Вместо толерантности

авторский ресурс Виталия Трофимова-Трофимова, посвященный этнополитическим конфликтам (http://ethnoconflict.ru)

Вместо толерантности

Сообщение В. Трофимов-Трофимов 31 окт 2011, 16:28

Рассматривая политику мультикультурной толерантности через призму социологического анализа, большинство исследователей упускают коммуникативную составляющую концепции, позволяющую увидеть, почему в перспективе толерантные инициативы приводят к диаметрально противоположному результату, а вместо мирного сосуществования разных народов и разных конфессий порождает глубоко разделенное общество.

Современные исследователи и, особенно, политики, пытаются привязать к слову "толерантность" значение, отличное от "терпимости", сопоставляя с ним понятия "уважение", "эмпатия" или "принятие". На эту словесную завесу выделаются огромные средства, на которые создаются многочисленные Центры изучения толерантности, которые производят не более чем контроль за криминальной статистикой и соответствующий идеологический дискурс.

Тем не менее, в истории значение категории "толерантность" действительно претерпевало некоторые изменения, однако оно никогда не было оторвано от понятия "терпимость", и все поздние семантико-идеологические наслоения носили косметический эффект. Первоначально tolerare в латинском языке означало именно терпимость, в дальнейшем во всех языках, принявших этот термин, оно было политкорректным аналогом терпимости, а в общественном бытовом сознании было не отделено от него. Таким образом, учреждая программы по толерантности, власти идут на то, что предлагают различным социальным и этническим группам налаживать терпимые отношения друг к другу.

С точки зрения теории социальной коммуникации, если разным группам предлагают друг друга терпеть, эти группы социально герметизируются, потому что терпение не подразумевает коммуникации между ними. Если системы не коммуницируют, они развиваются в разных направлениях. В результате такой социальной дивергенции закрепляются различные социальные практики и нормы для разных этнических групп: появляются параллельные этнические формы власти (при этом одну из них можно назначать официальной, от этого она не станет общей для всех), складываются два языка, появляются люди, говорящие на своем языке и не испытывающие необходимости в изучении на официального языка, формируются параллельные экономические инфраструктуры, параллельная этика и групповая мораль. В конечном счете, дивергирующая группа выделяется территориально в виде этнических анклавов, над которой официальная власть фактически утрачивает суверенитет – не может осуществлять правопорядок, поддерживать "белую" экономику, обеспечивать права человека.

Роль коммуникации в межэтнических отношениях сложно переоценить. Слова "общество", "общение" и "общее" - однокоренные слова не только в русском языке. Достаточно вспомнить аналогичные слова в английском языке: "community", "communication" и "common". Создание каналов коммуникации – это ни что иное как обретение общего для разных этнических групп, создание этого общего, формирование общества.

Альтернативный подход, который призван избежать дивергенции этнических групп – это этническая индифферентность. В социологии она разработана в значительно меньшей степени, однако лишена недостатков теории толерантности. Это часто приводит к тому, что национальные идеологи толерантности в своих странах откровенно заимствуют инструментарий индифферентности и выдают его за толерантность, предвидя крах последней.

Если толерантность - это синоним терпимости, то этноиндиффирентность это синоним безразличия. Это формирует и основной посыл целевым группам. Вместо "терпеть друг друга", эта концепция признает другой формат социальной коммуникации – диалог должен осуществляться вне зависимости от этнической и религиозной принадлежности. И политика в отношении этнических групп на базе принципа индифферентности, т.н. национальная политика, заключается не в создании терпимой обстановки по отношению к меньшинствам, а к созданию каналов коммуникации, а в некоторых случаях и навязывания таких каналов разным этническим группам.

Как ни странно, индифферентность получила широкое распространение во внешней политике и в этнополитической конфликтологии. Технология совместного дела – одна из техник индифферентности – успешно применялась для разрешения тех или иных этнополитических конфликтов. Сама техника довольно проста: двум конфликтующим группам предлагается совершить совместное взаимовыгодное дело (например, прорыть колодец между двумя враждебными селами). В ходе работ происходит коммуникация двух групп, дедемонизация Другого на личностном уровне, складываются дружеские отношения и даже семейные пары.

Очень показателен пример, с которым мы столкнулись в 2010 году. Армянин и азербайджанец создали совместный бизнес-проект, в ходе которого разбогатели и стали друзьями. При этом азербайджанец дружил с конкретным армянином и уважал его, параллельно ненавидя всех прочих армян за ситуацию в Нагорном Карабахе. Аналогичное отношение было и у армянина.

Технология совместного дела предлагалась для грузино-осетинского конфликта в виде железной дороги Москва-Владикавказ-Цхинвал-Тбилиси и для других этнотерриториальных конфликтов. Ее сильная сторона заключается в том, что создав коммуникационный мост на личностном уровне у представителей разных этнических групп, эта коммуникация будет поддерживать себя сама при незначительных усилиях сторонних операторов урегулирования или вообще без подобных усилий.

В миграционной политике тактику этнической индифферентности практически не применяют, используя раскрученный бренд "толерантность", на практике сводимый только к культурным мероприятиям, которые не только не создают межличностную коммуникацию между группами, но и в принципе не вызывают живого интереса, включая и коммерческий.

С этой точки зрения, толерантность – это худший проект для межэтнических отношений внутри страны. Все мультиэтнические регионы, которые сторонники толерантности приводят в пример как традиционно толерантные, никогда не были толерантными. Санкт-Петербург XIX века, довоенная Одесса, Астрахань, западная Бурятия, Алтай, Владивосток, Крым – это регионы традиционной этнической индифферентности, а не толерантности. Неслучайно это регионы с устойчивой торговой репутацией (как город-порт, транзитный пункт Великого шелкового пути), потому что торговля – одна из сфер, невозможных без применения технологий общего дела. Совершая сделки, люди вынуждены создавать коммуникативные мосты, относясь индифферентно к этнической и религиозной принадлежности контрагентов.

Неслучайно при этнополитических конфликтах операторы урегулирования стараются передать как можно больше полномочий самой уязвимой группе – потомкам представителей враждующих этнических групп, произошедших от смешанных браков. Говорить о том, что дети от родителей из разных этносов толерантны – это не понимать природу толерантности. Осуществляя коммуникацию внутри семьи, эти люди воспринимают этнические различия родителей как данность, а не как условие коммуникации, и в этом плане наиболее перспективны, если операторы ставят целью примирить разные группы, а не провести в конфликтном регионе новую границу.

Как может выглядеть политика этнической индифферентности применительно к миграционным проблемам – это интересный технологический вопрос. Программы по созданию ТСЖ в домах с этнически разнородными собственниками могут быть примером применения этой политики. Поощряя население к созданию новых форм организации, власти создают канал коммуникации по важному для всех собственников жилья вопросу, вынуждая их взаимодействовать и обретать "общее" в границах жилищного сообщества.

Это же решение вскрывает и один из малозаметных недостатков этнической индифферентности – коммуникация должна спускаться на самый нижний, личностный уровень. Коммуникация на уровне групп приводит к формированию и отстаиванию интересов этих групп. Участник группы вынужден в силу психологических и социальных причин отстаивать групповые интересы, даже если они для него не представляются значимыми. Именно таким образом складываются как этнокриминальные группы, так и этнодиаспорные, которые становятся участниками программ по толерантности.

С точки зрения политики этноиндифферентности, диаспоры должны исключаться из подобных программ, так как играют против общего в обществе, функционально поддерживая этнические различия и усугубляя их. Работа по гармонизации межэтнических отношений должна происходить точечно в группах риска, а печатные материалы должны распространятся по технологии "от двери к двери" в обход авторитетов диаспор.

Специалисты отмечают тот факт, что в России внутренние мигранты и иммигранты живут дисперсно, не образуя "чайна-таунов". В отличие от Европы, это действительно плюс, так как это способствует аккультурации. Однако политика толерантности привела Европу из состояния, близкого к российскому, к современной ситуации, с войнами предместий, этническими анклавами и "чайна-таунами". Россия идет в том же направлении, блокируя коммуникацию между этническими группами насаждением политики толерантности. Чтобы вовремя свернуть с этого порочного пути, уже сейчас надо искать возможности создания коммуникационных мостов создавая общее.
Изображение
Аватара пользователя
В. Трофимов-Трофимов

 
Сообщений: 498
Зарегистрирован: 13 янв 2010, 14:46
Откуда: Санкт-Петербург - Москва

Re: Вместо толерантности

Сообщение Александр Волынский 31 окт 2011, 20:29

Толерантность и индифферентность определяются чаще всего правовым и экономическим статусом.
В Германии фольксдойчи сразу получали статус гражданина, а евреи, прибывшие с ними в одном поезде, статус аусландера. Во Франции целые кварталы оказались мусульманскими не по причине насаждения толерантности,Республика всегда настаивала на индифферентности, но по причине абсолютного запрета для мусульманки вступать в связи с не-мусульманами. Интересно, что такая анти-толерантная акция как запрет платка ( и еврейской кипы) в школах, вызвала бурю протеста именно со стороны левых либералов.
В Израиле отношение к арабским гражданам толерантное, а в отношении к "русским", "эфиопам" и прочим репатриантам, государство настаивает на индифферентности под лозунгами сионизма. Вообще для индифферентности нужна общая Идея, разные общины в США уживаются благодаря Великой Американской Мечте ( хотя я лично так и не понял смысл этой мечты, но Идея работает).
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9389
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Вместо толерантности

Сообщение В. Трофимов-Трофимов 31 окт 2011, 20:35

В статье я пишу что как раз идея и не нужна. Для индифферентности нужно общее дело. Общие идеи и браки появятся после того как два народа сделают что-то общее. Мост построят, например, или совместный бизнес провернут...
Изображение
Аватара пользователя
В. Трофимов-Трофимов

 
Сообщений: 498
Зарегистрирован: 13 янв 2010, 14:46
Откуда: Санкт-Петербург - Москва

Re: Вместо толерантности

Сообщение Александр Волынский 31 окт 2011, 20:58

В конце концов Идея создать "новую общность людей - россиянский народ" это глупая, но Идея...

===Случайно удалил по неосторожности - ТТ===
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9389
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Вместо толерантности

Сообщение В. Трофимов-Трофимов 31 окт 2011, 21:13

В конце концов Идея создать "новую общность людей - россиянский народ" это глупая, но Идея


Вот если говорить об идеях, моя идея - навязать сетку мелких общих дел регионального масштаба. Там построили совместно колодец, там обогатились, тут железное полотно протянули, повсюду полиэтнические ТСЖ. Вот это индифферентность - коммуникация любой ценой. А все эти метаидеи - от них проблема одна. Нашли метаидею, опа, в нее кого-тоне включили, появляются поморы, лезгины, буряты, татары, еще кто-то, не включенный. Идеи не бывают всеобщими. Исторический факт, порождающий множество религий, множество идеологий, факты этнического насилия...
Изображение
Аватара пользователя
В. Трофимов-Трофимов

 
Сообщений: 498
Зарегистрирован: 13 янв 2010, 14:46
Откуда: Санкт-Петербург - Москва

Re: Вместо толерантности

Сообщение В. Трофимов-Трофимов 31 окт 2011, 21:14

Александр, прости, случайно нажал не "цитата", а "править" и случайно удалил твой пост. Стыдно(((
Изображение
Аватара пользователя
В. Трофимов-Трофимов

 
Сообщений: 498
Зарегистрирован: 13 янв 2010, 14:46
Откуда: Санкт-Петербург - Москва

Re: Вместо толерантности

Сообщение Александр Волынский 31 окт 2011, 21:40

Так кто будет инициировать все эти малые дела? Ведь Большая Идея это вовсе не достояние масс. Большую Идею массам навязывают. Проблема либерального Постмодерна в том, что навязывается идея, запрещающая навязывать идеи и таким образом сам либерализм оказывается монополией. Поморы "возникают" не от хорошей жизни, а по причине крушения русского православия и русского коммунизма, а русский буржуазный национализм и русский национал-социализм носят явный налет экзотики, вот в рамках этой экзотики и происходят всякие поморско-казакские казусы.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9389
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Вместо толерантности

Сообщение В. Трофимов-Трофимов 31 окт 2011, 22:02

Александр Волынский писал(а):Так кто будет инициировать все эти малые дела?


Мы как общественная организация навязали малое дело лакцам и лезгинам в Новолакске. Сейчас эту тему предложу СЗ полпреду.

Поморы "возникают" не от хорошей жизни, а по причине крушения русского православия и русского коммунизма


Поморы появляются не от крушения православных коммунизмов, а потому что от добычи алмазов ничего не имеют. А-таки имеют право, право народов
Изображение
Аватара пользователя
В. Трофимов-Трофимов

 
Сообщений: 498
Зарегистрирован: 13 янв 2010, 14:46
Откуда: Санкт-Петербург - Москва

Re: Вместо толерантности

Сообщение Максим Борозенец 31 окт 2011, 22:31

В. Трофимов-Трофимов писал(а):
Александр Волынский писал(а):Так кто будет инициировать все эти малые дела?


Мы как общественная организация навязали малое дело лакцам и лезгинам в Новолакске.

Я вспомнил WASP-американскую шутку:
Как спасти бедную белую девочку от изнасилования группой черных амбалов?
Бросьте им баскетбольный мяч.
Ex Borea Lux! - Из Севера Свет!
Аватара пользователя
Максим Борозенец
Администратор
 
Сообщений: 3429
Зарегистрирован: 30 окт 2009, 23:45
Откуда: Дания, Копенгаген

Re: Вместо толерантности

Сообщение В. Трофимов-Трофимов 31 окт 2011, 22:37

Преступность это другая тема. Это следствие, не причина. Она должна решаться штатно по мере формирования единого ОБЩЕства
Изображение
Аватара пользователя
В. Трофимов-Трофимов

 
Сообщений: 498
Зарегистрирован: 13 янв 2010, 14:46
Откуда: Санкт-Петербург - Москва

След.

Вернуться в Этноконфликт


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron