Этноспорт как форма спекуляции

Этноспорт как форма спекуляции

Сообщение В. Трофимов-Трофимов 28 янв 2012, 18:23

Последнее время навязчиво продвигается термин «этноспорт», и создаются подозрения в продюсировании этого понятия. Сам термин если не придумал, то развил культуролог-самозванец Алексей Кыласов, об этом он же победоносно и написал в википедии. Однако, рассматривая термин и явление более предметно, можно без труда убедиться в том, что это если не оксюморон, то обессмысленное понятие, рожденное без должного понимания что такое этнос и что такое спорт.

Изображение

Культуролог-самозванец Алексей Кыласов зачем-то нарисовал на заборе своей дачи нацистскую свастику

Традиционно считается, что спорт – это организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе. Однако это понимание значительно устарело при переходе к информационному обществу постмодерна.

Современный спорт это конвенционное соревнование, изобретенное государствами-нациями. То есть форма доказательства превосходства одной нации над другой, причем не только в физическом и интеллектуальном качестве людей, но и в силе фармакологии, организации, возможностях финансирования. В этом смысле, спортивные дисциплины универсальны и подходят практически для всех держав XIX-XX века: футболом занимаются как в заснеженной Сибири, так и на тропических Гавайях. И в целях доказательства глобального превосходства формировались национальные сборные, которые были верхушкой разветвленной системы рекрутинга спортсменов.

В этом плане спорт – безусловно профессиональная среда. Если в начале олимпийское движение задумывало спорт как систему поощрения физической активности, то сейчас спорт представляет собой нечто абсолютно противоположное. Люди зарабатывают физической активностью деньги, а не получают одни лишь поощрения. Поощрения как таковые не подразумевают контрактов, а в спорте контракт это обычное дело, и основные конфликты в спортивной среде возникают из-за контрактов. Плату же за физическую активность получают и те, кто выиграл, и те, кто проиграл. Это непременный атрибут профессионального спорта – любое участие в спортивных соревнованиях должно оплачиваться.

Кроме того, если говорить о спортивной инфраструктуре, сам спортсменский корпус и организаторы соревнований – это относительно небольшая часть всего спортивного сообщества. Существуют также инвесторы, клубы, спортивные функционеры, спортивные агенты, юристы, судейский корпус, официальные дистрибьюторы. Все это люди, напрямую извлекающие выгоду из спорта, и не имеющие никакого отношения к «поощрению» чьих-то физических достижений. Также существуют такие понятия как допинг, реклама, спортивный травматизм, страховка, спортивная федерация, фанатский клуб, которые тоже не имеют никакого отношения к традиционному понятию спорта и в классической спортивной системе казались бы лишними.

В отличие от спорта, физическая активность, рожденная этническими традициями, имеет иную структуру и функцию. Ее правильно было бы назвать физической культурой, потому что казацкие шермиции, монгольская традиционная борьба и ирландское метание бревна, прежде всего, культурные мероприятия, имеющие к спорту очень отдаленное отношение. Во многом, поэтому такие мероприятия финансируются и поддерживаются каналами Министерства культуры, а не Министерства спорта.

Во-первых, этническая физическая культура не глобальна, а сверхлокализована. Поклонников футбола и самих футболистов можно найти где угодно: хоть в трущобах Бразилии, хоть под Кельном, а вот мастеров лапты даже в нашей стране еще поискать надо, не говоря уже про какой-нибудь Парагвай. Отсюда и «целевая аудитория» у этнических практик другая. Если спорт это обширная коммерческая площадка, имеющая глобальную аудиторию, то этническая физическая культура не подразумевает ни рекламы, ни коммерции, ни олимпийского комитета, да и всеобщности вообще. Казаки проводят в Ставрополье свои шермиции, и эти шермиции важны в информационном, финансовом и культурном плане, по большому счету, только для них.

Во-вторых, участвовать в этнических физкультурных мероприятиях (как и вообще в любых культурных мероприятиях) может любой желающий, в то время как в спорте есть институированная форма рекрутации спортсменов, а также такой своеобразный ответ на ее существование как промоушн спортсменов. Другими словами, цель мероприятия не в сближении людей и установлении новых социальных связей, а в установлении новых рекордов и максимализации прибыли. Поэтому и результат, который показывает этнический соревнующийся и спортсмен – это разные результаты. Участник этнических соревнований отвечает только за себя, сам знает пределы своего тела и распоряжается ими, а за спортсменом стоят интересы и инвестиции корпораций, которые теряют в финансовом плане при его проигрыше и выигрывают при победе. Когда этнические ирландцы толкают бревно, они никому ничего не доказывают, и допинг не потребляют. Это не спорт. Это часть их культуры, традиционной культуры.

В-третьих, повышение интереса к этническим соревнованиям пробуждается на волне этнического ренессанса и кризиса государства-нации. Следствием этого кризиса является превращение спорта в разновидность бизнеса. То есть фактически речь идет о реакционизме, другой разновидностью которого является повышение интереса к экстремальным видам спорта (где интересы корпораций прослеживаются гораздо сложнее) и урбан-культура (паркур, баскетбол в одно кольцо, скейтборд, роликовые коньки и др), которая является этническими физическими практиками в своем видоизмененном, мутированном виде под влиянием города (именно в среде урбан-культа особое значение имеет выражение «каменные джунгли»). То есть неконвенционные виды физической деятельности, отчасти признающиеся спортом.

В-четвертых, правила проведения соревнования в этнических соревнованиях договорные, а в спортивных кодифицированные. Изменение хотя бы одной буквы в официальных правилах решается на национальном или международном уровне после сложной и дорогостоящей процедуры согласований. Т.е. во время соревнований в рамках какого-нибудь этнокультурного фестиваля организаторы могут сами установить вес метаемого снаряда согласно доступным материалам, а вес чугунного ядра в соответствующем олимпийском виде спорта жестко фиксирован, и его произвольное изменение на несколько граммов – это повод для судебных тяжб.

Другими словами, этническая физическая культура – это традиционно и культурно обоснованный подход к физическому телу, а спорт – это допинги, травмы, оргкомитеты, призы, медали, дорогие машины, агрессивная реклама.

Отдельно стоит подчеркнуть, что хотя некоторые виды спорта имеют этническое происхождение, подавляющее большинство видов спорта имеют синтетический характер и не могли существовать в рамках традиционных культур, так как для соответствующего инвентаря необходим определенный уровень научно-технического прогресса.

Однако когда этническую (физическую) культуру начинают отождествлять со спортом, в этом есть психологическая угроза. Когда спорт выделяется в отдельную форму профессиональной деятельности, нет смысла удивляться, что молодежь перестает интересоваться физическими нагрузками вообще, так как для них физические нагрузки перестают быть именно культурной доминантой, для них это профессия, требующая осмысленной профориентации. Соответственно, осуществление или неосуществление физических практик для большинства не является частью культурной идентичности, и не является основанием для отчуждения. И совершенствование собственного тела становится хобби – групповым или личным – но всегда нечастым явлением.

Таким образом, завершая анализ определения, либо следует признать, что для этнически окрашенной физической активности необходим новый удобоваримый термин, замещающий короткий, но недостаточно емкий и корректный «этноспорт» (появившийся только благодаря спекуляции), либо расширить понятие «этническая культура», куда войдут не только песни, пляски и этническая кухня, но и различные виды физической активности, неотделимые от самого культурного кода народов мира. Второе мне видится более симпатичным.
Изображение
Аватара пользователя
В. Трофимов-Трофимов

 
Сообщений: 498
Зарегистрирован: 13 янв 2010, 14:46
Откуда: Санкт-Петербург - Москва

Вернуться в Традиция и Культура


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1