Некоторые предварительные комментарии о разнице

Некоторые предварительные комментарии о разнице

Сообщение Askr Svarte 12 сен 2015, 09:52

Некоторые предварительные комментарии о разнице между Путем Левой Руки на Западе и Дохристианской языческой моделью

Мне предложили обсудить разницу, в том виде, в каком я ее понимаю, между нынешней Западной моделью Пути Левой Руки, и ранними моделями Тантры и разных языческих традиций.
Современный вид Пути Левой Руки, распространенный на Западе, находится под большим влиянием философии Храма Сета. Даже те, кто не является его последователями, как правило, придерживались мнения этой модели как единственно верного. Ключевые характеристики Храма Сета были изложены доктором Аквино, и включали в себя двойственность объективной и субъективной реальности; субъективного мира как царства магии, и Сета в качестве Бога Субъективной Вселенной. Никто не имеет и малейших возражений против такой модели в рамках свободного выбора идей, однако преподносимая в качестве единственно возможной в Пути Левой Руки, такая модель заставляет столкнуться с некоторыми проблемами.
Разделение на субъективную и объективную вселенную интригует. В то время, как ПЛР имеет много общего с раннехристианским дуализмом и более поздней декартовской двойственностью тела и разума, философское наследие Храма Сета связано с греками, и является почти полностью осовремененным западным течением. Кроме того, оно говорит о том, что объективная вселенная включает в себя как «духовные цели» Пути Правой Руки – такие, как рай и ад – так и воссоединение с божественными силами или предками. В то же время, субъективная вселенная существует в умах людей и связана с Даром Сета, а также под влиянием Сета может быть трансформирована в некую бессмертную субстанцию.
Существуют непосредственные философские проблемы, связанные с этой моделью. Она создает дихотомию между телом и умом, и материальным миром. Несмотря на то, что большинство западных приверженцев ПЛР положительно относятся к сексу и сознательно относятся к окружающей среде, это не меняет двойственности, присущей данной модели. В то время, как большинство систем временно используют дуализм в таких движениях, как Четвертый Путь, в рамках западного ПЛР эта позиция оказывается постоянной. Подобная дихотомия делает упор на субъективизм, обесценивания Традицию, способствующую синкретизму. Если мы работаем в субъективной вселенной и каждая наша субъективная вселенная отличается от другой, то подавляющее множество Эго будут ведомы так называемыми «мастерами», что совершенно очевидно в Западной Мистической Традиции, со всеми ее священными книгами, текстами, документами, писаниями и прочим в ключе философии Храма Сета, с огромным количеством формул и Слов Мастеров Храма. С точки зрения Традиции там отсутствует «контроль качества», поскольку подход является субъективным и синкретическим, и существуют только реальные ограничения, поставленные защитниками иерархической структуры, которые принимают или отвергают ваши откровения. Разумеется, в случае, если вас отвергли, вы сбежите и организуете свой собственный «клуб».
То, что Сет (который также отождествляется с Одином) представляется Богом Субъективной Вселенной, является удачной позицией для редукционизма. Все Темные Боги были объединены в единого, и была образована новая форма нео-сатанинского монотеизма. Ссылка в поддержку этой позиции на раннее утверждение Церкви Сатаны о том, что Антон ЛаВей также разделял эту веру, является крайне неубедительной.
Давайте сравним это с немодернистской философией Пути Левой Руки. Как отмечает Юлиус Эвола, в Ведах и Тантре существовал путь Луны и Земли так же, как и Солнца и Неба – они являлись взаимодополняющими, и не конфликтовали.
Большинство народов следовало лунным путем – они соблюдали обычаи, совершали жертвоприношения, совершали обряды, и их чувство единения возвращалось в виде их потомков. В Китае это прекрасно выражается в виде символа Инь-Ян. Солярный путь был для Вира или героя, который постиг бессмертие через уникальные практики ПЛР в ключе своих Традиций, в то время как синкретизм избегался любой ценой. Такая модель нашла отражение в трехчастной этической системе, где третья функция, и отчасти военная (часть второй функции) помогают в достижении бессмертия через предков. В то время, как те, кто относится к Mannerbunde (другая часть второй функции) и Мастерам Рун (йогинам, шаманам и т.д.), в качестве Воинов-Жрецов, помогающих и защищающих население, достигают личного бессмертия (первая функция). Вожди так же относятся к первой функции.
Не существует конфликта ни между телом и разумом, ни между материей и духом – вселенная насыщена жизнью, находящей разные пути для выражения. Политеизм является естественным выражением этой модели, избегая разграничения в управлении в западных магических орденах и храмах. При таком подходе время течет бесконечно в бесчисленных циклах, наиболее часто разделяемых на 4 эпохи. В конце Кали-Юги Боги и Герои (Воины-Жрецы) уйдут в бездействие и затем переродятся с новыми обликами и личностями. Такая модель – намного более здоровый подход к Пути Левой Руки, она избегает дуализма, субъективизма и редукционизма, основываясь непосредственно на Традиции и принимает роль как ПЛР так и ППР в динамической, а не разделенной вселенной.

Вульф Гримссон
Перевод: Александра Сидорова
http://askrsvarte.org/blog/lhp_rhp_diff/
Askr Svarte

 
Сообщений: 157
Зарегистрирован: 29 окт 2011, 14:16
Откуда: Новосибирск, Западная Сибирь

Re: Некоторые предварительные комментарии о разнице

Сообщение Александр Волынский 12 сен 2015, 13:59

В Каббале Правая Рука это Хэсэд (Благодать), Левая Рука это Гвура (Могущество). В познавательном смысле Гвура это анализ, а Хэсэд синтез. В этическом смысле Гвура ограничивает, Хэсэд преодолевает границы.
Язычники всегда нуждаются в имманентности своей воли или природных сил. Подлинная трансцендентность это не просто "расширение границ личности", а прежде всего ДАРЕНИЕ самого себя т е ЛЮБОВЬ.
Смысл Пути Левой Руки это индивидуация, необходимая для существования Мира, как бесконечного разнообразия.
Смысл Пути Правой Руки это интеграция, необходимая для развития Мира к состоянию Единства.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9400
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль

Re: Некоторые предварительные комментарии о разнице

Сообщение Олег Гуцуляк 12 сен 2015, 16:41

«Традиция Левой Руки» – мысль о том, что духовный мир нужно подчинить человеку, заставить его служить себе: первородный грех человечества как попытка поставить себя в центре мироздания и заставить служить себе его силы, магия как использование сил в повседневных целях и личных нуждах («…Религиозный Магизм убежден, что высшую силу можно заставить подчиниться. Нужно лишь найти ключ, слово, действо — и все будет в руках человека» [Мень А. Магия, оккультизм, христианство // http://razom.znaimo.com.ua/docs/191/ind ... tml?page=4]), строительство Вавилонской Башни для сведения небес на землю, сократовское познание «небесных вещей» с помощью мудрости с целью ухватить и заставить служить себе, шаманы ждут духа-покровителя, чтобы вступить с ним в схватку и покорить его, герметизм / Каббала как поиск знания, требуемого для трансформации мира и человека, наука как притяжение могущественных сил природы в орбиту человеческой жизни, карго-культ как попытка каким-либо способом заставить работать на себя (захватить, украсть, купить на сырьевые деньги) достижения других цивилизаций. Высшим благом здесь являются блага земные. «… Нисходящий путь … до самого основания своего мирской, он прославляет Множественное, а не Единое. Он почитает Землю, тело, чувства и часто сексуальность. Он даже отождествляет Дух с чувственным миром, с Геей, с явлениями, и видит в каждом восходе солнца и луны все Духовное, что когда-либо потребуется человеку. Он абсолютно имманентен и презирает все трансцендентное. На самом деле, для представителей Нисходящего пути любая форма трансцендентного считается мифом» [Уилбер К. Краткая история всего].

«Традиция Левой Руки» рождается, закрепляется и развивается в условиях, когда «… люди уделяли больше внимания и времени собственному выживанию, продолжению рода. Магия, ритуалы и обряды в подавляющем количестве случаев насилии обережный характер – заговоры духов, от напастей, хворей, порчи имущества, скота и потомства» [Askr Svarte. Аспекты времени и умение Видеть // http://zapys.blogspot.com/2014/04/blog-post_26.html].

«Традиция Левой Руки» часто определяется как «Мир Великой Матери» – «комфортной Матрицы, тюрьмы-иллюзии свободного духа и воли», «Мир мыслился как лоно Великой Матери ("праматериализм"), где все вещи, люди и боги – ее порождения, отпочковывающиеся от материнского принципа, чтобы отжить и опять вернуться в него» [Борозенец М. Наше бореальное наследие // viewtopic.php?f=89&t=9587]. «… Богиня-Мать правит всеми природными процессами. Это она заставляет оживать семя, погруженное в землю; она вселяет любовь в людей и животных, ей поют песни в дни весеннего ухаживания птицы. По ее мановению распускаются цветы и наливаются плоды. Ее радость – это радость всего живущего; ее глаза смотрят на нас с небесной лазури, ее рука нежно ласкает листву, она проносится над миром в дуновении весеннего ветра … Богиня-Мать – всеобщая прародительница. Из ее лона вышли растения, животные, люди. Поэтому в мышлении первобытного человека живет чувство родства, которое связывает все живые существа … Идея братства человека и животного нашла свое выражение в широко распространенных мифах, согласно которым предки людей имели смешанные человеко-звериные черты … По верованиям австралийцев, эти получеловеческие предки бродили по всей стране урабунна, совершая священные обряды, а впоследствии некоторые из них превратились в мужчин и женщин … Эта вера … объясняет возникновение такого своеобразного явления, как тотемизм. Тотем — это, как правило, животное, которое считается предком и покровителем данного племени … В его основе лежит вера в то, что люди кровно связаны с миром животных, а данное племя – с определенным видом животного. Одна из важных черт тотемизма – это связь его с ощущением коллективности. Семья, племя сознают себя чем-то единым в самом глубоком смысле слова … Первобытный человек еще не утерял ключа к тайне Единства человечества. Залогом этого единства является общий тотемический предок и дух-покровитель рода. Когда ребенок становится членом общины, то, по словам П. Гэсо, «в момент его посвящения открывается эта великая коллективная сила. Он отказывается от своей индивидуальности, чтобы стать членом этой общины... которая сопричастна... духу и отождествляется с животным миром через свой тотем» … Кроме коллективного родового тотема существовали и тотемы индивидуальные … священными предметами оказываются эмблемы духа-покровителя. В Австралии такими родовыми святынями являются чуринги. Это обычные каменные или деревянные дощечки, расписанные символическими знаками. Чуринги хранятся в особых местах, сокрытых от непосвященных … У северных индейцев мы видим превращение тотемного знака сначала в идола, а затем в геральдический символ племени» [Мень А. Магия, оккультизм, христианство // http://razom.znaimo.com.ua/docs/191/ind ... tml?page=2]. В конце концов, все в Мире Великой Матери, «… все происходящее на земле соответствует неизменному строю некоего Верховного Порядка. Неизменно совершают свой путь солнце, луна и звезды, неизменно опадает листва, приходит сезон дождей. Все эти видимые движения мира отражают недвижное царство Судьбы. Но человек как часть этого порядка обязан постоянно поддерживать его через магию … В своих обрядах человек имитировал жизнь природы, как бы участвуя в ее процессах; через тотемизм он роднился с миром живых тварей. Жизнь его была непрестанным священнодействием, он боялся нарушить хотя бы одно звено в космической мистерии, опасаясь быть выброшенным за пределы истинного Бытия. Вполне естественно поэтому, что страх переступить через сакральную черту ритуала, посягнуть на незыблемость «коллективных представлений» оказывал парализующее действие на духовную культуру. Он ставил человеку жесткие рамки, за пределы которых творческий дух пробивался лишь с огромным трудом. Вероятно, в этот долгий период человек чувствовал себя ближе к природному миру, чем в последующие века, но это была атавистическая близость. Не как человек предстоял он природному миру, а скорее как часть этого мира» [Мень А. Магия, оккультизм, христианство // http://razom.znaimo.com.ua/docs/191/ind ... tml?page=4].

Репрезентантом магическо-тотемных принципов Великой Матери на земле является Отец-Маг: «… Маг был неразрывно связан с тем мировым лоном, которое обнимало собой все существующее и определяло бытие вещей. Это лоно судьбы было не чем иным, как Великой Матерью первых культов. Мы увидим в дальнейшем, что образ ее будет неотвязно преследовать человечество, претерпевая удивительные трансформации. Она воплотится во вселенском Океане, рождающем богов, обернется Роком и Необходимостью. Мало того, что само язычество вышло из этого поклонения Матери, ему прямо или косвенно будут обязаны своим существованием и пессимистический дуализм, и греческий фатализм, и даже материалистическая философия» [Мень А. Магия, оккультизм, христианство // http://razom.znaimo.com.ua/docs/191/ind ... tml?page=4]. Задача Отца (Вождя/Жреца)-Мага – «… способствовать превращению народа в «массы»(, в) … то, что обладает свойством инертности, и больше ничем» [Бохонов В. Символизм и мавзолей // http://bokhonov.livejournal.com/1690.html].
Для этого он строит свою власть над человеком на манипуляции темными началами: «… Великий Инквизитор … хочет навсегда оставить человека таким, какой он есть, не допуская возможности его духовного роста. Как трезвый реалист и "заботливый отец", он принимает на себя бремя ответственности за пороки и преступления своих неразумных и слабых детей … Гитлер был "великим жрецом тайной религии, корни которой скрыты в неведомых областях". Некоторое представление о сути этой религии дают выдержки из книги "Утро магов" (Луи Повеля и Жака Буржье, – О.Г.). » [Регельсон Л. Почему опасен ложный образ Антихриста // http://www.regels.org/False-Image-of-Antichrist.htm].

Символическим выражением власти Отца-Мага-Жреца является Змей-Дракон.

***

Власть Отца-Мага Традиции Левой Руки рассматривается с позиций Традиции Правой Руки как окончательное извращение принципов Великой Матери, воцарив в человеческом обществе насилие (власть всепожирающего титана Кроноса). Поскольку идеальный объект для манипуляций Вождя-Мага – Семья (устраиваемая методом обмена женщинами между тотемными группами, что предельно качествеено изучил в своей «Структурной антропологии» К. Леви-Стросс), а для подавления – Эрос («…Адам и Ева – идеальный материал для власти, очень «удобная» пара. В то же время, их тип взаимоотношений идеален и с точки зрения продолжения земной человеческой жизни, в отличие от союза Адама с непокорной Лилит. Возможно, не будь в нашем мире Лилит, человечество не знало бы войн и многих других бед. Но не знало бы оно и искусства. И красивых поступков. И героизма. Мир был бы тусклым и однообразным, и изо дня в день тянулась бы серая обыденность, высасывающая из людей само ощущение себя Живыми» [Витер М. Лилит – воплощение женского Эроса // http://eroskosmos.org/lilith/]), Сын-Герой изменяет отношение именно к ним: семья рождается на принципах не Обмена, а Любви, а Эрос – все больше раскрепощается. Но эта позиция исходит не из простого антитезиса повстанцев на господствующий тезис. В действительности, «… наше влечение к Лилит основано на интуитивном ощущении, что она открывает путь к куда более высшим формам существования сознания … Энергия Лилит – это сила, и как любую силу, ее можно использовать во имя блага и развития … Лилит – это одновременно голос глубин и голос небес. Ум, вкусивший «запретный плод» и познавший сравнительное восприятие, Добро и Зло, будет вечно пытаться понять ее природу, чтобы отнести ее к одному из полюсов. Но с Лилит это не возможно, ведь сама она не ела того плода. Она не знает Добра и Зла. Она – воплощение Эроса, стремящего всё время выйти за рамки, превзойти, не давая своим действиям ненужных оценок и не выдвигая суждений. Именно поэтому Лилит так близка творческим личностям и обожествляема ими, в то время как личностям, стремящимся запихнуть человечество в узкие рамки и правила, она противна и представляется самим дьяволом. Как бы мы не относились к Лилит, она никогда не отступит. Эта битва заведомо проиграна, и, возможно, именно таков замысел Творца. Она, манящая и непокорная, будет являться нам время от времени, и своим поцелуем оставлять на губах сладкий привкус Вечности, не позволяющий забыть свою истинную, глубинную и бессмертную природу. И это прекрасно» [Витер М. Лилит – воплощение женского Эроса // http://eroskosmos.org/lilith/].

Первый этап противостояния всенивилирующей власти Мага-Жреца (Асура) и коллективного сознания (асура) – выделение сообщества личностей («братства сыновей», “we are the others”), «касты чистых» (арья) в отличие от других (не-арья), которые также разделяются на касты по уровню осознания своей личности. На этом этапе Верховной Личностью (Дева) становится тот, кто возглавляет борьбу остальных личностей (дева) против обезличивающих преград (Вритры, Тифона/Пифона/Гидры, Тиамат) для духовного возрастания человека. Верховная Личность – Царь. Но он же и Жрец, но уже не Маг, а Герой (Индра, Зевс-Аполлон-Геракл, Мардук), не «Титан» (ст.-греч. τιταίνω — «простирать»), а «Олимпиец» (ст.-греч. Olympos «Олимп» тождественно санскр. aalaya «дом, жилище, местожительство», присутствующее в топониме Himaalaya, Гималаи «место / обитель холода / зимы» [Хмара А.В. Олимп: этимология названия обители богов // http://www.rusnauka.com/8._NPE_2007/Ist ... 59.doc.htm]). Они – жители не обезличивающего «Стойбища» (Тартара), но собора личностей «Города» (Олимпа). Кстати, и изначальная личность в «Ведах» – это «Пуруша» (буквально – «горожанин»).

Первоначально Олимп занимали змееподобный титан Офион («Змей») и его супруга океанида Эвринома. Считается, что именно она как Великая Мать в своим волшебным танцем родила из Хаоса Космос. Место это понравилось Крону и Рее, и они его заняли, выдворив Офиона и Эвриному, нашедших убежище в океане. Крона и Рею изгнал с Олимпа Зевс. Врата Олимпа охраняли девственные богини времени Оры. Ни зверь, ни человек не могли туда забрести. Но это же название относилось еще к шестнадцати горам в Малой Азии, на островах Эгеиды, на Кипре и в южной части Балканского полуострова. Имеются основания думать, что резиденция богов перемещалась от одного Олимпа к другому по мере того, как Балканская Греция начинала играть большую роль в судьбах эллинов. Помимо того, Олимпы как бы пунктиром обозначают путь эллинского этноса из Малой Азии на Балканы.

Второй этап противостояния власти Мага-Жреца состоит в радикальной схватке Героя-Царя с символическим выражением противника – Змеем, Драконом.

И либо Дракон глупо пойдет на радикальное противостояние, либо, наоборот, подчинит Героя своей воле и станет манипулировать им.

В европоарийской традиции победило первое: Зевс сбрасывает Кроноса, Геракл убивает Гидру, Персей убивает Дракона, Зигфрид убивает Змея, Царевич убивает Змея (Кощея), Траэтона убивает Ажи-Дахака и пр.

В индоарийской традиции победило второе после ряда предыдущих поражений (Вритры от Индры). Собственно, с этой победой следует связывать замену ведической героической религии на брахманическую жреческую. Например, «Махабхарата», «Пураны» и «Законы Ману» рассказывают о восстании против брахманов, которое поднял царь Вена, сын царя Анги из династии Дхрувы («Северная звезда») и царицы Сунитхи.
All this has happened before. All this will happen again - Всё это было прежде, и повторится вновь.
So Say We All - И Это Наше Слово.
Pro Aris et Focis : За алтари и очаги!
http://falangeoriental.blogspot.com
Аватара пользователя
Олег Гуцуляк

 
Сообщений: 4627
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 01:22
Откуда: Ивано-Франковск, Галиция, Украина

Re: Некоторые предварительные комментарии о разнице

Сообщение Askr Svarte 13 сен 2015, 08:00

Публикуем отклик на статью В. Гримссона.

Дорогие братья!
Снова, по мере скромного своего разумения, попытаюсь, если мне будет позволено, внести ясность в некоторые вопросы. На этот раз связанные с замечательной статьёй "Некоторые предварительные комментарии о разнице между Путем Левой Руки на Западе и Дохристианской языческой моделью"
http://vk.com/askrsvarte?w=wall-31391745_1508

В первую очередь хотелось бы отметить мысль о том, что "ПЛР имеет много общего с раннехристианским дуализмом и более поздней декартовской двойственностью тела и разума". Очевидно, под "раннехристианским дуализмом" понимается ни что иное как гностицизм, ставший одним из ключевых еретических течений первых веков христианской эры и оказавший влияние на многие позднейшие философские и религиозные учения (в том числе и на упомянутую систему Картезия). В то же время следует уточнить, что гностицизм, как таковой, не является продуктом христианства (не случайно он был назван ересью) и имеет свои корни в дохристианском периоде, хотя и древность данного учения, на которой настаивают многие позднейшие его представители - явно преувеличена. Развивая эту мысль, следует вспомнить сказанные в статье слова о философских проблемах, к которым ведет дуализм. Действительно, характерный для гностицизма грубый дуализм духовного (читай "интеллектуального") и материального начал приводит к совершенно деструктивным философским последствиям. Вспомним сделанную автором статьи оговорку об отношении многих современных последователей ПЛР к сексу (а также к окружающей среде). Она не случайна, она указывает на некую непоследовательность современных последователей резко-дуалистических учений. Ведь гностики старой школы нередко доходили до отказа от продолжения рода (вспомним богомилов и продолжателей их дела - катаров). А об отношении к окружающей среде - и говорить нечего: для гностика материя - зло, физический мир - зловонный труп. Материальная вселенная должна быть уничтожена, только так мы освободимся. Точнее будут освобождены заключенные в шелуху бренных телесных оболочек искры божественного света; они должны воссоединиться с первоисточником, растворившись в нем. Это относится не только к христианским гностическим ересям. Вспомним каббалистическое учение о Древе Сфирот, олицетворяющем Божественные эманации. Антонимом понятию Сфирот является Клипот (тень Древа) - это олицетворение зла, но само слово "клипот" переводится как "шелуха". В этом контексте весьма интересную окраску приобретают воззрения некоторых деятелей современного иудаизма (в особенности хасидов), отношение которых к Б-гу и к Машиаху можно назвать весьма дерзким: речь идет об идее "ускорить" (!) приход Машиаха и наступление божьего царства. С точки зрения каббалистической эсхатологии всё это можно интерпретировать как призыв ускорить светопреставление.
Но вернёмся к гностицизму, как таковому.
Вопрос: как может столь резкий дуализм сочетаться с чрезвычайно цельным мировосприятием, характерным для традиционного язычества? Никак.
Возвращаясь к высказанному мной сомнению в чрезвычайной древности гностической традиции, хочу указать на предхристианский период, период упадка античного язычества - как на точку зарождения гностицизма (в том его виде, который мы здесь обсуждаем). Подобные деструктивные учения всегда указывают на определенную ступень упадка культуры. Цивилизация живая, развивающаяся (а не умирающая) - никогда не породит подобных явлений.
Здесь следует оговориться: гностицизм не есть чисто языческое явление, т.к. он оперирует библейским материалом и постулирует наличие над-мiрного бога (или богов), что для язычества несвойственно.
Но вернёмся к теме.
Автор статьи справедливо замечает, что "Не существует конфликта ни между телом и разумом, ни между материей и духом". Также примечательно его предостережение от "дуализма, субъективизма и редукционизма", в этом отношении его позицию можно противопоставить позиции автора статьи "Моя реальная жизнь" ( http://vk.com/askrsvarte?w=wall-31391745_1464 ), который напрямую проповедует философию эскапизма (немыслимого для традиционного мышления - как языческого, так и религиозного).
Само название статьи весьма парадоксально сочетается с псевдонимом автора, взятым из художественного фильма.
Подводя итог вышеизложенному, скажу, что хоть ваш покорный слуга и не ведёт поисков на пути, который здесь называют Путем Левой Руки, и не разделяет Веры автора рассматриваемой статьи, но всё же считает нужным заострить внимание на важности предостережений, сделанных многоуважаемым братом Вульфом. Грубый дуализм, а равно и крайний субъективизм - плохое подспорье в духовном поиске. Призыв искать бога внутри себя - это крайняя степень безумия с точки зрения Традиции. Постулировать изначальную порочность видимого мiра, превращая его в источник зла - также не свойственно для традиционного мышления. Как позднеантичный гностицизм был симптомом умирания языческого мира, так и современные учения, связанные с внутренним богом - суть декаданс, продукт деградации. Во многих случаях это ничто иное, как нью-эйджевский суррогат духовности.
Человек традиционного общества имеет перед внутренним взором абсолютно целостную картину мiроздания и, (что отличает его от человека современного) знает свое место в этой картине.
Евгений Головин в своих работах неоднократно подчеркивал, что для языческого мiра совершенно нехарактерно никакое разделение: нет границы между живым и неживым - и камни и деревья являются существами, и умершие не перестали существовать и не отправились в другой мир (ведь нет и разделения на эту реальность и потустороннюю), они лишь перешли в другое состояние. Единственная дихотомия язычества: мужское-женское. Более подробно об этом я писал в совей предыдущей заметке ( http://vk.com/askrsvarte?w=wall-31391745_1431 ).
Другая ситуация в религии (будем говорить о христианстве), где существует явное разделение на материальное и духовное. Это разделение заложено в первом стихе первой главы первой книги Ветхого Завета (Бытие): "В начале сотворил Бог небо и землю". Вдумчивый экзегет спрашивает: что это значит? Если прочитать следующие несколько стихов, становится очевидно, что небо ("твердь") была создана во второй день, а земля ("суша") - в третий. Тогда что за "небо и землю" сотворил Бог в день один?
Если зерно двойственности лежит в самых основах рассматриваемой нами религии, то становится понятно, почему автор статьи заговорил о "раннехристианском дуализме": кажется, что гностицизм - есть наиболее полное, законченное, доведенное до абсолюта выражение христианского мировоззрения. Но это не так. Не будем вдаваться в рассмотрение различий гностического и христианского взглядов на Бога (хотя эти различия фундаментальны) и заострим внимание на интересующем нас вопросе дуализма. Я не случайно употреблял такие эпитеты как "грубый" и "резкий" по отношению к гностическому дуализму - я делал это, чтобы отделить его от дуализма христианского. В чём же отличие?
Посмотрим: гностицизм зиждется на противопоставлении духовного (которое отождествляется с интеллектуальным) с одной стороны и материального (которое отождествляется с мiровым злом) - с другой. В христианстве Божественному духовному началу противопоставляется дьявольское, богопротивное начало (тоже духовное), а никак не материальный мир. А дихотомия "дух-материя" («небо и земля» из первого стиха Книги Бытия), хоть и является фундаментальной, но не носит характер противостояния.
То есть традиционная религия далека от того, чтобы поставить вражду духовного и материального начал во главу угла. И, уж тем более, далеко от этого традиционное язычество, где вообще не разграничивается материальное и духовное, где всё принадлежит целостному магическому мiру.
Отдельного рассмотрения заслуживает проблема эскапизма. То что это явление чуждо традиционному язычеству - опять же следует из концепции целостности мiра. С религией сложнее: ведь, с точки зрения того же христианства, материя всё-таки менее реальна, чем дух, в каком-то смысле она иллюзорна или, во всяком случае, её ценность ничтожна в сравнении с духовными ценностями. Действительно: жизнь христианина заострена на внутреннем делании, основное поле работы - собственная душа. Однако мир христианина - также целостен, не смотря на наличие двух планов бытия. И внутренняя деятельность человека религии не имеет никакого отношения к поиску "внутреннего бога", Бог христиан - надмiрный, но, в отличии от гностического демиурга, этот Бог - благ и, сотворенный им мiр - благо (не смотря на повреждение, внесённое в него грехопадением). В этом дискурсе и следует рассматривать отношение христиан к материи.
Весьма показателен пример христианских алхимиков. Их взгляды принято сближать с гностицизмом, это естественно: объединяющий элемент - это герметизм. Триждывеличайший Гермес - фигура гностического круга - является путеводной звездой алхимиков. Но гностицизм и алхимия (христианская) едины только в аспекте отношения к Знанию. В отношении к материи их взгляды расходятся в диаметрально-противоположном направлении. Если гностицизм, как было сказано выше, жаждет уничтожения материи, отождествляя её со злом, то алхимия работает над её преобразованием, исправлением. Именно в этом смысл трансмутации металлов (за символикой которой скрыта идея перерождения человеческой души). Если элемент стремления к Абсолютному Знанию в алхимии - из гностицизма, то мысль об очищении и исправлении - из христианства. И, хоть с точки зрения христианской ортодоксии, алхимия - сродни ереси, всё же рассмотрение христианского элемента европейской герметики полезно при рассмотрении вопроса об отношении христиан к материи. Внутренняя работа по исправлению собственной души может отражаться и во внешнем, материальном мiре. Не случайно жития многих христианских подвижников изобилуют примерами того, как вокруг святого, достигшего высокой степени внутреннего возрастания, происходят чудеса, выраженные в преображении материальной действительности, когда мiр как бы частично возвращается в своё изначальное совершенное состояние. Характерный пример - укрощение диких зверей, которые рядом со святым лишаются хищнического инстинкта, возвращаясь в то состояния, в которое, по словам Писания, они находились в Эдеме.
Наиболее радикальной формой отказа от «внешней» жизни, обращенной к мiру материи, в христианстве является монашество. Черный цвет иноческих одеяний символизирует смерть для мiра. То есть монах умер для плотской жизни и родился для иного - ангельского бытия. Но даже в этом случае речь не идет об эскапизме или об абсолютном дуализме. Бремя материального существования рассматривается не как результат ошибки, которую следует исправить (как в гностицизме, где само появление материи - катастрофа), а как своего рода вериги, которые нужно безропотно нести ради собственного духовного воспитания. Это объясняет, почему христианство абсолютно отрицает суицид. И, уж тем более, речи не идет о субъективизме. Эта концепция вообще абсурдна с точки зрения религиозного человека, для которого существует Абсолютная Истина в лице надмiрного Бога.
Таким образом, мы можем утверждать, что грубый дуализм, а равно и субъективизм - чужды традиционным формам духовности, будь то язычество или христианство.
В чём цель нашего маленького исследования? Я не случайно заострил внимание на гностицизме, сузив, заданную автором статьи тему дуализма. Данное учение является особо опасным (и соблазнительным) для тех, кто ведёт духовный поиск на Пути Левой Руки. Чтобы понять это, посмотрим, как гностицизм работает с библейским материалом. Главными героями становятся такие персонажи как Змей и Каин (от имён каждого из них образованы названия известных гностических сект - офиане и каиниты). Они - те кто пошел против диктата [злого] бога-творца. Уверен, многие неопытные делатели на Пути Левой Руки, могут соблазниться этими мотивами гностицизма. И это приведёт искателя на скользкую дорожку деструктивного сектантства.
Это подводит нас к еще одной важнейшей теме, затронутой в статье Вульфа Гриммсона. Это тема «контроля качества». Если для христиан этот контроль осуществляется Церковью, и даже если авторитет её иерархов вызывает сомнения, - за ним стоит неколебимый авторитет Догмата. Но кто наставит неопытных странников на Пути Левой Руки? Кто убережёт от лже-традиционных поползновений? Можно ли положиться на авторитет тех или иных учителей (на чём он зиждется?), или же остаётся руководствоваться лишь своим разумением? И, если верно последнее, то верим ли мы в непогрешимость собственного разума?
Кот Баюн
Askr Svarte

 
Сообщений: 157
Зарегистрирован: 29 окт 2011, 14:16
Откуда: Новосибирск, Западная Сибирь

Re: Некоторые предварительные комментарии о разнице

Сообщение Александр Волынский 13 сен 2015, 10:09

Кот Баюн

Согласен практически по всем пунктам.
В этом контексте весьма интересную окраску приобретают воззрения некоторых деятелей современного иудаизма (в особенности хасидов), отношение которых к Б-гу и к Машиаху можно назвать весьма дерзким: речь идет об идее "ускорить" (!) приход Машиаха и наступление божьего царства. С точки зрения каббалистической эсхатологии всё это можно интерпретировать как призыв ускорить светопреставление.

Совершенно верно. Политически это выражается в постоянном провоцировании войн и конфликтов, так же ведут себя все дуалисты - шииты, раскольники, протестанты, все они пытаются приблизить конец материи - Финис Мунди.
"В начале сотворил Бог небо и землю". Вдумчивый экзегет спрашивает: что это значит? Если прочитать следующие несколько стихов, становится очевидно, что небо ("твердь") была создана во второй день, а земля ("суша") - в третий. Тогда что за "небо и землю" сотворил Бог в день один?

На иврите "шамаим" - "небеса" дословно " там воды" (солнце "шэмэш" дословно "там огонь") т е Бог сотворил землю и воды, а потом "разделил" воды "ракиа"- "сводом", ту воду, которая оказалась под небесным сводом собрали в моря, а та вода, которая над сводом проливается дождем и никакого отношения к Духу не имеет ибо "Дух (Руах) Божий носился над поверхностью вод" т е был "выше" сотворенного водного хаоса, называемого "шамаим".
верим ли мы в непогрешимость собственного разума?

Любая традиция начинается с гностического сомнения. Иисус считал фарисеев разукрашенными саркофагами в клипот которых гибнет "искра света". Но затем традиция преодолевает индивидуализм и объектевизируется через практику и социальные институты - "По плодам их узнаете их". Гностицизм это всегда антисистема, но если система ослабла, то гностики переваривают ее, готовя почву для Нового Начала.
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский

 
Сообщений: 9400
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 22:06
Откуда: Афула, долина Армагеддона, Израиль


Вернуться в Языческий традиционализм


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron