценить высокое мастерство музыкантов, исполняющих "RIO".
"Avant-prog" - это сокращённое название для "Avant-garde progressive rock". Этот стиль появился в конце '70-х как результат слияния двух других прогрессивных стилей: "RIO" и "Canterbury scene". Поскольку эти два названия имели ограниченья во времени (как "RIO") и в пространстве (как "Canterbury scene"), то для возникшего явления появилось названье "Avant-prog". Множество авангардных музыкантов и групп, большей частью из США, сочиняли небольшие инструментальные пьесы, с подчёркнуто сложным содержаньем и простой инструментовкой. Их представления были лишены помпезности и всяческой бутафории, свойственной музыкантам прогрессивного мэйнстрима.
"RIO/Avant-prog" исполнители: Captain Beefheart, Henry Cow, Present, Residents, Samla Mammas Manna, Taal, Univers Zero, Frank Zappa, Art Zoyd и др.

"SYMPHONIC PROG"

Это вероятно основной стиль прогрессивного рока, который включает в себя большинство достижений других стилей. Главная его черта - это "симфонизм", сложность звучания. Здесь композиции длинные и динамичные, с частыми изменениями ритма и тональности, с пространными и виртуозными соло. Тексты песен наполнены философичностью, фэнтазийными сюжетами и фантастикой.
"Symphonic prog" исполнители: Camel, ELP, Genesis, Gentle Giant, The Flower Kings, King Crimson, Spock's Beard, Van der Graaf Generator, Yes и др.

"ZEUHL"

Слово "зеухл" на кобайском языке означает "небесный". Этот язык был придуман ударником и основателем французской группы "Magma" Крисом Вандером. Музыканты называли свою музыку словосочетанием "Zeuhl Wortz", что означает "музыка небесной мощи". Этот стиль представляет собой смесь таких музыкальных явлений как неоклассицизм, романтизм, модернизм и фьюжн. Этому стилю свойственна атмосфера тоталитарного порядка и подавленных чувств, темы марша, пульсирующий бас, воздушные клавишные и духовые.
"Zeuhl" исполнители: Dun, Escaton, Happy Family, Lagger Blues Machine, Magma, Ruins, Universal Totem Orchestra, Weidorje, Zao и др.
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *ПРОГРЕССИВНЫЙ РОК: Уникальный синтез Архаики и Модерна*

Сообщение Алексей Ильинов 22 дек 2010, 15:04

Вероятно как разновидность Арт Рока может рассматриваться "POMP-ROCK" ("Pompous rock"), отличающийся от Арт Рока особым пафосом, мажором и эмоциональным подъёмом.


Вот, например, превосходный образец "помп-рока" (или же "арт-рока", как сообщается в статье) - группа Barclay James Harvest - http://www.arthania.ru/content/barclay- ... rekoi-grez
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *ПРОГРЕССИВНЫЙ РОК: Уникальный синтез Архаики и Модерна*

Сообщение Алексей Ильинов 12 янв 2011, 18:32

Ну вот, и на моей улице, таки, ПРАЗДНИК - http://rossia3.ru/culture/music/dvizhvpered
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *ПРОГРЕССИВНЫЙ РОК: Уникальный синтез Архаики и Модерна*

Сообщение Алексей Ильинов 06 апр 2011, 09:40

Эх, а тема то так и не пошла. Дорогой наш Валя Чередников, культуролог и заядлый меломан, наверняка мог бы поддержать её и существенно развить. По крайней мере на «Артании» он как-то дискутировал примерно на эту тему с Олегом Фоминым.
Ладно, давайте в таком случае просто поразмышляем о уникальном и смелом синтезе Традиции и Авангарда в мировой музыке. Арт-рок или же прогрессив-рок, родиной которого по праву является старая добрая Британия — блестящий пример оного! Такие колоссы арт-рока, как Pink Floyd, Yes, Genesis, Van Der Graaf Generator, King Crimson, Gentle Giant – это целые Вселенные!
Для начала задам вопрос Максиму Медоварову. Максим, ты наверняка в курсе, что Толкиен и его мифология оказала существенное влияние на европейскую рок-сцену? Что ты думаешь по этому поводу? Знакома ли тебе, например, самая знаменитая «толкиеновская» команда Blind Guardian, которая сумела мастерски соединить в своём творчестве ураганный пауэр-метал, сложный прогрессив-метал и европейский фольклор? Или же, например, не менее легендарная австрийская симфо-блэк команда Summoning, чьё сверх-экстравагантное творчество опирается на произведения Толкиена?
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43


Вернуться в Традиция и Культура


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron