Средина

Средина

Сообщение Максим Борозенец 11 июн 2011, 12:00

Лю И-Мин
СРЕДИНА


из книги "Даосская алхимия перемен И-Цзин" (18 век) в переводе Б. Виногородского

Конфуцианцы говорят о сохранении средины, последователи Пути-ДАО говорят о удержании средины, последователи Будды говорят об опустошении средины. Один иероглиф — «средина» явился образцом и основой для мудрых основателей трех учений.

В древнем написании иероглиф — «средина» состоит из круга и вертикальной линии, пересекающей круг. В человеке это добро, дарованное человеку свыше; это высшее добро, в котором отсутствует зло; это предмет (сущность), обладающий совершенством круга и незатмеваемой ясностью; это то, что определяется как истинное единое Дыхание-ци Прежних Небес.

Через центр круга проходит вертикаль. Это означает, что в вихре Небесного закона единое Дыхание поднимается и опускается и течет беспрерывно. Кроме того, вертикаль внутри круга представляет собой сердце-сознание. В левой стороне пересеченного вертикалью круга — ян, а в правой — инь, так же как и в схеме Хэ Ту слева находится ян, а справа — инь. Это образ поднимающегося и опускающегося единого Дыхания. Сюэ Даогуан говорит: есть предмет прежде Неба и Земли, в отсутствие имени его корни-основы уходят в безмолвную безмятежность, способен быть хозяином множества образов, не подвержен воздействию четырех времен. Безмолвная безмятежность и есть пустой круг. А хозяин множества образов — это вертикаль. В высшем (предельном) отсутствии содержится высшее (предельное) наличие; в высшей пустоте содержится высшая полнота. Потому и определяется как средина.

Эта средина (срединность) не отклоняется и не опирается. Нет у нее ни переда, ни зада, ни спины, ни лица, ни головы, ни хвоста. Это не наличие и не отсутствие, это не цвет и не пустое пространство, но круг опустошенности, который ничем не измерить. При отсутствии образов он способен господствовать над всем множеством образов; при отсутствии телесной формы он способен созидать и преображать имеющиеся телесные формы. Порождает Небо, порождает Землю, порождает человека и предметы.

В человеке это не та средина, что между четырьмя великими в телеорганизме; и не та средина, что между внешним и внутренним. Для этого отсутствуют сторона и место, отсутствует определенное положение. Смотришь на него - и не видишь; слушаешь его — и не слышишь; хватаешь его — и не обретаешь. Люди древности придерживались его законов и постигали (копировали) его форму. Если навязывать ему имя, можно говорить о дороге на перекрестье, о поле, о схождении четверицы, о проезжей дороге через перекресток, о вратах знаков У и ЦЗИ, о вратах главной женственности, об отверстии главной заставы, об обители порождения и погибели, о вратах наказания и Потенции, о заставе жизни и смерти, о дверях инь и ян, об отверстии природы и судьбы, о корне Неба и Земли, о заставе людей и зверей, о жертвеннике с парящим зародышем, о печи созидания и преображения. Существует много способов дать ему прозвание, но в общем и в целом это средина (срединность).

Средина — это великая основа Поднебесной. Во все времена из этой средины рождались мудрые, одаренные, бессмертные и будды. Для ее величия отсутствует «вовне», для ее малости отсутствует «внутри». Если разворачивается, то занимает пространство до шести смыканий; если сворачивается, то отступает и хранится в самом плотном (таинственном). Постигший ее вступает и утверждается в области мудрости, а заблуждающийся погрязает во множестве циклов (кальп, дхарм).

Ведь эта средина является корнем природы и судьбы. В Прежних Небесах природа и судьба подобны единому целому и являются срединой «•»; в Последующих Небесах средина разделяется так, что появляется природа и судьба «•». В действительности средина Последующих Небес приходит обратно из Предыдущих Небес. Природа постигается, и судьба сгущается, природа и судьба сходятся снова в том, что есть единая средина.

Лао-цзы (мудрец Лао) говорит: Дух долины не умирает — это определяется как главная женственность (самка). Врата главной женственности — это определяется как корень Неба и Земли. Цзы Ян говорит: чтобы обрести Духа долины, который не умирает, необходимо, полагаясь на главную женственность, установить корень и основу. Дух долины — это и есть средина, а главная женственность — это есть инь и ян, природа и судьба. Дух долины не умирает, а в средине содержится природа и судьба. Главная женственность устанавливает основу, а природа и судьба обретают завершенность в средине.

Удерживающий эту средину является человеком мудрости, а потерявший эту средину является заурядным человеком. Различие между мудрым и заурядным лежит точно в промежутке между обретением и потерей. Все обычные люди ограничены Дыханием и веществом, загрязнены накопленными привычками. Природа и судьба в них пребывают раздельно в разных местах, средина (срединность) в них убывает и идет на ущерб. С каждым днем убывает и с каждым днем становится все ущербнее. Природа становится беспорядочной, а судьба — поколебленной; дух — сумеречным, а Дыхание — мутным, и первоначальный предмет (исконная сущность) средины полностью теряется. Когда потеряно единство средины, у природы и судьбы отсутствует корень. И хотя телесная форма движется, дух уже утрачен. Как же при этом сумеешь продолжать и длить долго?

Мудрые основатели трех учений считали средину корнем и желали, чтобы люди блюли и удерживали эту средину, чтобы они берегли целостность природы и судьбы.

Для исправляющего Путь в этом единственном иероглифе средина — начало и конец всего. Установление основы в нем, собирание снадобья в нем, приготовление и выплавление в нем, лелеяние и питание в нем, продвижение ян в нем, отступление инь в нем, завязывание Киновари в нем, отделение Киновари в нем. Семь обращений и девять вращений находятся не где-то еще, а именно в нем.

Однако эту средину человеку нелегко увидеть и нелегко познать; к ней невозможно устремить сердце-сознание и невозможно удерживать ее в отсутствии сердца-сознания. Если будешь стремиться к ней через наличие сердца-сознания, впадешь в омрачение цветом и образом; если будешь удерживать ее в отсутствии сердца-сознания, войдешь в безмятежность пространства — в равной степени в этом нет срединного Пути.

В истинной правильной средине нет ни наличия, ни отсутствия, но есть и наличие, и отсутствие. В ней нет ни цвета (соблазнов), ни пустоты пространства, но есть и цвет, и пространство. Не впадая в чрезмерное увлечение ни наличием, ни отсутствием, ни цветом, ни пустотой пространства, внутри трепетного мерцания стремишься к этому, внутри мрака и тьмы ищешь это. Сможешь ли так приблизиться к этому?

Учащиеся люди в Поднебесной не понимают, что за предмет, что за явление в этой средине. Одни называют ее Пещерой (точкой) Желтого Дворца, другие называют ее Пещерой Небесной Долины, третьи называют ее Пещерой Схождения Ста, четвертые называют ее Дворцом Цветения, пятые называют ее Палатой Ясности, шестые называют ее горлом и гортанью, седьмые называют ее пространством между двумя почками. Удержание отверстия пещеры темного (тайного) тела-организма как раз и определяется как удержание средины и охват единого. Бестолково мечтая о долгой жизни, не только не сможешь достичь долгой жизни, но, наоборот, ускоришь приход смерти. Печально это.

Конфуцианцы говорят: Когда еще не возникли довольство и гнев, грусть и радость, определяется это как средина. Еще говорят: Когда не отклоняешься и не опираешься, определяется это как средина.

Последователи учения Пути говорят: Переднее (предыдущее) натягивает заднее (последующее), а заднее натягивает переднее. Вкус снадобья ровен-пресен, а образ Дыхания целостен. Еще говорят: инь и ян обретают свои разряды и сходятся в соединении чувств. Два раза по восемь соответствует друг другу, и родство устанавливается само собой.

Буддисты говорят: Есть у меня один предмет, вверху подпирающий Небо, а внизу подпирающий Землю, без головы и без хвоста, без спины и без лица. Еще говорят: Откажешься от выгоды, и цвет перестанет отличаться от пустого пространства, а пространство не будет отличаться от цвета. Цвет — это и есть пустое пространство, а пространство — это и есть цвет.

Все это речения о местах приложения средины.

Если человек способен сердцем-сознанием оставаться в этих местах, чтобы исследовать глубочайшее и мельчайшее, он обретет правильность от настоящего наставника.

Познавший и обретший истинную средину, словно продел палку в ноздри быка, он поднимается на тот берег, совсем не расходуя сил. Отсюда начинается прямая большая дорога, по которой можно идти медленным шагом и которая в конце концов приведет тебя домой. В Каноне говорится: Обретешь это единство, и завершится множество дел-событий. Разве это пустые слова? В стихотворении говорится:

Образцов Пути - три тысячи шестьсот врат,
но все люди держатся за один росток.
Кто познает отверстие темного механизма истинного человека,
тот и будет в самой средине - не во вратах.
Ex Borea Lux! - Из Севера Свет!
Аватара пользователя
Максим Борозенец
Администратор
 
Сообщений: 3429
Зарегистрирован: 30 окт 2009, 23:45
Откуда: Дания, Копенгаген

Вернуться в Бореальный код


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron