*SAPD "Das Gothaer Programm" (1875)*

Русский национальный социализм "с чистого листа"

*SAPD "Das Gothaer Programm" (1875)*

Сообщение Алексей Ильинов 05 ноя 2013, 10:59

*Sozialistische Arbeiterpartei Deutschlands "Das Gothaer Programm" (1875)*

*ГОТСКАЯ ПРОГРАММА*

Программа герм. социал-демократии; была принята на съезде в Готе (22- 27 мая 1875), на к-ром лассальянский Всеобщий герм. рабочий союз и С.-д. рабочая партия (эйзенахцы) объединились в единую герм. с.-д. партию (до 1890 именовалась Социалистической рабочей партией Германии). Съезду предшествовала длит. борьба между эйзенахцами, стоявшими в целом на позициях науч. коммунизма, и лассальянцами, в ходе к-рой обнаружилось банкротство последних в идейном и тактич. отношениях. Они вынуждены были пойти навстречу объединит, стремлениям нем. рабочих. Однако при составлении в февр. 1875 общей платформы-проекта устава и особенно программы - руководство эйзенахцев допустило серьезные ошибки. Добиваясь единства любой ценой, эйзенахцы пошли на идейный компромисс с лассальянцами. Придавая большое значение преодолению раскола в нем. рабочем движении, К. Маркс и Ф. Энгельс были решит, противниками объединения обеих рабочих партий на гнилой, компромиссной основе. Проект Г. п. был подвергнут ими суровой критике: Энгельсом в письме Бебелю от 18-28 марта 1875 и Марксом в "Критике Готской программы" (нач. мая 1875) - выдающемся теоретич. произведении науч. коммунизма. Однако замечания Маркса и Энгельса были учтены лишь в минимальной степени. Проект был утвержден почти в неизмененном виде.

Г. п. содержала грубое искажение программных и тактич. основ пролет. движения. В нее было включено реформистское лассальянское требование создания производит. ассоциаций с помощью гос-ва (бурж.-юнкерской империи Бисмарка), выдававшееся за средство перехода к социализму. Идея социалистич. революции и завоевания пролетариатом политич. власти подменялась в Г. п. фальшивым в условиях общества с антагонистич. классами лозунгом "свободного гос-ва", исходящим из вульгарных представлений о гос-ве как надклас. институте. "Огромным моральным поражением для партии", как указывал Энгельс, было воспроизведение в Г. п. лассальянской догмы о "железном законе заработной платы" (по существу повторение попыток Мальтуса объявить нищету трудящихся естеств. законом), а также положения Лассаля о том, что по отношению к пролетариату все др. классы - в т. ч. и крестьянство - составляют единую реакц. массу. Г. п. содержала вульгарно-утопич. требование получения каждым чл. общества "неурезанного трудового дохода", игнорировала задачу борьбы с пережитками феодализма, значение профсоюзов.

Маркс и Энгельс воздержались в то время от публичного осуждения Г. п. потому, что рабочие вкладывали в нее революц. смысл, вопреки ее действительному содержанию. Кроме того, самый факт объединения рабочих партий основоположники марксизма оценивали весьма положительно. В противовес компромиссной Готской программе, Социалистическая рабочая партия Германии проводила в целом революц. политику. Тем не менее, как только в герм. социал-демократии назрел вопрос о пересмотре программы, Энгельс приложил все усилия, чтобы показать несостоятельность Г. п. В 1891 перед Эрфуртским съездом герм. социал-демократии, Энгельс, вопреки противодействию нек-рых лидеров партии, опубл. работу Маркса "Критика Готской программы". Новая программа, принятая на Эрфуртском съезде, была значительно более зрелой, чем Г. п., хотя также не была свободна от нек-рых оппортунистич. ошибок.

Для совр. бурж. и правосоциалистич. историографии характерны стремление оправдать лассальянство и примиренчество по отношению к нему со стороны руководителей эйзенахцев при составлении Г. п., а также фальсификаторские попытки изобразить отрицат. отношение Маркса и Энгельса к Г. п. проявлением якобы их "оторванности" от реальных потребностей рабочего движения в Германии. Эта тенденция характерна для работ В. Теймера "От Бебеля к Олленхауеру" (W. Theimer, Von Bebel zu Ollenhauer, 1957), В. Матуля "Становление и сущность нем. социал-демократии" (W. Matuli, "Werden und Wesen der deutschen Sozialdemokratie", 1952).

Лит.: Меринг Ф., История герм. социал-демократии, т. 4. М., 1921 (в кн. приведен текст Г. п.); Маркс К., Критика Готской программы, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 19; Энгельс Ф., Письмо А. Бебелю, там же; его же, (Письма) А. Бебелю 12 окт. и 15 окт. 1875, К. Каутскому 23 февр. 1891, в кн.:. Маркс К. и Энгельс Ф., Избранные письма, М., 1953; его же, (Письмо) В. Бракке 11 окт. 1875, К. Маркси Ф. Энгельс, Соч., т. 26, (Л.), 1935; его же, (Письма) К. Каутскому 7 и 15 янв., 5 и 11 февр. 1891, Ф. А. Зорге, 11 февр. и 4 марта 1891, А. Бебелю 1-2 мая 1891, там же, т. 28, (Л.), 1940; Ленин В. И., Что делать?, Соч., 4 изд., т. 5; его же, Гос-во и революция, там же, т. 25; Барвенко Е. Н., Из истории борьбы Энгельса за идеологии, укрепление нем. С.-д. рабочей партии, в сб.: Из истории марксизма, М., 1961; Kundel E., Marx und Engels im Kampf um die revolutionäre Arbeitereinheit, В., 1962.

Источник: "Советская историческая энциклопедия"

***
Готская программа программа германских социал-демократов; была принята на съезде в Готе (22—27 мая 1875), на котором Эйзенахцы (Социал-демократическая рабочая партия, основана в 1869) и лассальянский Всеобщий германский рабочий союз объединились в Социалистическую рабочую партию Германии.
Создание единой партии рабочего класса было значительным событием в истории германского рабочего движения. В программе партии было сформулировано положение, что освобождение рабочего класса требует превращения средств производства в общественную собственность. Целью партии было объявлено освобождение рабочего класса, создание социалистического общества. Партия приняла лозунг пролетарского интернационализма. В то же время, добиваясь единства любой ценой, эйзенахцы пошли на компромисс с лассальянцами. Замечания К. Маркса и Ф. Энгельса, подвергших проект Г. п. резкой и глубокой критике, были учтены лишь в незначительной степени.
Г. п. содержала грубое искажение программных и тактических основ пролетарского движения. В Г. п. отсутствовала идея социалистической революции и завоевания пролетариатом политической власти; по существу воспроизводилось положение Лассаля "о железном законе заработной платы", соответствующее мальтузианской "теории" о нищете трудящихся как естественном законе, а также лассальянский тезис о том, будто по отношению к пролетариату все другие классы (включая и крестьянство) составляют единую реакционную массу. Особо резкой критике Маркс подверг положение проекта программы о том, что рабочий класс может добиться своих целей только посредством всеобщего избирательного права и создания с помощью государства (имелась в виду буржуазно-юнкерская империя Бисмарка) производственных кооперативов. Критикуя затушевывание в Проекте программы классовой сущности государства, Маркс подчеркнул, что для обеспечения господства пролетариата и для построения социалистического общества необходима диктатура пролетариата.
Г. п. была шагом назад по сравнению с программой эйзенахцев. Ряд положений Г. п. был впоследствии использован ревизионистами.
Маркс и Энгельс воздержались от публичного осуждения Г. п., потому, что рядовые члены партии вкладывали в неё революционный смысл, вопреки её истинному содержанию. Тем не менее, как только перед Эрфуртским съездом германских социал-демократии (1891) назрел вопрос о пересмотре социал-демократической программы, Энгельс опубликовал (несмотря на противодействие некоторых социал-демократических лидеров) работу Маркса "Критика Готской программы", написанную в начале мая 1875 (см. "Критика готской программы").
Новая программа, принятая на Эрфуртском съезде социал-демократов, была более зрелой, чем Готская.

Оригинальная публикация на немецком: http://www.marxists.org/deutsch/geschic ... /gotha.htm
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *SAPD "Das Gothaer Programm" (1875)*

Сообщение Александр Волынский 29 авг 2014, 15:41

Беспощадная резкость, с какой Маркс анализирует здесь проект программы, неумолимость, с какой он высказывает сделанные им выводы, вскрывая недостатки проекта,— все это теперь, спустя пятнадцать лет, никого уже не может задеть. Специфические лассальянцы существуют еще только за границей в виде отдельных обломков, а от Готской программы, как совершенно неудовлетворительной, отказались в Галле даже ее творцы.

Тем не менее там, где это было возможно без ущерба для дела, я опустил некоторые резкие выражения и оценки, относящиеся к отдельным лицам, заменив их точками. Маркс сам поступил бы так же, если бы публиковал теперь эту рукопись. Ее местами резкий тон был вызван двумя обстоятельствами. Во-первых, Маркс и я срослись с германским движением теснее, чем с каким-либо другим, так что решительный шаг назад, обнаружившийся в этом проекте программы, должен был возмутить нас особенно сильно. Во-вторых, мы находились тогда — после Гаагского конгресса Интернационала 5 едва прошло два года — в самом разгаре борьбы с Бакуниным и его анархистами, которые возлагали на нас ответственность за все, что происходило в германском рабочем движении, так что мы должны были ожидать, что нам припишут и тайное отцовство в отношении этой программы. Эти соображения теперь отпадают, а вместе с ними отпадает и необходимость тех мест, о которых идет речь.

Некоторые фразы заменены точками также и по цензурным соображениям. Там, где мне приходилось выбирать более мягкое выражение, я заключал его в прямые скобки. В остальном рукопись перепечатана дословно.

Лондон, 6 января 1891 г,

Фр. Энгельс
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9388
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: *SAPD "Das Gothaer Programm" (1875)*

Сообщение Алексей Ильинов 29 авг 2014, 16:48

Меня в своё время заинтересовала связь германской социал-демократии и национального социализма. И Лассаль где-то был одним из его провозвестников. А вот Грегор Штрассер, второй человек в НСДАП (после Гитлера) и фактически создатель её организационной структуры, так прямым текстом говорил, что почитает Августа Бебеля, видного немецкого социал-демократа и деятеля II Интернационала.
В «Критике Готской программы» появляется замена «государства» «общиной». И тут есть одна «заковырка», ибо Маркс и Энгельс меняли свои представления о сущности государства. Где-то они даже смыкались с анархистами. То они государство безжалостно низвергали, то надеялись на его социалистическую трансформацию и последующее отмирание. В «Готской программе» государство как раз не разрушалось, а преобразовывалось в «народное социалистическое государство». В ГОСУДАРСТВО, а не в ОБЩИНУ.

Свободное народное государство превратилось в свободное государство. По грамматическому смыслу этих слов, свободное государство есть такое, в котором государство свободно по отношению к своим гражданам, т. е. государство с деспотическим правительством. Следовало бы бросить всю эту болтовню о государстве, особенно после Коммуны, которая не была уже государством в собственном смысле слова. “Народным государством” анархисты кололи нам глаза более чем достаточно, хотя уже сочинение Маркса против Прудона, а затем “Коммунистический манифест” говорят прямо, что с введением социалистического общественного строя государство само собой распускается [sich auflost] и исчезает. Так как государство есть лишь преходящее учреждение, которым приходится пользоваться в борьбе, в революции, чтобы насильственно подавить своих противников, то говорить о свободном народном государстве есть чистая бессмыслица: пока пролетариат еще нуждается в государстве, он нуждается в нем не в интересах свободы, а в интересах подавления своих противников, а когда становится возможным говорить о свободе, тогда государство как таковое перестает существовать. Мы предложили бы поэтому поставить везде вместо слова “государство” слово “община” [Gemeinwesen], прекрасное старое немецкое слово, соответствующее французскому слову “коммуна”.


Ну а вражда с Бакуниным и Лассалем была даже не столько «идейная», а личная. Маркс, помнится, называл Лассаля чуть ли не «ниггером».

В идее «свободного государства» есть нечто и от национал-социалистической и надклассовой «народной общности».

Интересный пункт «Готской программы»:

Die Befreiung der Arbeit erfordert die Verwandlung der Arbeitsmittel in Gemeingut der Gesellschaft und die genossenschaftliche Regelung der Gesamtarbeit mit gemeinnütziger Verwendung und gerechter Verteilung des Arbeitsertrages.


Вольный перевод:

Освобождение труда требует превращения средств труда в общественное достояние общества и кооперативное регулирование общей работы при общественно полезном применении и справедливом распределении продукта труда.


Gemeingut - общественное достояние
Gesellschaft - общество, объединение
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *SAPD "Das Gothaer Programm" (1875)*

Сообщение Александр Волынский 30 авг 2014, 10:30

Государство не может быть СВОБОДНЫМ по определению. Государство это насилие. Но государства бывают разными. Община от государства отличается абсолютной добровольностью пребывания в общине. Но если вспомнить, что первобытные общины существовали в таком окружении, что уход из нее грозил смертью, то и их свободными не назовешь.
Энархизм исходит из того, что государство является инструментом насилия и не должно быть самоцелью. Более того, в отличии от анархистов и коммунистов, энархисты считают ВСЕХ людей грешными и порочными, не зависимо от классового или этнического происхождения. Государство в такой ситуации должно быть инструментом археократии т е проявлять насилие в соответствии с Традицией и ради продолжения Традиции.
Национальные и империалистические государства антитрадиционны по определению и поэтому должны быть уничтожены.
Бисмарк, Дизраэли и другие консервативные политики критиковали буржуазию "справа" это был "торийский социализм". Грубо говоря. Энархизм это Бисмарк, Дизраэли, Алесандр Третий только без империализма, шовинизма и расизма.
Государственный социализм Лассаля был частью его пангерманистских взглядов и верой в то, что германское государство может быть надклассовым. Эта традиция восходит еще к Фридриху Великому, который считал законопослушность и порядок основой общегерманского сотрудничества. Но прусский гос-социализм всегда вонял казармой.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9388
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: *SAPD "Das Gothaer Programm" (1875)*

Сообщение Алексей Ильинов 15 сен 2014, 12:05

Подобная «трансмутация» не так давно произошла с лево-националистической организацией «Вольница», которая начинала свою деятельность с левого национал-социализма и национал-большевизма и пришла, в конце концов, к либертарному коммунизму и стала поддерживать левацко-либеральное «Автономное Действие» - viewtopic.php?f=94&t=7950. Но я, всё-таки, соглашусь больше с Марксом и Лениным, нежели Бакуниным и Кропоткиным (взгляды последнего я, кстати, весьма уважаю). И потому понятны взгляды таких «оригиналов» после Октября 1917 года как «анархо-большевики» и «советские анархисты», которые тактически приняли социально-государственную программу большевиков, которые были «правыми коммунистами» и «социал-этатистами». Общинность «из ниоткуда» никак не возникнет. И Ленин в беседах с Максимом Горьким прекрасно это понимал, ибо «миллионы мужиков с винтовками» никакого «царства благоденствия» не построят. И поэтому Владимир Ильич предлагал начать социалистическое строительство хотя бы с государственного социализма и кооперации, опираясь, что немаловажно, на «буржуазных специалистов» - своих и иностранных.
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *SAPD "Das Gothaer Programm" (1875)*

Сообщение Алексей Ильинов 15 сен 2014, 13:36

Энархизм это Бисмарк, Дизраэли, Алесандр Третий только без империализма, шовинизма и расизма.


Саша, согласен ли ты вот с этим утверждением "большевика"-исламиста Гейдара Джихадовича Джемаля, который сейчас явно "рубится" от факта существования т.н. "Исламского Государства"?

- И напоследок, ISIS угрожает России и странам Центральной Азии. Насколько реальна угроза?

У этой организации пока нет материальных ресурсов и нет политической мощи для реализации подобных амбиций. Но на следующем этапе при довольно сильной модификации её идеологии и способа действия эти планы вполне реальны, потому что политический ислам должен мыслить не геополитически или географически, как мыслят кафиры, оперирующие только территориями. Политический ислам работает против глобальной системы, для настоящего «халифата без границ» деления - Хорасан или не Хорасан, Евразия или не Евразия – просто нет.
Для такого халифата и Великобритания является частью единой территории, независимо от того, кто там официально состоит в правительстве. Там, где есть угнетённые низы, хоть в Ирландии, хоть в Новой Каледонии, которые способны бросить вызов Системе и нуждаются в помощи, в организации – там реализуется истинный халифат, опирающийся на сеть политических джамаатов. Борьба продолжится до победы ожидаемого вождя, который будет непосредственно направляем Всевышним Творцом.


Хреново Джихадыч Ильича читал, хотя и был одним из лидеров "Левого Фронта". В программных документах Коминтерна и в статьях Ленина панисламизм (а Джемаль именно панисламист, что его весьма "неизвиняет") и исламский клерикализм-фундаментализм обозначены как враждебные для национально-освободительных движений стран Востока силы. А вот "арабский социализм" (привет Башару Асаду и партии "Баас"!) вполне вписывается в марксизм-ленинизм. И будущее Европы Ленину и Троцкому виделось как Советские Социалистические Соединённые Штаты Европы и Азии. Но только, правда, без тотально-агрессивного "Аллах Акбар!". Увы, но "политический ислам" ныне - это никак не "большевистское прогрессорство".
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43

Re: *SAPD "Das Gothaer Programm" (1875)*

Сообщение Александр Волынский 15 сен 2014, 14:21

которые способны бросить вызов Системе

Роль Халифата салафитов или России это именно их анти-Системность. Джемаль и Дугин и сами не очень понимают чего они хотят
Борьба продолжится до победы ожидаемого вождя, который будет непосредственно направляем Всевышним Творцом.

, но они прекрасно понимают чего они НЕ хотят, поэтому они не революционеры, а реакционеры.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9388
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: *SAPD "Das Gothaer Programm" (1875)*

Сообщение Алексей Ильинов 15 сен 2014, 16:42

Борьба продолжится до победы ожидаемого вождя


Ох, а вот на этот «пассаж» я сразу внимание и не обратил. Ню-ню... «вождь придёт» и как «зааллахакбарит». Саша, ну уж ты то «наивным» не будь. Коммунисты Германии в 1848 году отнюдь не за утопический «Град-На-Холме» сражались, а за вполне «приземлённое» объединение страны, которое было прусско-королевским и буржуазно-капиталистическим. Ты лучше внимательно перечитай «Манифест Коммунистической Партии», особенно пункт, где говорится о союзниках коммунистов. Саша, ты ведь прекрасно знаешь, что исторически коммунисты шли на контакт и сотрудничество с «национальными» и даже открыто «националистическими» силами. То есть с «реакционерами». Ленин хоть и спорил с т.н. «национал-социалами», но где-то признавал и их полезность.
Джемаль же хоть и изображает из себя «исламиста-ленинца», но как был он «исламо-фашистом», так он им и остаётся.
"Vielleicht wird das Dritte Reich ein germanisch-slawisches Reich des noch seiner Entdeckung harrenden östlichen Christentums sein" (Erich Müller-Gangloff)
Аватара пользователя
Алексей Ильинов

 
Сообщений: 5353
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:43


Вернуться в Tabula Rasa


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1