*Али Тургиев — исследователь и переводчик Анри Корбена*

*Али Тургиев — исследователь и переводчик Анри Корбена*

Сообщение Алексей Ильинов 07 фев 2014, 17:01

*Выступление Али Тургиева на презентации журнала "Волшебная Гора", №8*

АЛИ ТУРГИЕВ
Исследователь исламского эзотеризма, переводчик и публикатор текстов Анри Корбена.

Я бы хотел сказать несколько слов о мотивах, побудивших нас сделать публикацию трудов профессора Анри Корбена своим издательским приоритетом.

Корбен – уникальная фигура, но не только потому, что ему удалось блестяще сочетать академические подходы к исследованию Ислама с глубоким знанием этой традиции изнутри. Например, профессор Массиньон, посвятивший себя изучению жизни и творчества великого суфийского мастера Халладжа, был мусульманином и уж конечно знал Ислам. Гораздо важнее другое: Корбен достаточно рано приобрел свой собственный духовный опыт, причем, если можно так выразиться, в исламском контексте, что позволило ему в последствии на равных общаться с исламскими богословами и духовными авторитетами, такими, например, как Табатабаи и Сардар-Ака. Со страниц корбеновских текстов к нам обращается не университетский профессор, а шиитский гностик, приобщенный к тайне, которую передавали друг другу святейшие имамы из дома Пророка, мир им. То, что сказанное мной – не просто фигура речи, подтверждает и сам Корбен. В книге «Тело Воскресения и Небесная земля» Корбен почти прямо указывает на это. Книга, посвященная миру образов-архетипов, состоит из двух частей – собственно корбеновского текста, дающего систематическое описание топографии этого мира, и фрагментов из сочинений одиннадцати исламских мистиков и богословов, на которых Корбен ссылается в первой части. Завершая вступление ко второй части, Корбен пишет: «То, что наших авторов оказалось одиннадцать, непреднамеренно. Однако ни один шиит вероятнее всего не согласится с тем, что это случайность. Ибо ему известно, кто двенадцатый». Двенадцатый автор – это скрытый имам, ожидаемый Махди, господин Времени, возвращение которого знаменует близость Судного дня.

Итак, профессор и гностик, ученый и мистик. В этом смысле рядом с Корбеном можно поставить разве только отца Павла Флоренского (что и сделал в своей книге «Эзотеризм» французский исследователь традиционализма Антуан Февр). Однако отец Павел воспринимается как маргинальная фигура, ибо быть гностиком, оставаясь в рамках канонического Православия, едва ли возможно. В Исламе же, особенно в Исламе шиитском, гнозис – необходимая ступень познания Бога. Здесь мы подходим ко второй причине, обусловившей наш выбор. Дело в том, что в своих работах Корбен рассматривает почти исключительно шиизм, т.е. именно ту религию, которая сохранила послание Пророка Мухаммеда, мир ему, в целокупности, в гармонии экзотерического и эзотерического. Шиитам нет надобности искать собратьев по мистическому поиску в суфийских орденах, ибо, по замечанию Корбена, «шиизм – это и есть настоящий суфизм». Строго говоря, только шиизм и является подлинным Исламом, универсальной религией, открывающей верующему максимальные возможности для духовной самореализации. Труды профессора Корбена – лучшее чтение для всех, кто хочет «понять Ислам», в том числе для мусульман.

Выше я вскользь упомянул об эсхатологии шиизма, в центре которой – ожидание возвращения скрытого имама. Здесь опять же следует сказать, что исламская эсхатология по сути является шиитской, ибо только шиизм дает наиболее развернутую перспективу Конца Времен. Именно эсхатология шиизма представляется нам тем фундаментом, который позволит христианам опознать в мусульманах своих соратников в преддверии этого Конца – и это последняя, самая важная причина.

Современная Россия – край духовной разрухи. Слово «Ислам» ассоциируется у ее насельников то ли с азербайджанцами, торгующими на рынке (которых русский человек в простоте своей называет «хачиками»), то ли с чеченскими парнями, головы которых украшены надписями на непонятном языке, а с 11 сентября – еще и с антигероями американских блокбастеров, так называемыми террористами. Нашим современникам невдомек, что Ислам – это благородство имама Али, героическое самопожертвование имама Хусейна, молитвенный подвиг имама Саджада, мир всем им. Трагическая аберрация, свидетелями которой мы являемся, должна быть преодолена, и нам представляется, что публикация текстов Корбена является вкладом «Волшебной Горы» в это преодоление. Россия остается для нас великой Империей, на территории которой традиционно укоренены четыре исламских богословско-правовых школы – две суннитских (Абу Ханифы и аш-Шафии) и две шиитских (джафаритская в Азербайджане и исмаилитская в Таджикистане). Стоит отметить, что все они восходят к учению шестого имама шиитов Джафара ас-Садыка, мир ему (Абу Ханифа сам был учеником имама Джафара, а аш-Шафии учился у ученика имама, Малика б. Анаса). Поэтому нет ничего удивительного в том, что послание о необходимости возврата к исламской духовности направил руководству СССР никто иной как сеид Рухулла Хумайни, духовный лидер шиитского Ирана.
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Вернуться в Кафедра Ислама


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1