Бурхардт Т. - "Рыцарское искусство"

Бурхардт Т. - "Рыцарское искусство"

Сообщение Джавхар Кутб 03 июл 2011, 10:29

Существует определенное сходство между номадизмом и рыцарством. Прежде всего, это близость их назначения, ибо кочевые завоеватели, как правило, формируют из подвластного населения слой военной аристократии. А затем, так сказать, нечто более глубокое - сродство породы: ведь истинный воин в душе всегда кочевник, в то время как номад оценивает по достоинству рыцарскую доблесть.

Поясним, в связи с этим, что в исламе не существует института каст, если не рассматривать таким образом в социальной системе ислама потомков по линии Пророка. Однако эти потомки не имеют привилегий, если говорить об их светской или духовной деятельности: это всего лишь виртуальная элита. Но если каст как института не существует, они все же имеют место как естественные расстановки, или диспозиции, а общее равновесие может быть достигнуто только в том смысле, что эти распределения соответствуют фактической роли индивидуумов. В таком случае, диспозиции неизбежно связаны с наследственностью. Эта норма всегда подтверждалась исламской мыслью. Поэтому подлинная аристократия неизменно признавалась как таковая.

(Продолжить)
С другой стороны, средневековый ислам воздавал должное рыцарским орденами поступал так даже до возникновения аналогичных орденов в христианском мире, поскольку кораническая концепция священной войны создает каркас для духовной активности. Она побуждает к героизму, благородству души и самоотречению, и термин футувва, характеризующий рыцарские ордена, включает в себя эти необходимые качества. Ордена братств, практикующих футувва, пополнялись не только представителями правящей элиты, но, нередко, и членами ремесленных или художественных гильдий.

Поэтому существуют многочисленные взаимосвязи, куда следует добавить и то обстоятельство, что рыцарство, реализуемое на практике господствующей аристократией, неотделимо от жизни двора. Номадизм, рыцарство, ремесленные гильдии и двор: несомненно, в рамках этого созвездия не может не присутствовать определенных аспектов исламского искусства, и мы укажем на один из них, который имеет свое продолжение на христианском Западе. Мы имеем ввиду геральдику, определенно рыцарское искусство. Одновременно она включает в себя и некоторые номадические элементы, а именно, животный символизм - например, двуглавый орел был впервые представлен в сельджукском искусстве - и ссылки на герметизм как на одну из основ традиционной космологии, преподаваемой в орденах футувва.

Сближение номадизма с рыцарством особенно очевидно в сельджукском искусстве - что совсем не удивительно - и, в меньшей степени, в искусстве мамлюков. Кроме того, сельждуки, как и мамлюки, общались с крестоносцами. Чаще всего, это были враждебные контакты, но порой и дружественные, и именно таким образом многие элементы мусульманского рыцарства были унаследованы христианами Запада. Рыцарство как духовный путь присуще исламу по своей природе. В христианстве оно появляется не более чем опосредованно.

Апогеем рыцарского искусства - едва ли следует упоминать об этом - является оружие. Именно здесь сила и меткость, смелость и изящество сходятся на уровне художественного воплощения. Самое лучшее в этом искусстве - изготовление мечей, легендарным образцом для которых служит прославленный обоюдоострый меч, зуль-фигар, принадлежащий Али, кузену и зятю Пророка, прообразу идеального исламского рыцаря (фата).

На клинках мусульманских мечей нередко выбиты краткие изречения из Корана. Самое популярное из них - вероисповедание Ла илаха илля Аллах ("нет никакого божества, кроме Бога"). Этот афоризм как таковой символизирует интеллектуальный и духовный меч, который от вечного отсекает все эфемерное или устраняет грех подмены абсолютного относительным.
"Алхимическая работа начинается с рассветом/ Как только выйдешь, чтобы встретить Друга" (Лалла)
Аватара пользователя
Джавхар Кутб

 
Сообщений: 54
Зарегистрирован: 27 июн 2011, 23:57

Вернуться в Кафедра Ислама


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1