РЕЧЬ

оригинальная терминология, составляющая понятийный аппарат Интертрадиционала

РЕЧЬ

Сообщение Максим Борозенец 11 фев 2011, 18:19

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Мы предлагаем использование слова «Речь» (в написании с заглавной буквы) для обозначения «языкового пространства, выраженного в массе носителей языка (практиков речи), которое обладает собственными когнитивными законами, формирующими реальность как аксиосемантический континуум».

Предлагаемый концепт основан на понимании Языка М. Хайдеггером как фундаментальной Матрицы Бытия («Язык – дом Бытия») и касается гипотезы лингвистической относительности Сепира — Уорфа (англ. Sapir-Whorf hypothesis). Это концепция, разработанная в 30-х годах XX века, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности. Предполагается, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят. В частности, отношение к таким фундаментальным категориям, как пространство и время, зависит в первую очередь от родного языка индивида; из языковых характеристик европейских языков (так называемого «среднеевропейского стандарта») выводятся не только ключевые особенности европейской культуры, но и важнейшие достижения европейской науки (например, картина мира, отражённая в классической ньютоновской механике).

Язык был основным предметом философии в течение всего ХХ века. Осознание человеческой реальности как «закодированного (заговоренного) пространства» (этого последнего фронтира «расколдованного мира» по Дюркгейму) стало основой для попыток конструирования реальностей, что и открыло «виртуальную эпоху» Постмодерна. С традиционалистской точки зрения универсалистская программа Модерна, направленная на создание (выявление, эвокацию) метакода Капитала, ставшего основой дигитальных технологий и интернета, представляется не более чем римейком «Вавилонского столпотворения».



Общеславянское «речь» происходит от ИЕ-семанта *re- «течь, струиться (направленно, особенно как результат ирригации) + править, направлять, выпрямлять» - то есть мы имеем мужской архетип формы как «структурированного контролируемого движения», интенции. Рассмотрим основные морфемы от этого семанта в индоевропейских языках.

1. Ср. слав. «речь» и «река». Река является фаноидом архетипа «направленного движения». Река исходит из нижних вод (материнский хаос) и в эти же воды впадает (море > мать, смерть). И точно так же речь вытекает из окоема Языка и в него же возвращается.

2. Морфемы со значением «править, управлять, правитель» > «говорить правильно, приказывать, императив, империя» > «правильный, правый, право, справедливость». Варианты этой морфемы присутствуют практически во всех ИЕ-языках.
Тж. обратите внимание на размежевание суперэтносов как «Речей» - славяне («Слово», ср. Речь Посполитая) и немцы (немые, «без Слова», Рейх). Славяне славили богов хвалебными гимнами, тогда как германцы практиковали ритуальное безмолвие в священных рощах.

3. С семантом *RE- также соотносится семант *O- вещать, прорицать, говорить в экстазе. В своей сути «О» являет над идеограмму «концепции», «слова как объема», «когнитивного охвата Бытия». «О» - это семантический окоем, Океан, окружающий сушу жизненного пространства человека (ойкумену). Если *О- очерчивает ойкумену (прорицание как чистая передача), то *RE- упорядочивает всё в ее пределах (конструктивный императив). Рассмотрим некоторые основные морфемы:
OD (ср. герм., лат.) – 1. Воздух, 2. Дух, духовность, 3. Запах, нюх
Стихия воздуха традиционно отождествляется со знанием, чистой информацией, бытием богов (ср. воздух и дух).
ODA (cр. греч.) – гимн, песнь > поэзия (букв. вещание, экстатическое раскрытие, poiesia букв. проявление, манифестация)
ОМ (ср. лат) – 1. предсказание, знамение, 2. Инстинкт, чутье
OR – 1. Молитва, просьба, 2. Речь, способность говорить, 3. (ОS) рот; устье
Фундаментальная морфема, деградировавшая в славянских языках до «крик, гам» (возм. изначально как экстатические глоссолалии). Родственно др.-инд. вед. ā́rуаti "восхваляет, превозносит", др.-греч. ἀρή, атт. ἀρά̄ "молитва", ἀράομαι "молюсь, умоляю", ἀρύω "кричу, говорю", лат. ōrō, ōrārе "говорить; просить", хеттск. arii̯a- "спрашивать, подобно оракулу", aruwa(i̯)- "почитать", арм. uranam "отрицаю". Наконец, «ОР» на иврите «Дух Святой» в первом стихе книги Бытия (традиционное неразличение Света и Звука/Слова как Первопричины Творения). Здесь, вероятно, идет речь о комбинации семантов *O- и *RE-. Тж. ср. семант *AR- мужская суть («ян») > поднимать, строить, упорядочивать; пахать (ср. образ пашни как речи – с упорядоченными бороздами; необработанное поле как море – дикое, хаотичное).
ORD (герм.) – слово
ORDA – 1. Речь, 2. Порядок, уклад > Орда, империя
Считается заимствованным из татар. urda "орда, империя, союз племен", тюрк. ordu "лагерь, армия", однако, вероятно, эти языки сами изначально заимствовали его из ИЕ – ср. Urdu (индоарийская народность), тж. лат. ordo «порядок, орден». Семантический анализ морфем Речь/Рейх и Орда/Орден в неожиданном свете представляет теорию государства как «общественного договора». «Договориться» здесь означает букв. «заговорить на одном языке; вступить в единую Речь как в общее аксиосемантическое пространство» (ср. вор.жар. «говорить по понятиям»).

4. «Речь» как «вещь, реальность».
Ср. «речь = вещь» (укр., пол.), др.-русс. «ректи = вещать». «Вещь» - букв. предмет, «то о чем идет речь», соотносится с семантом *UE- обозначающим рефлексию, вторичное отношение, реакция на предмет (ср. ведать, видеть, вития). В сравнении семантов *RE- сближается с орудием действия, а *UE- с результатом, и в свою очередь с *O- (результат переходит в причину нового действия).
В этой связи любопытно проанализировать славянское «речь» с латинским ”res”, а также с префиксом ”re-”. Приставка – сохранившийся реликт глубокой ИЕ древности, где ”RE” означало буквально «вот, это самое, именно это здесь». Поэтому приставка ”re-”, обычно переводимая в значениях «назад, снова, напротив», при ближайшем рассмотрении обозначает «приведение в изначальное состояние, в оригинальное положение, возврат в настоящее», и является семантом архетипа «Вечного Возвращения». Производное от этой морфемы слово ”res” и означает буквально «вот это здесь, то самое о чем идет речь».

В свете этой этимологии «Речь» выясняется как некая программа, удерживающая своих эмулянтов в определенном «вот этом» состоянии (ср. Dasein Хайдеггера), которое и формирует свой собственный аксиосемантический континуум.

Латинское ”res” и общеславянское «речь» соотносится в таких значениях:
1. Предмет, вещь, существо
2. Дело, ситуация, происшествие, событие
3. Действительность, реальность
4. Имущество, состояние
5. Интерес, польза
6. Основание, причина
7. Дело (судебное, государственное) > государство
Но только славянские языки добавляют основной пункт в этот список: речь как слово (речение), говор (наречие), говорение (разговор), речь (проповедь).
Ex Borea Lux! - Из Севера Свет!
Аватара пользователя
Максим Борозенец
Администратор
 
Сообщений: 3429
Зарегистрирован: 30 окт 2009, 23:45
Откуда: Дания, Копенгаген

Re: РЕЧЬ

Сообщение Александр Волынский 11 фев 2011, 20:11

1. Ср. слав. «речь» и «река». Река является фаноидом архетипа «направленного движения». Река исходит из нижних вод (материнский хаос) и в эти же воды впадает (море > мать, смерть). И точно так же речь вытекает из окоема Языка и в него же возвращается.

В молитве Шма Исраэль русский перевод ивритского
והיו הדברים האלה звучит как "И да будут слова сии" хотя греческий перевод более правильный και εσται τα ρηματα . В новом завете ρηματα - речи- RE-MATA
"Послушать речей твоих..." - ακου̃σαι ρήματα παρα σου̃... - "слышати глаголы от тебе...
Миф это овеществление мышления
речи это овеществление языка
На иврите ДВАРИМ это и речи и вещи
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9162
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: РЕЧЬ

Сообщение Максим Борозенец 11 фев 2011, 20:25

Актуальное членение предложения — используемый в лингвистике принцип разделения предложения на:
исходную, изначально данную составляющую (то, что считается известным или может быть легко понято), называемую темой, исходной точкой или основой;
новую, утверждаемую говорящим составляющую (то, что сообщается об исходной точке высказывания), называемую ремой или ядром;
элементы перехода.

Например: «он (тема) оказался (переход) прекрасным учителем (рема)».

Актуальное членение предложения исходит из выражения им конкретного смысла в контексте данной ситуации — в противоположность формальному членению предложения на грамматические элементы.

Если тема предшествует реме, порядок слов в предложении называется объективным, в противном случае - субъективным, например: «отец (тема) идёт (рема)» - если ждут отца; «отец (рема) идёт (тема)» - если услышали шаги.

Актуальное членение предложения может выражаться порядком слов, интонацией и другими средствами.
Ex Borea Lux! - Из Севера Свет!
Аватара пользователя
Максим Борозенец
Администратор
 
Сообщений: 3429
Зарегистрирован: 30 окт 2009, 23:45
Откуда: Дания, Копенгаген

ВАВИЛИЗАЦИЯ

Сообщение Максим Борозенец 15 мар 2011, 14:44

ВАВИЛИЗАЦИЯ (BABELIZATION) - процесс деградации Речи (дискурса), выражающийся в размывании семантической и лексической структуры, смешении и подмене слов и понятий, и как результат - деформация логического стержня речи. Вавилизация может рассматриваться как естественный процесс жизнедеятельности Языка, меняющий прежние формы своей акутализации (речи) на новые.

Факторами, вызывающие процесс вавилизации, могут быть следующие:

1. Культивирование определенных лексем, что вызывает деформацию их синонимов с неизбежным вытеснением на периферию речи.

2. Беспорядочное заимствование иностранных слов, кое-как подогнанных под законы родного языка.
Деформации могут быть:
1а. Фонетические. Ср. английскую фамилию Huxley, в результате перевода которой мы имеем родных братьев биолога-дарвиниста Гексли и писателя-антиутописта Хаксли.
1б. Графические. Ср. греческие слова "аритмия" и "арифметика" - один и тот же корень, где греческая "фита" (th) передана разными способами. Ср. "лук" как овощ, изн. писалось через дифтонг "loukъ"; "лук" как оружие, изн. писалось через юс большой "lankъ".
1в. Семантические. Ср.
1г. Грамматические. Ср. несклоняемость заимствованных французских слов на -о. Хотя по всем правилам следовало бы говорить "ездить в метре" как "сидеть в гнезде".
1д. Лексические. Ср. "проанглийский слэнг" советских хиппанов: флэт, шузы, чиз, чикса. В 19 веке аналогичный успех имел язык французский. Тут же текущая активность той или иной отрасли. Ср. логистику, интернет и внедрение в язык понятий, связанных с ними (профайдер, сервер, дистрибьютор, компьютер).

3. Искусственное преобразование речи.
В следующих целях:
3а. Политкорректность. Ср. "афроамериканец" вместо "негр". Попытка нивелировать язык до наиболее ровного уровня.
3б. Политизация. Ср. вторжение еврейских и греческих имен в русский язык с христианизацией, с постепенным вытеснением германо-славянских двусоставных имен (Велеслав, Святополк) на периферию.
3в. "Новояз". Идеологическая речь, обычно связанная с коммунистическими режимами. Ср. комсомол, Коминтерн, Чистой воды "библеизмы-симулякры" типа Освод, Досааф, Осоавиахим.
3г. Эрративизация. Ср. "олбанский изык" и ЖЖаргон. "Смиялсо", "Превед Медвед" и т.п.
3д. Арготизация (создание понятийного аппарата и словаря для определенной группы) и как наиболее радикальная ее форма - криптизация (шифрование). Арготизация выражается как создание альтернативного стержня по отношению к общеязыковому.
Ex Borea Lux! - Из Севера Свет!
Аватара пользователя
Максим Борозенец
Администратор
 
Сообщений: 3429
Зарегистрирован: 30 окт 2009, 23:45
Откуда: Дания, Копенгаген


Вернуться в Логономикон


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron