Чередников: Записка из подполья. Эдгар По и традиционализм

Чередников: Записка из подполья. Эдгар По и традиционализм

Сообщение Максим Медоваров 28 окт 2013, 15:52

Записка из подполья

Среди причастных трезвящее-опьяняющему Тёмному Логосу – мыслители от Гераклита через Платона и неоплатоников, исламских мистиков, ренессансных перенниалистов, немецких классиков до самых Ницше и Хайдеггера – которые составляют начало и конец философии. Последняя, очевидно, входит в печально известный «Клуб 27», покончив с собой в достаточно молодом возрасте 27 веков от роду. Не является ли Другое Начало искусством памяти, обращённым к тому прошедшее-проходяще-грядущему, у чего нет иного места, кроме «басё»-ничто, и иного образа, кроме ночного облака? Тёмный Логос, оставаясь тождественным самому себе, проникает и в то, что выше высшего, и на такую чёрную глубину, для которой любая бездна – это потолок с лампочкой. Естественно, для такого дионисийского взгляда не должно составить труда увидеть свою – открытую, тёмную сторону – не только в платониках (в самом широком и парадоксальном смысле, включающем и Хайдеггера), но вообще в любом носителе Логоса. Все мыслители, включая тех, чьи имена стали для нас ругательствами, от атомистов до просветителей и постпросветителей, могут быть открыты – и открыты по-дионисийски, со спины, где, вероятно, даже пробиваются какие-то, путь даже очень чёрные, пусть тяжёлые и металлические, но крылья, позволяющие им быть брошенными в безопорность. Тупики антиномий Канта, которые он не спешит разрешать – разорванность, оставляющая любые предельные гносеологические притязания в подвешенном состоянии. Критика Вольтером оптимизма и центральности человека – изнанка, кровавая (чем не вакхическая?!) шутка. У всех и каждого, кто причастен Логосу Диурна, есть свой Дионис, свой демон Ноктюрна, шепчущий ему слова из блуждающей по вертикали и дуге темноты, или погружающий в иную подсказку – в глухо молчащую болтовню и стоны Великой Матери. Поэтому задача не в том, чтобы обнаружить изначальную Ошибку всей западной философии, погребённую под руинами навечно утраченных книг – тот фундаментальный изъян, к которому восходят все наши мысли, - но в том, чтобы обрести открытость ко всему, что в этой философии было, даже, как это ни страшно звучит, к Декарту (прости, Василид, прости, Дионисий), и таким образом принять и ошибку, и все, что над ней надстроено, избавив 27-векового ревенанта (который в детстве был очарован мистикой стихий, а в предсмертной записке провозгласил мимолётность одобрения Последнего Бога) от его единственного греха – эксклюзии. Да и сам этот грех нужно принять принять через то, что мы его исключаем. «Дионисийский Кант». «Тёмный Логос Декарта». «Нисхождение Локка к Царству Матерей»… - Всё это звучит как шутка, слишком идиотично, достаточно безумно, чересчур размашисто… Но на то и веселье нашей науки; для такого пантагрюэлизма и дана нам деликатность; на то нам и Дионис! Там, где изысканные боги остаются в нерешительности и робости, философ может последовать за своим Вакхом, пройдя всё вверх и вниз, вперёд и назад – особенно для Грядущих важно это "назад", в историю мысли, к самому началу Первого Начала, чтобы подтвердить озарение милетского мудреца: да, всё сущее возникло из вина; да, всё постоянно возникает из вина; да, всё станет им, – и всё есть вино.

На русский язык поэма «Эврика», главное философское сочинение Эдгара По, была переведена дважды: полностью К.Д. Бальмонтом в начале прошлого века и частично Д. Прияткиным в конце столетия. Главный тезис По заключается в следующем: «In the Original Unity of the First Thing lies the Secondary Cause of All Things, with the Germ of their Inevitable Annihilation». Бальмонт передаёт этот трудный тезис таким образом: «В Начальном Единстве Первого Существа заключается Вторичная Причина Всего и Всех, с Зародышем их Неизбежного Уничтожения». Наконец, перевод Прияткина: «В Изначальном Единстве Первосущего заключены Вторичная Причина Всего Сущего и Зерно его Неизбежного и Полного Уничтожения».
Можно позволить себе следующее замечание: первый перевод носит характер гностический, второй же – скорее неоплатонический. При этом оригинальный текст вполне допускает обе интерпретации, однако не может быть ими исчерпан. Выношу на ваш суд свою собственную версию – перевод По на русско-хайдеггерианский диалект, искони распространённый среди нашего крестьянства: «В Исходном Единстве Первоначального События заложены Промежуточная Причина Всех Событий и Зарождение их Неминуемого возвращения к Ничто». «Событие» - поскольку речь у По идёт о Свершении, а также о Божественном Действии - Ereignis. И второе: и Бальмонт, и Прияткин дают прямой перевод слова «Annihilation». Однако я убеждён, что из контекста поэмы следует вовсе не «уничтожение» или физическая аннигиляция, но именно возврат (эпистрофе). В защиту привожу отрывок из февральского письма 1848 года, написанного Эдгаром По в качестве пояснения к его философскому труду: «Всё вернётся в Ничто, возвращаясь в Единство».

Краткий и исчерпывающий трактат о науке мистической конхиологии

Введение

Александр Блок оставил следующую запись в своём дневнике: «Эдгар По – подземное течение в России». Очень точная формулировка, отражающая 1) то, что философия По принадлежит стихии воды; 2) то, что она – результат советов с обитателями чёрного материнского царства глубин; 3) то, что она абсолютно необходима для России, являясь частью безопорного, жидкого, текучего фундамента, на котором только и возможно построить здание нашей метафизики – Новый Кремль, словно раковина, лишённый окон и дверей, звезда которого высится над ксенофановыми облаками, делясь русской ночью с над-космическим промежутком, отделяющим Всё от апофатического Единого. Эдгар По должен занять одно из полярных мест в пантеоне Тёмного Логоса, - где-то на самом севере, рядом с Хайдеггером и Платоном.

Трактат о мистической конхиологии

1. В мире «Эврики», в её космическом океане божественных вина и крови скопления планет подобны гроздьям Дионисовых ягод, и повсюду – сердце, сердце-центр, сердце-око, отбивающее ритмы нисхождений и возвратов, прогоняющее по сплетениям межгалактических артерий алую жидкость генад.
2. Когда Эдгар По составлял свою книги о раковинах моллюсков, переоценённую при его жизни и незаслуженно позабытую ныне «Первую книгу конхиолога», догадывался ли он, что его последняя, самая главная книга будет посвящена иному моллюску – Сердцу Бога, заключённому, словно меж створок раковины, в промежуточность мира, и вынашивающему жемчуг События среди опьяняющих отливов и приливов неведомого?
4. Вообще, все моллюски, обладающие раковиной, от мавританской ахатины и большого прудовика до жемчужной перловицы, - по происхождению, по родословной своей диалектики, поскольку в них воплощено единство органического и неорганического, континента и океана, живого и мёртвого, статики и динамики, начала и конца, сухой твёрдости и влажной мягкости, внешнего и внутреннего, смеха и строгой печали.
5. И моллюск сердца, заключённый в плотный промежуток, это главный учитель диалектических метаморфоз.
6. Сама жизнь Эдгара По, этот, на первый взгляд смехотворный, переход от изучения ракушек и их обитателей к Откровению о Едином, является усвоением такого принижающего и возвышенного урока венерической «весёлой науки».
7. Усвоил его и лучший из последователей самого По, Лавкрафт, нашедший в этом странном мире свой миф и своих богов.

Заключение

Настало и наше время извлечь безумную мудрость из раковины русской тверди, так, как красное винное сердце Тёмного Бога извлекают из раковины зелёного стекла, или из осколков Сефир, или из бездонного чёрного колодца, тропы к которому проложили до нас мистики, составившие подробные карты ностальгии.

Таков общий вывод из пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, а также и 7, а с ним и КОНЕЦ хитроумного трактата.
Россия слишком величественна, чтобы проводить национальную политику... ее дело в мире есть политика рода человеческого... (П.Я. Чаадаев)
Аватара пользователя
Максим Медоваров

 
Сообщений: 7729
Зарегистрирован: 03 фев 2010, 16:53
Откуда: Россия, Нижний Новгород

Re: Чередников: Записка из подполья. Эдгар По и традиционализм

Сообщение Максим Медоваров 28 окт 2013, 15:52

Добавлю, что сей трактат Чередникова одобрен лично Дугиным.
Россия слишком величественна, чтобы проводить национальную политику... ее дело в мире есть политика рода человеческого... (П.Я. Чаадаев)
Аватара пользователя
Максим Медоваров

 
Сообщений: 7729
Зарегистрирован: 03 фев 2010, 16:53
Откуда: Россия, Нижний Новгород

Re: Чередников: Записка из подполья. Эдгар По и традиционализм

Сообщение Александр Волынский 28 окт 2013, 18:46

Настало и наше время извлечь безумную мудрость из раковины русской тверди, так, как красное винное сердце Тёмного Бога извлекают из раковины зелёного стекла, или из осколков Сефир, или из бездонного чёрного колодца, тропы к которому проложили до нас мистики, составившие подробные карты ностальгии.

Декаданс во всей своей красе.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9400
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Чередников: Записка из подполья. Эдгар По и традиционализм

Сообщение Олег Гуцуляк 29 окт 2013, 16:38

Кстати, вдохновленный По, Видкун Квислинг написал свою "Космологию"!
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4627
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: Чередников: Записка из подполья. Эдгар По и традиционализм

Сообщение Михаил Мошкин 05 ноя 2013, 11:20

Александр Волынский писал(а):
Настало и наше время извлечь безумную мудрость из раковины русской тверди, так, как красное винное сердце Тёмного Бога извлекают из раковины зелёного стекла, или из осколков Сефир, или из бездонного чёрного колодца, тропы к которому проложили до нас мистики, составившие подробные карты ностальгии.

Декаданс во всей своей красе.


"Вы говорите "декаданс", как будто это что-то плохое" :)
Credo quia absurdum est
Аватара пользователя
Михаил Мошкин

 
Сообщений: 1108
Зарегистрирован: 01 ноя 2009, 17:34
Откуда: Россия, Москва


Вернуться в Традиция и Культура


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1