Страница 1 из 2

Конфуцианство

СообщениеДобавлено: 22 апр 2011, 11:47
Максим Борозенец
Изображение

Конфуцианство создало невероятно высокий уровень нравственности, основанный на этическом поведении, и проповедует совершенно четкую концепцию «Высшего Небесного Бога». Конфуцианство позволило облагородить литературное образование и выработать благое поведение, подобное Правильному Действию буддистов. Когда конфуцианство было в Китае государственной религией, оно глубоко воздействовало на жизнь людей.

Этические учения, которыми придавали большое значение, включают в себя следующие ценности:

1. Ли.
Сюда входят приличия, этикет и ритуалы. Это идеал поведения, упорядочивающий все человеческие отношения, позволяющий обустроить общественную структуру и гармонизировать жизнь. Понимание Неба и Земли, предки, власти, учителя - все это выстраивается в иерархическую структуру, благодаря которой исправляется форма поклонения.

2. Сяо.
Это любовь внутри семейной структуры, а также уважение родителей к своим детям, а детей - к своим родителям. Почитание родителей сыном означает, что он должен окружить их заботой и комфортом, должен прославлять их имя своими успехами.

3. И.
Праведность (подчинение законам Человека и Природы) развивает сознание в сторону правильного взаимоотношения между людьми. Беспристрастность, надлежащее поведение, уважение, терпимость - все это развивает честную и бескорыстную личность. Праведность должна превосходить материальную выгоду, а справедливость должна стоять выше собственности.

4. Синь.
Честность и надежность - качества, необходимые для мирских дел. Эта ценность требует, чтобы человек был искренним и прямым в речи, исполнял свои обещания и добросовестно вел себя с другими. Сочетание ценностей «и» и «ксин» подобно Правильному Действию в буддизме.

5. Йен.
Высшая конфуцианская ценность - благожелательность и человеческое отношение с окружающими, особенно с общиной, в которой живет человек. Осознание чужих потребностей, как и желание помочь в трудные времена, помогает человек выразить «йен» как служение другим.

6. Чун.
Эта ценность выражает лояльность к государству, то есть служение более широкому миру, представленному властью. Считалось, что у императоров и правителей есть высшая власть над народом, поэтому и подразумевалось, что высшей власти (то есть Богу) необходимо подчиняться.

Принцип, известный на Западе как «Золотое Правило» (поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой), ведет к системе фундаментальных отношений, которые формируют конфуцианский общественный порядок. Правильные взаимоотношения внутри семьи, развившиеся из философии «И цзин», закладывают основу всего естественного порядка цивилизации.

Однако еще до развития конфуцианства как религии Лао-Цзы провозгласил идею правильного поведения в «Дао дэ цзин». Он говорил о правильном поведении императоров и правителей. Некоторые верят, что Конфуций встретился с Лао-Цзы на какой-то стадии, хотя они и шли разными путями к Истине. И они оба, конечно же, были знакомы с более ранними философскими воззрениями и священными писаниями. Различие между конфуцианством и даосизмом заключается в том, что конфуцианство воспринимает порядок с точки зрения человеческой этики, тогда как даосизм воспринимает мир с философской, натуралистической перспективы.

Конфуций верил, что китайскую культуру можно оживить, возвратившись к древним ценностям и заново провозгласив важность общества и правительства. Он описывал общество, которым управляют разумно, человечно, правильно, проницательно, причем высших постов, по его представлениям, можно было достичь не только по наследству. Карьеру мог сделать тот, кто получил хорошее образование и объединил культурные верования. Нация будет получать пользу от людей, которые осознают последствия такого образования. Ритуалы и магия - не средства власти, а нечто, предлагаемое обществом в знак уважения. К сожалению, те самые свойства общества, которые призваны предотвратить манипуляцию, со временем стали как раз инструментами манипуляции обществом.

Со времен династии Хан (206 год нашей эры) существуют четыре ритуала перехода, которые признаются и исполняются конфуцианской традицией:

1. Рождение
Считается, что Тай-шен (дух эмбриона) защищает беременную женщину и приносит трудности любому, кто мешает будущей матери. Особые ритуалы выполняются, когда после рождения ребенка удаляется плацента. В это время мать кормят особой пищей, а затем разрешают отдыхать месяц. Родная семья матери удовлетворяет все потребности ребенка в первый, четвертый и двенадцатый день рождения ребенка в честь его матери.

2. Достижение зрелости
Исключая особо традиционные семейства, этому жизненному отрезку уже не придается большая значимость. А там, где этот праздник отмечают, вся семья устраивает особый обед, на котором молодому человеку, ставшему взрослым, подают цыпленка.

3. Брак (ритуал выполняется в шесть стадий)

Предложение
Пара обменивается восемью фактами астрологии своего рождения (год, месяц, день и час дня рождения каждого). Если в следующие три дня в семье потенциальной невесты случается какое-то несчастье, предложение непременно либо отвергнут, либо подвергнут очищению.

Помолвка
После того как день свадьбы назначен, невеста объявляет о свадьбе приглашениями и дарит печенья в форме луны, тем самым почитая женский принцип (инь).

Приданое
Обе семьи обращаются друг к другу с подчеркнутым уважением. Приданое невесты относят в дом жениха в торжественной процессии. Затем родители жениха превозносят невесту. А жених отправляет в дом невесты дары для нее, равные по стоимости ее приданому.

Процессия
Жених посещает дом невесты и приглашает ее возвратиться с ним в его дом. Все это сопровождается пышной церемонией.

Свадьба и торжество
Пара читает свои обеты, угощают друг друга вином, а затем устраивается обильный банкет в их честь.

На следующее утро
В знак уважения и почитания своего нового положения в семье, невеста готовит завтрак родителям жениха, которые держатся с ней очень любезно.

4. Смерть
Когда кто-то умирает, соседи узнают об этом по слезным крикам и стенаниям. В такие дни вся родня выказывает свою скорбь тем, что носит одежду из грубой ткани. Затем труп обмывают и помещают в гроб. Община помогает присутствующим на похоронах родственникам покойного, снабжая их деньгами и благовониями. В гроб кладут вещи, значившие очень много для скончавшегося, а также еду. Потом священник совершает похоронный ритуал. Друзья и родственники идут за гробом на кладбище, в руках у них ивовые ветки, которые символизируют душу покойного. Впоследствии их возвращают на семейный алтарь, где они становятся олицетворением духа среди других духов предков. Публичные молитвы устраивают на седьмой, девятый и сорок девятый день после похорон, а также в первую и третью годовщину смерти.

Re: Конфуцианство

СообщениеДобавлено: 22 апр 2011, 12:23
Олег Гуцуляк
Конфуций верил, что китайскую культуру можно оживить, возвратившись к древним ценностям и заново провозгласив важность общества и правительства

В отличие от Сократа древне-китайский философ Цю Кун-цзы (Конфуций) получил признание на уровне государства своей практики "исправления имен".

Re: Конфуцианство

СообщениеДобавлено: 22 апр 2011, 13:03
Максим Медоваров
1. Надо всё-таки адекватно транслитерировать китайские слова. Не ксиао, ксин, чунг, а сяо, синь, чун.
2. Конфуцианство - поздняя, итоговая система заката древнекитайской цивилизации, сначала гонимая, но после завершения цивилизационного цикла окостеневшая и ставшая базовой для огромной средневековой дальневосточной цивилизации. Конфуцианство может быть интересно как феномен гибкого консерватизма, который сохраняет некоторые старинные формы, приспосабливаясь к изменениям. "Либеральный консерватизм" такой. Но не аутентичная Традиция.

Re: Конфуцианство

СообщениеДобавлено: 22 апр 2011, 13:16
Александр Волынский
Рекомендую всем книгу Кобзева ФИЛОСОфИЯ китайского неоконфуцианства.
Там все основные иероглифы и их кириличское озвучивание (гораздо более правильное чем латинское за счет ц, ч , з ,ж , я , ю и мягкого знака)
Сяо - уважение
Чан -постоянство (у чан -5 постоянств)
Жень-благожелательность
Чжун 1 - верность ( чжун - середина другой иероглиф)
Синь -порядочность . но есть еще 3 тональных омонима которые пишут как синь1 синь2 синь 3 , а латиницей пытаются изобразить тоны значками.
Правильней просто рисовать иероглиф

Re: Конфуцианство

СообщениеДобавлено: 22 апр 2011, 13:27
Александр Волынский
Я проводил некоторое изыскание по Ли
«Ли»-представление о вещах как о структурах. Причем
это такая структура, которая является отражением структуры
всей Вселенной как целого.
ли имманентно миру и не имеет
ничего общего с понятием формы форм , или Бога, так как вообще
ォв мире ли и ци отсутствует какой бы то ни было чжу-цзайъ,
т.е. Господь . В китайской философской традиции необходимость
в Высшем Бытии никогда не ощущалась и различие между ли
и ци нисколько не было таким, как различие между душой и телом,
ибо души образовывались более тонкими видами ци, а наиболее
устроенные части тел в пространстве и времени, со всеми их взаимодействиями,
представляли собой ли в проявленности и действенности
По моему Ли это - системность
Иероглиф своем наиболее древнем значении обозначало „узор" (pattern)
ォустроение земельных площадей, размеривание полейサ, в своей основной части (без
позднее добавленного ключа ォюЙ1サ — ォнефритサ) иероглиф ォлиサ
состоит из элементов ォтянь^サ — ォполеサ и ォтуサ — ォпочваサ.

ォди-лиサ — ォгеографияサ
ォу-ли-сюэサ — ォфизика
ォсинь-ли-сюэサ — ォпсихологияサ

ォРасширяя [свою] ученость (бо сюэ) с помощью
знаков (вэнь) и стягивая ее с помощью благопристойности (ли),
можно избегнуть нарушенийサ (ォЛунь юйサ, VI, 25/27, XII, 15; ср.
[67, т. 1, с. 153]).
в китайской духовной традиции именно за
Конфуцием закрепился образ первого идеолога и ревностного проповедника
ли, теоретика превращения Срединной империи в ォгосударство
благопристойности и музыкиサ. Более того, согласно некоторым
конфуцианцам, например Ли Гоу (1009-1059), Янь Юаню
(1635-1704), Лин Тинканю (ок. 1755-1809), в ли заключена главная
идея Конфуция.
Конфуцианство в синтезе с даосизмом (неоконфуцианство) это более гармоничная и более приближенная к изначальной Традиции теория.
Вообще их нельзя отрывать друг от друга Конфуция и Лао-цзы.

Re: Конфуцианство

СообщениеДобавлено: 22 апр 2011, 13:39
Максим Борозенец
Максим Медоваров писал(а):1. Надо всё-таки адекватно транслитерировать китайские слова. Не ксиао, ксин, чунг, а сяо, синь, чун.

Заменил. Я брал материал из английского перевода, поэтому пардон за погрешности.

2. Конфуцианство - поздняя, итоговая система заката древнекитайской цивилизации, сначала гонимая, но после завершения цивилизационного цикла окостеневшая и ставшая базовой для огромной средневековой дальневосточной цивилизации. Конфуцианство может быть интересно как феномен гибкого консерватизма, который сохраняет некоторые старинные формы, приспосабливаясь к изменениям. "Либеральный консерватизм" такой. Но не аутентичная Традиция.

Разумеется, конфуцианство - это попытка собрать воедино обломки. А разве мы не тем же занимаемся?
Я не брал за основу своих построений конфуцианство, но скорее те архетипичные принципы, которые Конфуций выражал своим учением.

По моему Ли это - системность
Иероглиф своем наиболее древнем значении обозначало „узор" (pattern)
ォустроение земельных площадей, размеривание полейサ, в своей основной части (без
позднее добавленного ключа ォюЙ1サ — ォнефритサ) иероглиф ォлиサ
состоит из элементов ォтянь^サ — ォполеサ и ォтуサ — ォпочваサ.

Я точно так же понимаю "ли" - как структуру отношений между вещами. Это - ПОЛЕ, а выражаясь современным высокотехнологичным вокабуляром, это - СЕТЬ.

Re: Конфуцианство

СообщениеДобавлено: 23 апр 2011, 14:51
Олег Гуцуляк
Понятие «Ли» – одно из краеугольных в конфуцианстве, вариантами перевода которого есть «обряды», «ритуал», «нормы обычного права», «церемонии», «этикет», «установления». «… Согласно Конфуцию, человек, живущий по ритуалу, живет в сообщительности со всеми людьми. Живет «общим достоянием», существует лишь постольку, поскольку находится в общении с другими. Он есть то, чем он является для других. В сущности, у него нет своего обособленного, замкнцтого в себе Я. от имени которого можно было бы вести монолог и выводить отвлеченные истины. Его речи – только отклик на обращения других, его жесты и поступки – знаки сверхличного свершения. Ритуал освобождает личность от всего частного, произвольного, преходящего. Он требует от человека жить самоустранением, сокрытием его явного образа ради выявления его вечно живых родовых свойств. В ритуале, очищающем человеческую практику от всего случайного, обнажается стройная и прочная, как кристалл, матрица человеческой социальности. Сдержанность и самообладание, необходимые в ритуале, проистекают в конечном счете из опыта самоопределения нашего Я, перехода к некоему высшему, всеобъемлющему сознанию. Ритуальный человек иерархичен. Он склоняется перед собой и тем самым обретает в себе истинное достоинство. Ритуальный человек живет внутренним опытом «самопочитания». «Незримый ритуал – это почтение. Тот, кто его претворяет, ничего не говорит, а внушает доверие, ничего не делает, а добивается послушания» … Жизнь по ритуалу предполагает состояние неусыпного бдения, постоянный контроль над собой, не утесняющий, однако. Природные задатки человека, но как бы вовлекающий их в органическую гармонию телесно-духовного бытия, ведущий к единению культуры и природы. Мы не поймем Конфуциевой любви к ритуалу, если не увидим в ней стремление обнажить сокровенные истоки человеческой культуры, постичь неосознаваемую людьми матрицу их деятельности. Непоколебимая вера Конфуция в безупречную действенность ритуала основывалась как раз на уверенности в том, что ритуальное поведение являет собой точное соответствие изначальной схеме человеческой деятельности. Точность артикуляции чувств в Конфуциевом ритуале – это точность соответствия внутреннего и внешнего, предшествующего и последующего, единичного и всеобщего. Но эта встреча есть тайна, и храниться она человеком. Анонимные формы ритуала должны быть наполнены интимным переживанием. Ритуал – это не только символическое, но и воспроизводящееся действие. Он есть воплощенная пам'ять общества – пам'ять о беспамятном, и это обстоятельство как раз и обеспечивает внутреннюю преемственность духовной жизни. Человеческое творчество не создает новых миров, но возвращает человеку все тот же от века существующий «мир, как он есть», обновленный пониманием каждого нового, неповторимого человека» [Громыко Н.В. [Резюме на:] Малявин В. Конфуций. – М. : Мол. Гвардия, 1992. – 334 с. – (Жизнь замечательных людей: Сер. Биогр.; Вып. 721) // Реферативный журнал. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3. Философия. – 1994. – № 2. – 193-194].

Re: Конфуцианство

СообщениеДобавлено: 23 апр 2011, 14:54
Олег Гуцуляк
В качестве антонима к понятию «ли» – «ритуал» использовалось «юэ» – «музыка», образуя гармоническую пару «единства противоположностей». Считалось, что музыка объединяет людей, цементирует общество, в то время как ритуал отделяет одни слои от других, как бы структурируя это общество [Восточная поэтика : Тексты. Исследования. Комментарии / Отв.ред. П.А. Гринцер. – М. : Восточная литература, 1996. – C.20].

Re: Конфуцианство

СообщениеДобавлено: 23 апр 2011, 15:01
Олег Гуцуляк
Рассматривая сам феномен зарождения конфуцианства, В.М Алексеев предложил следующее видение: «... Совершенно верно, говорит Конфуций, что наша действительность – непереносимый кошмар, что в ней трудно жить человеку, взыскующему добра и правды, и что ее следует отрицать ...; совершенно правильно также, что единственным началом, к которому мы должны обращаться как к идеалу наших помыслов и наших действий, является древность с ее образцовым укладом жизни, пребывавшей в мире и покое. Нет даже сомнения в том, что эта идеальная древность была проникнута силой вечного правила-дао и что до тех пор, пока дао не исчезло из мира под давлением грубых человеческих ошибок, все на земле было идеально ... Совершенно верно, что достаточно воплощения этого праведнoго пути в государе, чтобы в лучах его абсолютной доблести народ процветал и ликовал ... Есть, однако, способ возвратить нашей отвратительной действительности древний уклад наилучшей жизни и слить в гармоничное целое государя и народ – и этот способ состоит в посредничестве между государем и народом со стороны наилучше подготовленного ученого, который укажет им древний Путь, древнее правило-дао, и явиться, таким образом, воплощенною нормой жизни, судьей и правителем людей ... Итак, вот два принципа нашего учения: проникновение в древнюю правду, заповеданную в дошедших до нас книгах и выражающую человечество (вэнь), и служение человечеству всею душою, всем помыслом и всеми силами (жэнь). Эти два принципа противопоставим утопическим росказням даосов об анонимной древности и пассивному бездействию их вдали от презираемых ими людей...» [Алексеев В.М. Труды по китайской литературе : В 2-х кн. – М. : Вост.лит., 2002. – Кн.1. – C. 67, 68].

Re: Конфуцианство

СообщениеДобавлено: 23 апр 2011, 17:00
Максим Медоваров
Пожалуй, можно сказать, что Конфуций был либеральным, "правым" консерватором, а Лао-Цзы - левым, социал-консерватором, в то время как Мо-Цзы - просто леваком.