Лестница, «ведущая в небо»

Лестница, «ведущая в небо»

Сообщение Джавхар Кутб 02 июл 2011, 13:43

Основной функцией минарета считается созыв верующих к молитве. Он воплощает собой архитектурный образ молитвы, устремленной ввысь, к Богу (Небу). Если христиане и буддисты использовали для этого звон колоколов, иудеи – звуки труб, то мусульмане - голос служителя мечети, призывающего священным словом. В отличие от Вавилонской башни, «разрушившейся из-за смешения языков», минарет есть символ приобщения к одному сакральному (арабскому) языку. Потому так характерно оформление тела минарета священной исламской эпиграфикой. Для более дальнего распространения звуков голоса нужна высокая точка, для чего и стали возводить минареты, от арабского слова «манāра» - место возжигания огня или маяк (одним из источником праформы минаретов стали средиземноморские маяки, использовавшие для ориентировки кораблей огонь и звуки колокола). Первые минареты появились в последней трети VII-нач.VIII вв. во время рождения Омейядского халифата и использовали в качестве прототипа христианские колокольни. После перехода в сер. VIII в. власти в халифате к Аббасидам произошло смещение политического центра в области Ирака, Ирана и Центральной Азии. Здесь прообразом минаретов стали многоступенчатые древнемессопотамские храмы – зиккураты, сигнально-сторожевые башни, а также буддийские пагоды и победные стеллы.


По своему семантическому содержанию минарет является исламским типом сакральной башни, возведение которых как бы отражает состязание культур и конфессий в устремленности к небу. Для средневекового города высоты 50-80 м уже были явлением космического порядка. Строения этих высот абсолютно господствовали над местностью. Их верхняя точка становилась верхним пределом человеческого мира, точкой соприкосновения с миром божественного. Топологически минарет - это зримый Космический столб – ось, соединяющая Небо и Землю. Имея основание в земле, он пронзает земной уровень бытия и соприкасается с космосом – небесами, воплощая образы Оси Мира, Мировой Колонны, Космической Горы, Мирового Древа.


Показательно, что главные средневековые минареты Центральной Азии были возведены при Караханидах (Бурана, Калян, Вабкент, Джаркурган), имевших тесные связи с китайской культурой. Там существовала развитая практика возведения башенных кирпичных пагод, которые согласно представлениям китайской геомантии были необходимы для гармонизации духовного участия человека в ландшафте. Наиболее близким топологическим образом китайской пагоды была ель – вечнозеленое дерево, воплощение жизненной силы и благополучия. В конструкции пагоды с их повторяющимися и как бы вырастающими один из другого этажами запечатлена идея преемственности бытия, которая осуществляется в жизненном росте, про-из-растании вещей. Показательно, что кара-хитаи и монголы, разрушая мечети и медресе, практически не тронули минаретов, которые похоже соответствовали их культовому отношению к Вечному синему Небу. Принципиальный элемент минарета как сакральной башни – лестница, «ведущая в небо» и связанная с образом вознесения. Среди первых известных восточных минаретов – открытый спиральный минарет ал-Мальвия (сер. IX в.) в Самарре. Путем вознесения прошли Иисус (Иса), Мухаммад, совершивший Мирадж. Спиралевидная лестница является также образом духовного восхождения, идеи которого развивались центральноазиатскими школами суфизма.


Большие минареты были дорогостоящими и трудоемкими сооружениями. Они строились как «вечные» строения, способные простоять столетия, как бы являясь посланиями «сквозь время». Их строительство не могло быть делом местной общины, а всегда было объектом царской архитектуры, декларацией его могущества. Отсюда еще одно качество минарета – его подобие стелле, обелиску, знакам Победы. В Центральную Азию традиция триумфальных сооружений в виде «башен» и «столпов», вероятно, проникла из Индии, где существовала практика возведения в ознаменование выдающегося события цилиндрических столбов джая-стамбха. Явно в память каких-то побед были возведены газнийские башенные минареты, а также минарет Кутб-Минар в Дели, Джамский минарет и похоже, Джаркурганский минарет. Возможно еще одним примером «победного» минарета является минарет Кутлуг-Тимура, где этот эмир титулуется как «патрон царей арабов и неарабов, блеск земного мира и веры, величие ислама и мусульман».


Топологически минарет это Единица. Он как бы отрицает множественность перед лицом Единого Бога и декларирует главный символ исламской веры "Нет Бога кроме Аллаха". Минареты как символы торжества и господства ислама «метили» исламский мир, фиксируя его территорию, выступая символами веры и средством сакрализации пространства. Так пределы видимости минарета Калян фиксировали границы священной (священного пространства) Бухары.

Для «языческой», а по сути народной традиции восприятия мира как вместилища противоборствующих добрых и злых духов минарет имеет значение оберега. Окрестности, в пределах которых был виден минарет (ночью на вершине минарета обычно зажигался фонарь), оказывались под его защитой. Интересна параллель с французскими кладбищенскими башнями романской эпохи, так называемых «фонарями мертвых», свет которых «отвращал от живых силы зла и тьмы». Тоже известно в отношении колоколен, звон которых «привлекает ангелов и отпугивает дьявола». В Китае в соответствии с учениями фэн-шуй и буддизма многоэтажные пагоды с выступами и карнизами, увешанными колокольчиками, также строились, прежде всего, для защиты от злых сил. Отметим также, что в архитектурных ансамблях, как правило, используется привратное и угловое размещение минаретов (мечеть Биби-Ханым и мавзолей Гур-и-Эмир, мемориал Занги-ата), что декларирует их значение как стражей, «воинов ислама», часто в символической кольчуге из мусульманской эпиграфики. Терракт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, разрушивший башни Всемирного торгового центра как принципиальные «минареты» западной цивилизации, в определенном смысле нанес удар по сакральному пространству американцев, разрушив их уверенность в собственной защищенности.

Арапов Алексей Валентинович, докторант НИИ искусствознания Академии Художеств Узбекистана г.Ташкент
"Алхимическая работа начинается с рассветом/ Как только выйдешь, чтобы встретить Друга" (Лалла)
Аватара пользователя
Джавхар Кутб

 
Сообщений: 54
Зарегистрирован: 27 июн 2011, 23:57

Re: Лестница, «ведущая в небо»

Сообщение Александр Волынский 02 июл 2011, 18:04

На иврите "минора" это светильник , "нура" лампа , "нер" свеча. В Храме постоянно горел семисвечник Минора.
Ночью , благодаря минаретам , действительно легко ориентироваться между арабским кфаром и еврейским мошавом , минареты сейчас красиво подсвечены зелеными прожекторами.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9400
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Лестница, «ведущая в небо»

Сообщение Максим Борозенец 04 июл 2011, 11:42

минарет есть символ приобщения к одному сакральному (арабскому) языку

Совершенно верно. Религия - это Язык. Поэтому все переводы религий на другие языки - бессмысленны. Код подключения к эгрегору искажается.

А как арабы относятся к ивриту, а евреи - к арабскому? Считают искажением своего, "самого примордиального" Языка?
Ex Borea Lux! - Из Севера Свет!
Аватара пользователя
Максим Борозенец
Администратор
 
Сообщений: 3429
Зарегистрирован: 30 окт 2009, 23:45
Откуда: Дания, Копенгаген

Re: Лестница, «ведущая в небо»

Сообщение Александр Волынский 04 июл 2011, 13:30

Пророк называл арабский язык Понятным. Отношение к языку как к священному начинается когда его перестают понимать.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9400
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль


Вернуться в Кафедра Ислама


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1