Космические циклы индуизма

Космические циклы индуизма

Сообщение Олег Гуцуляк 13 сен 2015, 16:46

Изображение

О доктрине космических циклов

Падение («инволюция»; «деволюция») Традиционного Мира было запланировано самим Промыслом.

А механизмом иволюции являются Циклы Смены Эпох (Эонов), где каждый последующий этап занимает значительно меньше времени, чем предыдущие.

В индуизме в рамках определения «санатана-дхармы» – «вечного закона / пути» (Вселенная существует в циклическом времени и всякое событие уже некогда происходило, повторится оно и в будущем) существует подробная периодизация вселенских циклов. Наименьшей единицей индуистского космического цикла является юга (санскр. «пара, упряжка») – «мировой век». Существуют четыре юги, каждая из которых короче предыдущей (4:3:2:1), что соответствует убыванию дхармы морального порядка во Вселенной. Крита-юга, эра совершенства, длится 1 728 000 лет (она же – «Сатья-юга», «Дева-юга»; господствует гуна благости, люди живут по 100 тыс. лет, имеют огромный рост, обладают всеми наилучшими человеческими качествами, и поскольку духовное знание в те времена общедоступно и является основой образования, все 100% населения следуют духовному пути в мир свободы); Трета-юга, в которой дхарма уменьшается на четверть, по длительности составляет три четверти предыдущей – 1 296 000 лет (господствует гуна страсти, срок жизни сокращается до 10 тыс. лет, и люди становятся меньше ростом, у них зарождается зависть друг к другу, появляются элементы вражды, жадности, лицемерия и т. д., духовным путем следует 75% населения); Двапара-юга, где от дхармы остается только половина, длится 864 000 лет (господствует гуна невежества, все больше возрастает порок, а все хорошее убывает, люди живут не более 1000 лет, к духовности склонны не более 50% населения; именно к концу этой юги относятся события, описанные в Ветхом Завете, откуда мы узнаем о соответствующем той эпохе возрасте людей: Адам жил 930 лет, его сын Сиф – 912 лет, Енос – 905 лет, Каинан – 910 лет и т.д., причем в этом возрасте они сохраняли полную дееспособность. Например, Ламех в возрасте 595 лет родил Ноя); последняя эра, Кали-юга, в которой только четверть начальной дхармы, продолжается 432 000 лет (очень мало осталось от гуны благости, а доминируют гуны страсти и невежества, срок жизни сократился до 100 лет, к концу Кали-Юги долгожители едва будут достигать 30 лет, а ростом человек будет не выше одного метра, духовность полностью исчезнет, и к концу юги будет процветать людоедство и т.д., не более 25% населения склонны к духовной жизни).

В Сатья-югу высшим религиозным занятием считается тапас – аскеза, в Трета-югу – знание, в Двапара-югу – жертвы, в Кали-югу – дары. В разные юги являляются различные аватары Вишну: в Сатья-югу – Вараха, в честь которого названа текущая кальпа; в Трета-югу – Рама, описанный мудрецом Вальмики в великом эпосе «Рамаяна»; в Дварпара-югу – Кришна, описанный в эпосе «Махабхарата», автор «Бхагавад-гиты»; в Кали-югу – Будда, основатель буддизма, явился в начале юги и Калки – ожидается в конце этой юги, она же конец кальпы.

В «Ману-Самхита» («Законах Ману») описываются юги в ясных, детальных и поэтических выражениях:

Четыре тысячи лет говорят,
Длится одна Крита-Юга,
И столько же тянется сотен лет
Утренний Юги рассвет,
И точно такой же длине равны
Вечерние сумерки Юги.
Другие три Юги строятся так
Что число тысяч в основе Юги
И число сотен в крайних сандхи –
Рассветах и сумерках Юг –
В каждой из следом идущих –
На единицу снижается.
Так возникающий цикл из четырех Юг
Длится двенадцать тысячелетий;
Веком Богов этот цикл называют.
Тысяча этих Дайва-Веков
Брахмы единственный день
В сумме своей составляют;
И ночь Брахмы длится
Столько же Дайва-веков,
Как и день.

Каждой юге предшествует период названный в «Пуранах» сандхья – «сумерки», или переходный период, а за ним следует другой период такой же продолжительности, называемый сандхьянса – «часть сумерек». Каждый из них равен десятой доле юги. Продолжительность юг исчисляется годами дэвов – согласно «Бхагавата-пуране», каждый такой год равняется 360 годам смертных людей. Таким образом мы имеем:

(см. картинку)

Всего 4 юги длятся 12 000 лет дэвов или 4 320 000 лет смертных людей. Данный период из четырёх юг именуется «чатуръюгой» (или «махаюгой», «дайваюгой») и составляет тысячную часть кальпы, или двухтысячную часть суток Брахмы, равных 8,64 млрд лет. В течение одного дня Брахмы миром правят четырнадцать Ману (четырнадцать «манвантар»). Таким образом одна манвантара длится 71 чатуръюгу (махаюгу).

Продолжительность Сатья-юги – с 3,9 млн. по 2,2 млн. лет до н.э., Трета-юги – с 2,2 млн. по 867 тыс. лет до н.э., Двапара-юги – с 867 тыс. по 3 тыс. лет до н.э. ) и Кали-юга – с 3 тыс. лет до н.э. по 429 тыс. лет н.э. Собственно, нынешняя эра, Кали-юга, началась в пятницу 23 января (18 февраля по ст. ст.) 3102 до н.э. после ухода из мира Кришны и продолжится еще 427 тыс. лет.

Завершение Кали-юги ознаменуется распадом социальных классов, прекращением богопочитания, распространением неуважительного отношения к священному писанию, мудрецам и моральным принципам. Когда эти явления возобладают, настанет конец юги, сопровождаемый наводнением, пожаром и войной. Силами Природы уничтожаются цивилизации в тот период их развития, когда у них уже потеряна подлинная матрица целей и смыслов человеческого существования, и они перешли на безудержное потребление и удовлетворение потребностей своей низшей природы. Этому утверждению есть немало доказательств как среди мифов различных народов, так и среди археологических находок, утверждающих, что гибели цивилизаций от стихийных бедствий или войн всегда предшествовало падение нравов. В последний час людям на помощь является Спасителем Сам Господь Всевышний – десятая аватара Вишну – Калки (в зороастризме – Саошьянт, в буддизме – Майтрейя, в исламе – Махди, в иудео-христианстве – Мессия). Его приход – последняя попытка сделать Переход не эволютивным, а инволютивным: когда мир достигает крайней степени дестабилизации и готовится выйти из одного цикла в другой, его положение максимально шатко, а значит – он представляет максимально лакомый кусочек для хаотизирующих Сил, в последнем ожесточении пытающихся урвать запасы Силы этого мира. И Великие Воители всего лишь обеспечивают правильное протекание Перехода, поддерживают нормальное течение эволюции.

Вслед начнется новый цикл из четырех юг, именуемый Махаюга, или великая юга, который продлится следующие 4 320 000 лет. 1000 махаюг, т.е. 4 320 000 000 лет, составляют одну Кальпу («порядок, закон») – один день в жизни бога Брахмы (почти совпадает с предположительным возрастом Земли в 4,54-4,57 млрд лет). В конце каждого такого дня вся материя вселенной поглощается универсальным духом, и в течение ночи Брахмы, именуемой Махапралайя, которая длится также одну Кальпу (4 320 000 000 лет), материя существует только в потенции, как возможность своего восстановления. Таким образом, сутки (Ахорарт) Брахмы длятся 8,64 млрд лет (= 2 Кальпы = 2 000 Маха-юг). Месяц Брахмы состоит из тридцати таких суток (тридцати дней и тридцати ночей), что составляет 259,2 млрд лет. Его год (12 месяцев) состоит из 360 Ахорарт (= 720 000 Маха-юг.), живет же Брахма 100 лет (1 Махакальпа = 72 000 кальп = 72 000 000 Маха-юг = 311 триллионов 40 миллиардов лет, или 311 040 000 000 000). Сами 100 лет Браxмы – это один выдоx Маxа-Вишну, который создаёт вселенные, выдыxая, и уничтожает, вдыxая.

Во время этого великого уничтожения, называемого Кальпанта («конец кальпы»), вселенная полностью распадается, совершенно утрачивает существование, т.е. физический мир поглощается причинным миром (телом Маха-Вишну) и остается в таком состоянии на протяжении следующего столетия Брахмы. Души, изначально являющиеся дживой, т.е. духовной единицей, во время ночи Брахмы не погибают, они входят в тело Маха-Вишну. Это состояние душ можно сравнить со сном («пралайя»).

Затем, из тела Маха-Вишну выходят бесчисленные вселенные, в каждой из которых рождается свой Брахма из исходящего из пупа Вишну лотоса, т.е Брахма – не бог, не Абсолют, а сотворён Абсолютом-Вишну (в его личностном аспекте Бхагавана, или в безличном аспекте Брахмана) от соединения с женской энергией (Пракрити), и начинается новый цикл кальп протяжением в 311 040 000 000 000 лет. После 36 000 таких растворений и сотворений происходит полное вселенское уничтожение, Махапралайя, когда все три мира, время, форма и пространство втягиваются в Бога. После периода всеобщего уничтожения начинается новая жизнь Брахмы (и Вселенной). И так повторяется бесконечно для материального мира (апара). Духовный (пара) же мир не сотворяется и не уничтожается, а существует вечно, ибо не подвержен влиянию времени (вне понятия времени в материальном и тонкоматериальных мирах).

В буддийской космологии обычная процедура разрушения мира огнём возникает в конце махакальпы (состоит из четырех кальп). Но в каждую восьмую махакальпу, после семи разрушений мира огнём, мир разрушается водой. Это разрушение более опустошительно, так как захватывает не только миры Брахмы, но и миры богов-дэвов, Абхасвары («сияющие небеса»; кит. Гуан Инь тянь), из которых прежде заселяли уничтоженные огнем миры. Миры Абхасвары простираются вширь и содержат в себе тысячи отдельных вселенных, каждая со своей горой Сумеру, стеной Чакравада, Солнцем и Луной и четырьмя континентами. Вся такая полная система миров с 1000 вселенными называется малым килокосмом (сахасра-чудика-локадхату). А каждые шестьдесят четыре кальпы после 56 разрушений огнём и семи разрушений водой наступает разрушение мира ветром. Это самая разрушительная катастрофа, которая смывает также миры Шубхакритсны («Небеса Богов Всеобщности Красоты Как Сущности Страсти»; кит. Бань Цзин тянь), объединяющей 1000 малых килокосмов, а всего миллион обычных вселенных. Эта большая вселенная называется двисахасра-мадхьяма-локадхату, или средним мегакосмом. Но не уничтожаются никогда более высокие миры –Шудхаваса и Брихатпала, они охватывают тысячу таких мегакосмов или миллиард вселенных, такой мир называется трисахасра-махасахасра-локадхату – «великим гигакосмом».

Каждая кальпа делится на 14 периодов манвантар («века Ману-«Человека»), продолжающихся примерно 71 чатуръюг (махаюг) = 852 000 лет дэвов = 306 720 000 солнечных лет с большими интервалами между ними (так как точное значение кальпы – 308 571 429 лет). В каждой манвантаре, которая длится 3 067 200 лет (71 махаюг х 432 000 лет) и состоит из четерех эпох-«юг» мир, создаваемый заново, имеет своих богов и героев. После сотворения Вселенной Брахма создает одиннадцать Праджапати, которые считаются прародителями человечества. В «Ману-смрити» они перечисляются по именам: Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Васиштха, Прачета или Дакша, Бхригу и Нарада. Также говорится, что Брахма сотворил семь великих мудрецов-«риши», Саптариши, которые оказали ему помощь в сотворении Вселенной. Все семеро мудрецов были рождены из ума Брахмы, а не из его тела. Поэтому их называют Манаса-путра, или «сыновьями, рождёнными из ума». Когда возникает новый Брахма и новая Вселенная, то души, спавшие до этого в теле Маха-Вишну, вновь обретают тела и продолжают осуществлять свои стремления и желания в теле. Современный мир находится ныне в первый день 51 года Брахмы, в Кальпе, называемой Швета-вараха, в 5114 годе (точнее утренних сумерек-сандхьи, продолжительностью 36 000 лет) Кали-Юге 28-й Махаюги 7-й Манвантары, т.е. седьмого Mану – Шраддхадева, или Вйавасвата, сына Вивасвана («Правителя Солнца»). Т.е. с начала текущей Кальпы (дня Брахмы) прошло примерно 2,27 миллиарда лет и до конца кальпы осталось 2,05 миллиарда лет.

В буддийской космологии также предполагается, что время бесконечно и циклично. Это не значит повторения тех же самых событий, но говорит о некоторой структуре или ритме, типа смены дня-ночи или сезонов и общего характера событий. Основная единица измерений — Махакальпа (Великая Кальпа). Точная длина этого периода в годах не была определена точно, но это очень большой период, и измеряется в миллиардах лет если не ещё больше Великая Кальпа делится на четыре обычных кальпы, они отличаются друг от друга по стадии эволюции вселенной. Вот последовательность этих четырёх кальп: 1) Вивартакальпа, «эон эволюции» – период, когда вселенная разворачивает своё существование; 2) Вивартастхаикальпа, «эон эволюции-длительности» – во время этого периода вселенная находится в стабильном состоянии: 3) Самвартакальпа, «эон угасания» – в течение этого периода вселенная сворачивается и угасает; 4) Самвартастхаикальпа, «эон угасания-длительности» – в течение этого периода вселенная остаётся в состоянии пустоты. Каждая из этих кальп состоит из двадцати антаракальп («внутренние эоны») примерно одинаковой длительности. Для Самвартастхаикальпы это деление скорее номинально, так как ничего не меняется, но для других трёх кальп эти периоды обозначают внутренние циклы в кальпе. Наше время считают концом первой антаракальпы Вивартастхаикальпы, когда продолжительность жизни стала меньше 100 лет (Будда Шакьямуни жил 80 лет). Наша Вивартастхаикальпа начинается тогда, когда первое существо рождается в аду, и таким образом вся вселенная становится заполненной. За первый эон продолжительность жизни людей уменьшается с нескольких десятков тысяч лет до периода менее ста лет, как у современных людей. В начале первой антаракальпы люди в целом счастливы. Ими управляет чакравартин (носитель колеса) — единый монарх. «Махасудассана-сутта» (DN.17) рассказывает о чакравартине, который живёт 336 000 лет. «Саккавати-сихананда-сутта» (DN.26) рассказывает о поздней династии чакравартинов, Дальханеми (Da;hanemi, санскрит: D;;hanemi) и пяти его потомках, живших более 80 000 лет. Седьмой из этой линии нарушил традицию, отказавшись от власти и передав её сыну, завершив свою жизнь как шраман. В результате возникла бедность, началось воровство, были введены наказания, появились преступления и убийства. В это время, согласно «Махападана-сутте» (DN.14), появлялось три из четырёх будд: Будда Кракуччханда (Какусандха), когда продолжительность жизни составляла 40.000 лет; Канакамуни (Конагамана), когда продолжительность жизни составляла 30.000 лет; и Кашьяпа (Кассапа), когда продолжительность жизни составляла 20.000 лет. Остаток антаракальпы должен быть печальным – продолжительность жизни будет уменьшаться, мораль падать и все несчастью происходить и иметь деструктивные последствия. Еды будет категорически не хватать, и еда будет бедной и безвкусной, от морали ничего не останется. Правителями будут наиболее злобные и властные. Люди озвереют, будут нападать даже на членов семьи и охотиться друг на друга, Возникнет большая война, наиболее агрессивные убьют друг друга. Менее агрессивные разбегутся и будут прятаться в лесах и пещерах. Война ознаменует конец первой антаракальпы. По окончании войны те, кто выжил, будут выходит из своих укрытий и становиться менее агрессивными, привыкая к добрым делам. По мере привыкания к добродетельной жизни и отказу от пороков будет увеличиваться продолжительность жизни, улучшаться здоровье и благосостояние, и возрастать количество людей. За долгое время продолжительность жизни постепенно повысится с десяти до 80 000 лет, и тогда появится снова царь-чакравартин Санкха. Во время его правления Бодхисаттва того времени спустится с неба Тушита и родится под именем Аджита, станет шраманом и достигнет полного просветления как Будда, это будет Будда Майтрея (Меттейя). После прихода Майтреи мир опять станет хуже и события начнут повторяться, продолжительность жизни опять уменьшится и дойдёт до 10 лет. Каждая антаракальпа завершается разрушительной войной, падением морали и одичанием людей, новая начинается с появлением морали и расцвет цивилизации происходит в середине антаракальпы. После 19-й антаракальпы продолжительность жизни повысится до 80000 лет и не упадёт, потому что закончится вся Вивартастхаикальпа. Самвартакальпа наступает, когда мораль достаточно высока и постепенно существа перестают рождаться в адах. Потом пустеют ады, а далее пустеют миры претов, животных, а потом и людей, а за ними – асуров и богов. Потом прекращаются рождения в мирах Брахмы, и под самый конец остаётся один Великий Брахма. В конце концов, приходит Великий Огонь и сжигает всё, включая трон Великого Брахмы, опустошая все миры ниже Абхасвары. Смысл Самвартакальпы в том, что человеческие существа в период расцвета уже не выбирают пути деградации и поднимаются в высшие миры Абхасвары («сияющих небес»). В конечном итоге там спасаются все существа. По некоторым буддийским текстам не исчезают полностью самые глубокие ады, и к моменту конца вселенной существа из этих адов переселяются отбывать наказание в другие миры. Когда это произойдёт, наступает Самвартастхаикальпа. Об этой кальпе ничего нельзя сказать, так как ниже миров Абхасвары ничего не происходит. Когда кальпа кончается, снова начинают дуть космические ветры и восстанавливать изначальную структуру вселенной.

Рене Генон сделал поразительный вывод о том, что первые семь Манвантар соответствуют семи Сварг («небеса»), а вторые – семи Патала (уровни «тьмы кромешной»). При этом вторая серия Манвантар повторяет первую в обратном порядке, а стало быть 8 Манвантара максимально подобна 7-й, но, в действительнсти, есть его антиподом [Генон Р. Несколько замечаний по поводу доктрины космических циклов // http://angel.org.ru/1/genon1.html].

Как уточняет А. Дугин, сама кальпа, составляющая 14 манвантар, представляет полукружность и равна половине полного цикла (Двайта-Кальпа), символизируемого полным циклом Луны (28 дней) [Дугин А. Глава ІХ. Космические циклы // Дугин А. Абсолютная Родина. – http://arcto.ru/article/183]. Таким образом, как вторая серия Манвантар повторяет первую в обратном порядке, так и события в кальпе являются зеркальным отражением событий предыдущей кальпы.

Все эти 14-ть Манвантар нашей Кальпы «… представляют редуцированный образ всех циклов Универсального Проявления. В этой перспективе можно утверждать, что последовательность Манвантар представляет собой отражение в нашем мире иных миров… Здесь следует рассмотреть также другие соответствия. Например, соответствие между семью Манвантарами и семью Двипа или "регионами", на которые, согласно индуистской доктрине, разделяется вся наша земля… Двипа "появляются" одна за другой, по очереди, а не одновременно, и это означает, что на протяжении каждого циклического периода мы имеем дело с одной и той же Двипа. Если взять в качестве такого циклического периода Манвантару, то получится, что каждая Двипа в течение всей Кальпы должна появиться дважды, т. е. по одному разу в каждой из семеричных серий Манвантар, о которых мы упомянули. И судя по соотношению этих двух серий между собой, – а они соотносятся друг с другом обратным образом, как и всегда в таких случаях, что явствует также из естественной противопоставленности Сварга и Патала, – можно прийти к выводу, что очередность появления Двипа в ходе второй серии Манвантар должна быть обратной по отношению к порядку их появления в первой серии. В целом же здесь речь идет скорее о различных состояниях всего земного мира, нежели о пространственных "регионах" как таковых… Именно такое понимание смысла концепции семи Двипа подтверждается совпадающими данными других традиций, где также говорится о "семи землях". Особенно это очевидно в исламском изотеризме и в иудейской Каббале. В Каббале "семь земель", внешне представленные как семь частей земли Ханаанской, связываются с царствованием "семи царей Эдома", которые явно соответствуют семи Ману первой серии Манвантар. И все эти земли заключены в "Землю Живых", которая обозначает собой тотальное развитие всех возможностей нашего мира, взятых синхронно в их принципиальном состоянии» [Генон Р. Несколько замечаний по поводу доктрины космических циклов // http://angel.org.ru/1/genon1.html].

В доктрине розенкрейцеров существует представление о периодах роста, расширения (накопления опыта) и периодах углубления (усвоения опыта). Именно семь великих Периодов Проявления (Сатурна-Солнца-Луны-Земли-Юпитера-Венеры-Вулкана (Плутона)), в течение которых Девственный Дух, или развивающаяся жизнь, должен стать сначала человеком, а затем – Творцом. Затем Великий семиричный День Проявления подойдет к концу и все ныне сущее снова погрузится в Абсолют для периода отдыха и усвоения плодов эволюции (очевидно, что при усвоении опыта Дух проходит также семь великих периодов, Великую семиричную Ночь Усвоения), чтобы снова возникнуть для дальнейшего и более высокого развития на рассвете другого Великого Дня. Каждый раз, когда материя кристаллизуется до такой степени, что Духу становится слишком трудно работать в ней, Дух ретируется для восстановления своей растраченной энергии.

Внутри каждой юги есть свои «малые четверицы эпох», соответствующие великим четверицам (собственно югам). Смена юг в малом цикле идут по кругу: Сатья-Трета-Двапара-Кали нисходящего цикла (12 000 лет), затем сразу Кали-Двапара-Трета-Сатья восходящий цикл (12 000 лет) и далее по циклу (24 000 лет юг малого цикла ; 26 000 лет Платонов год). Согласно Юктешвару, в 3102 года до н.э. (начало Кали-юги Большого цикла) началась Двапара-юга нисходящего цикла, с 3102 г. по 2902 г. до н.э. – утренние сумерки Двапара-юги, с 2902 г. по 902 г. до н.э. – основной цикл Двапара-юги, с 902 г. по 702 г. до н.э. – вечерние сумерки Двапара-юги, Кали-юга нисходящего цикла с 702 г. до н.э. по 499 г. н.э., Кали-юга восходящего цикла с 499 г. по 1699 г.; утренние сумерки восходящего цикла Двапара-юги с 1699 г. по 1899 г., Двапара-юга восходящего цикла с 1899 г. по 3899 г. и вечерние сумерки – с 3899 по 4099 г., Трета-юга восходящего цикла с сумерками – с 4099 г. по 7699 г., Сатья-юга восходящего цикла с сумерками – 7699 г. по 12499 г.

Согласно «Бхавишья-пуране» через 5000 лет после начала Кали-юги (в 3102 до н.э.) началось вкрапление 10 000 летнего периода Сатья-юги (с 1898 г. по 11 898 г. н.э.). В вайшнавской традиции считается, что это вкрапление сатья-юги связано с приходом Шри Чайтаньи Махапрабху. Традиционалисты соотносят эту сменну эпох со сметртью (14 января 1898 г.) Льюиса Кэрролла и с рождением (19 мая 1898 г.) Юлиуса Эволы).

Это же «вкрапление» «малой четверицы» юг в «великую четверицу» Юг объясняет, например, то, что внутри Кали-юги мы можем наблюдать определенные факты, не соответствующие, казалось бы, положениям об явлениях в эпоху Калиюги. Например, что средняя продолжительность жизни за ХХ в. выросла в 1,5 раз, за последние 500 лет в целом в 2,5 раз, в то же время как по теории Кали-юги она должна падать.

Однако, указывает Р. Генон, «… никакая ортодоксальная традиция никогда не поощряла подобные вычисления, благодаря которым человек смог бы узнать будущее с той или иной степенью точности, т.к. подобное знание заключает в себе гораздо больше неудобств, нежели подлинных преимуществ. Вот почему знание о начальной точке и полной длительности Манвантары всегда тщательно скрывались – через изменение истинных дат, либо посредством добавления или вычитания определенного числа лет, либо путем умножения или деления длительности циклических периодов при сохранении, однако, точных пропорций. Добавим также, что часто определенные соответствия берутся в обратном смысле. Если длительность Манвантары – 4320, то длительность четырех Юг будет соответственно – 1728, 1296, 864 и 432. Но на что надо умножить эти числа, чтобы получить выражение длительности всей Манвантары в обычных земных годах? Легко заметить, что циклические числа прямо связаны с геометрическим делением круга: так 4320 = 360 х 12. В таком делении нет ничего спорного или условного, т.к. в силу взаимосвязи между арифметикой и геометрией вполне естественно осуществлять деление круга на основании чисел 3, 9, 12, в то время как десятиричное деление соответствует прямой линии. Однако это фундаментальное утверждение все же не позволяет пойти дальше в определении циклических периодов, если не принять во внимание тот факт, что принципиальная и естественная база циклических периодов на космическом уровне – это цикл предварения равноденствий, чья длительность равна 25 920 годам. Точка равноденствия смещается в ходе этого процесса на 1 градус за 72 года. 72 – это один из подмножителей числа 4 320 = 72 х 60, а 4320–- это, в свою очередь, подмножитель числа 25 920 = 4320 х 6. И тот факт, что цикл равноденствия связан с тем же числом, что и деление круга, и является еще одним доказательством естественности такого деления. Но теперь встает следующий вопрос: какой множитель или подмножитель этого астрономического периода соответствует истинной длительности Манвантары? Чаще всего в различных традициях упоминается не столько полный период предварения равноденствий, сколько его половина. Именно эта половина полного периода предварения равноденствий называлась у персов и греков "Великим Годом". Его длительность оценивалась ранее приблизительно как 12 000 или 13 000 лет, точное значение – 12 960. Учитывая особую важность этого периода, можно было бы предположить, что в Манвантаре должно быть целое число этих "Великих Годов". Но какое? В этом отношении мы находим – уже вне контекста индуистской традиции – точное указание, которое на сей раз можно понять буквально: у халдеев длительность царства царя Ксисутроса (Зиусудры), строго тождественного Вайвасвате, Ману настоящей эры, равна 64 800 годам, т.е. точно пяти "Великим Годам". Заметим, что 5 – это также число "бхута" или элементов чувственного мира в индуистской традиции, которые играют столь важную роль в космологии. Это соображение лишний раз подтверждает точность нашего вывода. Можно было бы рассмотреть определенную взаимосвязь между пятью "бхута" и пятью "Великими Годами", – тем более, что в древних традициях центральной Америки такое сочетание элементов с определенными циклическими периодами засвидетельствовано... Как бы то ни было, если истинная продолжительность Манвантары действительно такова, и если мы возьмем за основание наше число 4320, равное 1/3 "Великого Года", тогда необходимым множителем будет число 15. С другой стороны, и пять "Великих Годов" должны распределяться по Югам неравномерно, но в соответствии с простыми соотношениями: Крита-Юга длится 2 "Великих Года", Трета-Юга – 1 и 1/2, Двапара-Юга – 1, а Кали-Юга – 1/2. Эти числа очевидно представляют собой половины чисел, полученных нами при принятии длительности всей Манвантары за 10 (4 – 3 – 2 – 1). Выраженная в обычных годах, продолжительность четырех Юг будет следующей: 25 920 лет длится Крита-Юга, первая из юг, 19 440 – Трета-Юга, вторая, 12 960 – Двапара-Юга, третья, и 6 480 – Кали-Юга, четвертая, что в целом составляет 64 800 лет. И разве можно отрицать, что, если оценивать на основании других факторов истинный возраст современного земного человечества, эти цифры вполне укладываются во вполне приемлемые рамки. Здесь мы прервем наше изложение, т.к. относительно точки начала нашей Манвантары и, следовательно, относительно точного определения циклической позиции той эпохи, в которую мы живем, мы не отваживаемся высказать никаких конкретных предположений. Из традиционных источников нам известно, что мы уже давно находимся в периоде Кали-Юги. Не опасаясь ошибиться, мы бы сказали даже, что в ее последней, крайней фазе, описанной в Пуранах в терминах, в которых, безо всяких сомнений, явственно и однозначно узнается именно наш современный мир…» [Генон Р. Несколько замечаний по поводу доктрины космических циклов // http://angel.org.ru/1/genon1.html].

Однако, если подинная длительность юг и скрывалась, то все же ортодоксальная ведическая традиция определяет точно время начала века Кали-юги – 3102 г. до н.э. как время войны пандавов и кауравов, описанной в «Махабхарате», уход Кришны из нашего мира и начало исторических царств индоариев. Около этой даты: 3761 г. до н. э. – дата сотворения мира по еврейскому календарю; по Аль-Хорезми 3101 г. до н.э. начался Ноев потоп («атофен»); 3300 г. до н.э. – цивилизация долины Инда (Хараппы, Мохенджо-Даро); установление т.н. «0-й династии» фараонов в Египте (3150-2950 гг. до н.э.), в 3118 г. до н.э. Нижний Египет завоевал Верхний Египет, столицей нового государства стал Мемфис, а лидер завоевателей Менес стал основателем I династии фараонов объединенного Египта. В Греции в это время расцветает Кикладская цивилизация; 3113 г. до н. э. – начальная дата летоисчисления цивилизации майя.

(с) Олег Гуцуляк
http://www.proza.ru/2015/09/13/72
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4607
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: Космические циклы индуизма

Сообщение Александр Волынский 14 сен 2015, 13:31

Пенроуз предложил интересную модель https://vk.com/doc181311007_336575145?h ... 59478f8a8a
Основная идея книги состоит в рассмо­ трении некой единой и полной фазы раз­вития Вселенной (я называю эту единую фазу эоном), протекавшей до того момен­та, который мы привычно именуем Большим взрывом! Более того, предполагается, что каждый такой эон в действительности является одним из бесконечного ряда сме­няющих друг друга эонов. Я понимаю, что эта идея может показаться просто странной, однако еще раз отмечу, что мое главное предположение состоит в том, что наблюдаемый нами этап эволюции Все­ленной является лишь одним из бесконеч­ной последовательности таких повторяю­щихся циклов-эонов.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9382
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Космические циклы индуизма

Сообщение Неомарксист 14 сен 2015, 13:54

Основная идея книги состоит в рассмо­ трении некой единой и полной фазы раз­вития Вселенной (я называю эту единую фазу эоном), протекавшей до того момен­та, который мы привычно именуем Большим взрывом!

теория пульсирующей вселенной?

Фишка состоит в том, что такие понятия, как «до», «после», «было», производны от времени и определяют положение события на временной оси. Время же на сингулярности останавливается. Всё «до» и «после» приобретают смысл только с момента Большого Взрыва.
Форум "УРАНОПОЛИС: Содружество Духовных Коммунистов"
http://newleft.forum24.ru/
Аватара пользователя
Неомарксист

 
Сообщений: 1809
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 00:12
Откуда: Питер

Re: Космические циклы индуизма

Сообщение Олег Гуцуляк 14 сен 2015, 15:46

Профессор Оксфордского университета Роджер Пенроуз и армянский астроном Ваха
Гурзадян утверждают, что нашли доказательства существования Вселенной до так
называемого Большого взрыва, который ученые считали условным событием
образования системы разлетающихся галактик, пишет газета The Daily Mail.

Выводы ученых сделаны на основе анализа снимков радиационного фона во
Вселенной, который изучает "Зонд имени Уилкинсона для исследования
анизотропии микроволн" (WMAP), запущенный в 2001 году. WMAP анализирует
"эхо" Большого взрыва - микроволновое фоновое космическое излучение
(реликтовое излучение). Его данные считаются важнейшими экспериментальными
данными в космологии: так, три года назад WMAP оценил возраст Вселенной в
13,7 миллиарда лет.

По словам Роджера Пенроуза и Вахи Гурзадяна, им удалось найти 12 примеров
концентрических кругов, каждый из которых состоит из пяти колец интенсивного
излучения. Такие кольца возникают вокруг групп галактик и указывают на
чередующиеся процессы сжатия и расширения Вселенной.

Согласно теории "циклической космологии", выдвинутой Роджером Пенроузом,
история Вселенной намного древнее, чем до сих считалось. Фактически, она
состоит из цепочки чередующихся событий: сначала супермассивная "черная
дыра" поглощает Вселенную, накапливая огромную энергию, после чего следует
новый Большой взрыв.

Обнаруженные гравитационные радиационные волны, по мнению ученых, являются
свидетельством существования в прошлом этих супермассивных "черных дыр",
которые "убивают" Вселенную, а потом, взрываясь, приводят к возникновению
новой системы галактик.

Добавим, что в 1988 году Роджер Пенроуз удостоился израильской премии Вульфа
за свои исследования, посвященные происхождению Вселенной.
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4607
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: Космические циклы индуизма

Сообщение Александр Волынский 14 сен 2015, 18:42

теория пульсирующей вселенной?

Нет. Там нет пульсаций, а есть цепочка "больших взрывов" и вселенные укладываются друг в друга как в матрешку.
Время связано с нарушением некой симметрии, что и знаменует собой возникновение сингулярности, потом, расширение Вселенной порождает цепь новых нарушений симметрии, так возникают четыре основных физических взаимодействия.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9382
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Космические циклы индуизма

Сообщение Неомарксист 14 сен 2015, 22:20

Александр Волынский писал(а):Время связано с нарушением некой симметрии

Интересная гипотеза.
Ещё бы понять, что такое «время» и как сингулярность, в которой нет времени, может быть следствием чего бы то ни было, если причина должна предшествовать следствию по времени.
Мне кажется здесь наука уже выходит за рамки своего научного метода и залазит в область трансцендентного.
Форум "УРАНОПОЛИС: Содружество Духовных Коммунистов"
http://newleft.forum24.ru/
Аватара пользователя
Неомарксист

 
Сообщений: 1809
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 00:12
Откуда: Питер

Re: Космические циклы индуизма

Сообщение Александр Волынский 15 сен 2015, 07:21

Ещё бы понять, что такое «время»

"Время" это самое интересное в современной физике. Для человека это актуализация Бытия или Мировой воли.
Второе начало термодинамики есть следствие "направленности оси времени" т е нарушение симметрии прошлого и будущего в механике Ньютона или нарушение симметрии вещества и антивещества (позитрон это электрон для которого время направлено в противоположную сторону). Поскольку время связано с движением, с изменениями, то оно само по себе нарушает симметрию "вечности". Мировая Воля, по Шопенгауэру, это неподвижный источник Времени, известный еще Аристотелю "неподвижный перводвигатель" или абсолютная потенциальность.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9382
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Космические циклы индуизма

Сообщение Неомарксист 15 сен 2015, 21:42

Александр Волынский писал(а):"Время" это самое интересное в современной физике. Для человека это актуализация Бытия или Мировой воли.

Самое интересное, если окажется, что пространство прерывно, квантовано, время тоже квантовано и вообще весь мир живёт по тактам. Ведь обнаружение того, что время квантовано, может служить признаком того, что мы все - лишь сон гигантского суперкомпьютера, а квант времени - это и есть тактовая частота выполнения операций данным суперкомпьютером. Вишну спит и ему снится Брахма, Брахма спит и ему снимся мы, а когда спим мы, нам снится Вишну и так до бесконечности...
Форум "УРАНОПОЛИС: Содружество Духовных Коммунистов"
http://newleft.forum24.ru/
Аватара пользователя
Неомарксист

 
Сообщений: 1809
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 00:12
Откуда: Питер

Re: Космические циклы индуизма

Сообщение Александр Волынский 16 сен 2015, 06:25

Время не квантовано, но квантовано действие.
Минимальное время определяется максимальной энергией.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9382
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Космические циклы индуизма

Сообщение Неомарксист 16 сен 2015, 12:35

А если будут обнаружены таки хрононы? ведь хронон и есть своеобразный квант самого банального Евклидового времени, проще говоря: количество времени, необходимое одному свободно летящему фотону для того, чтобы преодолеть расстояние, равное диаметру одного электрона.
Сразу легко разрешаются апории Зенона без привлечения математических абстракций о бесконечно малых величинах))
Форум "УРАНОПОЛИС: Содружество Духовных Коммунистов"
http://newleft.forum24.ru/
Аватара пользователя
Неомарксист

 
Сообщений: 1809
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 00:12
Откуда: Питер

След.

Вернуться в Восточная кафедра


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron