Истоки национал-социализма.

Русский национальный социализм "с чистого листа"

Истоки национал-социализма.

Сообщение Заднепровский 04 мар 2013, 14:12

В. Линдсей-Уиллер.

Истоки национал-социализма.

статья из "Метапедии". http://en.metapedia.org/wiki/National_Socialism_origins

Перевод с английского языка.


Национал-социализм – это революционная идеология, движение, феномен, который сочетает националистические идеалы с социалистическими, как способ социальных преобразований для реорганизации и прогресса (развития) общества. Выражение «национал-социалистический» было впервые использовано чешскими социалистами, желавшими быть националистами в 1896 году. Это синтез идей социальных реформ, централизации, эгалитаризма, коллективизма, национализма и австрийского и немецкого этнического национализма. Также под всем этим подразумевают и фашизм. Он имеет определенное сходство сил и концепций, которые были реализованы во время Великой французской революции. Кроме того, он был разработан спонтанно в разных странах людьми, которые хотели социализма без острой классовой борьбы и интернационализма, на которых настаивал марксистский социализм, и которые в то же время хотели оставаться националистами. В соответствии со словами сэра Освальда Мосли: «Если вы любите свою страну – вы националист, если вы любите свой народ – вы социалист». Это стало мощной идеей.

Не существует единственного основателя или места происхождения данного учения. Нет также набора доктрин, которые были бы общими для всех, в отличие от марксизма, который был доктринерским и имел главного основателя. Национальный социализм был движением, возникшим диалектически в результате конкретных внутренних обстоятельств и внешних событий, влиявших друг на друга. Хронология событий национал-социализма показывает, когда люди разных частей Европы начали использовать слово «национал-социализм» (прим. переводчика – в данный момент переводится).

Национальный социализм является реакционным (в другом, не консервативном смысле этого слова), он стал реакцией на интернациональный социализм, который возник приблизительно в 1848 году. Интернациональный или еврейский социализм стал известен как коммунизм. Конечная цель коммунизма по Карлу Марксу звучит в конце Коммунистического манифеста: «Пролетарии всех стран – соединяйтесь!». Интернациональный социализм или коммунизм поддерживал упразднение наций и национальных различий во имя создания Общего Мира. Одна из идеологических целей интернационального социализма уничтожение корней. Такая перспектива многих обеспокоила и даже испугала. Национальный социализм сформировался диалектически вслед за интернациональным социализмом, как отрицание конечных целей интернационального социализма. Национальный социализм (или фашизм) желал сохранить этничность (национальную идентичность).

Помимо прочего, интернациональный социализм основывался на теории классовой борьбы и диктатуре пролетариата. Что спровоцировало гражданские войны, в которых пролетариат попытался отнять власть у буржуазии. Фашизм/национал-социализм хотел покончить с этим обостренным антагонизмом, классовой борьбой путем создания разрешительных комитетов между рабочими и собственниками. Национальный социализм хотел гармоничное общество, где все работают вместе на благо государства/нации.

Эта идеология оказала опасное, взрывное и решающее влияние на историю мира в 20-м столетии и ее появление дало шанс мировому еврейству на разжигание Второй Мировой войны, в которой погибли миллионы людей.

Национальный социализм подобно коммунизму является хилиастическим/тысячелетним движением; в нем речь идет о свержении Старого порядка и установлении Нового порядка.


Общая история.

Социализм как политическая сила возник во Франции и был рожден одним человеком – Жан Жаком Руссо. Как главный вдохновитель Великой Французской революции Руссо еще известен в качестве «отца» современного политического национализма. С возрождением классицизма, Руссо желал установить духовную близость с идеалом греческих городов-государств, основанную на его общей воле 1 . Именно республиканская армия распространяла «новый национализм за рубеж и побуждала другие народы, или, по крайней мере, их образованный класс, к состоянию его восприятия. Через десятилетия после Французской революции национализм считался революционным механизмом. Руссо не единственный основатель политического национализма, но после того как еврей Карл Маркс использовал свои идеи в очень разрушительном ключе, эти идеи стали родственными по линии социализма.

«Многие авторы рассматривали социализм в основном как французский по своему происхождению, начиная с энциклопедистов, прежде всего Руссо, в чьих работах мы можем найти некоторые зачатки социалистической философии» 2

Современный социализм также преимущественно интернациональный или антинациональный. В дебатах с Домелой Ньевенхуисом, голландским лидером анархистов, Август Бебель, который был против бисмарковской политики ирредентизма «заявил, что в случае нападения на Германию России, например, социал-демократия сплотит все силы для защиты Отечества» 3 . Это показывает, что для интернациональных социалистов даже национализм является средством достижения их антинационалистических целей.

Сотрясаемая беспорядками со времен революции, Франция была тогда осаждена еще одной опасной силой, называемой «революционный» социализм или для краткости «коммунизм». Данная новая форма революции пугала очень многих, и они объединились под руководством одного человека. Сопротивление этому новому образцу революции оказал Луи Наполеон. Его решение было сочетать диктатуру, организованную на популистской основе с программой социальных реформ. Он должен был соединить социалистический инстинкт и глубочайший республиканизм как «воплощение Революции» по словам Прудона 4 .

Писатели в Германии рассматривали Наполеона как предвестника национального социализма. Немецкий автор Франц Кемпер писал в предисловии к переизданию книги Константина Франца «Массы или народ» 1852 года, что «Восхождение к власти Луи Наполеона является единственной параллелью с национал-социалистической революцией наших дней». Другой немецкий писатель, Михаэль Фройнд утверждал, что Наполеон был единственным реальным революционером 1848 года. Еще один германский национал-социалист К.Х. Бремер заключил, что Наполеон нашел реальную движущую силу революции в социальном вопросе, в отличие от конституционного вопроса у республиканцев 1848 года. «Его великая цель заключалась в создании политической системы, основанной на единстве всех классов и всех интересов во Франции» 5 . Это был ответ на марксистский социализм. Наполеон стал первым, кто развил своего рода национальный социализм.

Интеллектуальные основы фашизма можно найти у Пьера Жозефа Прудона. Его идеи могут быть описаны как негармоничные. Он защищал частную собственность и институт семьи от революционных социалистов. Он хотел развить народное владение в противовес аристократической собственности. Также он осуждал насилие коммунистов и защищал средний класс от финансового капитала, который разрушал средний класс посредством процента и пролетариат с помощью прямого насилия. Капиталистом для него был финансист. Прудон был против отмены конкуренции, потому что он считал ее жизненной силой, оживляющей все общество. Он был защитником среднего класса. Прудон выступал против демократии (особенно парламентаризма), как «замаскированной аристократии». Он продвигал идею войны как средства человеческого прогресса, хотя бы в ней и было заключено зло. Более того, он выступал за однопартийность и за формирование «элиты» для направления социальных реформ. «Именно он первым озвучил фашистский принцип о революционном отказе от демократии и социализма» 6 .

Многие фашистские писатели указывают и признают, что Прудон являлся интеллектуальным предтечей фашизма. Виллибальд Шульце провозгласил Прудона проводником национал-социалистической Германии, потому что тот отверг социализм, капитализм и демократию. Г-н Шульце увидел, что Прудон, как и национал-социализм защищает частное предпринимательство и выступает против прибыли и процента. К.Х. Бремер утверждал, что Прудон популяризировал антилиберализм как социальную идею и если бы Луи Наполеон прислушался бы к нему, то возможно его диктатура была бы намного удачней 7 (18). Француз, Эдуард Берт называл Прудона «отцом современного социализма». Берт адаптировал множество идей Прудона, особенно «социализацию коммерции и государства». Юбер Лагарделль называл Прудона основателем анархо-синдикализма, который выделился из Итальянской социалистической партии, чтобы сформироваться в Союз интернационального революционного действия, предтечу фашистской партии Муссолини. Жорж Сорель, оказавший большое влияние на развитие фашизма, был учеником Прудона. И Берт и Сорель опирались на Ницше и Прудона, поскольку те предложили новую структуру для социализма. Сорель указал на Прудона, как на представителя «нового духа в социализме». Сорель собирался завершить работу Прудона 8 .

В этой среде в 1898 году француз Морис Барре был первым в Западной Европе, кто употребил термин «национальный социализм», когда выставлял свою кандидатуру в Нанси 9 . «Идея национального социализма быстро распространилась по всей Европе» 9 . Шарль Морра заявил, что существует «форма социализма, лишенная демократических и космополитических наслоений, которая подойдет национализму так же, как хорошо сделанная перчатка красивой руке» 10. Ницше провел аналогии между социализмом и национализмом. Он рассматривал оба, как «управляемые завистью и ленью» 11 . «Жюль Моннеро в своей «Социологии коммунизма» утверждает, что современная тирания должна всегда сочетать социальную (социалистическую) и национальную привлекательность» 11 .



Австро-Венгерская империя.

Подоплека германского синтеза национализма и социализма формировалась в Чехии и Австрии, которые обе были включены в Габсбургскую монархию, называвшуюся Австро-Венгерской империей. Национализм носил революционный характер из-за непопулярной Габсбургской монархии и ее космополитизма.


Чехия.

В 1896 году, Чешская партия была первой, взявшей словосочетание «национальный социализм» в название политической партии в европейской истории. Это случилось, когда фракция под руководством Кловача, Стрибни и Франке вышла из социал-демократической партии Чехии. Они назвали свою партию Чешской национал-социалистической партией.


Австрия. Судеты.

Рудольф Юнг в своей книге прослеживает становление австрийского (пангерманского) национал-социализма в связи с деятельностью Фердинанда Буршовски и Людвига Фогеля 12 . Барон Галера указывает на другую личность «некоего Франко Штайна, который в 1897 году перенес небольшую газету «Молот» из Вены в Егер (Чеб, Чехия). Штайн состоял в крошечной организации – Германский национальный рабочий союз. Три члена Моравско-Требовского объединения, координирующей организации (то, что немцы называют «организацией-крышей») националистический рабочих объединений в Моравии, Ганс Книрш, Рудольф Юнг и Ганс Кребс, пошли дальше, чтобы стать членами дочерней партии, Национал-социалистической партии Адольфа Гитлера. Именно Рудольф Юнг привез материалы и книги ДАП (Германской рабочей партии) в Мюнхен.

Фердинанд Буршовски считал фон Шёнерера слишком буржуазным, чтобы тот был лидером рабочего движения. Тот был лидером в одной из организаций Германской национальной рабочей лиги. В апреле 1902 года состоялся партийный конгресс, совещание «Организации националистического труда» в Зааце (Затек, Чехия). 15 ноября 1903 года сформированная политическая партия получила название Германской рабочей партии (DAP), ее секретариат расположился в городе Ауссиг (Усти-над-Лабем, Чехия). Ее можно рассматривать, пожалуй, как самый важный центр раннего германского национал-социализма 13 . Год спустя, в Траутенау, они создали программу, которая в частности гласила:

«Мы, свободолюбивая националистическая партия, которая энергично борется против реакционных тенденций, таких как феодальные, клерикальные, капиталистические привилегии и всех прочих чужеродных влияний».

В 1904 году Ганс Книрш, который был родом из Моравии, предложил поменять название Германской рабочей партии на Германскую социалистическую партию или на Германскую национал-социалистическую рабочую партию. Предложение было отклонено, так как партийцы не желали копировать чехов, у которых в названии было словосочетание «национал-социалистический». Но, наконец, на партийном съезде в Вене в мае 1918 года, ДАП (DAP) сменила свое название на Германскую национал-социалистическую рабочую партию (DNSAP). После распада Австро-Венгерской империи данный национал-социализм стал называться австрийским национал-социализмом.


Французский национал-социализм.

В 1903 году, социалист Пьер Бьетри формирует национал-социалистическую партию. Годом позже она сменила название на «Национальная федерация желтых Франции». Название «желтый» социализм было дано в противовес «красному» или революционному социализму, марксизму. Этот «желтый» социализм был жестким антагонизмом марксизму. Он пытался отвоевать рабочих у «красного» социализма. «Французское движение выступает в качестве модели для швейцарских и немецких желтых организаций, с которыми оно тесно связано» 14 .

В 1925 году Жорж Валуа основал первое не итальянское фашистское движение «Le Faisceau» и определил его как «национализм + социализм = фашизм» 15 . Пьер Андре, ученик Жоржа Сореля, опубликовал статью под заголовком «Фашизм 1913» во французском журнале «Комбат» (февраль 1936), в которой он отметил необычный синтез синдикалистов и националистов.


Германский национал-социализм.

«Йозеф Пфицнер, судетский автор германского национал-социализма, писал: «синтез двух великих динамических сил века – социалистической и национальной идеи – был усовершенствован в германских приграничных землях, которые таким образом были далеко впереди своей Родины» 16 .

Доктор Готфрид Федер был первым, кто привлек Адольфа Гитлера в ДАП своим социалистическим посланием. В речи Федера он услышал «основные предпосылки для формирования новой партии» 17 .

Перед уходом Гитлера с одной из первых встреч, Дрекслер уговорил визитера взять свой памфлет «Мое политическое пробуждение». «Гитлер прочитал небольшую работу Дрекслера с интересом, ему показалось, что пробуждение механика схоже с его собственным. Он также был заинтригован дрекслеровским национал-социалистическим сочетанием антикапиталистических и националистических мотивов. Идея о привлечении рабочих на сторону нации была тем самым, что Гитлер стал рассматривать потом как императив» 18 .

В ближайшие десятилетия, Гитлер использует эту национал-социалистическую идеологию и трансформирует ее в наиболее крайнюю форму национал-социализма, которая будет иметь печальные последствия в случае победы мирового еврейства.


Итальянский фашизм.

Национал-социализм итальянского типа, который называется фашизмом, развивался по другой линии, отличной от германской. Он был продуктом гегельянской диалектики в среде марксистских и социалистических философов и интеллектуалов. Национализм рассматривался как борьба с демократическим и рационалистическим декадансом и как объединение страны в революционном порыве. Итальянский фашизм представляет собой соединение национализма и марксизма, лишенного своего материализма и классовой борьбы. Он не проявлял угроз в адрес еврейства так ясно, как это делала германская линия 19 .

В «Доктрине фашизма» французы Жорж Сорель, Шарль Пеги и Юбер Лагарделль выступали как источники фашизма. Также цитируется француз Жозеф Ренан, о котором говорится как о выражавшем «предфашистские предчувствия». И Сорель и Пеги находились под влиянием философии Анри Бергсона. Бергсон отвергал сциентизм, механическую эволюцию и материализм марксистской идеологии. Также Бергсон проповедовал витализм, как эволюционный процесс. Оба этих бергсоновских элемента проявляются в фашизме. Муссолини утверждает, что фашизм отрицает учение научно-марксистского социализма и учение об историческом материализме. Юбер Лагарделль, авторитетный писатель-синдикалист, как уже упоминалось ранее, испытал влияние Пьера-Жозефа Прудона, вдохновителя анархо-синдикализма.

Разное.

В чешской научной энциклопедии Отто Масарика (Прага, 1931, V, 47) содержится статья «N;rodn; Soci;ln; Strana» (Национал-социалистическая партия).

В середине-конце 1920-х гг. термин национал-социализм иногда используется Троцким для определения теории Сталина и Бухарина «о построении социализма в отдельно взятой стране».


Ссылки:

1. "Nationalism", Hans Kohn, Dictionary of the History of Ideas, Charles Scribner's Sons, 1973.

2. Elements of Socialism, A Textbook, John Spargo and George Louis Arner, The MacMillan Company, NY, l919. pg 275.

3. Elements of Socialism, John Spargo, pg 202-203.

4. Liberalism and the Challenge of Fascism, Social Forces in England and France (1815-1870), J. Salwyn Schapiro, McGraw-Hill Book Company, Inc., NY, 1949. pp 316-321.

5. Liberalism and the Challenge of Fascism, J. Salwyn Schapiro, pp 328-329.

6. Liberalism and the Challenge of Fascism, J. Salwyn Schapiro, pg 366.

7. Liberalism and the Challenge of Fascism, J. Salwyn Schapiro, pg 368.

8. The Birth of Fascist Ideology, Zeev Sternhell, Princeton University Press, NJ, 1994. pp 101, 124, 43-44, 110.

9. The Birth of Fascist Ideology, From Cultural Rebellion to Political Revolution, Zeev Sternhell, with Mario Sznajder and Maia Asheri, Princeton University Press, NJ, l994. pg 11. and "Fascist Ideology", Zeev Sternhell, Fascism, A Readers Guide, ed. by Walter Laqueur, University of California Press, Berkeley, CA, 1976, pg 326.

10. "Fascist Ideology", Zeev Sternhell, Fascism, A Readers Guide, pg 327.

11. Leftism Revisited, von Kuehnelt-Leddihn, pg 391.

12. Liberty or Equality, Erik von Kuehnelt-Leddihn, Christendom Press, Front Royal, VA, 1953.1993. pg 254.

13. Liberty or Equality, von Kuehnelt-Leddihn, pg 363.

14. "Fascist Ideology", Zeev Sternhell, Fascism, A Readers Guide, pg 326

15. "Fascist Ideology", Zeev Sternhell, Fascism, A Readers Guide, pg 321 quoted G. Valois, Le Fascisme (Paris 1927), pg 21.

16. Leftism Revisited, Erik von Kuehnelt-Leddihn, Regernery Gateway, Washington, D.C., 1990. pg 149.

17. Where Ghosts Walked, David Clay Large, pg 127.

18. Where Ghosts Walked, Munich's Road to the Third Reich, David Clay Large, W.W.Norton&Co., NY, l997. pg 130.

19. The Birth of Fascist Ideology, Zeev Sternhell, pg. 6.

Библиография:

Предыстория национал-социализма в Австро-Венгрии и на территории Западной Европы:

Liberty or Equality, Erik von Kuehnelt-Leddihn, Christendom Press, Front Royal, Virginia, 1993. pp 253-260

Leftism Revisited, Von Kuehnelt-Leddihn, Regnery Gateway, Washington, D.C., 1990. pp 145-149.

Предыстория национал-социализма на территории Западной Европы:

Fascist Ideology, Zeev Sternhell, in Fascism, A Reader's Guide, Analyses, Interpretations, Bibliography, edited by Walter Laqueur, University of California Press, Berkeley and Los Angeles, 1976.

The Birth of Fascist Ideology, Zeev Sternhell, Princeton University Press, NJ, 1994.
Заднепровский

 
Сообщений: 212
Зарегистрирован: 23 фев 2013, 11:08

Re: Истоки национал-социализма.

Сообщение Заднепровский 04 мар 2013, 14:23

Еще задолго до появления в 1919 году Германской рабочей партии (впоследствии переименованной в НСДАП) и прихода в нее Адольфа Гитлера на излете 19 века возникло национально-социальное движение и соответственно национальные социалисты. О чем уже в первое десятилетие 20 века рассказывал на своих страницах известный в то время "Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона". Вот несколько статей, иллюстрирующих нам возникновение национального социализма из издания за 1890-1907 гг.


Науман Фридрих

(Naumann) — германский политический деятель. Род. в 1860 г. До 1894 г. был евангелическим пастором; деятельно участвовал в евангелическо-социальных конгрессах, на которых господствовало консервативно-социальное направление с антисемитическим оттенком, но представлял там, вместе с Гере (см.), крайнюю левую. Безусловный монархист и сторонник национального и военного могущества Германии, он в тоже время демократ, сторонник социальн. реформ на пользу трудящихся классов и социалист по своим конечным идеалам, к которым, однако, по его мнению следует стремиться не путем революции, а посредством частичных преобразований, проводимых при помощи существующих государственных учреждений. Социализм его коренится скорее в Родбертусе, чем в Марксе. Ему вполне чужды интернационализм, республиканизм и революционизм социал-демократии, которую он, однако, всегда готов поддерживать по всем практическим вопросам. Оставив пасторство, он занимается главным образом литературным трудом. В 1895 г. он вместе с Гере, Герлахом и проф. Зомом основал национал-социальную партию (см. ниже), которая начала энергичную агитацию. Для пропаганды ее идей Н. тогда же основал в Берлине еженедельный журнал "Hilfe", существующий поныне, и газету "Zeit", скоро прекратившуюся, но затем возобновившуюся в виде еженедельного журнала. Дважды потерпев неудачу на выборах в рейхстаг, в 1898 и 1903 гг. (см. Национал-социальная партия), Н. пришел к заключению, что нац.-социальная идея не имеет силы, образующей партию, почему предложил партии слиться со свободомыслящим союзом. Журнал "Zeit" слился с журналом этого союза "Nation", в котором Н. с тех пор сотрудничает; но "Hilfe" издается им по-прежнему. Из книг Н. наиболее замечательны: "Demokratie und Kaisertum" (Б., 1900; изложение принципов социальной монархии, пропитанное преклонением перед Вильгельмом), "Arbeiterkatechismus" (1889) и "Nationalsozialer Katechismus" (Б., 1897, много изданий); "Was thun wir gegen die glaubenslose Sozialdemokratie?" (Лпц., 1889); "Das soziale Programm der evangelischen Kirche" (Лпц., 1890); "Was heisst christlich-sozial?" (два вып., Лпц., 1894—96); "Soziale Briefe an reiche Leute" (Геттинг., 1894); "Jesus als Volksmann" (1-й вып. изд. им "Gröttinger Arbeiterbibliothek", Лпц., 1894); "Grotteshilfe. Gesammelte Andachten" (7 томов, Геттинг., 1896—1902); "Asia" (Б., 1899; путешествие по Малой Азии и Сирии); "Neudeutsche Wirtschaftspolitik" (Б., 1902); "Staat und Familie" (Б., 1899); "Weltpolitik und Sozialreform" (Б., 1899); "Flotte und Reaction" (Б., 1899); "Deutschland und Oesterreich" (Б., 1900); "Nationaler und internationaler Sozialismus" (Б., 1901); "Die Politik Kaiser Wilhelms II" (Б., 1903); "Briefe über Religion" (Б., 1900); "Liberalismus, Zentrum und Sozialdemokratie" (Берл., 1903). Н. — замечательный стилист и один из лучших ораторов Германии, соперничающий в этом отношении с Бебелем. См. H. Meyer-Benfey, "Naumann-Buch. Eine Auswahl klassischer Stücke aus Dr. F. N.'s Schriften" (Геттинген, 1903); его же, "Fr. N. Seine Entwickelung und seine Bedeutung" (Геттинген, 1904); Гр. Гроссман, "Пастор Науман и его политическая карьера" ("Образование", 1904, № 5).
В. В—в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.


Национал-социальная партия

германская партия, выделившаяся под названием национал-социального союза из христианско-социальной партии (см.). Первый ее конгресс состоялся в 1896 г. в Эрфурте. Вождями партии были пасторы Науман (см.) и Гере (см.), проф. Зом, Мауренбрехер, Герлах и др. Она пыталась соединить национально-монархические идеи с демократизмом и социализмом и проповедывала демократически-социальную монархию с сильным шовинистическим оттенком. К ней примкнули левые элементы партии христианско-социальной и евангелическо-социальных конгрессов. В ней самой с самого начала образовались левое крыло, для которого социальные задачи и демократизм господствовали над задачами консервативно-политическими (Гере, Мауренбрехер, в меньшей степени Герлах), и крыло правое, дорожившее всего больше именно величием Германии и подчинявшее ему все социальные задачи (Зом). Науман занимал место в середине. Гере в 1899 г., Мауренбрехер в 1903 г. вышли из партии и перешли к социал-демократии. На выборах в рейхстаг в 1898 г. Н.-социальная партия получила 28000 голосов и не провела ни одного кандидата; на выборах 1903 г. получила 30000 голосов и провела в рейхстаг на перебаллотировке, при поддержке социал-демократов, Герлаха. После этого Науман предложил распустить партию и слиться со свободомыслящим союзом. На последнем Геттингенском партейтаге союза (1903) это предложение было принято, хотя и не без возражений со стороны многих. Кроме сочинений Наумана, см. "Protokolle der Vertreter-Versammlungen des National-Socialen Vereins" (Берлин, 1896—1903) и Ad. Damaschke, "Was ist National-sozial?" (Б., без означения года; много изданий).
В. В—в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Социальный вопрос и социальная политика

С. вопрос в узком смысле есть то же самое, что и "рабочий вопрос" в более широком смысле. С. вопрос может быть определен, как вопрос преобразования общественного строя в интересах тех классов, которые принимают главное участие в создании национального богатства (см. Рабочий вопрос). Разрешается этот вопрос в настоящее время самым разнообразным способом, в зависимости от интересов и убеждений различных общественных групп и отдельных личностей, но все разнообразие решений может быть сведено к двум главным течениям. 1) Можно исходить из убеждения, что положение рабочего класса вытекает из самых основ нынешнего государственного и общественного строя, а именно из принципа частной собственности вообще или на орудия производства; при таком убеждении разрешение вопроса возможно только посредством совершенной реорганизации всего общественного строя (революции) на принципе коллективной собственности. Такое решение создает учения социализма (см. это слово; см. также Социалистические партии), коммунизма (см.) и отчасти анархизма. С этой точки зрения всякие частные меры в пределах нынешнего государственного строя могут быть только паллиативом. 2) Можно исходить из убеждения, что нынешнее положение рабочего класса объясняется частными несовершенствами настоящего строя, которые могут быть исправлены, не затрагивая его основ. При таком взгляде возможно опять-таки двоякое решение вопроса. Можно находить, что положение рабочего класса при действии принципа свободной конкуренции и при капиталистической организации производства все же лучше, чем при феодальном строе; таким образом положение рабочего класса за последние столетия изменилось и постоянно изменяется к лучшему, а то, что в нем есть неудовлетворительного, есть пережиток старины, сохраняющийся не благодаря свободной конкуренции, а вопреки ей; дальнейшее действие главных основ нынешнего капиталистического общественного строя, в частности свободные организации рабочих, действующие вне государственного вмешательства, и рост промышленности и вызываемый ею рост общего богатства должны вести к постоянному прогрессу в положении рабочего класса. Такое решение дает либерализм (см.) в его первоначальном виде или в особенности манчестерство (см.). Оно есть, в сущности, отрицание всего С. вопроса: с этой точки зрения государству делать нечего для его разрешения и вся С. политика есть одно заблуждение. Но возможно также признание, что как бы ни было печально положение рабочего класса в феодальную эпоху, его нынешнее положение имеет такие стороны, которые вовсе не являются пережитком прошлого, а наоборот, специфически характерны для капиталистического строя; однако, устранение этих сторон не требует обязательно устранения всего капитализма, создавшего громадное национальное богатство и высокую культуру нашего времени, а требует лишь реформ, правда весьма существенных, но вполне совместимых как с принципом частной собственности на орудия производства, так даже и с принципом свободной конкуренции, только при условии ограничения злоупотреблений. Такой взгляд дает место требованиям различных С. реформ, характер и направление которых весьма разнообразны. Все те реформы или вообще вся совокупность мер, которые принимаются государством для того или иного регулирования С. вопроса, составляют содержание так называемой С. политики. Объем этих мер отличается крайней неопределенностью. Всякая государственная мера имеет прямое или косвенное влияние на положение рабочего класса, поэтому можно расширять понятие С. политики до слияния с понятием политики вообще, или по крайней мере политики внутренней. Но чаще этот термин употребляется в более тесном смысле. Адольф Вагнер понимает под С. политикой "ту политику государства, которая направлена к устранению недостатков в области распределения, путем законодательной и административной деятельности"; но такое определение неудовлетворительно, так как ни нормировка рабочего дня, ни регулирование рабочих ассоциаций не могут быть в точном смысле отнесены к области распределения. Шире определение социал-реформатора Брюлля, для которого С. политика есть "отношения публичной власти к отдельным производительным сословиям и их взаимным интересам". Это определение уже слишком широко, так как оно почти уничтожает границы между политикой вообще и С. в частности. В том же роде определение Зомбарта, для которого С. политику составляют "те мероприятия экономической политики, которые имеют целью или следствиемсохранение, содействие развитию или подавление определенной экономической системы, либо её составных частей"; ей он противопоставляет индивидуальную политику, к которой относятся мероприятия, направленные к благу отдельных лиц или групп без различия их принадлежности к определенной экономической системе, к определенным общественным классам. К последней относится, например, политика подоходного обложения, потому что она группирует общество не в классы, как они сгруппированы ходом экономической истории, а в до некоторой степени случайные группы, условно отделённые друг от друга произвольной цифрой дохода; напротив того, финансовая политика относится к С. области, если она прямо покровительствует тому или иному классу (протекционизм). Такое определение отличается еще большей произвольностью, чем предыдущие, в особенности потому, что оно включает в понятие С. политики те меры, которые не только преследуют цель, но имеют своим следствием воздействие на экономическую систему. Правильнее всего определить С. политику, как совокупность мер, преследующих цель улучшения экономического, политического и духовного положения рабочих классов. Эти меры весьма разнообразны как в зависимости от того, каких рабочих они имеют в виду, так и в зависимости от своего содержания и направления. С. политика может иметь в виду либо рабочих крупной обрабатывающей промышленности, либо рабочих в мастерских и торговле (приказчиков), либо рабочих сельских. Каждый из этих видов рабочих требует для себя специальных мер. Наибольшее внимание привлекают к себе рабочие в крупной промышленности, которые всего громче заявляют о своих нуждах. Система мер, вырабатываемых в их пользу в последнее время, сводится главным образом к двум видам: 1) фабричное законодательство, которое регулирует главным образом рабочее время (взрослых и малолетних, мужчин и женщин) и заработную плату, но также и другие условия существования рабочих (санитарные и пр.); 2) страхование рабочих (см.) от несчастных случаев, от старости, болезней и даже безработицы. Но кроме фабричного законодательства и страхования рабочих существует целый ряд мер, направленных к той же цели; сюда относятся меры для уменьшения армии безработных посредством общественных работ и др., устройство дешевых жилищ для рабочих и т. п. Все эти меры граничат с организованной государством благотворительностью, которая уже в область С. политики обыкновенно не включается. Западноевропейские государства стали проводить С. политику, когда возникли и сделались более или менее сильными социал-реформаторские стремления в обществе. Иногда эти стремления исходят от самих рабочих, но редко; рабочие чаще ищут исхода в учениях социализма, коммунизма или анархизма, обещающих им гораздо больше, чем могут дать социальные реформы. Гораздо чаще требование последних исходит из среды привилегированных классов, но почти всегда только тогда, когда в рабочем классе уже появилось более или менее сильное социалистическое течение. Если бы социальная политика явилась на историческую сцену ранее социализма, то последний, может быть, и не возник бы, так как рабочие увидели бы в правящих классах готовность предупреждать их желания. До некоторой степени это имело место в Англии, где консервативная партия в борьбе с либеральной в начале XIX в. искала поддержки в тогда еще совсем неорганизованном рабочем классе и провела несколько фабричных законов. Несмотря на недостаточность этих мер, они были одной из причин того, что рабочие в Англии в громадном большинстве сами скорее являются социальными реформаторами, чем социалистами. В английской литературе уже в 1840 гг. появился крупный социал-реформатор в лице Карлейля (см.), а за ним действовали Кингслей и другие руководители сильного христианско-социального (см.) движения. В других странах С. политика в интересах рабочих появилась только тогда, когда среди рабочих уже организовалась более или менее сильная социалистическая партия. Так было в Германии после того, как агитация Лассаля организовала рабочее сословие в крупнейшую С. силу. В 1872 г. в Эйзенахе был основан несколькими профессорами "Союз социальной политики", члены которого были окрещены полупренебрежительной кличкой катедер-социалистов (см.) Он научным образом разрабатывал С. вопрос и пропагандировал социальные реформы. Союз издал большое количество весьма ценных исследований и оказал сильное влияние на общественное мнение. Но практических политиков среди катедер-социалистов почти не было, и в рейхстаге голоса их сторонников стали слышаться лишь с самого конца 1870-х годов. В 1878 г. на дорогу практической социальной политики вступил князь Бисмарк, проведший через парламент страхование рабочих (см.) и некоторые другие второстепенные меры. В 1890 г. социально-политические стремления германского правительства достигли апогея в созыве международной конференции для регулирования фабричного законодательства; практическое влияние конференции на фабричное законодательство Германии и других стран было, однако, весьма слабо. С. политика для Бисмарка была одним из способов борьбы с социал-демократией; это он прямо заявил в одной из своих речей в рейхстаге 1884 г. В этих своих побуждениях социальное реформаторство имеет главной целью охрану основ нынешнего (капиталистического) строя. По своим тенденциям, оно примыкает либо к консерватизму (в партийном смысле), либо к клерикализму, либо к либерализму; к последнему всего реже, так как либерализм, по крайней мере в его первоначальном виде, как учение о возможно большей самодеятельности личности и о невмешательстве государства, принципиально наиболее враждебен С. политике, а как учение по преимуществу буржуазии, является всего менее склонным к мероприятиям непосредственно и всего более затрагивающим ее интересы. Однако, в Англии, где состав либеральной партии иной, где именно в нее со времени избирательных реформ 1867 и 1884 гг. входят верхние слои рабочих, она в три последние десятилетия делала для рабочих сравнительно много. Социально-реформаторские принципы могут либо включаться в программы каких-либо ранее существовавших партий, либо давать повод для создания новых, специально социально-реформаторских партий. Из среды клерикалов вышли распространенные в Германии, Франции, Италии, Австрии, Бельгии, отчасти в Англии и даже в Соединенных Штатах католические социалисты (см.), которые в Бельгии и во Франции группируются как самостоятельная партия, а в Германии представляют крыло партии центра. Протестантское духовенство создало учение христианского социализма (см.), распространенного преимущественно в Германии. Из последнего в Германии (1896) выделилась самостоятельная партия "национальных социалистов". Во главе ее стали пасторы Науман и Гере и профессор Зом. В то время когда в партии христианских социалистов социализм или социальная реформа являются чем-то второстепенным и производят впечатление агитационного средства (см. Христианские социалисты, а также Штёккер), у национальных социалистов она является действительно практической задачей: в их программе говорится: "мы стремимся к увеличению доли, которую имеет труд в его различных формах, в городе и деревне, у мужчин и женщин, в общем продукте германского производства, но ожидаем этого увеличения не от утопий и догм революционного марксистского коммунизма, а от постоянной политической и общественной работы на почве существующих отношений, на которые мы желаем влиять в пользу труда". Национальные социалисты так же, как и христианские социалисты, являются сторонниками политического могущества Германии, сильной армии и флота, колониальной системы и также сохранения монархии; но их консерватизм не имеет аграрного характера и далеко не представляется таким упорным и последовательным; в их программу включено даже демократическое требование распространения всеобщего избирательного права на выборы в ландтаги и органы местного самоуправления. К этой партии в большом числе примкнули представители интеллигенции; среди неё много священников, университетских и гимназических профессоров. Она заставляла много говорить о себе, её талантливо редактируемая Науманом еженедельная газета "Die Hilfe" (Берлин) довольно сильно читается, но на выборах в рейхстаг 1898 г. она собрала всего 27000 голосов (т. е. менее 1/3%) и не провела ни одного депутата. На ее ежегодных партейтагах обнаружилось довольно резкое отличие между правым крылом, под предводительством профессора Зома, и левым, под предводительством Наумана и Гере. В 1899 г. последний даже вышел из совета партии, недовольный её недостаточно решительным протестом против поведения правительства, а в 1900 г. открыто вступил в ряды социал-демократии. Книга Бернштейна (см. Социалистические партии) вызвала горячее сочувствие в рядах национальных социалистов, в особенности ее крайних представителей. Катедер-социалисты в большинстве примыкают к консерватизму, или даже, как Адольф Вагнер, прямо принадлежат к консервативной партии; ее же ближайшей союзницей в Германии являются христианские социалисты (Штёккер). Национальные социалисты являются в общеполитических вопросах скорее национал-либералами, а отчасти демократами. Вообще же, в рядах либеральных партий Германии сочувствие к социальным реформам весьма слабо, кроме небольшой народной партии (см. Ястров). Во Франции, кроме партии католических социалистов, нет самостоятельной социальной партии, а среди других партий социальная реформа значительно менее популярна, чем в Германии, и С. политика сделала там весьма мало успехов (см. Фабричное законодательство и Страхование рабочих). В Австрии существует особая партия социал-политиков, которая отличается от германских реформаторских партий тем, что она вышла не из рядов консерваторов или клерикалов, а из рядов крайних либералов или демократов; во главе ее стоит депутат Кронаветер, прежде принадлежавший к демократической партии, и многие профессора, как Зингер, Оффнер, Филиппович. Воззрения этой партии проводит хорошо редактируемый еженедельный журнал "Die Zeit" в Вене (с 1895). На выборах 1897 г. она собрала 6000 голосов в городской курии (из 262000) и провела одного депутата.
Литературу см. при словах Католический социализм, Катедер-социализм и в особенности Рабочий вопрос, Социализм и Социалистические партии, Христианские социалисты. См. Людвиг Штейн, "Социальный вопрос с философской точки зрения" (русский перевод, М., 1899); В. Зомбарт, "Идеалы социальной политики" (русский перевод, СПб., 1900); Bünnecke, "Handbuch der socialen Gesetzgebung d. Deutschen Reichs" (Лейпциг, 1891); Wasserab, "Soziale Politik im Deutschen Reich, ihre bisherige Entwickelung" (Штутгарт, 1889); Th. Ziegler, "Die sociale Frage — eine sittliche Frage" (Штутгарт, 1891; 5 изд., 1895); Hitze, "Kapital und Arbeit u. die Reorganisation d. Geselschaft" (1880; с клерикально-социальной точки зрения); его же, "Schutz dem Arbeiter" (1890); Alb. Wiess, "Sociale Frage u. sociale Ordnung" (1892); "Socialpolitisches Zentralblatt" (изд. в Берлине с 1892); "Sociale Praxis" (изд. в Берлине); J. Wolf, "System d. Socialpolitik (т. I., Штутгарт, 1892); Ad. Wagner, "Ueber sociale Finanz- u. Steurpolitik" (в Braun's "Archiv", т. IV); Gizycki, "Vorlesungen über sociale Ethik"; Naumann, "National-socialer Katechismus" (Берлин, 1891); его же, "Was heist Christlich social" (2 ч., Берлин, 1894—96); его же, "Soziale Briefe an reiche Leute" (Берлин); Sohm, "Soziale Pflichten der Gebildeten"; Damaschke, "Was ist national-sozial?" (Берлин, без года); "Protokoll über die Verhandlungen des Nationalsozialen Vereins" (Берлин, 1 Vertretertag 1896, 2 — 1897, 3 — 1898, 4 — 1899); Gibbins, "English social reformers" (Лондон, 1892; русский перевод Икса: "Английские реформаторы", М., 1896); Schultze Gävernitz, "Zum socialen Frieden, Darstellung der social politischen Erziehung des englischen Volkes im XIX Jahrh." (2 т., Лейпциг, 1890); его же, "Carlyle's Welt- und Gesellschaftsanschaung" (Дрезден, 1893).
В. Водовозов.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

P.S.: Обратите внимание, что уже тогда существовала проблема "правого" и "левого" крыла в Национал-социальном ферейне. Также можно заметить, что никакой расовой идеи, о которой как о ключевой нам все время талдычат "тру-НС" в самом начале истории национал-социализма и близко не было. А еще в те же годы возникло национально-социальное движение в Чехии. Но об этом уже в следующем посте.
Заднепровский

 
Сообщений: 212
Зарегистрирован: 23 фев 2013, 11:08


Вернуться в Tabula Rasa


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1