*"Левые" источники политического мировоззрения Гитлера*

Русский национальный социализм "с чистого листа"

*"Левые" источники политического мировоззрения Гитлера*

Сообщение Алексей Ильинов 05 ноя 2013, 10:34

Эти воззрения, за малым исключением, не отличались особой оригинальностью и были почерпнуты как они есть из бурлящего водоворота австрийской политической жизни начала двадцатого века. Дунайская монархия разваливалась под бременем собственных противоречий. Германо-австрийское меньшинство на протяжении столетий правило многоязычной империей, в состав которой входило более десятка разных национальностей, навязывая им свой язык и свою культуру. Но с 1848 года позиции монархии пошатнулись. Образно выражаясь, Австрия перестала быть котлом, переваривающим противоречия национальных меньшинств. В 60-е годы прошлого столетия от империи откололась Италия, а в 1867 году венгры добились равенства с немцами в рамках так называемой двуединой монархии.
Теперь же, в начале двадцатого века, потребовали равенства или по крайней мере национальной самостоятельности славянские народы - чехи, словаки, сербы, хорваты и другие. В политической жизни Австрии доминирующее место заняла острая национальная борьба.
Но это было еще не все. Назревал также социальный протест, зачастую превосходивший по своим масштабам расовые волнения. Низшие классы, лишенные избирательного права, добивались участия в выборах, а рабочие боролись за право создавать профсоюзы и проводить забастовки, выдвигая требования не только о повышении заработной платы и улучшении условий труда, но и о предоставлении политических свобод. И действительно, всеобщая забастовка в итоге привела к предоставлению избирательного права мужчинам, что по существу положило конец политическому доминированию германо-австрийцев, составлявших треть населения австрийской части империи.
Гитлер, этот молодой германо-австрийский националист из Линца, был ярым противником подобных перемен. Он считал, что империя стала скатываться в "зловонное болото". Спасти ее можно лишь при условии, если высшая раса немцы сохранят за собой абсолютную власть. Негерманские расы, особенно славяне, а прежде всего чехи, считались низшими. И поэтому ими должны править немцы железной рукой. Следовало распустить парламент и вообще покончить со всякой демократической ерундой.
Хотя Гитлер не занимался политикой, он живо интересовался деятельностью трех основных политических партий старой Австрии: социал-демократической, христианско-социалистической и пангерманских националистов. И вот у этого неопрятного завсегдатая благотворительных кухонь проклюнулись первые ростки политической проницательности, позволившие ему с удивительной ясностью увидеть всю силу и слабость современных политических течений. Дальнейшее развитие этого качества способствовало его превращению в ведущего политического деятеля Германии.
Гитлер с первого взгляда лютой ненавистью возненавидел социал-демократическую партию. "Наибольшую неприязнь во мне, - заявлял он, вызывало их враждебное отношение к борьбе за сохранение германизма и постыдное заигрывание с "товарищами" славянами... За несколько месяцев я получил то, на что в другие времена требовались десятилетия: понимание заразной шлюхи {Во втором и всех последующих изданиях "Майн кампф" это слово было заменено выражением "заразных больных". - Прим. авт.}, прикрывающейся общественной добродетелью и братской любовью".
И все же он был достаточно умен и погасил в себе чувство ненависти, которое испытывал к партии рабочего класса, чтобы внимательно изучить причины ее популярности. Он пришел к выводу, что таких мотивов несколько, и спустя годы припомнил их и использовал при создании национал-социалистской партии Германии.
Однажды, говорится в "Майн кампф", он явился свидетелем массовой демонстрации венских рабочих. "Почти два часа я стоял и, затаив дыхание, наблюдал, как огромная грозная толпа проплывала мимо. Затем в подавленном состоянии я не спеша направился домой".
Дома он занялся чтением социал-демократической прессы, изучением речей их лидеров и самой организации, анализом психологии и политических методов и подведением итогов. Гитлер пришел к выводу, что социал-демократы добились успехов, во-первых, потому, что знали, как сделать движение массовым, без чего существование любой политической партии не имеет смысла; во-вторых, потому, что научились вести пропагандистскую работу в массах; в-третьих, потому, что хорошо понимали силу "внутреннего и физического страха".
Третий вывод, хотя и основывался на ошибочных представлениях и предубеждениях самого Гитлера, заинтересовал его. Через десять лет он использовал этот принцип в собственных целях.
"Я понял, какой постыдный внутренний страх это движение наводит, в частности, на буржуазию, которая ни морально, ни психически не готова к подобным нападкам; в заданный момент самая настоящая лавина оскорблений и лжи может обрушиться на любого противника, который представляется наиболее опасным, пока у лиц, подвергающихся нападкам, не сдадут нервы... Подобная тактика основывается на точном учете всех человеческих слабостей, и с ее помощью почти с математической точностью можно добиться успеха...
Я пришел также к пониманию того, что такое значение физический страх имеет как в отношении отдельного человека, так и масс в целом... В то время как в рядах сторонников этого движения достигнутые успехи рассматриваются как подтверждение правильности выбранного ими пути, противник, потерпевший поражение, в большинстве случаев понимает всю бессмысленность какого-либо дальнейшего сопротивления".
Более точного анализа нацистской тактики, разработкой которой впоследствии занимался Гитлер, никто никогда не давал.
Пристальное внимание начинающего осознавать себя в Вене Гитлера привлекли две политические партии. Деятельность обеих он подверг беспристрастному скрупулезному анализу. Поначалу, как указывал Гитлер, его симпатии принадлежали пангерманской националистической партии, созданной Георгом Риттером фон Шенерером, выходцем из Нижней Австрии, как и семья Гитлера.
В то время пангерманская партия вела непримиримую борьбу за германское превосходство в многонациональной империи. И хотя Гитлер считал Шенерера "глубоким мыслителем" и с энтузиазмом поддерживал его основополагающую программу воинствующего национализма, антисемитизма, антисоциализма, союза с Германией, оппозиции Габсбургам и Ватикану, он вскоре понял причины неудач этой партии.
"Пангерманское движение в недостаточной мере оценило важность социальных проблем, и это стоило ему того, что оно потеряло поддержку по-настоящему активных народных масс. Участие, партии в парламенте лишило движение мощной притягательной силы и одновременно выявило изъяны, свойственные ему. Борьба против католической церкви... оттолкнула от движения многих передовых людей, которые составляют гордость нации".
Хотя Гитлер забыл об этом, придя к власти в Германии, одним из уроков, извлеченных им в венский период жизни, о котором фюрер довольно подробно пишет в "Майн кампф", явилось понимание тщетности усилий какой-либо политической партии противопоставить себя церкви.
"Независимо от того, насколько вескими были основания для критики того или иного направления, - пишет Гитлер, объясняя, почему тезис Шенерера "отдельно от Рима" был тактической ошиб-кой, - политическая партия ни на минуту не должна упускать из вида тот факт, что за всю предшествующую историю партия, преследующая чисто политические цели, ни разу не добилась успеха в проведении реформации церкви".
Однако Гитлер полагал, что самой большой ошибкой пангерманской партии оказалась ее неспособность вести за собой массы, ее нежелание попытаться понять психологию простого народа. По оценке Гитлером идей, которые начали у него формироваться, едва ему исполнился двадцать один год, очевидно, что такую позицию пангерманистов он считал в корне ошибочной. Гитлер был не намерен повторять подобных просчетов, создавая свое собственное политическое движение.
Не имел он права и на другую ошибку, допущенную пангерманской партией. Пангерманцам не удалось добиться поддержки от мощных институтов страны церкви, военных, кабинета министров или главы правительства. До тех пор пока политическое движение не заручится подобной поддержкой, по мысли молодого Гитлера, ему будет трудно, а то и невозможно прийти к власти. В решающие дни января 1933 года Гитлеру удалось изловчиться и получить в Берлине такую поддержку, что и позволило ему и национал-социалистской партии прийти к власти.
В бытность Гитлера в Вене один политический лидер хорошо понимал это, а также необходимость создания партии, опирающейся на массы. Это был доктор Карл Люгер, бургомистр Вены и лидер христианско-социалистической партии, который в большей, чем кто-либо другой, степени являлся политическим наставником Гитлера, хотя они ни разу не встречались. Гитлер всегда считал его "величайшим германским мэром всех времен... государственным деятелем более важным, чем все так называемые дипломаты того времени... Если бы доктор Карл Люгер проживал в Германии, его с полным основанием можно было бы отнести к великим представителям нашего народа".
Правда, надо заметить, что между Гитлером, каким он потом станет, и Люгером, этим добродушным кумиром мелкой венской буржуазии, было мало общего. Люгер действительно слыл самым влиятельным политическим деятелем Австрии, будучи председателем партии, состоящей из представителей недовольной мелкой буржуазии, нажив политический капитал, как позднее и сам Гитлер, на яром антисемитизме.
Однако Люгер, который не отличался знатным происхождением, учился в университете и был человеком высокообразованным. Даже его оппоненты, включая евреев, соглашались с тем, что он был порядочным, галантным, по-рыцарски щедрым и вполне терпимым. Стефан Цвейг, известный австрийский писатель, еврей по национальности, живший тогда в Вене, подтвердил, что официальный антисемитизм никогда не мешал Люгеру помогать евреям и проявлять дружеские чувства к ним. "При нем, - вспоминает Цвейг, - городом управляли довольно справедливо и даже в типично демократической манере... Евреи, которых привела в ужас победа антисемитской партии, как и раньше, пользовались теми же правами и уважением".
Это не нравилось молодому Гитлеру. Он считал, что Люгер был слишком терпим и не понимал всей значимости расовой проблемы евреев. Гитлер возмущался неудачными попытками бургомистра принять пангерманизм, скептически воспринимал его католический клерикализм и лояльность по отношению к Габсбургам. Разве не престарелый император Франц Иосиф дважды отказывался санкционировать избрание Люгера на пост бургомистра?
Однако в конце концов Гитлер был вынужден признать гениальность этого человека, человека, который знал, каким образом можно добиться поддержки масс, хорошо разбирался в современных социальных проблемах и понимал, какое значение пропаганда и ораторское искусство имеют для воздействия на сознание масс. Гитлер не мог не восхищаться тем, как Люгер контактировал с влиятельной церковью: "политику он проводил с большой проницательностью". И наконец, тот же Люгер "умел эффективно использовать все имеющиеся средства для завоевания поддержки традиционных институтов власти, с тем чтобы получать максимальные преимущества для своей партии со стороны этих влиятельных сил".
Таковы вкратце идеи и методы, которыми позже воспользовался Гитлер для создания своей собственной политической партии и завоевания этой партией власти в Германии. Исключительная изобретательность Гитлера состояла в том, что он оказался единственным правым политическим деятелем, который применил эти идеи и методы в Германии после окончания первой мировой войны. Именно в тот период нацистскому движению - единственному среди прочих националистических и консервативных партий - удалось привлечь на свою сторону широкие массы и благодаря этому добиться поддержки армии, президента республики и представителей большого бизнеса - другими словами, трех традиционных институтов верховной власти, которые помогли Гитлеру найти пути к посту рейхсканцлера Германии. Уроки, полученные в Вене, действительно не прошли даром.

Уильям Ширер "Взлет и падение Третьего Рейха"
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *"Левые" источники политического мировоззрения Гитлера*

Сообщение Александр Волынский 05 ноя 2013, 10:54

Гитлер делал то, что от него ждало если не большинство немцев, то очень многие. Другое дело, что эти ожидания вышли Германии боком. Настоящий лидер ведет страну, а Гитлера самого вели самые низменные инстинкты фолька.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9346
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: *"Левые" источники политического мировоззрения Гитлера*

Сообщение Алексей Ильинов 06 ноя 2013, 10:38

Саш, а вот как раз тематическая ссылка на тему «социал-демократического источника» германского НС - viewtopic.php?f=98&t=6361 Помнится, в одном исследовании о природе нацизма указывался интересный источник — лассальянство, то есть разновидность «государственного социализма», который в бисмарковском Втором Рейхе проповедовал Фердинанд Лассаль, считавший поначалу себя марксистом, а затем ставший оппонентом Маркса. Вот как раз из Википедии:

По своим политическим взглядам Лассаль был сторонником республиканской формы, пангерманизма и противником федеративного начала. (см. письма к Родбертусу: «Grossdeutschland moins les dynasties»). Считал, что все немецкие земли должны объединиться (не исключая и австрийских) в одну единую республику — «Grossdeutschland moins les dynasties». Однако в 1859 г., в брошюре: «Der italienische Krieg u. die Aufgabe Preussens» Лассаль предвидит печальные последствия франко-германского столкновения для европейского прогресса и высказывается против присоединения Эльзаса и Лотарингии к Германии.

Социальная философия и экономические взгляды Л. менее оригинальны, чем его юридическое обоснование социальной реформы. В своём «Arbeiterprogramm» (1862) Л. намечает, согласно с Марксом, процесс смены средневекового феодального строя буржуазно-капиталистическим — процесс, в основе которого лежат коренные преобразования в сфере производства и обмена. В то же время верный гегелевскому учению о государстве, Лассаль выставляет рабочий класс носителем чистой идеи государства, как нравственного единства индивидуумов, воспитывающего человечество для свободы. История, для Л. — не что иное, как «совершающийся с внутренней необходимостью непрерывный процесс развития разума и свободы» («Die Wissenschaft u. die Arbeiter», 1862).

Социальная философия Л. имеет большое сходство с социальной философией Лоренца Штейна, автора концепции социального государства, бесспорно оказавшей влияние на развитие Лассалевских идей. Как экономист, Лассаль популяризовал, главным образом, взгляды Рикардо, Маркса и Родбертуса (с обоими последними он находился в переписке); но он и сам обладал широкой эрудицией, блестящий образчик которой — речь: «Косвенные налоги и положение рабочего класса» (1863). Самый замечательный экономический труд Л. — полемическое его произведение против Шульце-Делича («Herr Bastiat-Schultze von Delitzsch oder Kapital u. Arbeit», 1864). Здесь дана, между прочим, яркая и весьма ценная характеристика исторического развития хозяйственного быта и превосходно выяснен исторический характер основных экономических категорий. Главное значение Л. в области социально — экономической заключается в его практической деятельности. Он сильно подвинул вперед немецкое рабочее движение, положив начало организации рабочих как самостоятельной политической партии и дав им ясную программу. Таким образом он явился основателем новейшей немецкой социал-демократии.


Социально-политическая деятельность Л. оказала также огромное влияние на академическую науку и общественное мнение; германский катедерсоциализм, который, в значительной мере, разделяет с Лассалем «культ государства», есть отзвук Лассалевской полемики против манчестерства.

При современных условиях, когда ремесло все более и более вытесняется крупным производством, единственное средство поднять рабочих, как производителей — это сделать их своими собственными предпринимателями и уничтожить различие между предпринимательской прибылью и заработной платой, заменив последнюю действительным продуктом труда рабочего (Arbeitsertrag). Для этой цели необходимо учреждение свободных производительных ассоциаций рабочих, с государственным кредитом и под контролем государства. Только таким путем возможно будет освободить рабочих от гнета железного закона заработной платы (см. Заработная плата), который Л. понимал в смысле Рикардо и Мальтуса, хотя и отрицал общее учение Мальтуса о населении.

Чтобы добиться содействия государства, рабочий класс должен основным требованием своей политической программы поставить всеобщее избирательное право. В устройстве производительных ассоциаций с государственным кредитом, идея которых заимствована им из Л. Блана и Прудона, Л. видел отнюдь не окончательное решение социального вопроса, а лишь лучшее средство для постепенной органической социализации общества.
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *"Левые" источники политического мировоззрения Гитлера*

Сообщение Алексей Ильинов 06 ноя 2013, 10:50

А ведь хорошо сказал доктор Геббельс:

Германия будет свободной лишь тогда, когда тридцать миллионов левых и тридцать миллионов правых придут к взаимопониманию.

Пауль Йозеф Геббельс "Ленин или Гитлер?" (Речь в Цвиккау, 1926 г.)
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *"Левые" источники политического мировоззрения Гитлера*

Сообщение Алексей Ильинов 07 ноя 2013, 16:57

Коллеги, а куда подевался товарищ Заднепровский?
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *"Левые" источники политического мировоззрения Гитлера*

Сообщение Заднепровский 30 ноя 2013, 11:04

Тут как-то никакой полезной информации не вижу. Люгер и Шёнерер упоминаются в МК. И Гитлер их там довольно подробно разбирает во 2 главе "Венские годы учений и мучений".

Причём Шёнерер действительно важная фигура в становлении именно НС-движения. Его последователем был Франко Штайн, который собственно основал в 1895 году газету "Молот". И вот об этом всём информация весьма скудная, притом, что ещё и на немецком языке. Да еще и в неповторимом мрачном тевтонском шрифте.
Заднепровский

 
Сообщений: 212
Зарегистрирован: 23 фев 2013, 11:08

Re: *"Левые" источники политического мировоззрения Гитлера*

Сообщение Алексей Ильинов 02 дек 2013, 09:51

Богдан, американский журналист и публицист Уильям Ширер, как Вы очень хорошо знаете, жил долгое время в Третьем Рейхе и лично знал многих партфункционеров НСДАП. Этот отрывок из его книги, которая в России была издана, если память не изменяет, два раза, примечателен другим — социал-демократическими (то есть чуть ли не марксистскими) источниками германского национал-социализма, поскольку социал-демократия в Германии всегда была сильна. Гитлер ведь изучал опыт именно довоенной, т.е. до 1914 года, социал-демократии, которая впоследствии перешла на социал-патриотические («социал-шовинистические», по Ленину) позиции. Грегор Штрассер прямо говорил, что образцом подражания для него являются Август Бебель, марксист, социал-демократ и активный деятель II Интернационала, и довоенная социал-демократия.
Люгер же, о котором Гитлер пишет в «Майн Кампф», интересен именно антикапиталистическими и антибуржуазными высказываниями. То есть это тоже «левый» первоисточник.
Богдан, а что Вы думаете по поводу того, что Гитлер, как он пишет в «Майн Кампф», хотел поначалу создать «социально-революционное» движение — то есть, получается, чуть ли не «фёлькише-эсеровское»?
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *"Левые" источники политического мировоззрения Гитлера*

Сообщение Алексей Ильинов 02 дек 2013, 13:30

А как же «Национал-Социалистическое Движение За Свободу Германии» Штрассера, Рёма и Людендорфа, которое в 1924 году, когда Гитлер писал «Майн Кампф» в заключении и был фактически списан со счетов, набрало почти два миллиона голосов избирателей и провело в Рейхстаг 32 депутата? Потом Гитлер всеми правдами и неправдами расстроил это действительно успешное начинание. Почему? Он боялся, что останется всего лишь «провинциальным» лидером с малочисленной организацией в Мюнхене. Это уже потом он ринулся возрождать НСДАП (хотя его поначалу послали на три весёлые буквы даже Розенберг и Штрайхер) и привлёк чересчур «независимого» Грегора Штрассера к организационной работе, дав ему заниматься созданием партийных организаций на севере Германии. Да и поворот к парламентской борьбе Гитлер «позаимствовал» у того же Штрассера.
Что же касается финансирования той или иной группы, то тут, увы, не всегда игра честная. Промышленники и банкиры финансировали — больше или меньше - и «группу Гитлера», и «группу Штрассера». Да и другие партии тоже.
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *"Левые" источники политического мировоззрения Гитлера*

Сообщение Алексей Ильинов 02 дек 2013, 13:48

а потом, при поддержке крупного капитала пытался расколоть партию и стать канцлером во главе идейно враждебной НСДАП коалиции.


И что же тут плохого то? Да, я сторонник именно НСДАП(о) — то есть «оппозиционной». Канцлер Курт фон Шлейхер хоть и сделал ставку на левых (прежде всего на социал-демократов), но, тем не менее, его бы коалиционное правительство сохранило бы и контакты с Советской Россией и не допустило бы в будущем национальной катастрофы. Здравые, без реваншистских «бзиков», национал-социалисты (и не обязательно «просоветские») должны были придти к власти, а не Гитлер с его оголтелым расизмом, самоубийственным антисемитизмом и не менее самоубийственной англофилией.
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *"Левые" источники политического мировоззрения Гитлера*

Сообщение Заднепровский 03 дек 2013, 12:54

американский журналист и публицист Уильям Ширер, как Вы очень хорошо знаете, жил долгое время в Третьем Рейхе и лично знал многих партфункционеров НСДАП. Этот отрывок из его книги, которая в России была издана, если память не изменяет, два раза, примечателен другим — социал-демократическими (то есть чуть ли не марксистскими) источниками германского национал-социализма, поскольку социал-демократия в Германии всегда была сильна. Гитлер ведь изучал опыт именно довоенной, т.е. до 1914 года, социал-демократии, которая впоследствии перешла на социал-патриотические («социал-шовинистические», по Ленину) позиции. Грегор Штрассер прямо говорил, что образцом подражания для него являются Август Бебель, марксист, социал-демократ и активный деятель II Интернационала, и довоенная социал-демократия.
Люгер же, о котором Гитлер пишет в «Майн Кампф», интересен именно антикапиталистическими и антибуржуазными высказываниями. То есть это тоже «левый» первоисточник.
Богдан, а что Вы думаете по поводу того, что Гитлер, как он пишет в «Майн Кампф», хотел поначалу создать «социально-революционное» движение — то есть, получается, чуть ли не «фёлькише-эсеровское»?


Гитлер запретил СДПГ, как и остальные партии, после прихода к власти. В "Майн кампф" он в основном критиковал социал-демократию. Впрочем и буржуазию тоже.

Изучение и даже использование опыта политических оппонентов не стоит причислять к источникам. Потому что у НС-движения были другие цели.
Заднепровский

 
Сообщений: 212
Зарегистрирован: 23 фев 2013, 11:08

След.

Вернуться в Tabula Rasa


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron