Бытие и Небытие

Бытие и Небытие

Сообщение Олег Гуцуляк 06 ноя 2010, 20:52

В ситуации «недобывания к Бытию» определенные традиции обращаются к Небытию. Но последнее (нем. Nichtsein) понимается не как «Несуществование» (нем. Sinnlosigkeit), а является не отрицанием, но более чем утверждением, не отрицаемым, но более чем утверждающим и все обосновывающим, не вынесенным за скобки, но окружающим и проницающим, организованную внутри скобок. Таким образом, оно в некотором роде даже являлось бы не Небытием, а совершенно напротив – более чем Бытием, а именно Абсолютным Существованием. Соответственно этому, Бытие является модусом вытеснения Существования, данного как присутствие в отсутствии и могущего таким образом быть понятым только через отрицание. Мы по природе своей бытийны и порог между Бытием и Небытием остается непреодолимым ни для одной из форм, фигурирующих в рамках Бытия. Само понятие Небытия подразумевает апелляцию к конструкту, создаваемому на основании данностей Бытия. В этом смысле, конечно-же, гораздо правомернее последовательное отрицание всех бытийных аспектов и неуклонное "нет", чем ложное допущение Небытия в Бытии.

Одной из попыток "облагородить" Небытие, наделив его позитивным качеством присутствия в Бытии, по-сути дела является популярная концепция Хаоса как предначальной Зияющей Бездны или предначального Пустого Пространства. Этот так называемый "позитивный" Хаос – Хаос проявляющийся "непосредственно", оминипрезентный, не разрушающий, почти милый, является шагом в сторону монотеистических учений, захлестнувших человеческие культуры в последние две-три тысячи лет и очевидным образом "с благими пожеланиями" восстанавливающих "достоинство" Хаоса как "Всеотца", "забытого Бога" или "Абсолюта", что само по себе представляет конструкт ничем не обоснованных гипотетических допущений, неотъемлемых от чувственно-эмоциональной и общественно-политической телеологии.


Небытие, с которым имеет дело традиционное мировоззрение, на деле имеет лица существ Ужаса. В скандинавской мифологии из чёрного ледяного водоворота поднимается змей Нидхоггр, грызущий корни «Древа Ужаса». Его пришествие предвещает гибель "реального мира". Чудовищные, парализующие ужасом персонификации Негативного бесконечно далеки от милосердия, они не имеют понимания, направленного с их стороны к Бытию как сфере интересов, их деяния сотрясают устои миров, их появление – знак абсолютной безвыходности, сковавшей протяженности высших иерерхий, их победы – это геноцид подавляющего большинства и исчезновение любого бытийного избытка. В них нет ничего позитивного. Когда оно появляется, они уходят, оставляя после себя потомство. Сознание существа, фигурирующего в Бытии, не имеет продолжения за порогом и у нас нет никакой теории о том, что существует и не существует за ним, за исключением тех посылов, которые могут быть восприняты в акте мистической унии от высших существ (демонов и богов) – в прямом смысле не являющиеся сущностями и не являющиеся ничем из того, что может быть им вменено, ¬– через единение с их помыслом, с их взлядом, с их сознанием [Метафизика Небытия и кокетство Абсолюта // http://blud.pp.ru/nebytie.html].
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4597
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: Бытие и Небытие

Сообщение Олег Гуцуляк 06 ноя 2010, 20:53

Буддизм настаивает на тлённости всего существующего (бытие по природе своей «дурно», санср. duhkha), мирообразующим началом объявляется великое Ничто (Шунья, Пустота), «… ибо оно единое в мире есть неуничтожимое …: оно есть некой органической целостностью, что отзеркаливает и вместе с тем втягивает в себя все существующие и возможные смыслы. Поэтому оно осуществляется и как Сансара — непрерывный и нескончаемый поток превращений, и как Нирвана — абсолютная сердцевина поглощения и погружение смыслов в вечное успокоение. В … буддистской философии была развита своеобразная «негативная диалектика» — метод опровержения бытия как изначальной определенности мира. Это было как бы зеркальное отражение диалектики греков (Зенон, Платон, и другие), направленной, наоборот, на опровержение истинности небытия и утверждения бытия» [Нестеренко В.Г. Вступ до філософії : Онтологія людини. – К.: Абрис, 1995. – С.106].

Также, по мнению Ф. Ницше, «... Гераклит останется вечно правым в том, что бытие есть пустая фикция. Только и есть один мир – это мир «кажущийся», а «истинный мир» есть только то, что прилагали к «кажущемуся»...» [Ницше Ф. Падение кумиров: сборник / Пер. с нем. – СПб.: ИГ «Азбука-классика», 2010. – С.30].
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4597
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: Бытие и Небытие

Сообщение Олег Гуцуляк 06 ноя 2010, 20:55

Собственно в борьбе с буддизмом индуистская «контр-реформация» стала на позицию, что без бытия само Небытие не могло бы быть как таковое, а поэтому есть Изначальное Бытие и мы имеем все основания говорить о его первичности («ади-ти») касательно к Небытию («а-дити») как лишь «Непроявленному Бытию» (обыденное/относительное бытие есть лишь его «проявленная» манифестация) [Литман А.Д. Философская мысль независимой Индии (Академические системы и религиозно-философские учения). – М.: Наука, 1966. – С.118 – 122].

В европейской традиции Бытие (Трансценденция, Абсолют, Бог) есть «тайна», «несубстанцированный абсолют» (Г. Марсель), «Ничто» (Ж.-П. Сартр), что отождествляется со «Свободой». Э. Фромм конкретизирует трансценденцию как спонтанную активность цельной, интегрированной личности, а Э. Кехлер — как «жизненную силу» («продукт цельной органической конституции»). У Ф. Ницше жизнь являет собой специфическую волю к аккумуляции «силы» (Macht “сила”, “власть”), и эта самая «воля к власти» есть только «пафос» — самый элементарный факт, из которого только и возникает становление, действие.
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4597
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: Бытие и Небытие

Сообщение Максим Борозенец 07 ноя 2010, 00:40

Индуистская традиция различает Небытие (Асат) и "Чистое Бытие" (Сат). По сути, это метафизические проекции минимального бинарного кода (0 и 1), которые своими комбинациями формируют затем майю Бытия (Матрицу).

В европейской традиции можно найти целый паноптикум онтологических конструктов:
1. Укон (чистое небытие) и меон (недобытие) Православного богословия.
2. Сущее (Seiende) и Бытие ("чистое бытие", Sein/Seyn) Хайдеггера, они же экзистенция и субсистенция, они же актуальное бытие и потенциальное бытие
3. Объективная реальность материализма и виртуальность

Список можно продолжать далее...
Ex Borea Lux! - Из Севера Свет!
Аватара пользователя
Максим Борозенец
Администратор
 
Сообщений: 3429
Зарегистрирован: 30 окт 2009, 23:45
Откуда: Дания, Копенгаген

Re: Бытие и Небытие

Сообщение Олег Гуцуляк 07 ноя 2010, 04:54

Небытие (Асат) и "Чистое Бытие" (Сат)

Нельзя отождествлять существование/несуществование (sattva/asattva) с бытие/небытие (bhuti/abhuti).

В санскрите и русском языках произошла редукция и смешение лексем, изначально выражающих разные аспекты - бытие и существование. Эта редукция в общем и целом наблюдается в любом современном или относительно современном индоевропейском языке, наиболее явным образом присутствуя в системе спряжений глагола "быть".

Вопрос также в том, является ли Небытие Абсолютным Существованием (и ему подчиненено Бытие как Проявленное/Феноменальное Существование), или наоборот, есть Абсолютное Бытие, которому субподчинено Существование (Небытие, Майя)?
И что во втором случае Абсолютным может только Бытие, но не Существование (оно может рассматриваться и как отдельная манифестация Абсолютного Бытия)

Можно ли говорить, что индо-европейцы разделились на "бытийствующих" и "существующих" - аграриев и кочевников:

1) этимологически БЫТИЕ восходит от bhu, bheu "расти, расцветать", "являтся" (отсюда греч. "фюзис" - "природа");
2) этимологически СУЩЕ - "живое, жизнь" (санскр. asus, греч. esti, нем. est).
Но есть еще и третий корень:
3) этимологически ВЕСЬ - "оставаться, жить" (санскр. wasami, гр. astu < *Fastu "место, город", латин. Vesta, vestibule, нем. war, wesen, англ. was, were).
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4597
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: Бытие и Небытие

Сообщение Максим Борозенец 07 ноя 2010, 11:44

Олег Гуцуляк писал(а):Можно ли говорить, что индо-европейцы разделились на "бытийствующих" и "существующих" - аграриев и кочевников:

1) этимологически БЫТИЕ восходит от bhu, bheu "расти, расцветать", "являтся" (отсюда греч. "фюзис" - "природа");
2) этимологически СУЩЕ - "живое, жизнь" (санскр. asus, греч. esti, нем. est).
Но есть еще и третий корень:
3) этимологически ВЕСЬ - "оставаться, жить" (санскр. wasami, гр. astu < *Fastu "место, город", латин. Vesta, vestibule, нем. war, wesen, англ. was, were).

Я думаю, с точки зрения аграриев Неолита, кочевники обладали одним лишь дазайном, потому что скользили по ободу великого Колеса, как дорожная пыль. Самих себя они помещали в центр Колеса, откуда они созерцали цикличную сущность Бытия (Зайн). Спустя века кочевники, реагируя на самодостаточные поселения аграриев, истолкуют свой дазайн как персистенцию, императив вечного преодоления, взрывающий косность циклизма. "Дорожная пыль" истолкует свою миссию как "толкатель Колеса". Великая Мать покорится Отцу.

*BU- означает букв. "набухать", то есть "увеличиваться в объеме" (ср. образ расширяющейся вселенной), отсюда "расти, расцветать". Здесь аспект инертного роста, заданного изначальным импульсом, либо имманентно присущего материи.
*(E)ST- как я считаю, происходит от протокорня *ST- "стоять" (один из наиболее распространенных ИЕ-корней), а именно "пребывать в активном, напряженном состоянии", то есть в таком, которое отличает человека от животного.
Закономерно, что почти в подавляющем большинстве индоевропейских языков *BU- обозначает глагол прошедшего времени, тогда как *(E)ST- настоящего. Патриархальная сущность индоевропейских языков очевидна.
Ex Borea Lux! - Из Севера Свет!
Аватара пользователя
Максим Борозенец
Администратор
 
Сообщений: 3429
Зарегистрирован: 30 окт 2009, 23:45
Откуда: Дания, Копенгаген

Re: Бытие и Небытие

Сообщение Валерий Бохонов 07 ноя 2010, 17:52

Олег Гуцуляк

Ну, не так всё драматично в буддизме.
Буддийские концепции начали формулировать ещё до 20 века использую в общем христианскую религиозноую терминологию. А также вводя неологихмы, типа - пессимизм.

Дуккха следует переводить как стресс, от напряжение до предельных форм. Хотя несколько наукообразно
"Дурно" это слишком драматично, хоть и имеет свои положительные оттенки. От - мне дурно, до моральных установок.
Впрочем, и страдания сойдёт для популярных лекций, но если кто попадётся из слушателей подотошней - то уточнить.

В буддизме в общем метафизика отсутствует. За это большое спасибо основателю. Он объяснял это тем, что подобные методы бесполезны в целом для освобожденья.

То есть - даже нет такой проблемы - Бвтиё и Небытиё.

Природа будды (дхарма) не имеет формы.
Так что - нет объекта, по отношению к которому можно применять эти концепции.

В буддизме под Бытиём можно подразумевать привязанность к какой-то конкретной форме, к элементам системно обусловленного опыта .
Тогда понятно - что такое небытиё в этом смысле - это разрушение этой привязанности и обусловленности.

О нираване (состоянии будды обычно говорят так -
нельзя сказать, что бууда существуе, не существует, не несуществует, не несуществует.
Это нельзя сравнить с привязанностью к конечной форме и описать характерных для этой привязанности терминах, предназначенных для коммуникации на этом уровне и являющимися управляющими сигналами этого уровня.

Что и видно уже из обсуждения.

В буддизме
Аватара пользователя
Валерий Бохонов

 
Сообщений: 724
Зарегистрирован: 17 сен 2010, 07:25
Откуда: Новосибирск

Re: Бытие и Небытие

Сообщение Олег Гуцуляк 07 ноя 2010, 20:49

*(E)ST- как я считаю, происходит от протокорня *ST- "стоять" (один из наиболее распространенных ИЕ-корней), а именно "пребывать в активном, напряженном состоянии", то есть в таком, которое отличает человека от животного.

СТОЯНИЕ/СОСТОЯНИЕ как раз и есть ПАССИВНОСТЬ, в то время как РАЗБУХАНИЕ/ВОЗБУХАНИЕ есть АКТИВНОСТЬ (в том числе и ОГНЯ), т.е. персистенция против акцистенции.
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4597
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: Бытие и Небытие

Сообщение Александр Волынский 07 ноя 2010, 22:28

Я думаю, с точки зрения аграриев Неолита, кочевники обладали одним лишь дазайном, потому что скользили по ободу великого Колеса, как дорожная пыль. Самих себя они помещали в центр Колеса, откуда они созерцали цикличную сущность Бытия (Зайн)

А в семитских языках глаголов в настоящем времени нет. Существование имеет смысл "стояния" , а бытие "жизни".
По моему Бытие темпоральная , а Существование пространственная категория.
Когда буддисты говорят о Пустоте , они имеют в виду несуществование . что не отрицает времени и сансары.
Настоящее время это и есть небытие - чистое существование , стоп-кадр.Как очень правильно говорится в приливе отчаяния "Это не жизнь , а существование"
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9162
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Бытие и Небытие

Сообщение Максим Борозенец 08 ноя 2010, 00:01

Олег Гуцуляк писал(а):
*(E)ST- как я считаю, происходит от протокорня *ST- "стоять" (один из наиболее распространенных ИЕ-корней), а именно "пребывать в активном, напряженном состоянии", то есть в таком, которое отличает человека от животного.

СТОЯНИЕ/СОСТОЯНИЕ как раз и есть ПАССИВНОСТЬ, в то время как РАЗБУХАНИЕ/ВОЗБУХАНИЕ есть АКТИВНОСТЬ (в том числе и ОГНЯ), т.е. персистенция против акцистенции.

Думаю, эта возникшая у нас проблематика поистине знаковая - она-то и определила в свое время направление развития, и оформила парадигмы мировоззрения.

"Стояние" - акт видимого недеяния, которое на самом деле достигается максимальным напряжением (постуральным рефлексом, актом диурна). Это и есть "современность" - букв. "соитие с временем", "отождествление со сменой (кажущейся) времени". Вертикаль традиционно мыслится как "божественное положение". Это - акт Оси, недвижимого двигателя. Отсюда приписываемая камню сакральная роль - камень неподвластен разложению, он воистину "современен".

"Разбухание" - акт женской природы, подобный разливу воды - во все возможные, непредсказумые направления. Огонь никогда не "разбухает", это качество сугубо женской субстанции, пассивной по определению, подвластной мужскому импульсу - земли, воды, бури, растительности, закваски, браги и т.п. Целенаправленный заряд рассеивается в материи, что порождает сферическое разбухание, то есть реактивное движение во все возможные стороны. Разбухание - это естественная реакция органики на витальный импульс, точь-в-точь как реакция динамита на зажженый фитиль. Напомню, что мы здесь оперируем не "профанной" физикой, а символической.
Ex Borea Lux! - Из Севера Свет!
Аватара пользователя
Максим Борозенец
Администратор
 
Сообщений: 3429
Зарегистрирован: 30 окт 2009, 23:45
Откуда: Дания, Копенгаген


Вернуться в Восточная кафедра


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1