Сикхизм

Сикхизм

Сообщение Максим Борозенец 20 фев 2012, 10:21

Основы сикхизма кажутся мне чрезвычайно интересными и важными относительно морального кодекса энархистов и интертрадиционалистов. Прошу ознакомиться и прокомментировать.


Основы веры

Сикхизм — самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.
Сикхи верят в Единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно.
Бог рассматривается в двух аспектах — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего — ни рая, ни ада, ни трёх миров — только Бесформенное. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашёл свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь.

Форма поклонения Богу в сикхизме — медитация. Никакие другие божества, демоны, духи, согласно религии сикхов, не достойны поклонения.
Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи рассматривают следующим образом. Они считают «неправильными» все представления о рае и аде, воздаянии и грехах, карме и новых перерождениях. Учение о воздаянии в будущей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, поста, целомудрия и «благих дел» — всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими[3]. Посты и обеты не имеют значения. После смерти душа человека не переходит никуда — просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее.


Морально-этические нормы сикхизма

Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.

Что следует делать правоверным сикхам? В первую очередь — быть хорошими людьми. Искать и проявлять в себе данное Богом — Веру и Любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто не принуждает ни к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или следующей жизни (никто не учитывает специально «добрые дела»), ни к пожертвованиям, ни к сложным ритуалам, ни к накоплению знаний, ни к целомудрию, ни к покаянию. Искренние и добрые деяния возникают сами по себе как естественное существование, даруемое Богом, которого можно открыть внутри себя. Человек свободен в своей воле. Бог создал Природу с её законами — можно сознательно следовать или не следовать им. Как рыба, которая может плыть по течению, а может плыть и против течения. Иногда даже рыбе требуется преодолевать огромные расстояния против течения, чтобы отложить икру в верховьях рек. Но рыба не может выйти из реки. Так же и мы не можем выйти за пределы воли Божьей, обладая своей собственной волей. Течение показывает природные законы, созданные Богом, а взаимодействие с ними — это уже дело собственной воли человека. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность — это противоестественно и невыгодно, действуя так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи — и в этом выражается природа Бога. Сикхи всегда живут в оптимизме, радости и надежде.

Хотя многое в сикхской религии похоже на еврейскую, сикхи отказываются признать свое «родство» с иудаизмом. Бог сикхов не связан с «избранным народом» и не провозглашает национального или кастового неравенства, никого не ведёт и никого не наказывает. Бог не проявляет себя в виде «голосов с неба», знамений и требований. Бог никого не призывает к священной войне и не накладывает на людей такое множество ежедневных обязанностей, как в еврейской традиции. Бог не призывает народ изолировать себя от других — наоборот, сикхи относятся к другим народам как к своим братьям.

Сикхи считают, что необходимо уважать свою свободу, и также свободу и волю других людей. Страшный грех — манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие — это отвратительное проявление эгоизма. Не давай никому манипулировать своим страхом перед смертью. Учителя других религий все время стараются зацепить тебя за крючок страха перед смертью, предлагая «спасение», рай или хорошее перерождение, и пугая адом в следующей жизни. Это большой грех — никто не знает куда ты попадешь и не имеет права об этом рассуждать, чтобы тебя к чему-либо принудить.

Развивая внутри себя веру и любовь, человек даёт выход своим естественным стремлениям. Никакие священные писания и формальные знания не помогут в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу.

В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке — но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

Все люди одинаковы — у всех по две руки, две ноги, два глаза… Натура людей одна и та же, независимо от их происхождения, религии, касты или духовного уровня развития. Поэтому сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.


Сикхизм о душе и реинкарнациях

Человек не начинает свою жизнь с пустого места — он уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья в которой он родился и его народ определяют его индивидуальность. Но помимо всего ему дается ещё собственная воля, и он сам несет ответственность за свои деяния. Он может своей волей полностью изменить свой характер и нейтрализовать все свое прошлое. Бог дает нам всем силы и энергию, но не освобождает нас от ответственности.
Внутри нас — беспредельная глубина, и мы сами способны увидеть собственные грехи и собственное невежество в том свете, который мы находим внутри себя.

Сознавание своего «Я» — это самый низкий уровень сознания, присущий также животным. Расширяя свое сознание, мы воспринимаем других как часть самого себя. Мы поднимаемся от своего «Я» до уровня своей семьи, потом до уровня общества, потом — до уровня Природы, и дальше — до уровня Бога. Сикхи — не аскеты, и не материалисты, они выбирают серединный путь.

Как не следует манипулировать людьми, так не следует манипулировать и природой, и природными силами. Чрезвычайно увлекаясь этим, учёные создают иллюзии. Что является лекарством от болезней? Только то, что повышает иммунитет, повышает внутреннюю сопротивляемость и волю больного.
Ex Borea Lux! - Из Севера Свет!
Аватара пользователя
Максим Борозенец
Администратор
 
Сообщений: 3429
Зарегистрирован: 30 окт 2009, 23:45
Откуда: Дания, Копенгаген

Re: Сикхизм

Сообщение Олег Гуцуляк 20 фев 2012, 12:05

Может ли человек быть сикхом, не исполняя следующих правил?
"Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов (пять К) — кеш (англ. Kesha) (нетронутые волосы, спрятанные под чалму (Keski)), Kangsha- гребень, поддерживающий волосы, Kara — стальной браслет, Kachla -нижнее белье, Kirpan — меч или кинжал, спрятанный под одеждой. "
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4597
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: Сикхизм

Сообщение Олег Гуцуляк 20 фев 2012, 12:06

http://www.sikhiwiki.org/index.php/Введение_в_сикхизм

Сикхизму, младшей из мировых религий, едва пятьсот лет. Ее основатель, учитель Нанак, родился в 1469 году. Учитель Нанак распространял простое послание "Ек-Онкар": мы все равны и созданы единственным Творцом всего сущего. Это было в то время, когда Индия была разделена кастами, сектами, религиозными группировками и различными фанатиками. Он уважал все религии, однако не причислял себя ни к одной из них. Он так выразил своё видение реальности: есть только один Бог и много путей, которые приводят к нему, и имя Божье есть Истина "СатНам".
Последователи учителя Нанака называли себя сикхами (искателями истины). Он учил их склоняться только перед Богом, и связывать себя со Светом Истины, высшим Учителем, существующим в сознании Бога и неразрывного с ним. Через слова и примеры высший Учитель показывает последователям как почувствовать Бога внутри себя, и выйти из тьмы к свету. Учитель Нанак был скромным носителем этого Света Истины. Он выступал против суеверий, несправедливости и лицемерия и вдохновлял ищущих пением божественных песен, которые тронули сердца даже самых черствых слушателей. Эти песни были записаны и сформировали основы сикхских священных писаний, чтобы затем стать Священной Книгой — Учителем ("Сири Гуру Грантх Сагиб").

Учитель Нанак: основные уроки

Хам Джапна - вставать каждый день до восхода солнца, чтобы очистить тело, медитировать, концентрируясь на Имени Бога, и читать высшему Учителю гимны, чтобы очистить разум; в течение дня постоянно вспоминать Имя Бога с каждым вздохом.
Дхарам ди Кират Карни - работать и зарабатывать в поте лица, чтить семейные ценности и практиковать правдивость и честность во всех отношениях.
Ванд Ке Чакна - делиться плодами своего труда с другими и только потом вспоминать про себя. Таким образом, своей жизнью вдохновлять и поддерживать сообщество.
Золотая цепь

Десять учителей сикхов
Основы сикхизма были заложены учителем Нанаком Дев Джи (глубокоуважаемым учителем Нанаком). Учитель Нанак Дев Джи, вместо того, чтобы передать лидерство его учения своим собственным сыновьям (как это было принято в то время) искал кого-то, кто проявит себя как наиболее заслуживающий возглавить общину. Выбрав преемника, учитель Нанак возложил на него руку и объявил его "Ангад" (частью его собственного тела). Впоследствии свет высшего Учителя передавался таким же образом, переходя к человеку, который проявил себя достойным стать новой заменой Нанака.
Каждый из десяти учителей воплощает божественный аспект:
Учитель Нанак Дев - Смирение
Учитель Ангад Дев - Послушание
Учитель Амар Дас - Равенство
Учитель Рам Дас - Служение
Учитель Арьян Дев - Самопожертвование
Учитель Харгобинд - Справедливость
Учитель Хар Рай - Милосердие
Учитель Харкрисхан - Чистота
Учитель Тег Бахадур - Спокойствие
Учитель Гобинд Сингх - Мужество
Учитель Гобинд Сингх, десятый учитель, воплощает сикхский идеал святого воина. Он также был вдохновенным и плодовитым писателем, мужественным солдатом и источником Божественной мудрости для своих сикхов. "Если никакие другие средства не дали результата, только тогда следует браться за меч» - сказал он. Он был защитником бедных, кротких и угнетенных масс Индии.
Шри Гуру Грантх Сахиб (Священная книга - учитель)
Шри Гуру Грантх Сахиб (ШГГС для краткости) или Ади Грантх Сахиб – это больше, чем писание сикхов. Сикхи относятся к этой Грантх (священной книге) как к живому учителю. По приказу учителя Гобинда Сингха лидерство над общиной сикхов было передано священной книге, одиннадцатому и вечному учителю сикхов. Шри Гуру Грантх Сахиб хранится в глубоком почтении со стороны сикхов и к ней относятся так же, как к живым учителям и оказываются те же почести, что оказывались десяти живым учителям. ШГГС занимает центральную часть сикхского храма, который называется гурдвара. В дневное время Священное Писание помещается на возвышающуюся плиту (трон, покрытый прекрасными и красочными тканями) в главном зале гурдвары. Уважение, проявляемое к ШГГС, лучше всего иллюстрирует Хирмандир Сахиб, более известный во всем мире как Золотой храм. Ранним утром звук царственных труб возвещает явление священной книги, переносимой в украшенном серебром и золотом Палки Palki от места ночного отдыха в Акал Такхат в Хирмандир Сахиб в Дарбар Сахиб (двор Господа). В пути сикхсхие добровольцы обмахивают ШГГС с помощью Чаур Сахиб, как если бы это был живой учитель — человек. Внутри святилища, Манджи (трон) ШГГС расположен так, «сидение» священной книги расположено выше любых других сидений в Дарбаре («царском дворе»). Каждый вечер процесс повторяется с точностью до наоборот. Чаур Сева — одна из основных традиций, соблюдением которых сикхи чествуют своего учителя и проявляют все то уважение, которое Гурбани (мудрые цитаты из священной книги) заслуживают.
Видео шествия Грантх на место её отдыха в Акал Тахт можно посмотреть на Youtube Youtube. Если вы никогда не были в гурдваре, не говоря уже о Хирмандире, это короткое видео позволит вам увидеть собственными глазами эту церемонию.
Сикхи не поклоняются ШГГС, потому что это запрещено - только один Всемогущий Бог достоин поклонения, ибо Он есть Создатель всего.
Во времена первых десяти учителей члены общины (сангат) и паломники (севадар) приехавшие издалека, чтобы увидеть учителя, хотели находиться ближе к учителю и слушать его советы и рекомендации (шабад). Они садились рядом с учителем и слушали слова мудрости от учителя и проводили Чаур Сева для учителя (как это описано в предыдущем абзаце про ШГГС). Этот ритуал проводился шаг за шагом многими членами общины, чтобы быть к учителю как можно ближе.
Создание Хальсы

Учитель Гобинд Сингх был последним человеком — учителем сикхов. Он создал Хальсу, духовное братство, поставившее себе целью чистоту в мыслях и действиях. Он дал членам Хальсы внешние отличия, чтобы напоминать им об их обязательствах и помочь им сохранить возвышенное состояние духа. Каждый сикх, посвященный в члены Хальсы, должен носить 5 «К»
Кеш — нетронутые волосы (с головы до пят) и бороду, как их дал Господь для сохранения возвышенного состояния духа; и тюрбан - корону духовности и символ рукоположения Учителем, так что они будут заметны и в случае беды или опасности их можно будет легко узнать и обратиться за помощью.
Кангха - деревянный гребень для аккуратного ухода за волосами, как символ чистоты.
Катчера — специальное хлопковое белье (напоминающее классические семейные трусы), как напоминание о приверженности к чистоте.
Кара — стальной круг (браслет), носимый на запястье, символизирующий приверженность к Истине и свободу от предрассудков.
Кирпан - кинжал или меч, с которым члены Хальсы стремятся защищать Истину.
Члены Хальсы также обещают воздерживаться от любых сексуальных отношений вне брака, и воздерживаться от табака, алкоголя и любых наркотиков или одурманивающих веществ (см. «Рехат Мараяда»). Кроме того, некоторые члены Хальсы выступают против потребления любых продуктов, содержащих мясо или яйца (см. «вегетарианство» и «вегетарианство и другие мнения»).
После этого, учитель Гобинд Сингх вдохнул собственное бытие в Хальсу, заявив, что Хальса теперь сама является учителем во всех отношениях. В духовном плане лидерство было передано «Шри Гуру Грантх Сахиб» - сборнику священных писаний, созданных теми, кто преуспел в постижении Истины. Для сикхов «Шри Гуру Грантх Сахиб» - живое воплощение Учителя и к ней относятся с максимальной почтением и уважением. Сикхи всего мира смотрят на "Шри Гуру Грантх Сахиб", как на живого Учителя, на источник духовных наставлений и руководства.
Cикхская религиозная философия

Сикхсхую религиозную философию можно разделить на 5 разделов:
Основные убеждения и принципы
Единый Бог («Ек Онкар»): существует только один Бог, обладающий бесконечным количеством качеств и имён, Она или Он (читайте дальше о неопределенности пола) один и тот же для всех религий. Он не имеет пола, но присутствует во всех вещах и во всех местах.
Рано вставать и размышлять: время рано утром, до восхода солнца, используются для медитации и осознания общности с Богом.
Зарабатывать себе на жизнь праведно: надо работать честно и не жить за счет других, но делиться с другими плодами собственного труда.
Делиться с другими: двери дома всегда открыты для всех. Все принимаются, и всех радушно встречают. Плодами своих трудов следует делиться с другими.
Перерождение, карма и спасение: Все существа имеют душу, которая переходит в другое тело после смерти, пока освобождение не достигнуто.
Помните о Боге: любите Бога, но благоговейте перед Ним (или Ей).
Человечество: все люди равны, все мы дети высшего Учителя, Всемогущего.
Придерживаться моральных ценностей: защищать, охранять и бороться за права всех существ, и, в частности, своих ближних.
Личная жертва: будьте готовы отдать свою жизнь за высшие принципы - см. жизнь учителя Тег Бахадура.
Многие пути ведут к Богу: сикхи считают, что можно спастись, не будучи сикхом.
Позитивное отношение к жизни: "Чарди Кала" - всегда иметь положительный, оптимистичный, жизнерадостный взгляд на жизнь.
Дисциплина: после крещения (посвящения в Хальсу), сикхи должны носить 5К, регулярно читать 5 молитв (Бани) и соблюдать ряд других правил.
Нет специальных «священных» дней: сикхи не верят, что какой-либо конкретной день святее, чем любой другой.
Покорить 5 «воров»: Долг каждого сикха - победить 5 воров: эго, гнев, жадность, привязанность и страсть.
Атаковать 5 клинками: доброта (Дайя), истина (Сат), удовлетворенность (Сантокх), смирение (Нимрата) и любовь (Пайар)
Подробнее об этом разделе Sikhism Primary Beliefs and Principles
Основные ценности
Сикхи должны разделять следующие ценности:
Равенство: Все люди равны перед Богом.
Божий дух: Все существа — носители Божьего духа и заслуживают соответствующего уважения.
Личные права: Каждый человек имеет право на жизнь, но это право ограничено.
Действия учитываются: спасение - результат действий (добрые дела, память о Боге, и т.д.)
Семейная жизнь: надо быть семейными человеком, обеспечивать и воспитывать детей.
Совместное пользование: Поощряется делиться и давать на благотворительность 10 процентов своего чистого дохода в пользу общины.
Принятие воли Бога: Следует работать над собой так, что чтобы научиться принимать радостные события и несчастья одинаково.
4 Плода жизни: Истина, удовлетворенность, созерцание и Наам (имя Бога).
Запрещенное поведение
Нелогичное поведение: суеверия и ритуалы не имеют смысла для сикхов (паломничество, пост и купание в реках; обрезание; поклонение могилам, идолы, изображения; обязательное ношение покрывала для женщин и т.п.)
Одержимость материальным: ("Майя") накопление собственности не имеет никакого смысла в сикхизме. Богатство, золото, должность, акции, товары, собственность - все останется здесь, на Земле, когда ты уйдешь. Не привязывайся к ним.
Жертвоприношения живых существ: «сати» — самосожжение жен в погребальном костре их мужей; забой ягнят или телят в священные праздники; и любые подобные жертвы запрещены.
Неприятие семейных ценностей: сикх не может жить как отшельник, бомж, йог, монах или давать обет безбрачия.
Никчемные разговоры: не допускается хвастовство, сплетни, ложь и т.д.
Самоотравление: алкоголь, наркотики, табак и потребление других одурманивающих веществ не допускается.
Нет жрецов или священников: сикхи не должны зависеть от священника для выполнения каких-либо религиозных функций.
Подробнее об этом разделе Sikhism Prohibited Behaviour
Техники и методики
Наам Джапо:- Безвозмездная работа («сева»Sewa), медитация и молитвы («симран»Simran), духовная музыка («киртан»Kirtan)
Кират Карни:- Искренность, заработки, труд и т.д. с памятью о Боге
Ванд Кай Шако:- Кормление нуждающихся, организация бесплатной столовой («лангар») , пожертвование 10% дохода на нужды общины и т.д.
Подробнее об этом разделе Sikhism Technique and Methods
Некоторые дополнения
Не Сын Божий: Учителя были не в христианском смысле "сыны Божьи". Сикхизм говорит, что мы все дети Божьи и соответственно, Бог - наш отец/мать.
Всем “Добро пожаловать!”: Члены всех религий могут посещать сикхские храмы (гурдвары), но должны соблюдать определенные правила, принятые у сикхов - покрыть голову, снять обувь, не курить и не пить опьяняющие.
Многоуровневый подход: Сикхизм признает концепцию постепенного достижения своих целей в качестве адепта веры. Например, «сахадждхари» («постепенно становящиеся», «идущие по пути») - сикхи не придерживаются всех 5К, но остаются полноправными сикхами.

Примечание
В языке Панджаби, на котором написаны священные тексты сикхов, у слова «Бог» нет половой принадлежности. К сожалению, при переводе невозможно корректно это передать, и смысл искажается, создавая впечатление, что Бог является мужчиной или женщиной. Это не верно. Читатель должен помнить об этом каждый раз, когда видит упоминание половой принадлежности слова «Бог», например «Он», «Его» и т.п.
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4597
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: Сикхизм

Сообщение Олег Гуцуляк 20 фев 2012, 12:12

Группа "Божественное Слово золотой цепи десяти сикхских Гуру и Сири Гуру Грантх Сахиб"
http://vk.com/sikhgurusirigurugranthsahib
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4597
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: Сикхизм

Сообщение Олег Гуцуляк 20 фев 2012, 12:22

Йоги Бхаджан сказал, что Сири Гуру Грантх Сахиб – это пятая Веда. Это завершение и кульминация философий всех предшествовавших эпох, а также их продолжение. Это единственный священный текст, к которому относятся как к Гуру. Это не просто история, философия, технология, это действенное вибрационное присутствие. Это писание было создано в форме грантха, узла, связывающего Слово в такую форму, с которой каждый может вступить во взаимодействие и пройти трансформацию. Это первоисточник многих мантр и шабдов, столпов силы Слова в понятии йогинов и святых. Шабд Гуру как инструмент помогает людям пройти трансформацию и принять свою судьбу. Сикхские Гуру подчеркивали важность непривязанности, служения и медитации непосредственно на Наам, Имени Бога. Ими был разомкнут круг поисков личного гуру и культов личности, которые часто вводили в заблуждение ищущих.

Йоги Бхаджан сказал - Сири Гуру Грантх Сахиб это: пятая Веда, завершение и кульминация философий всех предшествовавших эпох, а также их продолжение, единственный священный текст, к которому относятся как к Гуру, не просто история, философия, технология, это действенное вибрационное присутствие, первоисточник многих мантр и шабдов, столпов силы Слова в понятии йогинов и святых.

Каждый ищущий просветление, наставление и утешение, может пройти трансформацию, прочитав Сири Гуру Грантх Сахиб.
Жаждущие встретить Бога, могут достичь его, проникая в суть гимнов.
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4597
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: Сикхизм

Сообщение Олег Гуцуляк 20 фев 2012, 12:47

http://vk.com/club20014457

Группа посвящена наследию выдающегося пенджабского святого, сына основателя сикхизма Гуру Нанака, Удасинаачарье Бхагавану Шричандре (उदासीनआचार्य भगवान श्री चंद जी). Шричандра известен как учитель древней религиозно-философской школы Удасин Пантх (उदासीन पंथ), в основе которой лежит философия классической Веданты в сочетании с традиционной йогой и почитанием Высшего Существа как без качеств (Ниргуна-Брахман), так и с качествами (Сагуна-Брахман, проявляющийся либо без формы (Ниракара), либо в пяти основных формах (Сакара) - Шри Паньчаятана: Вишну, Шива, Деви, Ганеша и Сурья). Родство Гуру Нанака и Шричанда способствовало сближению Удасин Пантха и Сикхской Хальсы: так, удасины почитают сикхское Писание Шри Гуру Грантх Сахиб (наряду с индуистскими шастрами), совершают паломничество в Амритсар, а, во время гонений на сикхов, поддерживали жизнь в оставленных ими гурудварах.

(с) Мария Подолян. Шричанд

Баба Шричанд Сахиб (Баба Шричандер Джи, Шри Чандрачарья ) был старшим сыном основателя сикхской религии Гуру Нанака Дэв Сахиб. Он появился на свет в день шукла-навами 8 сентября 1494 года, став подлинным благословением для своей семьи. Его мать Биби Сулакхани Шримати Сулакшана Деви славилась своей святостью и верностью супругу. Сохранилось индуистское предание, согласно которому Шричанд стал земным воплощением бога Шивы, и в момент рождения у него уже были длинные спутанные как у аскета волосы, его тело покрывал пепел, а на лбу красовался священный символ Шивы – трипундра. До одиннадцатилетнего возраста мальчик воспитывался в семье своей матери в местечке Пакхоке Рандхаве на берегу священной реки Рави, а затем отправился в Кашмир изучать Священные Писания под руководством пандита Пурушоттамы Каула. Три года спустя юноша принял прибежище у лотосных стоп своего Гуру Джи, Авинаши Муни, принадлежавшего к древней религиозно-философской школе Удасин Пантх, Когда в конце 30-ых годов XVI века Гуру Нанак обосновался в Картарпуре, дабы подготовиться к уходу из нашего материального мира, Шричанд вернулся в семью, не оставляя, однако, своих аскетических подвигов. Отец покинул тело 7 сентября 1539 года, и Баба Джи осуществил последние обряды в его честь: в настоящее время место погребения Гуру Нанака превратилось в целый город, именуемый Дера Баба Нанак.

Уход Шричанда из семьи Гуру Нанака и его посвящение в индуистский Удасин Пантх Кхалса восприняла неоднозначно, и эта личность до сих пор вызывает некоторые споры среди её представителей: некоторые почитают Бабу Джи как сикхского святого, другие считают его «еретиком». Однако, следует отметить, что сам Гуру Нанак никогда не осуждал своего сына: обладая широким сердцем, открытым для представителей всех традиций, он всегда стоял на стороне диалога, сотрудничества и взаимного уважения всех, вне зависимости от национальности и религиозных воззрений. Отношения Шричанда с последующими Гуру сикхизма также складывались весьма успешно. Так, однажды, Баба Джи пришёл в Амритсар, чтобы навестить Гуру Рам Даса, и стал подшучивать над ним: «Для чего тебе такая длинная борода?» - весело спросил Шричанд. Гуру подумал и ответил: «Для того, чтобы вытирать пыль с лотосных стоп таких святых, как ты, о Баба Джи». Шричанд высоко оценил ответ Гуру Рам Даса, произнеся следующие слова: «Твоё сладостное смирение – это чудо, заставляющее меня узреть твоё величие и моё ничтожество». С этого самого момента началась многовековая дружба между сикхами и удасинами. Баба Шричанд принимал активное участие в избрании приемственности гуру сикхизма, а сикхский гуру Рам Дас неоднократно обращался к последнему за советами и духовным руководством. После мученической смерти Банда Сингха Бахадура в 1716 году, которая ознаменовала начало крупномасштабных преследований сикхов со стороны Моголов, именно удасины оказались главными хранителями наследия Кхалсы: они ухаживали за гурудварами, сохраняли экземпляры Священного Писания, а также, используя свои фундаментальные знания в области аюрведы, древнейшей науки о здоровье, заботливо ухаживали за ранеными и больными сикхами. и в благодарность, а также в знак уважения к Шричанду, Кхалса предоставила Удасин Пантху храмовое здание, в котором беспрестанно воспевается имя и слава Шричанда, прямо на территории центра сикхской традиции – Золотого Хармандир Сахиб в Амритсаре. Учитывая близкие отношения с сикхской Кхалсой, иногда последователей Удасин Пантха даже рассматривали как монашескую ветвь сикхизма и до сих пор их называют санатан-сикхами индуистскими сикхами и нанак-путрами сыновьями Нанака.

Удасин Пантх – по сути ведантическая школа. Принципиально это индуистский монашеский орден.
Баба Шричанд (XVI в.) считается основателем школы Удасин Пантх, хотя на самом деле эта традиция берёт своё начало от Шри Хамсы - воплощения Вишну в образе Лебедя, и братьев-Кумаров, особенно Санат Кумара, который и был первым учителем Удасинов Удасиначарьей. Шричанд решил посвятить себя монашескому образу жизни и получил посвящение от мудреца Авинаши Муни, принадлежавшего к Удасин Пантху. Впоследствии он сам стал Учителем и основал четыре монашеские конгрегации акхары Ордена с центрами в четырёх монастырях матхах , возглавлявшихся патриархами махантами.
Философия Удасин-Пантха - традиционная Веданта, представленная в тройном каноне прастхана-трайя - Упанишады, Веданта-Сутра и Бхагавад-Гита, и прокомментированная Шричандом, комментарии Шричанда наиболее близки к комментариям Шрипады Шанкарачарьи по сути, однако Шричанд сделал несколько больший упор на бхакти, личную преданность Высшему Существу. Принципиально удасины - хинду, но, ввиду того, что Шричанд был сыном Гуру Нанака: они также почитают Сири Гуру Грантх Сахиб.
Учителя Удасин Пантха качественно обучают всех желающих веданте и йоге: джняна-йоге, бхакти-йоге, раджа-йоге и карма-йоге.

Принципиальное отличие удасинов от сикхов в том, что удасины поклоняются Богу в обоих видах: и как бесформенному чистому сознанию Ниргуна Брахмана, во что веруют сикхи, так и проявленному личностному Богу с формой в Его различных формах, принятых в индуизме - Брахма, Вишну, Шива, Ганеша, Деви, Сурья и прочие.

Храмовый культ сагуна-бхакти основан на почитании пяти основных Божеств индуизма Шри Шри Паньчаятана: Вишну, Шивы, Деви, Ганеши и Сурьи. Также, благодаря миссии Шричанда, Удасины впитали в себя целый ряд сикхских элементов: почитание Священной Книги сикхизма Сири Гуру Грантх Сахиб, паломничество в славный Золотой Храм в Амритсаре и омовение в священном озере Амритсаровар, организация бесплатной общинной трапезы лангара, объединяющей представителей всех каст, национальностей и религий, и некоторые другие.

Удасин Пантх отличает от сикхов наличие монашества санньясы у удасинов, сам Гуру Нанак был противником монашеского образа жизни, но своему сыну позволил стать монахом и уважительно отнёсся к его выбору. Во время жизни Шричанда, собственно, удасинов иногда считали монашеским орденом именно сикхской религии, но затем маханты Удасин Пантха всё-таки провозгласили, что удасины суть хинду-санатани, а не сикхи.

Среди удасинов есть и ниргуна-бхакты (преданные Бога без формы и имени), и вайшнавы (преданные Вишну), и шайвы (преданные Шивы), и шакты (преданные Деви). Кроме того, некоторая часть удасинов относит себя к сикхам.

Как-то раз в период страдания индийского народа от гнета могольских правителей маханты из разных религиозных и философских школ собрались вместе, чтобы обсудить создавшуюся ситуацию. Баба Джи призвал всех не поддаваться гневу, и следовать требованиям вечной религии, требованиям милосердия: только так можно одержать победу над сердцами людей. Он предсказал скорое падение мусульманских правителей в Индии, подтвердив свой пророческий дар целым рядом чудес. Так, однажды, он давал наставления кашмирскому царю Якубу. Было прохладно, и собеседники согревались у огня, и вдруг Шричанд вытащил из огня горящее бревно, и вкопал его в землю. В мгновение ока на мёртвом дереве стали появляться ветви и листья, и оно ожило! Это дерево до сих пор можно отыскать в Кашмире и называется оно Шри Чандра Чинар.

Духовная практика Удасинов сочетает в себе:
*ниргуна-бхакти - медитацию на Бога без формы,
*сагуна-бхакти - преданность Богу с формой, проявленному в образах индуистских Божеств,
*и джняну - философский поиск недвойственного единства с Божественным.

Сикхи почитают Баба Шричанда как великого святого, удасины почитают Гуру Нанака как воплощение Господа Вишну, или Самого Хари, а Шричанда - как воплощение Господа Шивы, или Самого Шанкара.

вишанруп нанакгуру шивсаруп шричанд
эк рупкар джо бхадже лахе парамананд

Гуру Нанак - форма Вишну, Шричанд - форма Шивы,
Тот, кто видит их едиными, достигает высшего блаженства

Баба Шричанд оставил свои наставления по веданте и бхакти , изложенные в его знаменитой «Матра Шастре». Незадолго до своего ухода он собрал учеников в деревне Чамба, на берегу реки Рави, и дал им последние указания:
«… Не погружайтесь в васаны, удовольствия этого мира, не бесславьте высокие идеалы самопожертвования;
… Прилагайте все усилия для спасения дживатмы (живого существа, живой души);
… Реализуйтесь сами, и помогайте достичь реализации тем, кто заперт в клетку этого мира;
… Дхарма удасина – следовать по стопам Авинаши Муни и других ачарьев;
… Оставьте гордыню, займитесь бескорыстным служением и защитой дхармы. Изо всех сил практикуйте йогу»
Хотя мы и говорим об «уходе» Бабы Шричанда, и сикхи, и индуисты верят, что он остался в этом мире в своём теле, подобно Хануману, великому слуге Рамы. Иногда он по-прежнему является йогам и духовным искателям в Гималаях. Интересно, что перед тем, как покинуть учеников, Баба Джи направил свои особые благословения тогдашнему главе Кхалсы, Гуру Харгобинд Сингху, и именно Гуру Харгобинд назначил преемника Шричанда, которым стал Баба Гурдитта.

Благодаря Шричанду Орден стал популярным в Пенджабе и Пакистане, сам Шричанд проповедовал даже в Афганистане. Ученики Шричанда рассеялись по всей Индии и дошли до Пакистана и Афганистана. В 1950-ые Пакистан был отрезан от Индии, и удасины лишились многих важных центров. В настоящее время представители Удасин Пантха проживают преимущественно на территории Пенджаба, хотя до отделения Пакистана именно Пакистан был одним из важнейших центров традиции, и именно на территории Пакистана находятся такие святыни, как место рождения Гуру Нанака Нанкана Сахиб и бывшая штаб-квартира одной из акхар Удасин Пантха Чандра Чинар. На Западе Гуру-удасины не проповедуют, однако, проповедь одного из них всё-таки дошла до Франции. Шри Пуджья Свамиджи посещал Европу и проводил там несколько ритритов Самый известный на сегодняшний день Учитель из Удасин Пантха – Его Святейшество Шри Свами Чандра Джи Удасин Махарадж, среди учеников которого есть и европейцы. Орден в основном не проповедческий, а созерцательный.

В заключении приведем слова одного из современных учителей Удасин Пантха, Тапасви Баба Кальяндаса Джи, которые отвечают чаяниям современного человечества:
"В конце концов, не важно, где мы родились, каков наш язык, какова наша религия или вера - гораздо важнее, насколько хорошими людьми мы стали, как мы служили человечеству. Мы должны следовать примеру мудрецов и святых, таких, как Чайтанья, Нанак, Мира, Нарасингх Мехта, Тукарам, Эканатх, Гьянешвар, Джаганнатх дас, Шанкар дев, и ачарьев, таких, как Шанкарачарья, наш йог Чандрачарья Джи, Горакхнатх, Бхаратри Натх Джи, Махавир, Будда и многие другие. Их знали не по их религии или касте. Они были известны как хорошие люди. Если пенджабцы говорят, что Нанак принадлежит им, то он имеет региональный характер, и если бенгальцы говорят, что Чайтанья принадлежит им, то он будет ограничен одним регионом. Таким образом, великие души не принадлежат какой-то группе людей, они принадлежат всему человечеству, и их цель - быть примером для людей"
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4597
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: Сикхизм

Сообщение Максим Борозенец 20 фев 2012, 13:44

Олег Гуцуляк писал(а):Может ли человек быть сикхом, не исполняя следующих правил?
"Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов (пять К) — кеш (англ. Kesha) (нетронутые волосы, спрятанные под чалму (Keski)), Kangsha- гребень, поддерживающий волосы, Kara — стальной браслет, Kachla -нижнее белье, Kirpan — меч или кинжал, спрятанный под одеждой. "

Внешние атрибуты сикхизма меня интересуют меньше всего.
Только фундаментальные основы религии.

Например,
1. ниргуна-бхакти - медитация на Бога без формы,
2. саргуна-бхакти - преданность Богу с формой, проявленному в образах индуистских Божеств,
3. джняна - философский поиск недвойственного единства с Божественным.
это вполне духовно-философская система, приемлемая для Интертрадиционала, которая в нашем дискурсе выражается следующим образом:
1. безмолвная медитация на "Бога без формы" (метаязыковые абстракции, архетипы) как эзотеризм
2. почитание Бога с формой, соответствующей той или иной традиции/религии (с именем в рамках того или иного языка) как экзотеризм
3. философский поиск синтеза, то есть диалектическая практика недвойственности
Ex Borea Lux! - Из Севера Свет!
Аватара пользователя
Максим Борозенец
Администратор
 
Сообщений: 3429
Зарегистрирован: 30 окт 2009, 23:45
Откуда: Дания, Копенгаген

Re: Сикхизм

Сообщение Александр Волынский 22 фев 2012, 00:36

Сикхи это синтез Ислама и Индуизма. Они на местном уровне пограничного Пенджаба решали проблему которую пытается решить и Интертрадиционал, только на более глобальном уровне и в иных обстоятельствах. Сикхи это пример этногенеза как актуализация Архэ. Проблема оказалась в том, что сикхов ненавидели и мусульмане и высшие касты. Сперва англичане насылали на сикхов бенгальскую армию, а потом с их помощью давили восстание сипаев в бенгальской армии.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9162
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Сикхизм

Сообщение Валерий Инюшин 24 фев 2012, 11:26

Александр Волынский писал(а):Сикхи это синтез Ислама и Индуизма. Они на местном уровне пограничного Пенджаба решали проблему которую пытается решить и Интертрадиционал, только на более глобальном уровне и в иных обстоятельствах. Сикхи это пример этногенеза как актуализация Архэ. Проблема оказалась в том, что сикхов ненавидели и мусульмане и высшие касты. Сперва англичане насылали на сикхов бенгальскую армию, а потом с их помощью давили восстание сипаев в бенгальской армии.


Именно поэтому сикхизму, с одной стороны, присуща глубина, а, с другой, вынужденный духовный копромисс, который открывает дорогу не очень хорошему пути "и рыбку съесть и косточкой не подавиться". В частности сикхизм, как правило, принимали Раджи Раджастана, чтобы выглядеть идеологическими приемлемыми в глазах мусульманских владык. Тот же Йоги Бхаджан неслучайно поселился в США и сделал из кундалини-йоги достаточно прибыльный бизнес. В Индии сикхи очень часто тяготеют к занятию бизнесом. Что последний из себя представялет в условиях современной Индии, надеюсь, не нужно объяснять.
Однако сикхи являли и до сих пор являют примеры высокого духовного подвига:
"Во времена служения гуру Тегх Бахадура, правил могольский падишах Аурангзеб, отличавшейся крайней нетерпимостью к иноверцам. Желая превратить страну в оплот ислама, он жестоко подавлял сопротивление методично проводившейся им политике исламизации коренных жителей Индии. Падишах Аурангзеб приказал чтобы все индусские храмы были уничтожены, для того, чтобы идолопоклонство было прекращено. Многие из храмов были переоборудованы в мечети. Во время правления Аурангзеба из правительства были уволены индусы. Несмотря на некоторое сопротивление индусов, после многих лет преследований, люди были вынуждены принять ислам. Гуру Тегх Бахадур был вынужден вступить в открытое противостояние с Аурангзебом. Сикхская традиция гласит, что в мае 1674 года, во время своей миссии в Бенгалии и Ассаме он услышал о преследованиях браминов и принуждениях браминов принять ислам. Пятьсот браминов во главе с Пандитом Кирпа Рамом из Кашмира обратились к Гуру Тегх Бахадуру за помощью. Гуру хорошо знал этих людей. Кашмирские брахманы традиционно считались самыми высокостоящими в кастовой иерархии, и их слово могло считаться словом всей индуистской общины. Гуру глубоко задумался над обращением браминов. В этот момент к нему подошел сын и, увидев удрученного отца, спросил, о чем тот думает. Тот ответил: «Много грехов земля носит. Она может быть очищена от них, только если кто-нибудь из достойных людей принесет себя в жертву. Тогда печали исчезнут и настанет счастье». — «Никто не сделает это лучше тебя», — ответил, по преданию, ребенок, и гуру утвердился в своем решении выступить на защиту браминов. Гуру Тегх Бахадур сказал : «Передайте султану Аурангзебу, что если ему удастся обратить Гуру Тегх Бахадура в ислам, то все брамины и и последователи обратятся вслед, а если — нет, то пусть он прекратит преследование браминов». 8 июля 1675 года, понимая, что обречен, Тегх Бахадур назначил своим преемником сына Гобинд Даса. Гуру Тегх Бахадур поехал в Агру, где 11 июля 1675 года попал под арест и был доставлен к падишаху. Вместе с гуру были арестованы его верные сподвижники. Аурангзеб пытался убедить гуру Тегх Бахадура, что идолопоклонники должны быть физически подавлены. По приказу Аурангзеба Тегх Бахадур более трех месяцев держали закованным в цепи в тюрьме, принуждая отречься от своей веры и принять ислам. Аурангзеб, дабы подавить Бахадур, схватил сначала его и жестоко казнил каждого из них на глазах их учителя. Несломленный, он был посажен в железную клетку и доставлен в Дели, где был обезглавлен при большом стечении народа 11 ноября 1675 года. Во время казни, как говорят сикхи, гуру пребывал в состоянии медитации и сосредоточения, спокойно сидя на виду у всех, пока палач готовил свой топор. Мученическая гибель гуру, защищавшего право сикхов сохранить свою веру, сплотила их в борьбе за выживание. Считается также, что своей смертью он утвердил право немусульман Индии на свою религию."

Но в любом случае изучение опыта сикхизма с его достижениями и провалами крайне важны для ИТ, потому как правильно заметил Борозенец, сикхи вынуждены были решать похожие задачи, которые видим перед собой и мы. К тому же "пакистанские" истоки сикхизма и панджабский мост между Индией и Пакистаном дают шанс на преодоление английской провокации (разделение на ИНК и Мусульманскую лигу) во время обретения Индией независимости.
Аватара пользователя
Валерий Инюшин

 
Сообщений: 578
Зарегистрирован: 11 авг 2011, 00:13
Откуда: Москва


Вернуться в Восточная кафедра


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron